Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад. Важное о водометных движителях
Масса воды, отброшенная движителем в корму, создает в виде реакции упорное давление, движущее судно вперед. Создает ли масса воды большее или меньшее ускорение, безразлично. В обоих случаях расходуется одинаковая мощность и возникает одинаковый упор винта. К сожалению, это отражает лишь физический принцип. В действительности имеется совершенно определенное, наиболее благоприятное соотношение между массой воды и ускорением.
Водометный движитель действует так же, как гребной винт: вода засасывается спереди, лопатки насоса, подобно лопастям винта, придают ей ускорение, после чего вода выталкивается в корму. От гребного винта он отличается лишь внешним видом – винт, точнее колесо насоса установлено в трубе внутри катера. Кроме того, водяная струя не уходит незаметно под воду, а выбрасывается из сопла, установленного над водой. Действие выбрасываемой за корму струи воды вызывает равную по величине и направленную в нос реакцию, благодаря которой катер получает движение вперед.
Нередко считают, что водометный движитель позволяет развить гораздо большую скорость, чем гребной винт.
Чтобы определить достоинства и недостатки водометного движителя, необходимо рассмотреть два фактора: его расположение на катере и К.П.Д.
Есть что-то заманчивое в идее установить высокоэффективный насос внутри судна. Идея создания водометного движителя появилась значительно раньше, чем был изобретен гребной винт. Еще в 1784 г. Джеймс Рамсей продемонстрировал на реке Потомак в США первый пароход с водометным движителем. В 1867 г. английский военно-морской флот проводил опыты с центробежными насосами в качестве движителя для канонерской лодки «Уотервич» длиной 50 м. Паровая машина мощностью 760 л.с. при частоте вращения 40 об/мин приводила в действие центробежный насос. Ротор насоса имел диаметр около 4,25 м. Канонерская лодка с водометным движителем развивала скорость 17,2 км/ч.
Последнее звено в длиной цепи исследований замкнулось в Новой Зеландии, где Гамильтон попытался создать маленький катер для плавания по каменистому мелкому горному ручью. С обычным гребным винтом это было невозможно, так как части, выступающие под днищем, получали повреждения из-за ударов о камни.
Вначале Гамильтон установил внутри катера обычный центробежный насос, в результате чего водяная струя выходила в корме под катером. Выходное отверстие было выполнено поворотным, т.е. управляемым, поскольку под днищем катера нельзя было установить даже маленького пера руля. В 1953 г. Гамильтон решил подводное выпускное отверстие вывести на транец над водой, обеспечив выброс водяной струи в воздух. Это как будто незначительное изменение оказалось весьма эффективным. Если экспериментальный катер раньше развивал скорость 18 км/ч, то при выбросе струи в воздух была достигнута скорость 27 км/ч. В результате удалось получить не только днище без выступов, но и высокий К.П.Д.
В 1956 г. центробежный насос был заменен двухступенчатым, а затем и трехступенчатым насосом. В настоящее время применяют не только одноступенчатые осевые насосы (рис. 190, 191), но и одноступенчатые диагональные насосы (рис. 192). Управление и задний ход часто осуществляются поворотом струи в выпускном сопле (рис. 193, 194).
Преимущества водометного движителя:
1.Отсутствуют выступающие части под днищем катера (рис. 195).
В результате исключена опасность ранения пловцов и водных лыжников.
2.Не возникает кренящий момент, вызываемый вращением обычного судового гребного винта.
3.Небольшая осадка дает возможность использовать катера с водометными движителями в мелких водоемах. Правда при небольшой скорости катера водоросли могут засосать внутрь, но они достаточно просто удаляются.
4.Катер легко спускается с трейлера и поднимается на него.
5.Для катеров, участвующих в специальном виде гонок «с ускорением», с успехом используется высокое начальное ускорение.
6.При установке на небольших быстроходных пожарных катерах движитель можно применять в качестве пожарного насоса.
Например, в Новой Зеландии, где реки в основном мелководные, с каменистым дном, используется около 3000 малых спортивных катеров (длиной 4-8 м) с водометными движителями.
К недостаткам водометов относятся потери мощности от трения воды, так как она проходит длинный путь по узким впускным и выпускным каналам, внутренние поверхности которых бывают не совсем гладкими. Лопатки насосов также иногда шлифуются недостаточно хорошо. Кроме того, трение возникает в неподвижных направляющих аппаратах. Значительное сопротивление вызывается и решеткой всасывания, что приводит к завихрению потока и может преждевременно вызвать кавитацию.
В насос даже на самых высоких скоростях должна поступать вода, а не смесь воды с воздухом. Если днище слишком плоское или имеет обратную килеватость, наподобие морских саней, то воздух засасывается очень легко. При наличии пузырей воздуха в воде упор резко уменьшается.
Остановимся на вопросе коррозии. Многие водометы находятся под угрозой коррозии, так как для изготовления корпусов, лопаток, приводных валов, впускных решеток применяют разнородные металлы. Но поскольку водометные движители предпочитают устанавливать на малых быстроходных катерах, то их можно хорошо защитить от коррозии. Для этого необходимо после каждого плавания поднимать катер на берег или на прицеп.
Малые легкие спортивные катера с двигателем большой мощности развивают при помощи водометных движителей высокие скорости. Это вызвало преждевременное увлечение ими вплоть до утверждения, то будущее принадлежит водометам. Тем временем выявились как достоинства, так и недостатки этой системы. Теперь можно быть уверенным, что катер с обычным имеющимся в продаже водометным движителем достигнет хорошего общего эффекта.
В любом случае двигатель без реверсивной передачи с водоструйным насосом обойдется дороже, чем обычный катерный двигатель с реверсивной передачей, валопроводом и гребным винтом. Это чисто коммерческая точка зрения, от которой зависит возможный сбыт движителей, привела к тому, что в основном изготовляют лишь небольшие высокооборотные водометные движители, так как их можно подсоединять к современным катерным двигателям без промежуточного редуктора. Поэтому водометы используют преимущественно на легких быстроходных катерах, где большая мощность сочетается с малым весом катера. Фирма «Гамильтон» выпускает инструкцию, в которой указано, что водометный движитель может быть установлен на катере лишь в том случае, если выдержаны определенные соотношения между весом катера, включая вес экипажа, и мощностью двигателя. Так, максимальный вес малого быстроходного катера длиной 4-6 м должен быть от 12 до 16 кг на каждую лошадиную силу мощности двигателя, а катера длиной 6-9 м – не более 9 кг. Очень высокие скорости и высокий К.П.Д. достигаются в том случае, если вес катера составляет не более 5-7 кг на каждую лошадиную силу мощности двигателя.
Многие водометные движители подходят к обычным высокооборотным автомобильным двигателям, частота вращения которых составляет 3500-4500 об/мин, но не пригодны для довольно больших туристских катеров.
Конечно, водометы можно выпускать и для более тяжелых и тихоходных катеров. В этом случае, чтобы получить хороший К.П.Д. в диапазоне малых и средних скоростей, требуется пониженная частота вращения двигателя и большой диаметр водомета.
Характерно, что ни один из серийных водометных движителей не предлагается вместе с катерным дизелем, так как дизели имеют слишком большой вес и недостаточно высокую частоту вращения для экономически приемлемого объединения с небольшими водометами. Несмотря на это, нередко высокооборотные водометные движители все же устанавливают на больших тихоходных катерах.
В результате наступает полное разочарование. Чаще всего водометы демонтируют и заменяют обычной установкой с гребным винтом.
При выборе гребного винта диаметр и шаг винта тщательно подбирают к мощности двигателя и скорости катера. Никто не выражает неудовольствия, если с гребным винтом проводят испытания, превышающих необходимые для получения заданных технических параметров. Но задумывались ли над тем, что это относится и к водометному движителю? Вероятно, заводы имеют в запасе несколько рабочих колес различного шага. Однако меняют колесо очень редко, а еще реже вносят изменение в диаметр водомета или направляющие каналы, так как это привело бы к изменению всей установки.
У приводимого при помощи водомета легкого быстроходного катера, аналогично катеру с гребным винтом, имеются два состояния равновесия: первое – между мощностью двигателя на валу и мощностью, используемой водометом, второе – между реакцией водяной струи и сопротивлением катера. Третье состояние, свойственное лишь водомету – равновесие между потребным количеством воды и диаметром выпускного сопла.
Итак, имеется шесть переменных величин. Если удается их хорошо согласовать между собой, то катер с водометным движителем достигнет той же скорости, что и катер с обычным гребным винтом. Конструкции, вызывающие дополнительное сопротивление обеих систем, можно считать равноценными: у водометного движителя – решетку водозаборника и поверхность водоводов, а у гребного винта – выступающие части (вал, кронштейн гребного вала и руль).
Если катер с водометным движителем показывает большую скорость, чем такой же катер с гребным винтом, то это значит, что при оборудовании катера гребным винтом были допущены ошибки (возможно, плохо подобран гребной винт или выступающие части недостаточно отшлифованы). Часто попадаются кронштейны гребного вала неудачной конструкции, слишком толстые гребные валы и большое необработанное перо руля. В лучшем случае скорость катера с водометным движителем будет такой же, как и катера с гребным винтом.
До сих пор ни разу не упоминалось о своеобразном поведении водометного движителя на малом и среднем ходу. Увеличение и снижение скорости катера с обычным гребным винтом происходит почти пропорционально частоте вращения двигателя. Совсем по-другому ведет себя водометный движитель. Высокая скорость выброса струи достигается благодаря создаваемому в водомете давлению, а так же правильно подобранному диаметру выпускного сопла. Чтобы струя создавала наибольшую реакцию, вся установка, состоящая из двигателя, насоса и выпускного сопла, должна быть рассчитана на максимальные мощность и частоту вращения двигателя. Как только частота вращения снижается и катер теряет скорость, начинает уменьшаться давление в системе, так как диаметр сопла отрегулирован на максимальную частоту вращения. При этом скорость снижается в значительно большей степени, чем частота вращения двигателя.
Обратимся к диаграмме зависимости скорости катера от частоты вращения двигателя (рис. 196).
Кривые А, Б и В составлены по замерам на трех различных катерах с водометными движителями, кривая Г – на обычном катере с гребным винтом. Она показывает прямую зависимость между частотой вращения винта и скорости катера. По кривым А, Б и В видно, как быстро падает скорость с понижением частоты вращения. Если при 2000 об/мин насос еще перемещает половинный объем воды, то выпускное сопло уже не наполняется и водяная струя вместо того, чтобы с силой выбрасываться из сопла, бессильно выплескивается в воду. Это видно на нижнем левом плече кривых А, Б и В. Если катер с гребным винтом развивает значительную крейсерскую скорость, то катер с водометным движителем движется очень медленно. Например при 4000 об/мин катера с гребным винтом, так и с водометом имеют скорость примерно 60 км/ч, при 2000 об/мин скорость катера с гребным винтом равна 27 км/ч, а катера с водометным движителем – лишь 14 км/ч.
Следуя отметить, что кривые А и Б соответствуют точным замерам, а кривая В вызывает сомнения. Небольшая скорость катера с водометным движителем при пониженной частоте вращения двигателя получается в результате несоответствия между подаваемым количеством воды и сечением выпускного сопла. Чтобы развить скорость, которую имеет винтовой катер при 2000 об/мин, катеру с водометным движителем необходимо увеличить частоту вращения винта до 3000 об/мин и более.
На заводском испытательном стенде характеристики водоструйного насоса, лопаток и сопла согласовывают таким образом, что при максимальной частоте вращения винта возникает наибольшая реакция струи. Если подобную установку, состоящую из бензинового катерного двигателя мощностью 240 л.с. при частоте вращения 4200 об/мин, к которому присоединен водоструйный насос диаметром 0,3 м, смонтировать на катерах различной величины и водоизмещения, то можно придти к совершенно непредвиденным результатам.
На рис. 197 оказана диаграмма зависимости скорости различных катеров от мощности катера, частоты вращения двигателя и нагрузки катера. Энергетическая установка была смонтирована на открытом спортивном катере длиной 5,2 м и на легком прогулочном катере длиной 8 м.
Открытый спортивный катер испытали при двух нагрузках – с одним рулевым на борту и общим весом 910 кгс (кривая А) и затем с пятью пассажирами на борту при общем весе 1230 кгс (кривая Б). Достигнутые максимальные скорости оказались равными 91 и 86 км/ч (точки 1,2). При этом частота вращения двигателя составляла немногим больше 4200 об/мин. С уменьшением скорости примерно до 50 км/ч поведение катера не изменилось, однако при снижении частоты вращения двигателя примерно от 2500 об/мин до 2200 об/мин скорость катера резко упала – до 12 км/ч. Получить скорость 20 или 30 км/ч оказалось совершенно невозможно. Как только устанавливалось равновесие в работе насоса и сопла, катер начинал развивать скорость более 40 км/ч. При ничтожном уменьшении частоты вращения двигателя равновесие нарушалось, и катер снова двигался со скоростью 12 км/ч.
Цифры 52% и 56% в нижних точках изгиба кривых показывают, до какого процента максимальной частоты вращения катер движется медленно, прежде чем наступает внезапное повышение скорости.
Несмотря на достаточно высокую мощность двигателя, прогулочный моторный катер длиной 8 м оказался, по-видимому, слишком тяжел для того, чтобы приводится в движение от 12-дюймового насоса. Были проверены три нагрузки: сначала с одним рулевым – общий вес 1590 кгс (кривая В), затем с несколькими пассажирами – общий вес 2000 кгс (кривая Г) и наконец с большой нагрузкой – общий вес 2950 кгс (кривая Д). При частоте вращения 3950 об/мин двигатель еще мог развивать мощность 200 л.с., и катер в зависимости от общего веса достигал максимальной скорости 58, 53 и 39 км/ч (точки 3, 4, 5).
Особенно показателен малый ход, выраженный в процентах от максимальной частоты вращения, до момента, когда катер будет иметь нормальную скорость. При наименьшей нагрузке малый ход продолжается до 76% максимальной частоты вращения двигателя, у более нагруженного катера до 78%, а у катера с самой большой нагрузкой – до 97%. Если продолжать увеличивать нагрузку, то катер, несмотря на высокую мощность двигателя, не сможет иметь нормальной скорости.
Следует подчеркнуть, что водомет на прогулочном катере был установлен исключительно в экспериментальных целях. Водоструйный насос с большей производительностью и пониженной частотой вращения (с увеличенным диаметром импеллера) на большом катере был бы значительно выгоднее.
Подбор водометного движителя аналогичен подбору обычного гребного винта. Тяжелый катер с небольшим высокооборотным гребным винтом показывает очень низкий К.П.Д., который улучшается по мере уменьшения частоты вращения двигателя и увеличения диаметра гребного винта. То же можно сказать и о насосной установке водомета.
В будущем возможно появление специальных водометных движителей для больших морских катеров на подводных крыльях, достигающих скорости более 150 км/ч. Применяемая в настоящее время механическая передача мощности на гребной винт при помощи угловых колонок не отвечает требуемым большим мощностям. Кроме того, гребной винт сильно страдает от кавитации. Возможно, будет создана установка, состоящая из газовой турбины и водяного насоса, которая при особых условиях достигнет нормального К.П.Д. гребного винта и даже превысит его.
Основные выводы:
1.На малых легких катерах с водометом можно получить такую же скорость, как и на катерах с гребным винтом (при одинаковых частоте вращения и мощности).
2.Малооборотный гребной винт нельзя заменить высокооборотным малым водоструйным насосом.
3.Различные водометные установки неодинаково эффективно изменяют направление струи для получения заднего хода.
4.Управляемость и маневренность катера, оборудованного водометом, очень хороши на большой скорости.
5.Недостатком водометного движителя является непропорциональное по отношению к частоте вращения увеличение и уменьшение скорости.
6.У катеров с малокилеватыми обводами или резкими изгибами формы корпуса воздух может попасть в водозаборник водомета, что немедленно приведет к уменьшению тяги.
7.Проблемы кавитации у водометных движителей возникают чаще, чем у обычного гребного винта, отчасти из-за решетки во всасывающем отверстии, которая образует завихрения во входящем потоке.
8.Коррозия водометных движителей, особенно в морской воде, представляет большую опасность, чем коррозия обычного бронзового гребного винта.
9.В мелких водоемах в движителя засасывается песок, ил и даже мелкие камни, которые порой наносят повреждения лопаткам водомета.
10.Полностью смонтированная энергетическая установка с водометом дороже, чем обычная установка с реверсивной передачей, гребным валом, гребным винтом и рулем.
В заключении следует сказать, что некоторые английские фирмы изготовляют водометы для очень малых мощностей (от 2 л.с. и выше). Такие установки работают аналогично обычному судовому гребному винту и пригодны для тихоходных водоизмещающих катеров.
Водометные катера КС обладают отличными ходовыми свойствами и хорошей маневренностью. Водомет на них дает возможность ходить по мелководью, не сбавляя скорости, перескакивая отмели, что очень актуально для условий российских водоемов. Также к достоинству водомета можно отнести то, что сокращается риск ранения людей, которые плавают вблизи. Кроме того, под днищем отсутствуют выступающие участки. Катер может развить большую скорость за считанные секунды. Он сохраняет свои превосходные маневренные характеристики даже на высоких скоростях.
Корпусы катеров изготавливаются цельносварными из сплава магния и алюминия. Катера четко выполняют команды рулевого, показывая совершенную управляемость. Они послушно входят в повороты, четко возвращаются на исходную траекторию. На волнении лодки также себя ведут достойно.
Отличительные характеристики водометных катеров КС:
- Высокая безопасность.
- Превосходная управляемость.
- Сверхпрочный алюминиевый корпус.
- Высокие характеристики скорости.
- Отличная проходимость засоренных водных путей и мелководных зон.
- Современный дизайн.
Компания SJX BOATS, благодаря своему удачному расположению вблизи мелководных рек, имеет значительное преимущество в создании качественных и универсальных моделей катеров. Айдахо, Орофино месторасположение компании именуется столицей всего мирового сообщества посвященного рыбалке на разновидность сталеголового лосося. Поэтому когда речь идет, о том чтобы лодка прошла по мелководью лучшим специалистам в этом вопросе принято считать компанию SJX BOATS. Компания изготавливают самые, прочные и уникальные алюминиевые катера с использованием во всей Америке.
Все это благодаря наилучшему соотношению веса к мощности, а также довольно экономичному расходу топлива. Катера компании SJX BOATS всегда отличались впечатляющей грузоподъемностью и громадным разгоном. При этом катера имеют прекрасные характеристики для совершения различных маневров.
Компания SJX BOATS не имеет аналогов в производстве судов, имеющих такие впечатляющие технические характеристики для катеров, способных чрезвычайно быстро и удобно передвигаться на мелководье. SJX BOATS предоставляет возможность выбора прекрасных катеров для любимых занятий и различных видов деятельности. С ними рыбалка, охота станут не работой, а полноценным отдыхом и удовольствием. Уникальные модели катеров позволят добраться по мелководью со всем вашим снаряжением до тех мест, к которым вы раньше не могли и мечтать подступиться на лодке другого производителя.
компании SJX BOATS самые лучшие в сфере индустрии судостроения. Компания изобрела и совместила новейший тип катера и внедорожника в одной лодке. SJX BOATS не только занимается производством катеров, но и постоянно использует их. Многие работники компании являются довольно заядлыми рыболовами и охотниками, которые любят пробираться в самые дальние уголки, куда никто практически не осмеливается заплывать. Поэтому компания неустанно трудится над усовершенствованием лодок.
При производстве катеров компания учитывает требования и предпочтения профессиональных рыболов. Кредо компании SJX BOATS это работа над невозможным. Нас не устроит слово невозможно, и мы сделаем все, чтобы это стало доступно.
Катера компании SJX BOATS имеют множество прекрасных характеристик, и справляются со всеми возможными трудностями. Модели катеров не подведут вас в сложной или экстремальной ситуации, а наоборот сделают все, что смогут, чтобы помочь вам, достигнуть цель.
Лучшие , которые станут вашими союзниками на мелководье представлены ниже.
Модель этой водометной лодки имеет интегрированный тоннелем корпус, специально разработанный для особо экстремальных условий при достаточно низком уровне воды. При этом лодка благодаря своим отменным скоростным характеристикам, а так же уникальным ультра способностям к прекрасному маневрированию на опасных участках имеет неограниченное количество вариантов для ее применения.
Неисчислимые возможности этой модели лодки помогут вам с транспортированием груза по мелководью либо же станет прекрасным помощником я во время провождения активного отпуска, где вы сможете приятно и с пользой заняться охотой или рыбалкой на лосося.
Главными характеристиками этой модели можно по праву считать ее скоростные характеристики, а главное легкий алюминиевый корпус с интегрированным тоннелем.
SJX 2170 имеет 6,38 метров в длину и 1,77 метра в ширину. Так же лодка отличается неплохим расходом топлива, всего 22 литра за час. Сам бак можно заправить на 151 литр, что, несомненно, будет полезным во время долгой охоты или поиска рыбного местечка. Вес лодки 1020 килограмм на суше. Толщина корпуса составляет 4 миллиметра, при этом имеется дополнительная защита на целых 29 миллиметров.
Лодка 2170 может вместить на своем борту 7 человек. Поэтому на рыбалку или охоту вы сможете отправиться, компанией с которой активный отдых станет прекрасным времяпровождением. Эта лодка может стать вашей уже через 45-60 рабочих дней, так как именно столько нужно для ее создания. При этом цена SJX модели 2170 составит, начиная от 38400 тысяч долларов. Стоит так же отметить, что в указанную стоимость не входит прицеп.
Каждая лодка изготовленная компанией SJX имеет целый ряд особенностей, которые достигаются за счет правильного производства конструкции корпуса. Так как лодка 2170 изготовлена, только из высокопрочных материалов в ней учтены, все возможные большие нагрузки, которые только могут возникнуть при использовании. Все использованные детали при конструировании цельного алюминиевого листа были вырезаны с помощью оборудования, которое работает по высокому току.
Именно это и позволяет компании SJX BOATS давать гарантию на то, что стыковка и сварка всех деталей для лодки будет, безупречно выполнена и катер не будет иметь брака или неточностей после сборки. Так как для сварки используется только сплошной шов, который соединяет абсолютно все элементы направляющих, а так же обеспечивает жесткость тоннеля. Даже если этот метод сборки лодки и несколько продолжителен по времени но, в результате он себя оправдывает. Благодаря прекрасной конструкции сборки и высококачественным деталям все лодки компании SJX имеют впечатляюще большую грузоподъемность и отличную способность к маневрированию.
Лодка 2170 разработана для коммерческого использования и строительных работ определенного типа. Модель катера предназначается для плавания в достаточно мелководных условиях рек Аляски, а корпус имеет специальную защиту, которой не страшны возможные удары дном. Поэтому ударопрочная конструкция служит довольно практично и способна качественно обеспечить прекрасную грузоподъемность на дальнее расстояние вверх по течению любой реки.
Главной особенностью можно считать то, что с воды или же, наоборот, на воду владелец может спустить катер самостоятельно.
Комплектация для лодки SJX модели 2170 может иметь несколько вариантов, из-за специального набора нескольких электронных опций, которые устанавливаются в зависимости от сферы деятельности. Консоль конфигурации состоит из трехсекторного лобового стекла с защитой от самых разных предметов, с которыми вы могли столкнуться во время преследования.
Катера модели 2170 имеют множество областей применения, к которым относятся разного рода армейские операции, задержания или преследования органами правопорядке.
Лодку этой модели можно так же применять во время спасательных операций различными службами.
Благодаря прекрасным характеристикам и высокопрочным материалам, лодка может быть использована в самых разных сферах человеческой деятельности, где она станет прекрасным и надежным помощником, будь-то охота или рыбалка.
SJX Muscle Boat
Если вам понадобится катер среднего размера с увеличенной длиной, тогда компания SJX может предложить модель катера 2470.
Длина этой модели составляет 7,3 метра, а ширина достигает до 1,82 метров. Расход топлива у катера не слишком большой и за час работы лодка использует 22 литра. Что касается объема самого бака для топлива, то вместимость составляет 151 литр, что поможет при нужде плыть по мелководью более шести часов без дозаправки. Вес лодки 2470 на суше составляет 1112 килограммов.
Толщина корпуса — 33 миллиметра, из них сам корпус всего в 4 миллиметра, а остальные 29 миллиметров его защита. Лодка изготавливается от сорока пяти до шестидесяти дней и стоит не меньше 65 000 долларов США.
В среднего размера лодку 2470 могут поместиться 10 человек, или если же лодка будет использоваться для грузоперевозок, то грузоподъёмная составляет 680 килограммов.
Сам катер имеет увеличенный корпус за счёт, которого лодка может перевозить довольно большое количество людей или же груза по достаточно труднодоступным и загрязненным мусором рекам. Имея, иную рисовку и более длинный корпус модель катера имеет консоль управления, которая смещена ближе к носовой части лодки.
Катер 2470МВ имеет силовую установку, а мощность двигателя достигает до 200 лошадиных сил. У него надежный, испытанный водомет. Дополнительно так же можно сделать заказ на специальный винт, который поможет увеличить мощность двигателя на 10%.
Катер модели SJX 2470 МВ имеет дополнительную комплектацию. Разнообразная укомплектованность катера предоставляет возможность установки многофункциональных электронных опций, которые обычно подгоняются под тип ее применения. Для того чтобы придать лодке 2470 МВ дополнительную защиту владелец дополнительно может приобрести жесткий тент с кормовыми, а так же боковыми тентами. Они довольно практичны ведь, демонтировать, их можно как в холодное, так и теплое время года. В холодные дни при поездке по достаточно холодным рекам, вам понадобится вмонтировать обогреватель для более комфортных прогулок на катере.
Катер SJX 2470 обладает различными функциями и возможностями. Цвет салона и корпуса катера владелец может выбрать самостоятельно. На катер будет установлена двойная консоль, имеющая лобовое стекло в три секции и центральный проход. Встроена автоматическая отливная помпа. Контрольная модель двигателя, марки MerCruiser. Кронштейны, предназначается для установки эхолота и навигатора. Так же адаптеры для установок дополнительного оборудования колес или лебедки. Аккумулятор повышенной мощности. Дополнительный или резервный бак для подвесного мотора, с вместительностью 12 литров. В катере этой модели также имеется довольно вместительный отсек для оборудования. Водомет из высокопрочной нержавеющей стали с импеллером.
Модель 2470 МВ в своем стандартном комплекте так же будет иметь защитный кожух водомета и другие детали.
Модель SJX 2884 Megajon
Эта модель катера предназначена для довольно тяжелых грузоперевозок по трудно порождённым местам в реках. Модель 2884М длиной в 8,51 метра и шириной 2,58 является настоящим речным внедорожником благодаря своим улучшенным техническим характеристикам.
Топливо у этой модели расходуется немного больше по сравнению с другими моделями SJX, что обусловлено двойным двигателем. За один час работы расходуется 30,2 литра на два двигателя. Основной бак заполняется стандартно на 151 литр топлива. В сухом весе лодка составляет 1611 килограммов.
Вместимость этой модель очень большая. На борт этого хорошо спроектированного катера может зайти пятнадцать пассажиров. При этом грузового веса водный внедорожник может провезти по труднодоступным и захламленным местам целых 2270 килограмм. Стоимость за этот многофункциональный и много килограммовый грузоперевозчик составит от 77250 тысяч долларов США без учета прицепа. Дополнительно модель имеет два двигателя, мощность которых составляет 200л/с. Покраска и сам интерьер удобного салона, а так же импеллеры, выполненные из нержавеющей стали.
Модель 2884М прекрасный вариант внедорожника по различным непроходимым водам, где катеры обычного типа не смогут проплыть, или потерпят, крушения нанеся, грузу повреждения.
Двойной двигатель этого тяжеловоза прекрасно обеспечит самую мощную динамику вместе сравнительно небольшим расходом топлива из бака. Этот катер специально изготовлен и проверен для грузоперевозок по недоступным водоемам и рекам для других моделей. Компания SJX имеет высокий уровень индивидуализации для всех по отдельности лодок, которые производит и при этом учитывает наиболее изощренные требования, которые может предъявить заказчик.
К силовым установкам для этой модели катера, можно использовать два 200л.с. двигателя, которые каждый по отдельности обеспечит мощную динамику при не слишком большом расходе топлива. Также имеется возможность при заказе дополнительных винтов увеличить мощность каждого двигателя примерно на 10%. Благодаря прекрасному набору электронных опций можно установить множество дополнительных функций, которые прекрасно послужат в сфере коммерческой деятельности.
Все лодки компании SJX оснащены на носу специальными трапами для погрузки на них квадратиков. Также эта модель позволяет установку дополнительного обогревателя и укомплектовку защитного покрытия из жесткого тента по бокам. При этом дополнительно для барбекю либо же для лебедки, а также комплекта колес можно найти розетку.
К дополнительным опциям специально для этой модели катера идет полноценная защита Black Ice используемая для корпуса и стоящая около 18993 тысячи американских долларов. Имеется возможность дополнительно заказать носовой и стояночные тенты. Так же за отдельную плату, можно установить тройную консоль, которая обойдется вам в 1638 долларов. Срок изготовления вместе с установкой дополнительных опций может занять от шестидесяти до семидесяти дней, в общем.
Компания SJX заботится о комфортности и функциональности вашего перемещения по самым труднодоступным местам рек или водоемов. Поэтому катера изготавливаются из самых прочных и высококачественных материалов. Лодки всегда объединяют в себе практичность, комфортабельность и приятный дизайн.
Водометные движители имеют немало преимуществ перед “обычными” комплексами с гребным винтом, но тем не менее им еще предстоит завоевывать популярность у любителей водного отдыха. Ниже хорошо известный морской писатель и журналист Дэг Пайк пытается разобраться, почему одни катеростроители применяют водометные движители, а другие игнорируют их, и ответить на вопрос - имеют ли водометы перспективы на рынке прогулочных судов?
В использовании современных водометных движителей действительно много необычного. Странность заключается в том, что сегодня они находят применение исключительно в двух как бы противоположных - “полярных” - областях судостроения. Это или многовальные водометные установки большой мощности на гигантских скоростных паромах. Или это водометы на самых малых скоростных аппаратах - гидроциклах, причем для них это единственный вариант движителя. Весь же основной объем рынка прогулочных моторных судов по-прежнему составляют катера и мотолодки с гребным винтом. (Не будем говорить о крайне незначительном количестве подвесных моторов, выпускаемых с водометом.)
Для непосвященных водометный движитель представляет собой просто тот же гребной винт, но заключенный в трубу, однако в действительности это один из самых сложных видов пропульсивных систем. Водомет прежде всего - насос, который всасывает воду через входное отверстие, разгоняет ее и выталкивает наружу через сопло. Сопло может поворачиваться в горизонтальной плоскости, обеспечивая поворот судна, а перекрывающий сопло дефлектор может повернуть струю воды обратно, что даст судну задний ход.
В водомете довольно велики потери на трение, поскольку вода течет внутри трубы, однако этот недостаток компенсируется повышенной эффективностью крыльчатки насоса - рабочего колеса, импеллера водомета. В итоге по своим пропульсивным характеристикам современный водомет практически не уступает гребному винту, а на самых высоких скоростях нередко и превосходит его.
Водомет весьма популярен там, где быстроходное малое судно должно беспрепятственно двигаться по мелководью. Фирма “Воспауэр” - подразделение известной английской компании “Воспер Торникрофт”, которая строит патрульные катера и малые военные корабли, разработала целый ряд водометов для новейших десантных судов, поскольку только этот движитель позволяет такому судну на ходу “выскочить” на берег, а затем и самостоятельно сняться с него за счет обратной струи, которая гонит воду под корпус. Это преимущество можно использовать и на прогулочных судах, специально спроектированных для “высадки” на необорудованный отмелый берег. Возможно, именно поэтому американская компания “Хинкли” установила водомет на свою 36-футовую модель дейкрейсера, которая неслучайно названа “Пикник”.
Безопасность - еще одна положительная черта водомета. Крыльчатка находится внутри лодки и не представляет опасности для людей, находящихся рядом в воде. Это - главная причина, по которой водометы применяются на гидроциклах и на буксировщиках воднолыжников. Спасательные катера - еще одна область, где безопасность водометов может сыграть решающее значение.
В большинстве случаев водометы добавляют катеру солидную толику веса. Уточним: не столько сам движитель, сколько находящаяся в нем постоянно вода. При расчете ходкости скоростных судов вес этой воды должен быть приплюсован к весу судна. Частично этот добавочный вес может компенсироваться отсутствием в линии валопровода коробки передач, поскольку реверс и “стоп” обеспечиваются простым поворотом дефлектора (однако в большинстве установок необходима хотя бы муфта сцепления между двигателем и водометом, чтобы мотор мог работать независимо от режима работы движителя).
Водометы меньше подвержены поломкам от плавающего мусора, чем обычные винты (что может быть большим плюсом, скажем, для судов портофлота), однако это же соображение заставляет не отказываться от усложнения передач, чтобы иметь возможность противоположно направленной струей “промыть” забившуюся мусором решетку входного отверстия. Иногда используются специальные подвижные пальцы для удаления мусора от входного отверстия.
Еще одно преимущество водомета - удивительная мягкость работы трансмиссии и почти полное отсутствие вибрации, что немаловажно для прогулочных яхт.
Недостатки
Высокая стоимость водомета - одна из важнейших отрицательных сторон. Стоит он примерно в полтора раза больше, чем обычный винто-рулевой комплекс. Для некоторых типов катеров это может вылиться в солидную прибавку к цене и наверняка будет отвергнуто покупателями как ненужная роскошь.
В основном негативная реакция потенциальных покупателей сосредоточена на рулевой системе: управление судном с водометным движителем существенно отличается от управления обычным винтовым судном, особенно при маневрировании в стесненных акваториях. Преимущество в том, что судно с водометным движителем сохраняет полную управляемость, когда дефлектор установлен в нейтральное положение, что особенно важно в узкостях. Однако есть и минусы. Проблема возникает, когда водитель переходит от обычной однорычажной системы управления к рычагам управления водометом.
Некоторые изготовители водометов пытаются скопировать привычную однорычажную систему, но это, скорее, медвежья услуга. Конечно, в некотором смысле это помогает водителю освоить водометный движитель, однако он должен постоянно помнить, что у водомета нет нейтрального положения рычага переключения скоростей, как на обычной коробке передач. Коробка передач либо включает сцепление с двигателем, либо выключает, а у водомета сцепление относительно мягкое и возрастает постепенно, так что при включении сцепления вы не чувствуете немедленной реакции. Вам даже может показаться, что ровным счетом ничего не произошло. Многие при этом давят на рычаги “до отказа” и получают совсем не то, чего ждали.
Хитрость управления водометом состоит в том, что рукоятку газа надо использовать только в открытом море, а в порту надо пользоваться дефлектором. Однако эта хитрость, особенно в случае сдвоенных водометов, очень тяжело дается тем, кто привык управлять обычным винтовым судном.
Иногда пытаются решить эту проблему путем некоторой автоматизации управления применением электроники. Такие системы электронного управления предлагает, например, новозеландская “Гамильтон Джет”. “Воспауэр” в качестве альтернативы предлагает управление типа “джойстик”. Джойстиком можно управлять и двумя водометами сразу. Вам необходимо лишь “указать” рычагом направление, в котором надо двигаться (можно даже лагом), и электроника даст исполнительным механизмам именно те команды, которые обеспечат требуемый результат. Бывает и по одному джойстику на каждый из двух водометов.
Знакомство с управлением водометами требует времени. Шведская катеростроительная фирма “Сторебро”, выпускающая небольшие катера с водометными движителями, рекомендует владельцам пройти двухдневный курс обучения.
Конструкторы “Гамильтона” вдобавок к стандартным рычагам поставили на “J32” еще и муфту сцепления, встроенную в линию валопровода, а значит, добавили еще один рычаг.
Хотя освоение водомета и требует некоторого времени, те, кто уже привык к нему, очень высоко ценят такое качество водометного судна, как маневренность.
И последнее препятствие на пути водомета к завоеванию рынка прогулочных судов - подверженность обрастанию. Если водомет используется регулярно, проблема не возникает, поскольку проходящий через канал поток воды препятствует обрастанию, однако стоит оставить катер без использования всего на две летние недели, и водомет так “обрастет”, что катер потеряет 10% своих скоростных данных. Покрытие водомета изнутри противообрастающими красками дает положительный эффект, но для окраски установку придется полностью разобрать. Кроме того, постоянный поток воды через некоторое время просто смоет эту краску.
Дэг Пайк
Пер.с английского А.Альбова
(“IBI” № 285, VIII/IX 1998)
Интерес, проявляемый судостроителями-любителями к водометным катерам , не случаен. Такие катера обладают в наших условиях ощутимыми преимуществами перед катерами, снабженными приводом на винт, или мотолодками с подвесными моторами.
Прежде всего, это высокая проходимость водометных судов , делающая доступными многие мелководные реки, упрощающая подход к необорудованному берегу и стоянку лодки на воде. Ротор водометного движителя лучше защищен от повреждений при наезде на подводные препятствия или плавающие предметы, в результате чего гребные винты чаще всего лишаются лопастей. Водометный движитель , снабженный гидрореверсивным устройством, гораздо проще в изготовлении своими силами, чем угловая поворотно-откидная колонка или реверс-редуктор. С водометом могут быть спарены мощные и экономичные двигатели, «головки» подвесных моторов, двигатели от мотоциклов.
Нужно, однако, сразу же оговориться, что каких-либо преимуществ в скорости, по сравнению с винтовыми катерами, водомет не имеет. Наоборот, дополнительное сопротивление воды, омывающей водозаборник, подъем ее (пусть даже на небольшую высоту) для выпуска в надводной части корпуса катера обусловливают некоторое снижение скорости водометных судов. Это снижение может быть весьма значительным при небрежном изготовлении движителя и применении его на не подходящих для этой цепи судах. Опыт показывает, что лучшие результаты можно получить при использовании водомета на легких глиссирующих лодках, оснащенных достаточно мощным двигателем.
Эти соображения и были учтены при подготовке очередного проекта лодки для самостоятельной постройки. Предлагаемый вариант предусматривает установку на «Мурену» двигателя от 30-сильного «Вихря» со штатным редуктором, но без дейдвудной части, подвески и капота. Нужно будет изготовить легкий фундамент, опирающийся на продольные балки набора корпуса, смонтировать системы охлаждения и выпуска и, конечно, изготовить водометный движитель.
Вместо двигателя ПМ можно установить любой другой, близкий по основным характеристикам - мощности, массе, частоте вращения и габаритам. Двигатель от автомобиля «Москвич» для предлагаемой будет немного великоват; в этом случае корпус лучше удлинить до 4,75 - 5 м.
Общее расположение водометного катера «Мурена»
увеличить, 1500х1057, 146 КБ
Выполнены пожелания многих читателей «КиЯ»: конструкция корпуса предусматривает его постройку из стеклопластика либо композитной конструкции - из пластика на деревянном наборе. Последний способ удобен для индивидуального строительства, так как не требуется изготовлять довольно трудоемкую оснастку - пуансон и матрицы, которые затем выбрасываются.
Не исключено изготовление корпуса и целиком деревянной конструкции. В этом случае отсылаем читателя к третьему изданию книги «15 проектов судов для любительской постройки» («Судостроение», 1985 г.), в которой достаточно подробно описываются приемы основных работ и по которой можно подобрать сечения всех связей набора, пользуясь близким по размерениям проектом. Для облегчения обшивки бортов в носовой части, имеющих вогнутость, можно использовать полосы фанеры шириной 150 - 200 мм, укладывая их по диагонали под углом 45° к привальному брусу обязательно в два слоя. Затем обшивка обклеивается двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем.
Несколько слов об обводах лодки. Они типичны для современных глиссирующих судов, эксплуатируемых на реках при высоте волны до 0,75 м. Благодаря умеренной килеватости днища (17° у транца) перегрузки при ходе на волнении невелики. Широкие скуловые брызгоотбойники и продольные реданы позволяют несколько повысить гидродинамическое качество и уменьшить количество брызг, вырывающихся из-под днища. Высокий надводный борт и большая ширина корпуса по палубе обеспечивают безопасность плавания на волне указанной высоты и удобство для размещения в сравнительно маленькой лодке четырех человек.
Теоретический чертеж водометного катера «Мурена»
Таблица ординат теоретического чертежа, мм | ||||||
Линия теоретического чертежа | Номера шпангоутов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Высоты от ОЛ , мм | ||||||
Фальшборт - Ф | 710 | 730 | 730 | 714 | 676 | 635 |
Линия борта - ЛБ | 657 | 676 | 673 | 653 | 625 | 585 |
Скула - СК | 418 | 310 | 235 | 195 | 182 | 182 |
Полушироты от ДП , мм | ||||||
Фальшборт - Ф | 445 | 667 | 775 | 802 | 788 | 774 |
Линия борта - ЛБ | 465 | 690 | 800 | 829 | 810 | 760 |
Скула - СК | 276 | 490 | 622 | 680 | 686 | 660 |
Диагональ - Д2 | 363 | 592 | 725 | 775 | - | - |
Диагональ - Д1 | 260 | 440 | 525 | 557 | - | - |
Редан - Р2 | - | 410 | 462 | 475 | 475 | 475 |
Редан - Р1 | 76 | 190 | 220 | 230 | - | - |
Ширина брызгоотбойника по скуле - Бр | 28 | 48 | 57 | 62 | 70 | 75 |
Шпангоуты необходимо делать до полной высоты бортов вместе с участками палубы или бимсами. На плазе следует сразу же разметить шергень-линию, пользуясь которой к шпангоутам крепят временные планки. Затем шпангоуты и выклеенный заранее по шаблону из двух реек форштевень с килем устанавливают на стапель, состоящий из двух параллельных досок. Корпус будет строиться в положении вверх килем, как и лодки деревянной конструкции.
Некоторую трудность может вызвать изготовление выпуклого транца. Его форма задается двумя шельфами 3 и 29, задняя кромка которых обрабатывается по радиусу. К ним крепится листовой оформитель - стеклотекстолит или тонкая фанера, затем бруски для оформления кромок днища и бортов. Выпуклый транец улучшает внешний вид катера но, если этим поступиться, можно сделать его плоским.
Когда шпангоуты, транец и киль с форштевнем установлены и выровнены на стапеле, в шпангоуты врезают рейки привальных брусьев и скуловых стрингеров. Можно заметить, что их поперечное сечение значительно меньше, чем у лодок деревянной конструкции, - так же как и шпангоуты, продольные рейки служат только для оформления обводов корпуса. Необходимая ширина скулового брызгоотбойника получается подклеиванием к стрингеру коротких реек или кусков пенопласта между шпангоутами. На этой же стадии на днище между шпангоутами вставляют пенопластовые оформители продольных балок фундамента двигателя, которые впоследствии оклеивают стеклотканью. Расстояние между балками должно быть согласовано с подмоторной рамой или кронштейнами для крепления двигателя.
Прикладывая к рейкам выставленного набора кусок фанеры, с их кромок снимают малку, затем укрывают набор листами стеклотекстолита толщиной 1,1 - 2 мм. Если достать этот материал не удастся, то листы можно изготовить самостоятельно, используя стеклоткань и связующее, заготовленные для формования корпуса. Процесс описан Л. Нефедовым ().
Листы нужных размеров выклеиваются на столе, обязательно установленном на открытом воздухе. На столе расстилается калька либо целлофан или полиэтилен, служащие разделительным слоем. На него накладывают 3 - 5 слоев стеклоткани, на которые равномерно наносится эпоксидное связующее с введенным в него пластификатором и отвердителем, и пакет проглаживается разогретым утюгом. Благодаря тому, что вязкость разогретой смолы снижается, связующее хорошо пропитывает все слои стеклоткани. На те места, где связующего оказалось недостаточно, можно нанести дополнительную его порцию и вновь прогладить утюгом. Через 20 - 30 минут наступает процесс частичной полимеризации, при котором лист пластика приобретает определенную жесткость, но его еще можно резать сапожным ножом и пробивать сквозь него мелкие сапожные гвозди.
При проглаживании утюг необходимо периодически очищать от налипшей на него смолы при помощи острого ножа, а также следить за тем, чтобы утюг не задерживался на одном месте. Нагретый участок может прочно приклеиться к утюгу и заготовка пластика окажется испорченной.
Оптимальная рецептура связующего
(содержание компонентов, % по весу) |
|||||
1 | 2 | 3 | |||
Смола ПН-1 или ПН-3 | 89 | Смола НПС-609-21М | 85 | Смола ЭД-5 | 75 |
Гидроперекись изопропилбензола (гипериз) | 3 | Гипериз | 4 | Дибутилфталат | 15 |
Ускоритель НК (нафтенат кобальта) | 8 | Ускоритель НК | 10 | Полиэтиленполиамин | 10 |
Соускоритель Т | 1 |
С места корпуса, которое предполагается закрыть листом пластика, снимается шаблон из картона или плотной бумаги, обрезается по контуру и накладывается на заготовку для разметки. Кромки деталей набора, которые будут прилегать к листу, смазываются связующим, затем заготовка ставится на место и крепится к шпангоутам и рейкам продольного набора мелкими гвоздиками. Если лист пластика провисает под собственным весом, следует продолжить процесс полимеризации связующего - повесить лист на солнце либо использовать для подогрева рефлекторы. При этом нужно проверять, чтобы заготовка не стала настолько жесткой, чтобы пластик нельзя было пробить гвоздем или изогнуть лист по обводам корпуса. Если применяется готовый стеклотекстолит, в нем придется просверлить отверстия для гвоздей.
Таким образом закрывается вся поверхность корпуса. Стыки и пазы отдельных листов желательно выполнять на кромках набора. Все неровности обшивки шпаклюют эпоксидной шпаклевкой, стыки и пазы проклеивают лентами стеклоткани в 2 - 3 слоя.
После выдержки в течение двух-трех суток пластик приобретает достаточную твердость, чтобы ошкурить его поверхность и приступить к обклейке всего корпуса дополнительными слоями стеклоткани до нужной толщины (на днище 4 - 4,5 мм, на бортах 3 - 3,5 мм). При укладке последнего слоя стеклоткани в связующее можно добавить красящий пигмент либо окрасить лодку после постройки пентафталевыми эмалями.
Пользуясь этой технологией, можно заранее изготовить трехслойную переборку шп. 5 с пенопластовым заполнителем между наружными слоями стеклопластика, а также продольные выгородки в моторном отсеке, отделяющие топливные баки и аккумуляторную батарею от двигателя.
Особого внимания требует формование продольных реданов. Лучше всего, обклеив корпус двумя-тремя слоями стеклоткани, наклеить на днище заготовки реданов из твердого пенопласта (в крайнем случае из дерева) и обклеить их в 2 - 3 слоя лентами стеклоткани так, чтобы края лент переходили на днище на 25 - 40 мм. Последующие слои стеклоткани на днище укладывать в виде узких полос между реданами.
Киль и форштевень, места перехода транца в днище и борта рекомендуется усилить дополнительными слоями ткани.
После освобождения корпуса от стапеля, его переворачивают и приступают к оформлению палубы. Делается это путем вклеивания брусков из пенопласта между шпангоутами. После полимеризации клея выступающие за кромки шпангоутов части пенопласта срезают, обрабатывают пенопласт рубанком или «теркой» (лист жести с пробитыми в нем гвоздем отверстиями с заусенцами), затем грубой шкуркой. В носу и корме в бимсы врезают рейки, которые будут поддерживать листы стеклотекстолита при наклеивании на них слоев стеклоткани.
Накрыв кормовую и носовую части палубы стеклотекстолитом, в корме оформляют из деревянных реек вырез люка. На кромки этих реек, смазанных разделительным слоем (например, вазелином или мастикой для пола), загибаются края стеклоткани, образуя комингс выреза люка; после отверждения пластика рейки удаляют, а в стеклотекстолите делают соответствующий вырез. В носу на палубу наклеивают пенопласт для образования выступа для крепления ветрового стекла. Затем на палубу наформовывают дополнительные слои стеклоткани (на пенопластовые оформители бортовых ее участков достаточно наклеить 2 - 3 слоя).
Несколько слов о материалах для изготовления корпуса «Мурены». Прочный и водонепроницаемый корпус получается, если использовать стеклоткани сатинового переплетения марок Т11-ГВС-9, АСТТ (б) С2. При собственной толщине этих тканей 0,25 - 0,3 мм один слой стеклопластика в обшивке дает толщину 0,4 - 0,5 мм, так что на днище нужно уложить (с учетом толщины оформителя из стеклотекстолита) 8 - 10 слоев ткани, на борта - 6 - 7 слоев. Всего на изготовление корпуса «Мурены» необходимо 130 м стеклоткани, которая выпускается шириной 0,9 м.
Для наружного слоя и приформовки различных деталей рекомендуется более тонкая стеклосетка СЭ-01 полотняного переплетения. Она скрадывает грубую текстуру стеклоткани, хорошо выравнивает поверхность, плотно облегает сопряжения по небольшим радиусам и хорошо удерживает декоративный слой смолы.
Важно выдержать условие, чтобы вес связующего, используемого для формования слоя, был равен весу армирующей ее стеклоткани; лучше, если отклонения в ту или иную сторону не превышают 5 %.
Работы по формованию корпуса нужно вести в хорошо вентилируемом помещении или на открытом воздухе. В последнем случае важно выбрать сухую и теплую 17 - 25°С погоду. Работать нужно в резиновых перчатках, тщательно смывая с кожи капли связующего. При обклейке корпуса сначала на его поверхность кистью или шпателем наносят слой связующего, затем укладывают стеклоткань и тщательно разглаживают ее, добиваясь хорошей пропитки и исчезновения складок и воздушных пузырей. Если поверхность укладывают несколькими полотнищами ткани, их кромки должны перекрывать друг друга на 20 - 40 мм. При обклейке палубы кромка полотнища должна заходить на верхнюю кромку наружной обшивки на 25 мм.
Рекомендации по изготовлению пуансона, матриц и формованию безнаборного корпуса можно найти в статье о постройке мини-яхты «Калан» (). Полезна также книга П. П. Каткова, В. В. Кушелева «Технология пластмассового судостроения», Л-д, 1986 г. «Судостроение».
Д. Курбатов, «Катера и яхты», 1989, №02(138).
Чертежи водометного движителя и моторной установки катера «Мурена» .