Тренд "Экодизайн". Как превратить “зеленую тоску” в перспективный бизнес
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- Австралийский дизайнер Brodie Neill придумал стол Gyro из океанического мусора, который выбрасывает на пляжи Корнуолла, Гаваев и Тасмании, для London Design Biennale 2016 . Чтобы посетители выставки могли убедиться - мусор можно красиво использовать повторно.
- Шведская компания Traullit придумала стеновые звукопоглощающие панели в виде сот из переработанной древесины.
- Шведская студия From Us With Love создала для Ikea кухню из переработанного пластика. Начинка фасадов – переработанная древесина, верхнее покрытие – пластик. Одна деталь равна 25 бутылкам. Срок службы кухни – 25 лет.
- Магазин косметической марки Aesop в лос-анджелеском даун-тауне полностью отделан картонными втулками с фабрики текстиля. Обычно на них наматывают рулоны ткани и выбрасывают за ненадобностью, а калифорнийское бюро Brooks + Scarpa использовало их как стеновые панели.
Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.
курсовая работа , добавлен 28.02.2016
Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.
реферат , добавлен 06.06.2008
Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.
реферат , добавлен 15.10.2014
Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.
реферат , добавлен 11.10.2013
Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.
презентация , добавлен 23.11.2011
Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.
реферат , добавлен 29.03.2013
История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.
дипломная работа , добавлен 28.09.2014
Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.
Экологичный дизайн – главная тема выставок, конгрессов и форумов. Greenery - основной тренд для архитекторов, дизайнеров и декораторов. Знакомимся с главными терминами эко-дизайна.
ЭКО-ДИЗАЙН
Предметы, сделанные из переработанных или натуральных материалов. Гаджеты, работающие на солнечных батареях. Все, что можно легко превратить в новые предметы или утилизировать впоследствии.
В пер. с англ. «переработка».
Дизайнеры всерьез работают над коллекциями мебели, аксессуаров, одежды и обуви из переработанного пластика. Даже компании уровня Adidas выпускают кроссовки из мусора, который прибивает к берегам Мальдив. Другие ответственные производители думают о том, как утилизовать избытки собственных товаров: гигант H&M , например, постоянно собирает старую одежду для ресайклинга.
– в переводе с англ. «устойчивость».
«Устойчивый проект» означает, что объект наносит минимум вреда окружающей природе. Здание, к котором грязная вода повторно очищается и идет на полив газонов вокруг, дом на солнечных батареях, сортировка мусора на производстве, повторное использование офисной бумаги, экономия - все это примеры устойчивости. В идеале объект должен компенсировать природе все, что взял – воду, энергию, полезные вещества или минимизировать свое присутствие. Полностью автономные дома придумал в 1970-е шведский архитектор Bengt Warne . Его идею накрывать обычный дом теплицей-куполом подхватила и развила молодая студия Tailor Made . Такой дом не требует подключения к канализации и повторно использует воду из ванной и кухни, чтобы поливать растения.
При производстве экологичных красок, тканей и обоев тратят меньше воды и энергии, не используют химические вещества. При использовании они не выделяют вредные испарения, их можно переработать или утилизовать без вреда - т.е. они экологичны втройне. Такие эко-дружелюбные краски есть в коллекциях Farrow & Ball , Benjamin Moore и других компаний.
Крупные мебельные фирмы, например, следят за тем, чтобы лес, который идет на производство диванов и столов, был возобновляемым. Хороший тон для любой марки – знать: сколько вырубил поставщик, столько и посадил. Кроме того, Visionnaire использует растительные наполнители вместо перьев и пуха: коноплю, хлопок, волокно хлопкового дерева, просо и льняное семя. И вместо хромированного дубления кожи ввела натуральные красители. В общем, старается не наносить вред окружающей среде и людям, которые будут использовать предметы марки каждый день.
Текст: Екатерина Полякова
Современный эко-дизайн
в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» стиль» , выполненный из натуральных материалов, дающий ощущение свежести и единения с природой. На сегодняшний день является одним из самых востребованных современных стилей.
Эко дизайн – это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл эко-дизайна заключается в самом названии – интерьер, выполненный в этом ключе, оптимально гармонирует с окружающей средой. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и действительно отдохнуть от душного города.
Эко-дизайн или натюрель выражается только за счет своей , природного начала, естественности материалов, цветов, правильности форм.
Основные элементы Эко-дизайна:
основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;
основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы;
близость к природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

История Эко-дизайна
У этого стиля нет бурной истории развития, а также знаменитых памятников архитектуры. Стиль сложно назвать уникальным, за счет заимствования форм и методов у других стилей.
Обращение к «эко» так или иначе происходит, но это лишь смешения эко-дизайна с другими. Например, архитектор Алвар Аалто – «отец модернизма» проектировал дома с прорастающими сквозь крыши деревьями и обвивающими их вьюнами.
Об эко-дизайне заговорили в конце XX века, когда люди устали от проблем экологии и решили создать свой собственный «чистый» мир в квартире или доме. Этот дизайн интересен тем, что продиктован самой природой. Человек как часть мира и природы, не спешит отказываться от неё, стремится сохранить её, воспроизвести её на загородном участке или квартире, как в эко-дизайне.
Безусловно, обращение к природе встречалось и раньше в других стилях. Оно выражалось в живописи, росписи, текстурах, архитектурных элементах и скульптурах. Наиболее ярко природная тематика отразилась в модерне. Но если модерн, опирается на элементы классические стилей, то эко-дизайн на современные, не брезгуя присутствием техники и электроники, уж никак не являющейся природной.
Также отчасти кантри является эко-дизайном, не считая его ухода от современности. «Прародителями» эко-дизайна считают скандинавских дизайнеров, давших основу в соединении естественности материала и новаторской формы, а также японских традиционалистов.
За счет своей положительной энергетики, способствованию расслаблению, уделению внимания здоровью и правильности жизни, эко-дизайн в интерьере быстро нашел себе поклонников и продолжает оставаться популярным в современных домах и квартирах.
Сегодня очень часто можно встретить смешение других стилей с эко-дизайном, другими словами эко стилизация интерьера.

Особенности Эко-дизайна
Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо аксиомам, конечно кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Ваш характер, пристрастия, привычки, возраст и даже статус можно отразить в создаваемом интерьере, при этом его принадлежность к эко-дизайну будет неоспоримой.
Эко-дизайн в интерьере весьма популярен и широк в применении. Для обустройства подходит, как , коттедж, так и чилаут в офисе (место для отдыха) и даже переговорная. Главный принцип эко-дизайна – это естественность во всем. Поэтому, никакого ДСП, пластика и хромированного металла в мебели и предметах декора.
Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий, Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке и меблировке. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен.
В экологическом стиле содержание определяет форму: все оформление состоит из натуральных материалов. Этот стиль предлагает нам оценить девственно чистую красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины. Не обязательно перегружать эти природные фактуры различными узорами, рельефами, яркими красками и оригинальными конструкциями. Пусть все будет просто и естественно.

Стены эко-дизайна: деревянные панели, пробковое покрытие, простые бумажные обои с едва заметным растительным узором, а лучше вообще без рисунка, либо обои из натуральных растительных материалов, можно добавить керамическую плитку (однотонную, либо также с растительным рисунком), отделочный камень, использовать белую штукатурку.
Потолок эко-дизайна: деревянные панели, либо сочетание деревянных балок со светлым потолком (натяжным, либо побеленным) – отличное решения для интерьера эко-дизайна.
Пол эко-дизайна: в эко стиле выкладывают из камня или терракотовой плитки натурального оттенка. Не менее востребован в эко стиле деревянный паркет, причем как из европейских пород, так и экзотики, бамбука или пробки. Дополнительным приемом может стать совмещение дерева темных и светлых пород.
Мебель эко-дизайна: из натурального дерева, лучше массива. Столики и табуретки из спилов и цельного ствола дерева и столешницы из природного камня или мрамора. Резьбы не должно быть много, всё же интерьер современный, а значит, форма прямолинейна, фигуры просты. Облегчит массив, мебель из ротанга. Стоит упомянуть, что мебель в эко-дизайне недешевая. Помимо того, что мебель из натурального дерева стоит на порядок дороже, чем её искусственные собратья, так еще в эко стиле большее предпочтение отдается мебели из массива (цельного дерева без соединений). С этим придется только смириться, если только на смену салонов с подобной мебелью вы не найдете «частного плотники», что крайне тяжело. Более дешевой альтернативой может стать мебель в скандинавском стиле.

Для дверных проемов желательны облегченные двери из массива или двери из деревянного шпона. Можно добавить стеклянные межкомнатные двери в деревянной раме, занавески из «бус», сделанных из натуральных материалов (ракушки, бамбуковые палочки).
Ткани эко-дизайна никогда не относились к разряду «богатых», традиционно они символизировали простонародный сельский быт. Сегодня же шторы из рогожки и циновки считаются верхом изысканности. Приверженцы экологического стиля уверяют, что натуральные некрашеные ткани даже энергетику имеют другую. Выбирайте для штор и тканевой отделки вещи из льна, ситца, холста, рогожки, из грубой шерсти. В художественных салонах по очень доступной цене продается серый неотбеленный холст. Это очень эффектная ткань для оформления экологического интерьера. Из нее вы можете сделать шторы, скатерти, обивку для мебели. Кроме того, есть смысл присмотреть плетеные жалюзи-циновки: они подойдут как для оформления окон, так и просто в качестве настенных ковриков или разделительных ширм.
Предметы декора в эко-дизайне: вазы из стекла (чаще зеленого) или глины, живые цветы, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, простой текстиль из льна или хлопка, декоративные фонтанчики, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки. На кухне в эко-дизайне особый уют придают пучки сушеной травы и связки лука. Каждый предмет в интерьере эко -дизайне должен поддерживать ощущение природного прикосновения, будь то картина или композиция из сухоцветов.
Посуда в эко-дизайне должна быть простой и однотонной мягких цветов. Сложные рисунки не допускаются, лучше всего подойдет узор в этническом стиле. Лучим материалом будет керамика или цветное стекло. Хороши будут деревянные принадлежности, а также хлопковые салфетки.

Стать ближе к природе, а значит и эко-дизайну, вам поможет наличие не просто нескольких цветов в горшках, а созданного зимнего сада или его мини-версия, когда цветами оформляется только одна зона. Декорировать можно даже камнями, отдельно лежащими или в виде сада камней в небольшой зоне . Также украсят интерьер аквариум, террариум или клетка с птицами.
Комната, выполненная в эко-дизайне, должна быть хорошо освещена, в ней не просто светло, в ней чувствуется своя погода, хмурая или солнечная – все зависит только от вашего настроения. Для достижения такого высокого результата, в качестве источников света применяются люминесцентные лампы, которые помимо выполнения основной функции (освещение) еще и сберегут электроэнергию.
Чтобы оформить дом в стиле натюрель, вовсе не обязательно обивать всю квартиру древесиной. Достаточно сделать из дерева что-то одно – пол, стены, двери или окна. Также можно приобрести необработанную, а значит, и более дешевую древесину и довести ее до совершенства самостоятельно. Это, конечно, займет больше времени, но ведь работа с натуральным деревом – это тоже в какой-то степени общение с природой и своебразная дань выбранному экологическому стилю.
Основной ошибкой является представление эко-дизайна в виде кантри, с его большим количеством декоративных элементов, резьбой, кружевами, росписями и т.п. Не забывайте эко-дизайн отражает современный интерьер, его минимализм, простоту и функциональность, не захламляйте его и не превращайте его в домик в деревне.


Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.
экологический подход в проектировании
экологический дизайн
1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.
3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.
4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).
5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).
6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.
7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.
8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.
9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.
Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .
Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.
Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.
Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.
Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.
Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .
Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .
По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .
Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .
Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.
Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.
Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:
· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;
· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;
· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;
· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.
Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:
· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;
· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;
· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;
· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;
· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;
· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.
Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.
Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .
В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.
Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.
Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.
Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.
Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).
Задачами экологического дизайна являются:
· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;
· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;
· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;
· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;
· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.
В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.
Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .
Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.
Рецензенты:
Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»