Храм преображения господня на песках. Храм симеона столпника на поварской Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

На фотографии - красивая церковь на Новом Арбате. В советское время ее не снесли только чудом. Особенно красивой она становится сейчас вечером, когда всё кругом темнеет, а сам храм подсвечивается мощными лампами и белый камень на фоне окружающей темноты становится еще более белым.

Полное название церкви - храм Симеона Столпника на Поварской - потому что формально церковь хотя и ассоциируется с Новым Арбатом, но приписана к Поварской, которая отходит от Нового Арбата под углом, и располагается с другой стороны храма.

Храм на Новом Арбате - история

В истории этой церкви важны, наверное, два момента

  • ее возраст: она возведена еще в первой половине 17 века
  • и то - что ее не снесли в Советское время.

То, что ее не снесли в Советское время - действительно чудо, потому что проект Нового Арбата - это была масштабная идея советского правительства, которая подразумевала: сносится всё, что относится к старине - все кварталы, дома, постройки, - и на это месте прокладывается огромный проспект, который подчеркивается высокими зданиями.

Храм в эту концепцию не вписывался, его собирались уничтожать, как и множество кварталов. Но церковь на Новом Арбате выстояла. Говорят, люди, буквально, ложились в сам ковш экскаватора, который приехал рушить храм, и сидели в нем, пока не был принесен приказ об отмене сноса.

Церковь на Новом Арбате сейчас - это один из символов Москвы. Возможно, в первую очередь именно из-за возникающего контраста. Кругом: колоссальные советские постройки из железа и бетона, и вдруг - старый русский храм…

К слову говоря, Новый Арбат должен был быть только первой ступенью к масштабной переделке Москвы. Но то, что получилось, испугало даже саму Партию - и после этого они не только отказались от идеи сноса старинных зданий внутри Садового, но и ввели во «внутрисадовом» пространстве лимит на многоэтажность.

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году, но предполагается, что она возникла еще в конце XVI века. Скорее всего, ее посвящение связано с тем, что венчание Бориса Годунова на царство в 1598 году пришлось на день святого Симеона Столпника. В память об этом в Москве появилось две симеоновских церкви – одна за Яузой, а другая в Поварской слободе. Деревянное здание сгорело в Смутное время, но вскоре было заново отстроено. Каменный храм возведен на средства казны по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах.

Структура церкви выполнена традиционно: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчала пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Внимание привлекает карниз: он выполнен из кирпичей, поставленных под углом друг к другу. В южной и северной стенах церкви сохранилось несколько белокаменных надгробных таблиц XVII–XVIII веков – напоминание о существовавшем здесь приходском кладбище.

После создания каменного храма Симеоновским стал только один из приделов в трапезной. Главный же престол храма был освящен в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Еще один придел изначально был Никольским, а в 1759 году оказался переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского.

Церковь известна как место венчания многих деятелей российской истории и культуры: в 1816 году здесь сочетались браком писатель С.Т. Аксаков и О.С. Заплатина, в 1866 году – будущий обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев (его дед был священником Симеоновского храма) и Е.А. Энгельгардт. Но самое известное венчание происходило здесь в 1801 году: в брак вступили граф и его крепостная, актриса П.И. Жемчугова-Ковалёва. Церемонию пришлось проводить тайно: молодые не желали скандала, связанного со столь «неравнородным браком», в среде российского дворянства.

Были у Симеоновской церкви и знаменитые прихожане. Прежде всего, Н.В. Гоголь: он жил в доме Толстых на Никитском бульваре и перед смертью в 1852 году его причащал настоятель храма. В деревянном доме, стоявшем с севера от церкви до 1960-х годов, проживал известный русский актер П.С. Мочалов. В 1829–1832 годах на Малой Молчановке вместе со своей бабушкой жил – в этом доме сегодня располагается музей.

В 1938 году церковь святого Симеона Столпника была закрыта и назначена к сносу. Эти планы не были реализованы, но здание сильно пострадало, лишившись глав и шатрового завершения колокольни. Внутри расположилась столярная мастерская. Во время строительства в 1961–1964 годах Нового Арбата церковь опять едва не снесли, но, в результате вмешательства деятелей культуры, напротив даже приступили к реставрации. К 1966 году Симеоновский храм обрел свой исторический облик, но без крестов на главах. Их восстановили только в 1990 году, когда начался процесс возвращения здания общине верующих. Вскоре церковь была заново расписана изнутри, воссозданы иконостасы главного храма и приделов, возобновились богослужения. Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице – все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат.

Церковь Спаса Преображения на Арбате - одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова "Московский дворик". Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась "Пески" из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города - окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась "в Филиппове приказе Оничкова", а в 1657 году - "в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева". В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями - правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие "стрелецкие" храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.

Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным "изстари", т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила, который до наших дней не сохранился.

Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.
После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. "За малоприходством и невозможностью служить" ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.

Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали - заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.

К концу XIX века приход значительно вырос - число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством. По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.


1908-1910

После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений. В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов - сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года. После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.

19 сетября 1921 года в день празднования чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех в храме совершил Божественную Литургию святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский.

В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.

Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.

священномученик Сергий Успенский

Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.

Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы - церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций - его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.

В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием. С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии "Союзмультфильм". Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.


1962 г.

В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру Турикову, клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 21 декабря в канун празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей - от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения - концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа в 2004 года была закончена роспись храма.
Знаменательным этапом в истории возрожденного храма стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершившееся 30 апреля 2005 года накануне праздника Святой Пасхи в день Великой Субботы. Осмотрев храм, Его Святейшество в своем Первосвятительском слове отметил усердие настоятеля и паствы, завершивших трудное дело восстановления поруганной святыни. Святейший Патриарх указал на великую радость служения и молитвы в обновленном храме.



Посещение храма Святейшим Патриархом Алексием II в Великую Субботу 2005 года.

24 декабря 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бронницкий Амвросий. Протоиерей Александр и прихожане храма преподнесли Его Святейшеству икону XVIII века с изображениями и частицами мощей Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, принадлежавшую святому патриарху Тихону, находившуюся в собрании М.Губонина. Святейший Патриарх вручил награды участникам возрождения храма. Орденом святой равноапостольной Ольги III степени была награждена староста храма Н.А. Панкратова и регент храма А.А. Турикова.Патриаршими грамотами были награждены член Приходского собрания Л.Л. Шевченко и глава Управы ТУ "Арбат" А.В. Садиков. Неклюдова О.В., Домбровская М.В., Соколов А.В., Алексеев Б.А, Ланинский Ю.Б., Жилин А.В. - медалями прп. Сергия Радонежского I степени.


Великое освящение храма 2006 г.

За усердное пастырское служение и труды по возрождению храма настоятель храма пртоиерей Алексндр Туриков был удостоен высокой богослужебной награды - права ношения митры.


5 февраля 2012 года, произошло еще одно знаменательное событие в жизни храма. В неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Божественную Литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, духовенство города Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского.

Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став Домом Молитвы.

Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.

Святыни храма: чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Знамение», иконы: Преображения Господня, свт. Николая в житии, сщмч. Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей: свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского, свт. Луки архиеп.Симферопольского и Крымского и другие

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

Московский храм во имя Живоначальной Троицы, на Арбате (разрушен в 1931)

Первоначально деревянная церковь стояла левее ворот Земляного города, если обратиться лицом к Москве-реке, на углу современного Денежного (тогда Проезжего) переулка и Арбата (по его нечетной стороне). Храм построили мастера монетного двора и стрельцы. Документально он известен с г.

Это был одноглавый храм с трапезной и колокольней, с приделами Прокопия и Иоанна Устюжских, Тихвинской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца . Основной объем церкви отличали сдержанные формы и скромный декор. Более живо была оформлена только колокольня.

Среди самых знаменитых прихожан храма были известны: молодожены Пушкины Александр и Натали, Андрей Белый, С.В. Рахманинов.

Андрей Белый писал в книге «Начало века»:

«Тут и Троице-Арбатская церковь, с церковным двором, даже с садиком, вытянутым дорожкою в Денежный; там - и ворота; в воротах - крылатый спаситель; колодезь и домики: в дьяконском, двадцатилетьем поздней, останавливался мой издатель, Алянский; меня приносила Афимья, кормилица, - в садик; С.М. Соловьев здесь в салазках катался позднее… В церкви все знали: кто, где проживает, как служит, какого достатка, когда дети женятся, сколько детей народят, чем внучата в годах расторгуются, когда успение примут они».

На месте разрушенного храма по проекту архитекторов И.А. Голосова и Д.Д. Булгакова в 1934 г. возвели дом Общества пролетарского туризма и экскурсий. Сейчас этот дом встроен в северное крыло высотного здания МИДа.