Образование единого государства в долине нила впр. Образование государства в долине нила
Владимир Фаворский
аша русская шрифтовая система одна из европейских систем, идущая отчасти от греческой, в выражении и оформлении своих функций очень сильно использует вертикаль и горизонталь со всеми их свойствами. Причём можно сказать, что и горизонталь как линия равномерного движения, и вертикаль как ограниченная, остановленная линия, могущая иметь свой определённый внутренний строй и отсюда свой определённый масштаб, выявляют в нашем шрифте все основные свойства.
Горизонталь составляет основу строки, функция движения по тексту, в частности по строке, использует свойства горизонтали, её равномерное движение, и естественно и увлекательно вместе с буквами идёт по ней. С другой стороны, вертикаль столбца даёт нам и цельность этого столбца, когда мы его воспринимаем статически, и, читая строку за строкой, мы спускаемся по ней все ниже и ниже, и, между прочим, это движение вниз по вертикали, идя как бы против течения, идущего снизу, и имея тем самым всё время упор, может быть всегда остановлено. (Это подобно тому, как пароход, положим, на реке Оке, идя против течения, легко останавливается и задерживает ход и ссаживает пассажира, а идя по течению, часто отказывается это сделать.)
Но вертикаль со всеми её свойствами как ограниченной и масштабной линии работает в шрифте главным образом как остановка. И в книге вертикаль титула и вертикаль столбца, и в букве вертикаль штамба буквы работает как остановка.
Оформление этих двух основных моментов в шрифте и составляет главное, и в этом вертикаль и горизонталь играют первостепенную роль.

В. Фаворский. «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом». Обложка. 1925. Ксилография.
Если взять слова нашего языка, то для всех ясно, что они не безразличны к содержанию своему и являются большею частью живыми словесными изображениями тех вещей, которые они обозначают.
Не являются ли буквы тоже сколько-то подлинным изображением тех голосовых жестов, которыми мы при помощи горла, нёба, зубов и языка произносим нужный нам звук?
В этом отношении можно по-разному расценивать гласные и согласные звуки. Гласные гораздо проще по мускульному жесту; тут участвует главным образом голосовая труба, которая либо сжимается, как в звуке «И», либо берётся открытая в самой своей глубине, как в звуке «А», либо удлиняется ртом в звуке «О», либо удлиняется губами в звуке «У». Поэтому естественно, что в буквах это отражается.

В. Лазарев. «Никодим Павлович Кондаков». Обложка. 1925. Ксилография.
В буквах, обозначающих гласные звуки, изображается как бы голосовой жест это ясно в «О», ясно в «У», ясно в «И», если бы изображать его однопалочным; несколько менее ясно в букве «А», а в букве «Е», особенно если нарисовать её, как «Э» оборотное, как бы в профиль, изображается весь голосовой аппарат и рот, и язык.
С согласными дело обстоит гораздо сложнее, и угадать там изобразительный момент труднее. Но мы, во всяком случае, можем воспользоваться различием между гласными знаками и согласными. Первые у нас в шрифте по преимуществу зияющие, а вторые главным образом строятся на штамбах, кроме немногих, как «З» и «С».

«Революционная поэзия современного Запада». Антология. Обложка. 1928. Ксилография.
Между прочим, в древних шрифтах существовало значительное различие между гласными и согласными знаками.
В латинском шрифте, писавшемся на памятниках архитектуры, гласные были более широкими и более зияющими, чем согласные, а в древнем славянском гласные, наоборот, сжимались, предпочтение оказывалось согласным, которые вносили в речь как бы цвет, а модуляции гласных могли рассматриваться как количественные изменения; поэтому гласные знаки сжимались, кроме, может быть, «У», а согласные часто были даже очень широкими, как «М» и другие буквы.

«Слово о полку Игореве». Заглавие для переплёта. 1938. Ксилография.
Для нашего языка характерно открытое звучание гласных, и поэтому естественно обратить внимание на их различие от согласных и в их графическом написании. Если это сделать, то можно понять и начертание слога как чего-то цельного.
Здесь надо заметить, что иногда стремились в шрифте дать по возможности буквы одинаковой ширины, но в древних шрифтах к этому никогда не стремились, и это было бы и не на пользу дела, так как выразительность шрифта при общем единстве масштаба, стиля и элементов, как то: штамбов, дуг и ветвей основывается на различии букв, на разной их выразительности, и если мы можем не только каждую из них различить друг от друга, то тем более полезно отличить графически гласные от согласных.
Наши согласные знаки вносят в шрифт массу штамбов вертикальных мачт. У нас много букв с одной мачтой, но есть и с двумя, есть даже с тремя как «Ш» и «Щ»; и даже в гласных мачта занимает некоторое место как в «И» и в «Ы» и «Е»; и в мягком и твёрдом знаке, и в двугласных как в «Ю» и «Я».
Тем более для моделировки строки необходимо использовать зияние гласных в контраст с вертикализмом согласных.
Я уже сказал, что в построении шрифта имела бы очень большое значение работа над графической выразительностью слога, а не только отдельной буквы. Если это сделать, то есть возможность ритму данного слова ответить графическим ритмом букв, с их жестами, зияниями, остановками, стремлением дальше, вперёд, сосредоточением штамбов в корнях слов, где встречаются несколько согласных, и разрежением в местах гласных знаков, бóльший воздух в гласных и гласных окончаниях.

Н. Бромлей. «Потомок Гаргантюа». Обложка. 1930. Ксилография.
Если мы возьмём букву «К», то на ней очень ясно можно видеть использование мачты как остановки и идущих от неё вверх и вниз жестов ветвей. Композиционное значение этой конструкции в том, что мы, укрепившись по вертикали, в то же время движемся дальше.
Жесты идут в диагональном направлении вверх и вниз, буква как бы шагает и подымает руку. Жесты подобны жестам дерева или человека, и диагональное их направление сохраняет за буквой цельность, а горизонтальное движение выполняется сложно, а не примитивно. Если мы к этому знаку присоединим знак гласной «О», а после «У», то это как бы продолжит жест буквы «К». Жест будет идти как бы от того же штамба и тем самым сделает слог единым организмом. То же можно представить себе и с другими согласными. С некоторыми единство слога будет удачно строиться, с некоторыми менее удачно, но тем не менее, достигнув слоговой выразительности начертания слова, можно добиться и графического ритма, соответственного словесному ритму.

«Четвёртая выставка скульптуры ОРС». 1931. Ксилография.
Но перейдём к конструкции шрифта. Шрифт может быть различной конструкции, и, кроме того, буква, составляя собой чёрный силуэт, получает как бы цветовое тело, а та или иная моделировка чёрного, изменяя конструкцию, в то же время ставит букву в определённое отношение к белому, причём, так как буква моделирует чёрное, то тем самым моделирует и белое и чёрное, как бы врастает в белое.
Буква тонет в белом и возникает из белого (буква как бы похожа на муху в молоке). Иначе буква сухо лежала бы на листе в цветовом отношении и как бы могла быть сброшена с листа бумаги.

Марка русско-германского общества «Культура и техника». 1929. Ксилография.
Различные эпохи и различные стили создавали и различные, в смысле конструкции и цвета, шрифты.
Не уходя слишком далеко в историю шрифта, начнем с XVI века. Книга иллюстрацией тогда имела продольную линейную гравюру пли потом медную гравюру, и буква сама часто резалась на дереве или гравировалась на меди. Основой шрифта были штамбы и дуги; штамбы делались с подсечками , что вообще очень существенно в шрифте, так как ограничивает вертикаль, делает её предметной, не позволяет ей тонуть в белом и превращает штамб как бы в колонну. Причём форма подсечек в это время оканчивалась довольно остро. Штамб как бы вдавливался сколько-то в белый цвет. Такие тонко оканчивающиеся подсечки при не очень толстом штамбе делали некоторый контраст цвета, правда, скрадывающийся при печати, когда при вдавливании буквы в бумагу острые края несколько закруглялись.
Шрифт, основанный на таком штамбе, можно назвать объёмным, так как он не дает особенно углубляющегося чёрного цвета, а если подсечки закруглить немного, то и вовсе опредмечивает штамб и придаёт штамбу хотя и моделирующийся, но как бы единый локальный цвет (на рисунке А ).

Мне лично часто, соединяя подобный шрифт с объёмным рисунком, в силу разного решения в иллюстрации, приходилось и в шрифте либо больше, либо меньше закруглять подсечку и тем утяжелять букву или облегчать её в цвете.
Подобный шрифт и дуги строит более или менее правильно, подобно тому как сгибалась бы стальная пружина, и поэтому малые дуги, как, например, в «В» и «Б» и др., займут гораздо меньше места, чем большая дуга «С» или «О».
Моделировка дуг тоже не должна быть очень контрастной, так как тогда, естественно, нарушится единство локального цвета буквы.
Существенно, конечно, где мы прикрепляем дуги или ветки к штамбу. Прикрепляя выше или ниже, мы букве даём определённый масштаб.

Пример «объёмного» шрифта по классификации Фаворского гарнитура Академическая. Каталог ручных и машинных шрифтов. Изд. «Книга». Москва. 1966.
Где должна быть талия у буквы «В» и др.?
По-видимому, только не на геометрической середине, так как таковой для вертикали зрительно, собственно, не существует. Талия буквы «В» должна быть выше середины, и, следовательно, верхняя дуга будет меньше, чем нижняя. Момент, насколько выше середины штамба даёт, так сказать, талию буквы, решит масштаб буквы, её стройность или приземистость. И если это определено, то во всех буквах, где талия есть, она должна быть дана на той же высоте. Так, в «В», «Б», «З», «Я», «Ъ», «Ь», «X» и, возможно, в перемычке букв «Н» и «Ю», но в «Е», «Р» и «Ч» она может быть ниже середины, так как иначе дуги будут очень малы, а язычок в букве «Е», если он ниже, то выразительнее звучит в конструкции буквы.

Журнал «Искусство». Обложка. 1928. Ксилография.
Всё это единое деление вертикали не должно проводиться механически, некоторые вариации допустимы и даже необходимы. Я, правда, сильно задираю вверх талию у буквы «К» и тем самым, может быть, делаю её слишком стройной, но это ради нижней ветви, которая тогда очень выразительна, а у Дюрера в шрифте буква «К» уж очень головастая.

Альбрехт Дюрер. Схема построения латинской прописной буквы K. . 1525.
Надо заметить, что в подобном шрифте, то есть объёмном, возможно выделение горизонталей, как, например, в буквах «Н», «Ю», «А»; они могут составлять как бы середину между толщиной штамба и тонкой линией.
Диагональ подъёма и диагональ падения хорошо различаются по цвету, и естественно, что лёгкость соответствует диагонали подъёма, а диагональ падения загружается цветом.
Поэтому очень неприятно звучит в нашем шрифте буква «И», изображаемая как перевёрнутая латинская буква «N».
В объёмном шрифте, который можно назвать также классическим, вертикаль и горизонталь соизмеримы. Это подчёркивает особенно строение дуг в таких буквах, как «О» или «С». Надо тоже сказать, что «О», стремясь к кругу, строится всё-таки только как широкий овал, а не как круг. И, кроме того, «О» и «С» делаются немного выше других букв, а также «А», если кончается вверху остро.

Г. Шторм. «Труды и дни Михаила Ломоносова». Титульный лист. 1932. Ксилография.
Есть изобразительные поверхности, созданные вертикально и горизонтально, в которых и вертикаль, и горизонталь соизмеримы; горизонталь, это как бы та же поваленная вертикаль, а есть поверхности, в которых такой соизмеримости нет. Мы как бы можем создать изобразительную плоскость, оконтурив её горизонталью и вертикалью, прошив её всю решеткой из этих линий, получив, таким образом, как бы миллиметровку. Но можно представить себе плоскость, созданную движением вертикали определённого масштаба в стороны направо и налево, причём остановка вертикали справа и слева создаёт вертикальные границы, а горизонтальные создаются движением концов вертикали. На такой изобразительной поверхности не будет соизмеримости вертикали и горизонтали, это будет как бы непрерывный ряд вертикалей. Такую изобразительную поверхность мы имеем в византийском и древнерусском искусстве и, например, у Греко и некоторых других. (Возможна плоскость, построенная таким же образом горизонталью.)
Перейдём к шрифту, который строится на подобной вертикальной поверхности. Это шрифт XIX века, называемый иногда романтическим шрифтом.

Шрифт наиболее цветной, его штамб довольно широкий, иногда даже очень, имеет тонкие острые подсечки, иногда прямо идущие к штамбу, иногда округляющиеся.
Цвет штамба и дуг очень сильно контрастирует с подсечками и волосными линиями, и поэтому чёрное, особенно в штамбе, углубляется в бумагу, в белое, и усики подсечек удерживают чёрное на поверхности (на рисунке Б ). Сравнение буквы с мухой, упавшей в молоко, особенно подходит к этому типу шрифта. Надо сказать, что нажим чёрного на белое в этом шрифте вызывает большую активность белого, которое то оказывает себя лёгким и отвлечённым, то кажется очень массивным и всё время имеет взаимоотношение с буквой, само меняясь под влиянием чёрного и меняя в свою очередь чёрное.
Подобную встречу и взаимоотношение чёрного и белого мы видим и в ксилографических иллюстрациях в романтических книгах, в иллюстрациях Гаварни, Домье, Гранвиля. И там первый план часто составляет чёрное, которое облегчается, становится серым и испытывает наступление белого, идущее с заднего плана на неё.
Иллюстрации Изидора Жерара Гранвиля (Jean Ignace Isidore Gérard Grandville, 18031847) к книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (1838).
Иллюстрации Изидора Жерара Гранвиля (Jean Ignace Isidore Gérard Grandville, 18031847).
Объёмная буква (А ) очень предметна. Не то с романтической буквой (Б ): она пространственна, она часто очень сжата; её вертикализм в строении её дуг делает её как бы элементом пространственного ряда, а не самостоятельным предметом.
Дуги и ветви в этом шрифте строятся не по естественному изгибу пружины, а как бы сжимаются и сами по себе рядом с вертикальным штамбом создают некий вертикальный узор, как и «О» и «С». Причём тут буквы могут в разных гарнитурах быть шире и уже, выше и ниже, но в одной гарнитуре они подчиняются одному пространственному строю.
Конечно, и в этом типе шрифта возможно уклонение к более предметному типу, который мы встречаем в шрифте эпохи ампира.

Пример «романтического» шрифта по классификации Фаворского гарнитура Елизаветинская. Каталог ручных и машинных шрифтов. Изд. «Книга». Москва. 1966.
Есть ещё тип шрифта, используемый часто в XX веке, но и раньше бытовавший наряду с пространственным. Этот тип связан с плакатом, объявлением, с фотографической иллюстрацией и с иллюстрацией фактурной, характерной для плоского кубизма, развившегося в XX веке, и в книге фотомонтажной и детской цветной.
Это шрифт очень цветной, без всяких подсечек, почти не моделирующий чёрного, а следовательно, и белого цвета и дающий только элемент конструкции (В ).

Такая буква тоже теряет в предметности, ей не хватает лица, индивидуальности, и она является как бы только куском материала, что подходит к оптической моделировке серого в фотографии или к фактурам цветной иллюстрации.
Возможна и как бы ей противоположна скелетная буква, где уже совсем нет моделировки чёрного и белого, а есть ровные линии, которые чертят схему буквы (Г ).
В этих двух типах шрифта дуги часто теряют всякое воспоминание о пружине и часто квадратятся.
Журнал «СССР на стройке», № 10, 1935. Художник В.А. Фаворский
Акцидентная Тагирова. Экспериментальный шрифт, разработанный на основе теории Фаворского. «В проекте шрифта учтены высказывания В.А. Фаворского о возможности существования наборных полос с неровной цветовой насыщенностью знаков». Фаик Тагиров. «Искусство шрифта. Работы московских художников книги». 19591974. М.: «Кни-га», 1977.
Борис Грозевский, ассистент Владимира Фаворского во ВХУТЕИНе (19221930). Оформление обложки издания Международного аграрного института, М., 1928
«Набирая одно слово разными шрифтами, тов. Грозевский считает, что ему удалось избавиться от декоративности и внести такой очень важный рационалистический момент, как смысловое расчленение слова. На нашем примере выделяются слова народ, аграр и др.» Л.Е. Каплан, Современная наборная обложка, 1930
Вот, собственно, основные типы шрифта. Возможны какие-то средние между ними, как бы гибридные типы.
Как в архитектуре, так и в шрифте так силён архитектонический и структурный момент, что всякое искание совершенно нового, как бы нетрадиционного, ведет к тому, что появляются такие стили, как стиль модерн в архитектуре и в шрифте. В шрифте это ведёт к тому, что буква искажается, талия её задирается либо невероятно высоко, либо невероятно низко, и буква уродуется. В шрифте, как и в архитектуре, возможно искать новое, только развивая ту классическую основу, которая обусловливает строй шрифта, и искать большей функциональной выразительности в тех же основных качествах шрифтового строя. Уйти от штамба, от дуг, от вертикали и горизонтали в шрифте труднее, чем в архитектуре от колонны, или пилястра, или столба, так что своеобразные ордера живут в шрифте, повторяясь и варьируясь.

Образцы шрифтов типографии Можайского УИКа. Можайск. 1926.
Отсюда может возникнуть вопрос: можно ли соединять разные гарнитуры, как в архитектуре разные ордера? По-видимому, возможно, но родственные.
В этом отношении мне кажется неправильным, когда в гарнитуре классического шрифта мы имеем жирный и полужирный варианты. Объёмный или классический шрифт крайне предметен, имеет ясно выраженную свою горизонталь и вертикаль и свой масштаб, а когда в жирном варианте или в более крупном кегле буква сжимается, то масштаб тем самым нарушается. Поэтому и соединение объёмного шрифта с пространственным невозможно, но соединение, например, объёмного со скелетным шрифтом, повторяющим те же пропорции, возможно вполне, а также возможно и часто встречается соединение в пространственном шрифте шрифтов разного масштаба, разных пропорций и введение в композицию наряду с пространственным фактурного плакатного шрифта. Это часто можно видеть в титульных композициях романтической книги.

Б. Бернсон. «Флорентийские живописцы Возрождения». Обложка. 1923. Ксилография.
Я уже говорил о связи шрифта с иллюстрацией. Можно ещё подробнее остановиться на этом вопросе.
Когда у вас в композиции буква классического типа, которая живёт на листе как существо, жестикулирует, движется, то, рисуя иллюстрацию, даёшь и фигурам жить на этой же поверхности листа, на этом пространстве, вместе с буквой. Непосредственного фона у фигур нет вся иллюстрация состоит из предметов, одинаковые свойства объединяют и буквы, и фигуры. Фигуры моделируются светом и тенью, так же и шрифт; собственно классический объёмный шрифт даёт в общем светотеневое впечатление в отношении чёрного и белого.
Иначе с пространственным шрифтом. Там очень трудно непосредственно в белое поле ввести фигуру; обычно в романтическую книгу вводится фигура или фигуры с фоном, и всё изображение не кончается собственно рамой, а пейзаж постепенно сводится на нет и наружу даёт край тонкий и лежащий непосредственно в уровне бумажного листа, так что иллюстрация строится как бы линзообразно: в середине глубина, а к краям она сходит на нет.

А. Пушкин. Собрание сочинений. Шмуцтитул. 1949. Ксилография.
Но возможно и соединение иллюстрации со шрифтом и через раму в собственном смысле. Соединение плакатного шрифта с силуэтным изображением, конечно, тоже законно. И всегда в иллюстрациях важно выдерживать стиль шрифта и изображения.

Инициалы к повести Анатоля Франса «Суждения аббата Жерома Куаньяра». 1918. Ксилография.
Прежде всего, как строить отдельное слово? Слово часто в титуле составляет всю строку, а иногда и всё содержание титула. Это обусловливает к нему особый подход. Мы, рисуя слово, можем учесть в нём корень, подъемную гласную или предлог и окончание. И, учитывая всё это, можем отчасти усилить нагрузку цвета и теснее построить буквы, дающие корень слова, а начало и особенно конец разрядить и облегчить в цвете, а иногда развить это так, что слово уже не будет держаться только строки, но жить на всём листе, как жил бы вензель или что-либо подобное.
Такое же отношение может быть к слову и в строке, где оно входит в целую фразу, но более осторожное.
В титуле это может помочь подчеркнуть главную ось, вокруг которой обычно строится титул. Титул может быть простой, одноосный, но можно его усложнить введением новых групп шрифта и новых осей, подчинённых главной оси. Основная ось может как бы двоиться и даже троиться.

В. Шекспир. «Гамлет». 1940. Титульный лист. Ксилография.
Это всё, по-видимому, что могу я вкратце сказать о шрифте, о том, как я его понимаю и как я его практически осуществлял.
В конце мне хотелось коснуться русского древнего шрифта, устава и полуустава.
Наш шрифт сегодняшний строится во многом сходно с западным классическим шрифтом. Но западный шрифт типа antiqua с зияющими гласными, с круглыми дугами, с выносными элементами в строчном тексте даёт очень часто красивое светотеневое впечатление с разнообразно сияющим белым в строках слов. Наш же шрифт во многом исходит из древнего русского шрифта и поэтому не имеет почти выносных элементов и сохраняет массу штамбов у букв, которые в западном шрифте штамбов не имеют. Отсюда в наш шрифт входит цветовой принцип, свойственный древнерусскому уставу, и цветовая тенденция смешивается со светотеневой.
В. Фаворский. Приглашение на вечер памяти П. М. Третьякова. Москва. 1923.
Иногда возникает мысль вернуть шрифт к цветовому принципу, взяв что-то от древнего шрифта, или, наоборот, усилить в нём светотеневой принцип. Но это такой сложный и специальный вопрос, что, продолжая о нём думать, я не решаюсь сейчас на нём подробно останавливаться.
Опуб-ли-ко-ва-но с со-кра-ще-ни-ем по из-да-нию: Фа-вор-ский В. А. Об ис-кус-стве, о кни-ге, о гра-вю-ре. М., 1986. Пер-вая пуб-ли-ка-ция: О гра-фи-ке как об осно-ве книж-но-го ис-кус-ства. 19541960 // Ис-кус-ство кни-ги. М., 1961. Вып. 2. Ре-дак-ция бла-го-да-рит за по-мощь в под-го-тов-ке пуб-ли-ка-ции Ива-на Ша-хов-ско-го и Ми-шу Бе-лец-ко-го. Ини-ци-ал Ан-дрей Бе-ло-но-гов, Яна Кутьи-на.
То же, что основной штрих - доминирующий вертикальный или наклонный штрих в основе знака. В округлых знаках основной штрих называется наплыв (максимальное утолщение штриха). - Прим. ред.
В. А. Фаворский так называет засечки . - Прим. ред.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тема: Образование государства в долине Нила.
Планируемые результаты:
Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.
Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий по теме. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Метапредметные:
Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Учебно-технологическое обеспечение: учебник Андриевская Т.П. Белкин М.В.Ванина Э.В. . «История. История Древнего мира: учебник 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций », компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
ЭтапДеятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Приветствует учащихся.
Приветствует учителя.
Мотивирование учащихся
- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».
Геродот назвал Египет – даром Нила.
А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока.
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.
Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.
Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.
- Где находится Египет?
Действительно ли Египет – дар Нила.
Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение нового материала
- Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой.
Организует работу с картой на слайдах.
- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.
Назовите основные стороны света (основные географические направления).
Назовите промежуточные географические направления.
Что изображено на рисунке?
Какой объект выделен на карте зеленым цветом?
В какой части Африки находится страна Египет?
-Давайте попробуем определить границы Египта .
Показывает на карте объекты и задает вопросы.
- Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге?
Что находится на западе и востоке Египта?
В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.
Египет – страна в долине реки Нил . Ширина долины – 10 – 15 километров.
Низовья реки , где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.
На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.
Опре делите направление течения Нила.
Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский.
Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию».
О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ.
Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила?
Что приносили воды Нила на поля?
Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях?
Богом Нила был – Хапи
Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.
Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров.
Ирри гация – система орошения полей при помощи каналов.
Ном - отдельное самостоятельное владение
Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника.
- Как произошло объединение Египта? Одни номы захватывали другие, так появился Верхний и Нижний Египет. В 3100 году до н.э. царь Мина покорил Северный Египет объединив страну. Основал столицу Мемфис.
Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основ ные географические направления), промежуточные географические направления.
Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.
Карта
Африка
- Страна Египет находится в северо-восточной части Африки
Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы.
Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.
С юга на север.
Читают вслух, участвуют в беседе.
О ежегодных разливах Нила.
Отвечают на вопросы.
Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил.
Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы.
Соединяют короны верхнего и нижнего Египта.
Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.
Первичная проверка
Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.
Как еще египтяне использовали Нил?
- Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус ? Посмотрите на слайд.
Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы.
- Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения.
- В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи.
Лодка, обувь, материал для письма.
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Умение строить логическое рассуждение.
Динамическая пауза
Проводит физминутку
Участвуют в проведении физминутки.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Практикум
Задание на слайдах.
1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой».
Обоснуйте это утверждение.
2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов.
3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов.
4) Что объединяет эти рисунки?
5) Объясните, что изображено на этом рисунке?
6) Что символизирует это изображение?
С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями.
2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет.
3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава;
Средиземное море; Красное море.
4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус.
5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне.
6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.)
Итог
Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?
Совместно с учителем делают вывод.
Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.
Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.
От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.
Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.
Нил определяет распорядок жизни людей.
Нил способствовал объединению людей и созданию государства.
По Нилу шла перевозка грузов.
Нил прославил Египет папирусом – материалом для письма.
Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.
Инструктаж домашнего задания
Записывают домашнее задание в дневники.
Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.
Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.
Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).
В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.
Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.
Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.
«Египетская почва - черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).
В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.
Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.
Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.
Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.
К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.
Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц (сохранив при этом свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков).
От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям.
В конце концов где-то во второй половине IV тысячелетия до х.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.
История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до х.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.
Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.
К концу IV тысячелетия до х.э. завершился продолжительный додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности. С этого времени начинается история династического Египта.
Манефон считает объединителем Египта (около 3000 г. до н. э.) царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер, представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.
Однако Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, как говорилось выше, это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.
Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.
Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до х.э. вплоть до конца IV в. до х.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. х.э. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.
Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.
Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», что в переводе означало «загадка, тайна». Историки считают, что древнеегипетское государство возникло от города Хет-ка-Птах, которому впоследствии греки дали название «Мемфис». Сами жители древнего Египта называли свою страну по цвету почвы - «Та Кемет». В переводе это словосочетание означало «Черная Земля».
Как появились поселения в долине Нила?
Люди жили здесь задолго до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте. Считается, что первые здешние поселения относятся к эпохе палеолита. Исследователи обнаружили здесь остатки стоянок первобытных охотников. Стаи хищников, растущие вдоль берегов Нила акации, насекомые - так встретила первых людей неприветливая древняя саванна. Считается, что они были вынуждены перекочевать в долину Нила из-за ухудшения природных условий.
Какой была долина Нила задолго до того, когда появилось единое государство в Древнем Египте?
Климат Египта в то время был не таким засушливым, как сейчас. Таяние ледников, которые покрывали часть европейской территории, закончилось совсем недавно. Над долиной Нила шли постоянные дожди, дули влажные ветры. На том месте, где сейчас находится обширная пустыня, раньше простирались саванны.
На территории современной Сахары раньше жили первобытные охотники периода мезолита и раннего неолита. Именно после них остались известные теперь первые рисунки буйволов, слонов, антилоп. Эти животные не являются жителями пустыни. Еще одно доказательство того, что долина Нила когда-то являлась саванной - это вади. Вади представляют собой высохшие русла рек, которые когда-то впадали в Нил.
Начало засухи и переселение племен
К началу V тысячелетия до н. э. климат становится более засушливым. Затихают влажные ветра. Медленно саванна начинает превращаться в пустыню. Охотничьи племена в это время превращаются в пастушеские, и все больше их поселения приближаются к берегам Нила.
В V тысячелетии до н. э. представители неолитической эпохи еще не научились выплавлять медь. Они пользовались для охоты каменными орудиями. Несмотря на то что охота и рыбалка еще пока являются первостепенными источниками пропитания, в это время появляется примитивное земледелие и скотоводство. В конце V - начале IV тысячелетия до н. э. берет свое начало медный век - эпоха энеолита. В это время у древних жителей нильской долины появляются изделия из меди, которые они использовали в быту - бусы, проколки. Начинают сооружаться оросительные каналы. Однако охота и рыболовство не теряют своей роли в жизни первобытных людей.
Номы - прообразы государств
Следующей эпохой до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте, принято называть первым додинастическим периодом. Он относится к первой половине IV тысячелетия до н. э. В это время главную роль уже начинает играть земледелие. Поселения увеличиваются в размерах, начинают объединяться и огораживаться стенами. Медь теперь используют не только для изготовления бытовых предметов и украшений, но и для орудий труда. В эту эпоху впервые появляются предметы, изготовленные из золота.
К середине IV тысячелетия до н. э. древние египтяне окончательно приходят к оседлому образу жизни. Теперь главную роль в обеспечении жизнедеятельности поселков играет земледелие и скотоводство. заменяется на соседскую, и возникает экономическое неравенство. Появляется пока еще небольшая прослойка рабов - пленных, захваченных в процессе постоянных стычек между поселениями. До того как произошло объединение Древнего Египта в единое государство, поселения объединялись в номы - замкнутые централизованные области.
Для чего происходило объединение сообществ
Эти территориальные образования создавались на основе объединений племен, которые совместными усилиями создавали оросительные системы, вступая в борьбу с немилостивыми силами природы. Каждый ном, по сути, представлял собой окруженный стенами город, в котором находился свой храм, и где уже был свой правительственный аппарат. До того как образовалось единое государство в Древнем Египте, в долине Нила было уже порядка сорока номов.
Так как создание ирригационных систем требовало немалых усилий, все больше обострялась нужда в объединении номов. Так на территории долины Нила появились два государства - Нижний Египет и Верхний Египет. Об этих временах свидетельствуют рисунки на сланцевых табличках. На них изображены сцены войн, связанные пленные, угон стад рогатого скота. Дальнейшая война между двумя объединениями в конечном счете привела к победе Верхнего Египта. Так завершился додинастический период и началось образование единого государства в Древнем Египте. Дата, которая завершает эту эпоху в истории - 33 в. до н. э.
Что известно о вождях Нижнего и Верхнего Египта?
О тех властителях, под началом которых происходило это объединение, практически не осталось никаких сведений. Практически единственной информацией являются несколько десятков древнеегипетских имен. Также известно, что правители Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, а отличительным знаком вождей нижнеегипетских номов была красная корона. После того как образовалось единое государство в Древнем Египте, корона красно-белого цвета осталась символом власти до самого конца эпохи древности в долине Нила.
Слияние государств было длительным и кровопролитным процессом. Однако некоторые исследователи убеждены, что некоторые номы объединялись между собой мирным путем. Считается, что центром нового государства стал один из северных номов. Древняя столица единого государства в Египте - это ном с центром в городе Буто. Люди, которые жили в образовавшемся древнеегипетском государстве, говорили на египетском языке, который сейчас мертв.
Поздний язык египтян - копсткий - дошел наряду с арабским до Средних веков. Судя по оставшимся рисункам, египтяне были темноволосым народом среднего роста. Это были стройные, широкоплечие люди с прямыми волосами. Изображения женщин окрашивались в желтый цвет, мужчин - в кирпичный оттенок.