Кто такая казанская божья матерь. Казанская икона Божией Матери: значение, чудеса и помощь

Мы говорим «День народного единства», а подразумеваем праздник иконы Казанской Божией Матери. С 1649 года по 1917 год наши предки праздновали этот день также, как мы сегодня отмечаем 9 мая. В самые тяжелые минуты этот святой образ всегда становился на пути наших врагов.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Чудесное обретение

История Казанской иконы начинается с ее чудесного явления в Казани в 1579 году. После катастрофического пожара, который опустошил практически половину города, девятилетней дочери стрельца Онучина Матроне явилась Богородица. Матерь Божия открыла девочке, что под пепелищем дома Онучиных находится Ее чудотворный образ, зарытый в землю исповедниками христианства еще при татарском владычестве. В указанном месте на глубине около метра был найден образ.

Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а патриарх Гермоген был пленником, список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери был передан князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября по Юлианскому стилю) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование иконы Казанской Божией Матери.

Накануне Полтавской битвы в 1709 году Петр I с войском усердно молился перед Казанской иконой Божией Матерью. А в 1721 году перенес один из чудотворных списков иконы из Москвы в Санкт-Петербург.

В 1811 году список Казанской иконы Божией Матери был поставлен в только что построенном Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Здесь в 1812 году Михаил Кутузов молился перед чудотворным образом о победе над Наполеоном. Интересно, что начало перелома в войне наступило в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

Утрата чудотворной иконы

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. Вора быстро поймали: им оказался крестянин Варфоломей Чайкин, который утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Крестный ход в блокадном Ленинграде

В Великую Отечественную войну жители блокадного Ленинграда совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В скором времени состоялся прорыв блокады.

Ватиканский список

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева. В августе 2004 года икона была передана официальным Ватиканом патриарху Алексию II.

Казанская икона Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Икона Божией Матери Казанская

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

Казанская икона Божией Матери

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Икона Божией Матери Казанская

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М. 1912.

Икона Божией Матери Казанская

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

Икона Божией Матери Казанская

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Икона Божией Матери Казанская

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

Икона Божией Матери Казанская

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Совершенно особенной любовью и почитанием именно в России пользуется Казанская икона - каждый верующий сразу понимает, о каком образе идет речь. Именно этот образ дарится новой повенчанной паре, как хранитель очага и семейная реликвия. Уникальная история появления, чудеса, случившиеся по молитвам православного люда возле образа - все это делает Казанскую Богородицу совершенно особенной, среди тысяч других икон.


Девочка Матрена и пресвятая Дева - история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы - была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась - она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое сле пых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой - не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин - подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.


Описание Казанской иконы Божией Матери

Узнать образ можно, прежде всего, по тому, что на нем - сокращенное по плечи изображение Богородицы. Это один из вариантов «Путеводительницы» - ведь Царица Небесная есть дорога к Христу.

  • Она является земной Матерью Иисуса.
  • Богородица молится о спасении всего человечества.
  • Человеческая природа святой Марии объединяет каждого верующего через нее с Христом.

Голова Божией Матери немного наклонена к сыну - это и знак материнской любви, и поклонение Богу. Младенец же благословляет Марию, и всех людей в ее лице. Взоры обеих фигур направлены к молящимся людям, как бы подчеркивая единение Божественной и человеческой природы.

Богословское значение Казанской иконы - указать верующим истинный Путь к спасению, который лежит через Христа. Только Божия Матерь имеет настолько сильное дерзновение к Спасителю, что может ходатайствовать перед Ним за всех верных. Эта мысль явно прослеживается именно в иконах типа «Одигитрия», где святая Мария указывает на Богомладенца рукой. Но поскольку данный образ выполнен в укороченном варианте, этого жеста просто не видно (хотя он подразумевается).


Ризы явленного образа

Многие верующие видели списки Казанской иконы, практически полностью покрытой жемчугом, драгоценными камнями. Как свидетельствуют письменные документы и фото конца прошлого века, икона действительно имела такой оклад. Причем он был не единственным.

Праздничная риза была сделана из золота, на нее надевалась еще одна - украшенная жемчугами, алмазами и т.д. В обычные дни надевали оклад другой, не менее красивый - московские мастера сплошь покрыли его жемчугом, золотые венцы - розами из бриллиантов. Именно на этом окладе красовалась и царская корона.

Небольших размеров явленная икона имела двойной кивот. Внутренняя рама содержала также 12 небольших икон (клейм): праздники в честь Господа и Божией Матери, и обретение чудотворного образа.

Подвиг Святителя Ермогена

Значение Казанской иконы велико именно для истории русского народа - с момента ее появление Россия стала просвещать светом Православия восточные народы, как будто Царица Небесная заново открыла Азию. Особое покровительство на этом не закончилось.

Во время Смутных времен престол Патриарха занимал святитель Ермоген, очень переживавший из-за распрей внутри страны. Не давали покоя стране и поляки. Захватить власть было тем проще, чем больше нападали друг на друга сами жители России, стремясь захватить больше власти. Наводнили страну бандиты.

Будучи под арестом, Патриарх делал, что мог - он составил обращение во все концы, стремясь вразумить и объединить страну, которой угрожало полное порабощение. Он напоминает людям, что они забыли о Боге, грабя и убивая собственных братьев по вере. Слова святителя достигли своей цели, начало формироваться ополчение - дальнейшая история всем хорошо известна.

Присоединившись к войску Пожарского и Минина, жители Казани приносят с собой и святой образ. С тех пор считается, что Казанская икона помогает одерживать победу над врагами. Ведь именно она тогда стала той духовной силой, которая объединила Россию. Осенью 1612 г. в Кремле состоялся крестный ход, образ Божией Матери был оставлен в храме на Лубянке, затем перенесен в Казанский собор, построенный в честь победы над поляками.

В каких бедах помогает Казанская икона

Временами кажется - силы на исходе, и единственная помощь может прийти лишь с небес. Тогда следует взять паузу, прочитать молитвы около Казанской иконы. Не зря она зовется Путеводительницей - наставит на правильную стезю, сохранит от неверных решений. Иногда Царица Небесная является людям во сне и прямо говорит, что надо сделать. В чем еще помогает Казанская икона Божией Матери?

  • Скорби житейского характера.
  • Исцеление плохого зрения.
  • Можно просить за сыновей, ушедших в армию или несущих военную службу.
  • Молодожены молятся о сохранении мира в отношениях.
  • Женщины просят о процветании своего дома.
  • Особое покровительство - детям, образ можно поставить возле кроватки.

Существует специальный акафист, посвященный Казанской иконе. Его можно читать как ежедневно, так и в день церковного празднования. Молиться в храме или дома - особого значения не имеет. Иногда прихожане читают акафисты по очереди, таким образом, он каждый день будет звучать в храме перед образом. На подобные молитвы нужно взять благословение настоятеля.

Слушать акафист Казанской иконе Божией Матери

Исчезновение иконы

В самом начале прошлого столетия, а именно летом 1904 г. грабители проникли в собор, привлеченные богатыми украшениями, имевшимися на ризе.

После поимки разбойники утверждали, что икону уничтожили, а украшения продали по частям . Следствие зашло в тупик - Казанская икона Божией Матери пропала.

Спустя десятилетия некий образ появился за границей - хотя сама икона оказалась копией, риза весьма похожа на украденную. Вскоре образ был приобретен Ватиканом, где хранится по сей день.

Сразу же на Россию посыпались удары, которые закончились революцией. Но благочестивые верующие не теряют надежды, что подлинный чудотворный образ еще вернется в Россию.

Пребывание известных копий

Где сегодня находится икона Казанской Божий Матери? Местонахождение чудотворного образа, явившегося девочке Матроне, неизвестно.

Зато в России много чтимых списков. Самый известный, конечно, в соборе на Красной площади столицы.

Известный список находится в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе (Невский проспект). Его привезла вдова Иоанна пятого, царица Прасковья в начале 18 в.

Этот образ внешне отличается от оригинального. Он намного больше по размеру (60Х50 см), пропорции имеет квадратные, характерные для того периода. Младенец Христос находится дальше от Матери, благословляющий жест другой формы. Изображения ликов также выполнены в других традициях.

Почитаемая Казанская икона Божией Матери долгое время хранилась у Папы Римского Иоанна II. Список датируется серединой 18 в., драгоценный оклад более поздний. Образ был вывезен из России после революции. Некоторое время считалось, что это именно та икона, которая была найдена на пожарище в Казани. Коллекционер из Англии предлагал ее выкупить архиепископу Сан-Францисскому (Зарубежная Православная церковь), но средств не нашлось.

В 1963 г. образ был доступен для поклонения на выставке в Нью-Йорке. Чтобы выкупить его, не хватало средств, предлагалось написать сценарий для Голливуда, повезти икону в Россию, но архиепископ Иоанн отверг все эти предложения. В итоге святыня была выкуплена католической организацией.

Ватиканский список отличается от явленного размером, хотя риза похожа на оригинальную. Икона была возвращена РПЦ в 2004 г., в праздник Успения Божией Матери. В следующем году Патриарх Алексий благословил передать ее в Казанский монастырь.

До настоящего времени образ находится в Крестовоздвиженском монастырском храме, где пользуется заслуженным уважением верующим, привлекает массу паломников со всего мира.

Роль святого образа в 20 - 21 веке

Значение Казанской иконы не стало меньше со временем. Во время Великой Отечественной, маршал Г. Жуков ездил с образом к солдатам, чтобы они могли помолиться своей Небесной Покровительнице. Молебны служились и в Ленинграде, и в партизанских отрядах. В 1943 г. началось возрождение Православия, стали открываться храмы, возрождались монастыри, духовные семинарии.

Настоятелем Казанского храма под Сталинградом был св. Серафим Вырицкий. Днем и ночью он возносил Богу молитвы, молился народ и перед Казанской иконой накануне сражений. Существует легенда, что во время штурма Москвы, самолет с иконой облетал линию фронта. Россияне связывают победу в этой страшной войне с заступничеством Матери Божией.

Новые церкви и монастыри в честь образа особенно часто возводятся на границах страны (во Владивостоке, например). Как и до революции, Казанская икона является полковым образом. В честь 60-летия Победы для Центрального военного госпиталя был отстроен храм в ее честь.

Не иссякают чудеса по молитвам Казанской иконе и в наше время, зафиксированы они по всей России от Иванова до Екатеринбурга. Особым духовным знаком верующие считают мироточение. Случилось истечение мира (благовонного масла) из Казанского образа в годовщину повторного открытия Оптиной пустыни.

В Смоленске образ Богородицы начал плакать (1991 г.), несколько лет спустя в Казанском храме (с. Пучково) храмовая икона стала кровоточить - ее признали местной святыней. Зафиксированы в разных епархиях многочисленные случаи исцеления .

Пока будет продолжаться на земле жизнь, не оскудеет и помощь верующим от Царицы Небесной. Неважно, возносятся молитвы чудотворной Казанской иконе, или около обычного бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Небесной Заступницей, Покровительницей и Хранительницей земли русской является Пресвятая Дева Мария. Люди, вознесшие молитвы к Царице Небесной, вскоре по своим молитвам получали помощь.

Казанская икона Божией Матери.

Входя в храм Божий первое, что видит каждый прихожанин - это множество святых ликов на иконостасе. Один из главных - Казанская икона Божией Матери, одна из древнейших русских святынь. Ее образ можно увидеть практически в каждой верующей семье.

Помощь по молитвам верующих

Казанская Богородица помогает справиться абсолютно со всеми проблемами:

  • ей молятся перед свадьбой, а жениха и невесту родители благословляют в семейную жизнь именно этой иконой - Дева Мария обязательно поможет молодоженам выстроить крепкий брачный союз;
  • именно Казанской Богоматери молятся о недужных, о даровании им здравия - Она может исцелить от любой болезни, в том числе по молитвам верующих прозревают очи у слепых людей;
  • обеспечивает мир на земле, во времена военных конфликтов она вселяет спокойствие и благоразумие враждующим сторонам, способствует скорому перемирию;
  • искренняя молитва перед Святым ликом позволит сохранить мир в семейном очаге, предупреди ссоры в семье, станет залогом безбедного и гармоничного супружества;
  • мать, желающая здравия и благополучия своему чаду, возносит молитвы перед Казанской иконой;
  • Матушка помогает избавиться от бесплодия бездетным супругам;
  • Царица Небесная защитит от смерти внезапной;
  • Покровительствует путешественникам и странникам.

Описание святого образа

Казанская Богородица относится к типу «Одигитрия» - «Путеводительница», «Указующая путь».

Икона Божией Матери Казанская

Предание гласит, что первозданный образ принадлежит кисти апостола Луки. Смысл изображения на иконе состоит в представлении явления в мир Спасителя. На иконе Он благословляет двумя перстами.

Но в других списках перстосложение изображено таким образом, что каждый палец означает букву греческого алфавита, а вместе из них получается монограмма имени Иисуса Христа IC XC.

Голова Богородицы преклонена к Сыну Своему, а Ее лицо излучает наивысшую любовь. Ее очи задумчивы по матерински, но глаза Пресвятого Младенца выражают разум взрослого человека. Он стоит с левой стороны от Матери, его правая рука поднята, что означает благословение.

Шествие Церкви к Богу

Крестные ходы были созданы еще в древние времена, с тех пор они имеют огромное значение и великий смысл для Земли русской. Шествия с Казанской иконой Пресвятой Богородицы внешне похожи на церковные богослужения и ярко показывают силу христианской веры.

Икона Божией Матери

В Ее честь освящены более 10 монашеских обителей и полсотни соборов и церквей, которые, помимо России, находятся в других странах.

Церкви и храмы в честь Казанской иконы:

Почитание Казанской иконы Божией Матери совершается ежегодно:

  • 21 июля, в день ее торжественного обретения;
  • 4 ноября, в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков.

История возникновения лика

Очень страшным выдался 1579 год для града Казани, во времена ее завоевания Иоанном Грозным. Огромную часть города поразил сильнейший пожар, множество семей остались без крыши над головой. Огонь вырвался из дома одного из городских стрельцов и в несколько минут обратил в пепелище то, что многие годы великими трудами творили людские руки.

Старинная икона

Лютый плач и людские слезы стояли над Казанью. Пожар бушевал в основном в той части города, где проживали православные верующие. Им трудно было выносить обвинения, надругательства над священными образами.

И тогда Всевышний явил своим верным людям Божественное милосердие - для утоления скорби и вразумления.

Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, в пустой хате явился образ Богородицы. От иконы исходил голос, повелевающий найти Ее образ в недрах земных. Матрона, конечно же, испугалась и ничего не стала рассказывать родителям.

На следующий день видение повторилось, и девочка поведала матери о диве, но та не придала дочериным словам особого значения. Через несколько дней Матрона прилегла днем отдохнуть и уснула, как вдруг неведомая сила подняла ее и перенесла на середину двора.

Матрона Московская

Открыв глаза, отроковица вновь лицезрела Богородичный лик. От него исходили огромные и яркие огненные лучи. Отроковица испугалась и подумала, что они могут сжечь ее. Грозный женский голос приказал ей во всеуслышание объявить явленный указ и найти икону, а в наказание за непослушание девочке была обещана тяжелая и неизлечимая смертная болезнь. От испуга девочка упала на землю без чувств.

О других Богородичных иконах:

Когда она очнулась, то поведала матери о своем чудесном перенесении из дома во двор, об иконе и огненных лучах. Вскоре мать с дочерью направились к местным воеводам, рассказали о чуде и указали место, где под землей должна находиться икона.

Но воеводы не восприняли всерьез рассказ и Матрона с матерью отправились к правящему архиерею в надежде, что тот выслушает и распорядится извлечь Святой Лик из земли. Но и он оставил рассказ без должного внимания.

Делать нечего, им пришлось самим искать чудотворную икону на пепелище. Многие люди трудились на раскопках, но икону так и не нашли. Но когда начала копать землю сама Матрона в том месте, где ранее стояла печь, то на глубине полутора метров она обрела Священный лик.

Образ Богородицы был завернут в ветхий кусок сукна, но когда полотно развернули, она засияла лучезарным светом. Время пощадило Святой лик, он совсем не испортился и выглядел как будто только написанный.

Православный люд был очень рад обретению иконы, они опускались пред ней на колени, прикладывались и лобызали в надежде на исцеление от недугов и получение благодати.

Архиерей, узнав о чудесном обретении, приказал звонить во все колокола. Увидев новоявленный образ, он был сильно удивлен - икон такого чудесного письма ему никогда не приходилось лицезреть. Упав на колени, он слезно молил Богородицу о прощении за свое неверие.

Патриарх Гермоген, будучи в те годы священником, переносил икону с места обретения в церковь.

По милосердию Божиему, по пути от пожарища до храма от иконы стали происходить чудеса. Двое мужчин, долгое время страдающие слепотой очей, неожиданно прозрели.

Далеко за пределы Казани разнеслась чудесная весть, о чуде узнал царь Иоанн Грозный и велел написать копию с чудотворной иконы. Ее, как драгоценное сокровище, доставили в Москву.

Видео об иконе Казанской Божией Матери



Господь -Вседержитель

Икона Христа - воплотившегося Бога Слова занимает главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.
Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".


Спас Нерукотворный


Во дни явления Иисуса Христа на земле в Едессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит. Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот м в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя. По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал исцеление. А почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

Икона Божией Матери " Иверская"


В IX в., когда в христианских странах свирепствовало иконоборчество и одурманенные этим святотатцы всюду разыскивали и уничтожали почитаемые образы, одна христианка, спасая свою святыню, спрятала икону в челноке, пустив его в море. На протяжении двух веков икона считалась погибшей, но вдруг чудесным образом приплыла на Афон. Один из иноков местного монастыря, взявшийся доставить ее из волн морских, сумел пройти по воде, как по суше. В XVII в. из Иверского монастыря на Афоне в Россию были присланы три копии этой иконы, и каждая прославилась чудесами. С тех пор и установлены празднования в честь Иверской иконы. О том, насколько она почиталась и была дорога, говорит тот факт, что в 1812 г. перед вступлением в Москву наполеоновских войск она была вывезена в числе других главных святынь русской церкви - вместе с Владимирской и Смоленской иконами. В дальнейшем копии Иверской иконы распространились по храмам многих епархий.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Иверская молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.
Дни памяти: 12 (25) февраля.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»


История иконы связана с одним из афонских монастырей Дохиар, в котором первый раз была явлена благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что икона была написана в X веке, при основателе дохиарской обители преподобном Неофите. Чудотворный первообраз Божией Матери «Скоропослушница» и в настоящее время находится на Афоне в монастыре Дохиар. Списки этого чудотворного образа находятся во многих православных храмах, и многие из этих икон доныне источают благодатную силу прибегающим к ним с верою и сокрушенным сердцем.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовкой Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Дни памяти: 9 / 22 ноября
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» молятся при многих недугах - слепоте, болезни глаз, хромоте, расслаблении и параличе, находящиеся в плену и тюремном заключении, попавшие в кораблекрушение, о духовном прозрении, за детей, в просьбе родить здоровых детей, об исцелении от падучей болезни и беснования, болезней рук и ног, а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.

Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"


На иконе Умягчение злых сердец ("Семистрельная") Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.

Икона Божией Матери "Утоли моя печали"


Предание XVII в. повествует, что одной женщине, страдавшей упадком сил, явилась во сне Богородица и посоветовала найти в церкви св. Николая в Москве икону "Утоли моя печали". Когда больная добралась туда, этой иконы в храме не оказалось. Но женщина верила, что найдет святой образ, и действительно нашла ветхую икону, невесть почему оказавшуюся на колокольне. Молитва перед иконой сразу вернула силы больной, а списки с этого образа стали популярны во всей России.
иконе Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» - молятся об избавлении от болезней и скорбей телесных; от греховных страстей, обуревающих сердце человека.
День памяти: 25 (7) января.



Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» - Корчемная


Предание гласит, что в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у нее в доме все было продано, она принесла в корчму образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и просила за него вина. Корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Корчемник исполнил ее желание, но утром женщина не нашла принесенной домой иконы. Икона оказалась на прежнем месте в божнице корчемника. В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина. С тех пор икона стала именоваться в народе «Явленною Корчемною» и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году. Много чудес и исцелений произошло по молитвам пред этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная.
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная совершается 27 ноября /10 декабря.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, об исцелении болезней рук и ног, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь.
Чудотворный образ Божией Матери «Знамение» - Корчемная ныне пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре.

Икона Божией Матери "Ватопедская "


Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божней Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название "ватопед" ("куст отрока"). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу, в память того, что она в 807 году, 21 января, обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель. Игумен предпринял меры предосторожности, и обитель была сохранена. В память этого чудесного события перед чудотворной иконой горит неугасимая лампада. На Афоне эта икона называется также "Отрадою" или "Утешением".
День памяти: Февраль 3.

Икона Божией Матери " Боголюбская "


"Родоначальницей" пяти известных в России икон, названных Боголюбскими, была древнейшая икона Владимирской Божией Матери (см.). До 1157 г. и она именовалась "Боголюбской", поскольку находилась в Боголюбском родовом замке суздальского князя
Андрея Юрьевича, внука Владимира Мономаха, Образ Божией Матери, изображенной на ней, всегда потрясал современников и вдохновлял лучших иконописцев создавать его копии. Эти замечательные творения появились и в Москве, и в Рязанской епархии, и в церкви святого царевича Дмитрия в Угличе, а одним из них владел сам Петр Великий. Последняя икона особенно прославилась, причем не только чудесами и исцелениями, но и способностью останавливать страшные эпидемии. В 1771 г., когда эта икона находилась уже в храме села Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии, население с ее помощью избавилось от вспышки моровой язвы, в 1848 г. - от начавшейся было холеры, а в 1853 г. - от такой же эпидемии в Боровске и Малоярославце. Впрочем, чудотворными оказались все четыре упомянутых списка с Владимирской иконы, называемых "Боголюбскими". В день 1 июля чтится главная икона, что в Боголюбове Владимирской области, а также списки - Зимаровский и Московский.
Перед иконой Божией Матери «БОГОЛЮБСКАЯ»
- молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры.
Дни памяти: 18 (1) июня.

Икона Божией Матери "Взыскание погибших"


"Взыскание погибших" была заказана иконописцу по данному обету крестьянином Обуховым, который чудом не замерз на сильном морозе. В 1871 г. она находилась в Борске, когда в Серпухове вспыхнула эпидемия холеры. Перенесенный туда чудотворный образ остановил распространение болезни.
Перед иконой Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
- молятся при головной и зубной боли, лихорадке, болезни глаз, о вразумлении отпавших от веры православной, погибающих детях, о благодатном браке
и от пристрастия к винопитию.
Дни памяти: 5 (18) февраля.

Икона Божией Матери "Тихвинская"


Эта святая реликвия известна на Руси с 1383 г., хотя написана икона гораздо раньше и когда-то находилась в столице Византийской империи. Но, исчезнув из Царырада, эта икона чудесным образом явилась рыбакам, промышлявшим на Ладожском озере. С нею связаны и другие необъяснимые явления. Так, из часовенки, построенной для нее в тамошних лесах, она чудом перенеслась в Тихвинский монастырь. По сию пору Тихвинская икона удивляет тем, что рука изображенной на ней Богородицы излучает тепло, ощутимое при прикосновении. Икона, кроме того, обладает исцеляющим воздействием. Из церковной литературы известно также, что в 1614 г. она спасла монастырь от набега шведских войск, в 1670 г. дала знать молящимся перед ней о замыслах разбойников, готовившихся ограбить церковь, а в 1763 г. осталась нетленной в огне пожара.
Перед иконой Божией Матери «ТИХВИНСКАЯ»- молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия
иноплеменных.
Дни памяти:26 (9) июня.



Икона Божией Матери "Отчаяных единая надежда"




ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ«ТРОЕРУЧИЦА»


Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.
Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля.

Икона Божией Матери " Феодоровская"


Была обнаружена во время охоты князем Василием Костромским. А во время его отсутствия жители Костромы опознали в воине, шедшем через город с иконой в руках, образ вмч. Феодора Стратилата (в его честь здесь еще ранее был возведен собор). Эти два чуда и стали причиной названия найденной иконы. В 1260 г. икона спасла город от татарской осады. Примечательно, что именно этой иконой был благословлен на царствование в 1613 г. первый царь новой династии - Михаил Романов.
Перед иконой Божией Матери «ФЕОДОРОВСКАЯ»
- молятся при трудных родах.
Дни памяти: 14 (27) марта.

Икона Божией Матери "Остробрамская"


По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брам" - "ворота"). В 1829 г. при реставрации на иконе была выявлена славянская надпись - хвалебная песнь Богородице. Эта исключительно красивая и богато украшенная икона почитается как православными, так и католиками.



Икона Божией Матери "Владимирская"


Владимирской икона названа потому, что долгое время находилась во Владимире, признанном некогда центре Русского государства. По преданию, она была написана еще в I в. апостолом Лукой, причем исполнена на доске от стола из жилища самой Богоматери. Еще о ней известно, что из Иерусалима ее перевезли в Царьград, а оттуда в XII в. - в Киев в качестве дара константинопольского патриарха князю Юрию Долгорукому. Из Киева ее увез князь Андрей Боголюбский, построивший в ее честь храм в селе Боголюбове, но икона вскоре была перенесена во Владимир. Свою чудотворную силу эта святая реликвия проявила дарованием побед над врагами, а также умиротворением усобиц и мятежей. Так, при осаде Москвы войсками Тамерлана в 1395 г. эта икона, перенесенная сюда, уберегла город от штурма и с тех пор находится в столице России. При Иване Грозном перед ней молился сам Василий Блаженный, и его молитвой город был спасен от разорения ордами хана Гирея. Этому последнему событию и посвящено празднование 3 июня.
Чтимые списки с Владимирской иконы: Псково-Печерская "Умиление", Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, и Оранская.
Перед иконой Божией Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ» - молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от
ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Дни памяти: 23 (6) июня.

Икона Божией Матери "Иерусалимская"


Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Перед иконой Божией Матери «ИЕРУСАЛИМСКАЯ» - молятся при пожаре, эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота,
об исцелении от слепоты, паралича.
Дни памяти: 12 (25) октября.

Икона Божией Матери "Теребинская"


еребинская икона Богородицы находится в Теребенской пустыни во имя свт. Николая Чудотворца Тверской епархии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс, с поднятыми руками; Богомладенец изображается в полный рост стоящим на шаре с распростертыми руками. Эта икона упоминается вместе с другими чудотворными иконами в разных записях очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Известно, что явилась она в 1654 году рядом с Теребенской пустынью, от которой и получила свое название.
Икона, которая находится в настоящее время в Теребенской обители - копия, где же находится подлинная, неизвестно. По некоторым сведениям она была взята в Новгородский Софиийский Собор.
Николаевская Теребенская обитель расположилась в живописных местах Бежецкого верха на берегу реки Мологи (ныне деревня Слобода Максатихин-ского района). Монастырь был основан в 1641 году на месте деревянной церкви, построенной в 1492 году помещиком Михаилом Обутковым в селе Теребени и посвященной святителю Николаю. Обутков перенес в нее свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божьей Матери и чудотворную икону свят. Николая.
После Октябрьской революции монастырь продолжал действовать. В начале 1930-х гг.. монастырь был упразднен, большевики конфисковали все имущество, а на территории монастыря устроили склад сельскохозяйственных удобрений.
В 1992 году церковная жизнь в монастыре возродилась. В 1995 году началась реставрация храмов. Летом 1999 года в обители вновь зазвенели колокола.
Дни памяти: 14/27 мая.

Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша"


Явилась в 1878 г., когда крестьянину Тульской губернии Стефану, одержимому пьянством, было во сне видение прп. Варлаама, повелевавшего отправиться в Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы и отслужить там молебен перед чудотворным образом. Монахи помогли бедному паломнику в розысках иконы, которую он узнал по изображению на ней виденного во сне старца. Молитва и впрямь совершила чудо: Стефан забыл о вине. Популярность серпуховской иконы стала такова, что здесь до революции было создано Александре- Неве кое братство трезвости, возрождаемое ныне в серпуховском Высоцком монастыре,
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения, а также для примирения раздоров в семье и решения квартирных вопросов.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»


Вид этой иконы напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), - поет пророк Давид. «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения» (святитель Иоанн Златоуст). Так, Пришедший «признать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13) спасает нас молитв раж Пречистой Своей Матери и всех святых, «яко Благ и Человеколюбец».
В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» находится в храме пророка Илии в Обыденном переулке города Москвы (м. «Кропоткинская»).
Этот образ до революции пребывал в Кремлевской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе, и прославился многочисленными чудотворениями. В Ильинский храм икона была передана в 1944 году.
Также чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (XIX в.) с мощами мученика Трифона есть в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще города Москвы (м. «Белорусская», «Рижская», «Цветной бульвар», далее автобусом).
Чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» есть в храмах Москвы: в храме мучеников Адриана и Наташи в Бабушкине у станции Лосиноостровская, в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе (м. «Тульская»), в храме Спаса Преображения на Песках (м. «Смоленская»),
Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» совершается дважды: 9/22 декабря и 1/14 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» молятся об обращении заблуждших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о возвращении отпавших от веры Православной в Церковь.

Икона Божией Матери "Семистрельная"


На иконе Семистрельная Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.
В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери Семистрельная в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Икона Божией Матери " Тамбовская"


В 1684 году святитель Питирим был назначен на Тамбовскую кафедру
и рукоположен во епископа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский,
сразу по прибытии в Тамбов привез с собой иконы Божией Матери. При¬
везенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы
Божией Матери была поставлена в Преображенском кафедральном соборе
в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская и
Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы,
прославились чудотворениями.

Икона Божией Матери "Умиление"


Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Перед иконой Божией Матери «УМИЛЕНИЕ»
или «РАДОСТИ ВСЕХ РАДОСТЕЙ» - почитаемая икона преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих дает им исцеления.
Дни памяти: 19 (1) июля 28 (10) июля.

Икона Божией Матери " Казанская"


Это случилось в 1579 г. Девятилетняя девочка, дочь стрельца, жившая в Казани, увидела однажды во сне Пресвятую Богородицу и узнала от Нее, что под пепелищем сгоревшего дома находится чудотворная икона, которую надо откопать. Рассказу девочки никто не поверил, но сон повторялся снова и снова, и тогда Матрена сама принялась раскапывать пепелище и действительно обрела находку. Примечательно, что первый священник, который принял святыню из рук ребенка, был будущий патриарх Московский Ермоген, один из наиболее прославленных святых Русской Православной Церкви. Вскоре икона явила первые чудеса (исцеления. Тогда на месте ее обретения был возведен монастырь (в нем, кстати, Матрена постриглась потом в монахини). В XVII в. с чудотворной Казанской иконы была списана копия для Москвы, и этот образ дважды спасал столицу от врагов и даровал русским победу. Есть копии Казанской иконы в Петербурге и некоторых других городах.
В этот день чтятся списки с Казанской иконы, имеющиеся в Москве, Казани и Петербурге, а также - Ярославский, Вязниковский, Нижнеломовский, Тобольский, Каплуновский, Тамбовский, Высочиновский, Вышенский, Богородско-Уфимский.
Перед иконой Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» - молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак.
Дни памяти: 8 (21) июля 22 (4) октября.

Равноап. кн. Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)
День памяти: Июль 11, 24.

Святая Ангелина


Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга - святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.

Св. муч. Татьяна


Св. Татиана родилась в Риме, в семье знатного сановника, и была воспитана в христианском благочестии. Достигнув брачного возраста, она отказалась от замужества, решив посвятить себя всецело служению Церкви, и была поставлена диаконисой. За свою веру и отказ принести жертву идолу Аполлона была подвергнута пыткам. В мученичестве св. Татианы Господь Иисус Христос показал Свое всемогущество, ибо по ее молитве трижды разрушались статуи богов, а Диавол, обитавший в идолах, с громким криком и рыданием бежал оттуда. Зверские мучения не причиняли ей вреда, а раны и язвы от них бесследно исчезали. Св. Татиана молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины и молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, и услышали Божественный глас с небес. Потрясенные стойкостью мученицы и чудесами Христовыми, восемь палачей, истязавших святую, уверовали во Христа и после мучений были усечены мечом. Святую же обнажили и бритвами стали резать девственное тело. Тогда из ран вместо крови истекло молоко и распространилось великое благоухание. Затем святую мученицу крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. Но Ангелы Божий невидимо стояли около святой и наносили раны бичующим, так что несколько из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю в сильном изнеможении. Наконец мученицу Христову привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но свирепый зверь сделался кротким и лизал святой ноги. Уставшие судьи прекратили жизнь св. мученицы ударом меча, вместе с нею казнили и ее отца, и оба они сподобились от Господа получить нетленные венцы.
День памяти: 12(25) января.

Икона "Св.Бл. МАТРОНА"


Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.
Дни памяти: Май 2, Сентябрь 2 (Моск.)

Икона Св. княгиня Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)

Икона Святой мученик Уар


Св. Уар был воином и жил в царствование императора Максимиана в Египте, в Александрии. Придя однажды в темницу к семи мученикам - учителям христианским и «тех лобзав узы с любовию», он исполнился «дерзновения Божественного», исповедал себя ^христианином и добровольно отдался на мучения. Его "повесили на древе и предали тяжким пыткам, в которых святой, терпеливо перенося ради Христа «пламень нестерпимых болезней», в мучениях скончался. Семь же учителей христианских, наставившие св. Уара ни путь спасения, после мучений были ^сечены мечом. Некая благочестивая вдова из Палестины по имени Клеопатра, хранила у,себя мощи святого
Уара как великое сокровище. Когда умер ее единственный сын Иоанн, скорбящая мать была утешена дивным видением. Ей явился св. Уар вместе с Иоанном, украшенный венцом вечного блаженства, и возвестил, что он помнит о всех ее благодеяниях, всегда внимает ее молитвам и что он умолил Христа о ее умерших сродниках, а теперь *взял ее сына на служение Христу в Его Небесное Царство. Когда повелит Христос Господь, они придут и за ней. Блаженная Клеопатра раздала свое имение нуждающимся и, отрекшись от мира, поселилась при храме св. мученика Уара, служа Богу постом и молитвой. Через 7 лет она преставилась и вместе со своим сыном удостоилась единой небесной обители с мучеником Уаром, так что и память их совершается в один день с ним.
День памяти: 19 (1) октября.


Св.вел.кн.Игорь


блж. Игорь, вел кн. Черниговский и Киевский (XII в.). Сын черниговского князя Олега Святославича. Нашел в себе силы отрешиться от усобиц и безропотно взирал на разграбление его имений другими князьями. Мечтал только о посвящении себя Богу. Убит настроенной против него алчными князьями и боярами толпой киевлян в монастыре во время богослужения. (Память - 18.06.)

Икона Святой мученик Трифон


мч. Трифон (III в.). Целитель и праведник из Фригии. Пострадал за Христову веру при императоре Декии в 250 г. в Никее. Родился в селении Кампсада недалеко от г. Апамеи, во Фригии. Еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и запрещал вредоносным насекомым вредить посевам. Особенно прославился святой изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. Желая увериться в том, что именно Трифон изгнал беса из его дочери, император просил святого показать ему беса видимым образом. После шестидневной молитвы и строгого поста святой приказал нечистому духу явиться зримо, и бес явился в виде мерзкого пса. На вопрос святого, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над истинными христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, кто следует своим похотям и творит дела, угодные бесам. Во время гонения при императоре Декии св. Трифон за проповедь христианской веры был приведен в г. Никею, где претерпел жестокие мучения, темничное заключение и был приговорен к усечению мечом. Перед смертью он в молитве благодарил Христа Бога, укрепившего его в страданиях, и просил Его о милости ко всем, кто будет чтить его память. Мученик отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Из посмертных чудес святого наиболее известно следующее. При царе Иоанне Грозном, во время охоты, у сокольничего Трифона Патрикеева улетел любимый царский кречет. Царь приказал в три дня найти птицу и пригрозил смертью. Усердные поиски не привели ни к чему, и утомленный и отчаявшийся сокольничий стал усердно просить помощи у своего небесного покровителя - св. мч. Трифона. Во сне ему явился святой и вручил потерянного кречета. Проснувшись, тот увидел, что на руке у него действительно сидит пропавшая птица.
Дни памяти: 1(14) февраля.

Святой равноапостольный великий князь Владимир


Равноап. вел. кн. Владимир (X-XI вв.). Праправнук легендарного Рюрика, сын великого князя Святослава Игоревича и внук равноапостольной княгини Ольги князь Владимир прожил бурную и деятельную жизнь. Не будучи прямым наследником Святослава (по обычаю стол великого княжения в Киеве перешел к старшему сыну Ярополку), Владимир начал княжить в Новгороде и, готовясь к схватке с братом за Киев, создал сильную дружину, которая и добыла ему великокняжеский титул. С нею же он совершил ряд походов против сопредельных стран и племен, значительно расширив границы Руси. Для укрепления ее международного авторитета Владимир попросил у византийского императора Василия II руки его сестры Анны, но тот поставил условие, чтобы русские войска помогли остановить победоносное наступление на Царьград византийского военачальника Варда Фоки, восставшего и объявившего себя новым императором. Когда же Фока был разгромлен, а Василий нарушил обещание, Владимиру пришлось осадить и взять Херсонес, а затем "подарить" императору его собственный город как выкуп за невесту. Следующим шагом Владимира к укреплению позиции своего государства было историческое Крещение Руси, начатое в 988 г. Князь понимал, что языческое многобожие с его поклонением стихиям и отсутствием идеологии тормозит формирование единой нации, задерживает развитие культуры, и этим пониманием необходимости сделать выбор в пользу православия Владимир во многом был обязан княгине Ольге, крестившейся за 30 лет до него. В указе о крещении удалой и могущественный князь, чья воинская слава гремела по Руси, недвусмысленно предупреждал, что тот, кто не примет крещения, "противен мне да будет". Тем не менее, летописи свидетельствуют, что Владимир управлял княжеством "с великим христианским смирением", был "заступником обижаемых, обогатителем убогих", а историки не без основания считают, что годы княжения Владимира Святославича были временем расцвета Древней Руси.
День памяти: Июль 28.

Икона "Александр Невский"


Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Мономаха. Отрочество и юность Александр провел большей частью в Новгороде. Когда наступило для земли Русской время тяжких и продолжительных страданий со стороны иноземцев, то Всемогущий Бог, ради спасения Руси, взыскал избранного Своего - великого князя Александра, молитвенника и строителя земли Русской. Помощью Христовой благоверный князь в 1240 г. разгромил шведов, в 1242г. вернул Псков и на Чудском озере разбил тевтонских рыцарей. Это были исторические победы. Князь заключил союз с Батыем и оградил Русь с Востока. В Орде у князя был друг и побратим - принявший христианство Сартак, сын Батыя. Под их влиянием хан отошел от Монголии и стал главной силой во всей Великой степи. Князь не шел на связь с Западом и хранил верность Православию. Объединяя Русскую землю, он силой удерживал удельных князей от выступления против татар. В 1256 г. после смерти Батыя князь установил мирные отношения с ханом Берке и, мудро направляя события, внушил хану Берке отказаться посылать дань в Монголию, и Берке объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Стараниями святого князя и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, в 1261 г. была учреждена Епархия Русской Православной Церкви. Собиратель и защитник земли Русской, утешитель и умиротворитель, возвращаясь из Орды, почувствовав близкую свою кончину, отложил все земное и в Городецком монастыре, под Владимиром, принял монашескую схиму с именем Алексий. А вскоре, 14 ноября 1263 г., предал свою чистую душу в руки Христовы. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку из гроба за разрешительной молитвой.
Дни памяти: 30 (12) августа.

Икона "Св. Георгий Победоносец"


(303 г.). Св. Георгий был родом из Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец пострадал мученически за Христа, мать, владевшая имением в Палестине, переселилась туда с сыном и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, мужественный Георгий был замечен императором Диоклетианом и возвышен. При усилении гонения на христиан св. Георгий раздал свое наследство нищим и, придя в сенат, исповедовал себя христианином, обличил лживость языческих богов и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об истине». «Что есть истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», - отвечал святой. Изумившись дерзновению любимого воина, император просил его не губить своей молодости, славы и чести и отречься от Христа. После отказа его заключили в темницу, где забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, св. Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть мученика самым изощренным пыткам. Его и сажали в ров, засыпав негашеной известью, и надевали на него железные раскаленные сапоги, и били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, и травили чародейственными травами. Но святой, уповая на Христа, остался невредим. Мало того, перенося тяжелые мучения, св. Георгий творил чудеса и исцеления, воскресил умершего. Великомученика укреплял Сам Господь, являясь ему в сонном видении. Подвиги и чудеса его приводили язычников к познанию истины, и многие уверовали во Христа. Образ Георгия Победоносца столетиями не сходил со знамен и гербов России и ее древней столицы.
Дни памяти: 23(6) апреля.

Икона "Св. целитель Пантелиимон"


вмч. и целитель Пантелеймон (IV в.). С 303 по 311 г. христианская церковь пережила бесчеловечные гонения от ее врагов во главе с императором Диоклетианом и его преемниками после добровольного отказа этого деспота от власти. В городе Никомидии они не пощадили даже известного всей округе и любимого горожанами врача по имени Пантелеймон, глубокого приверженца Христовой веры. Однако мученическая смерть целителя не деморализовала христиан, а лишь укрепила их стойкость от сознания того, что они выступают за правое дело.
Дни памяти: Август 9.

Икона св. равноапостольного Кирилла


Родные братья, Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий происходили из знатной христианской семьи, жившей в греческом городе Солуни. Младший брат, св. Кирилл с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии в Константинополе. Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, проводя время в непрестанной молитве и чтении духовных книг. На Олимпе блаженный Константин впервые стал заниматься изучением славянского языка.
Вскоре святые братья были отправлены к хазарам для евангельской проповеди. Они скоро научили хазар вере Христовой и, утвердив их в правоверии, возвратились в Константинополь. Св. Кирилл остался в столице, а св. Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, неподалеку от горы Олимп.
По просьбе славянских князей, святые братья отправились в Моравию и там, переведя предварительно греческие богослужебные книги на славянский язык (для какой цели ими была изобретена славянская азбука), стали распространять христианскую веру. Это было в 863 году. Проповедь эта имела громадный успех: в течение нескольких лет светом евангельского учения просветилась Моравия, Болгария, Паннония и другие страны. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим. Одобрив переведенные братьями книги, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, св. Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
День памяти: 11 мая.


свт. Николай Чудотворец


свт. Николай Чудотворец (IV в.). Полулегендарный духовный деятель, будущий Архиепископ Мир Ликийских, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд, в которых истина переплетается с домыслами и фантазией. Тем не менее церковная литература считает достоверными не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничестве за трех мужей в Мирах, спасении им девиц от разврата, чудесным - явление его перед Константином Великим (см.), в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необьяснимими происшествиями и знамениями. Непреложно также, что святой Николай участвовал в историческом Никейском соборе христианских церквей в 325 г. Дар чудотворения остался за душой святого и после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но даже нередко в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские, это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют "Угодником", потому что все его деяния были угодны Богу. (Память - 22,05.)