В каких климатических условиях на равнинах. §2
Казалось бы, что можно рассказать о якоре? Простейшая, на первый взгляд, конструкция. А ведь он играет огромную роль в жизни корабля. Главная задача якоря - надёжно привязать судно к земле, где бы это ни было: в открытом море или у берега. Моторная лодка или яхта, круизный лайнер или многотонный танкер - безопасное движение по морским просторам для любого судна зависит от надёжности якорей.
Якорные конструкции видоизменялись на протяжении сотен лет. Надёжность, простота использования, вес - каждый параметр проверяло на практике само море, отсчитывая морские мили. Большинство якорей носят общие названия: адмиралтейский, ледовый, плуг, кошки. Но существуют якоря, названные в честь их создателей. Среди изобретателей надёжных конструкций звучат фамилии: Холл и Матросов, Дэнфорт, Брюс, Байерс, Болдт.
«Цепи якорей звенят в порту…», или Судовая роль якоря
Якорь должен обеспечивать безопасную стоянку , катера или яхты на рейде и в открытом море. Кроме того, якорь играет огромную роль в решении и других задач:
- Ограничивает подвижность судна во время швартовки к другому судну или причалу при неблагоприятных погодных условиях, сильном течении, проведении погрузочных работ.
- Позволяет совершить безопасный разворот на ограниченном пространстве (например, в узкой гавани).
- Может быстро погасить инерцию и остановить судно, когда грозит столкновение.
- Помогает снять с мели судно силами экипажа.
Части якорной конструкции (цепи, клюзы) иногда используют при буксировке.
Ситуации, когда используется якорь, можно условно разделить на две группы.
Первая группа - для аварийного использования: в ситуациях, когда якорь должен удержать корабль при максимальном значении силы ветра и волнения на море.
Вторая группа - для повседневного использования: при кратковременной остановке в хорошую погоду
Строение якоря
Носовая часть корабля - место, где размещается якорное устройство. Дополнительную якорную конструкцию устанавливают на корме крупнотоннажных судов, ледоколов и буксиров. Такая конструкция включает в себя непосредственно цепь или канат, цепной ящик, устройство, с помощью которого прикрепляют якорные цепи к корпусу корабля, клюз, стопор, а также шпиль и брашпиль, с помощью которых отдают и поднимают якорь.
А из чего состоит сам якорь, в стальных лапах которого находится безопасность судна, экипажа и пассажиров, находящихся на борту?
Якорь - это особая конструкция (сварная, литая или кованая), которая опускается на дно и удерживает судно с помощью или каната. Она состоит из нескольких элементов:
Веретено (продольный стержень) с якорной скобой в верхней части - с помощью этой скобы якорь прикрепляют к цепи;
Лапы и рога, которые прикрепляются к веретену неподвижно или на шарнире.
У якорей, имеющих шток, в верхней части веретена устанавливается поперечный стержень, усиливающий держащую силу.
Якорные конструкции: назначение, тип
По назначению корабельные якоря бывают:
- Вспомогательные : анкеры, верпы, дреки, кошки, ледовые. Роль вспомогательных якорей - помогать становым в определённых ситуациях: при посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке, для снятия судна с мели, удержания судна у кромки ледового поля.
- Становые : на каждом судне их должно быть 3 (2 в клюзах, 1 - на палубе).
По способу забора грунта делятся на две группы.
В одну группу входят якоря, которые забирают грунт (т. е. зарываются в него) одной лапой. В первую очередь сюда относят адмиралтейский якорь.
В другую группу объединены якоря, забирающие грунт двумя лапами: якоря Холла, Байерса, Болдта, Грузона-Хейна, Матросова.
Становые якоря должны соответствовать следующим критериям:
- прочность;
- быстрая отдача;
- хороший забор грунта;
- лёгкое отделение от грунта при подъёме;
- удобный крепёж в положении «по-походному».
Один из самых важных критериев - большая держащая сила, то есть максимальное усилие, измеряемое в килограммах, при воздействии которого якорь не выйдет из грунта и сможет удержать судно «на привязи».
Якорь-"адмирал"
Адмиралтейский якорь по праву можно считать ветераном среди корабельных якорей. Это едва ли не единственный представитель конструкций, имеющих шток. Несмотря на то что на смену ему пришли более современные и надёжные модели, он по-прежнему выполняет свою судовую роль во флоте. Это объясняется универсальностью конструкции.
Проверенное столетиями строение адмиралтейского якоря лаконично: неподвижные лапы и рога отлиты или выкованы вместе с веретеном и составляют с ним единое целое, без дополнительных механических элементов. Шток - деревянный или металлический. Его задача - помогать быстрому забору грунта и правильному ориентированию якоря, цепляющегося за дно.
Сама конструкция компактно складывается: шток укладывается вдоль веретена, а в современных моделях могут складываться и лапы. Это упрощает хранение и транспортировку якоря во время морского похода.
К преимуществам относится и большая держащая сила (её коэффициент равен 10-12), которая выше, чем у многих «собратьев» с таким же весом.
«Адмирал» способен справиться с любым грунтом: ему не страшны ни крупные камни, среди которых нередко застревают его «коллеги», ни коварная податливость ила, ни толща подводных водорослей.
К недостаткам флотского старожила можно отнести громоздкость и объёмность, трудоёмкость в обращении - это приводит к тому, что его хлопотно крепить в походное положение и нельзя быстро отдать. Якорь выковывают из железа с предъявлением жёстких требований к качеству материала и изготовления - это приводит к его высокой стоимости.
Шток зачастую выходит из строя: железный гнётся, а деревянный повреждают моллюски, он хрупок и недолговечен.
При погружении в грунт одна лапа торчит, представляя на мелководье угрозу для судов, а за выступающий над грунтом рог может зацепиться и запутаться якорная цепь.
В 1988 году англичанином Холлом был запатентован якорь, названный его именем. Этот якорь тоже считается флотским ветераном, только бесштоковым. Конструкция состоит из веретена и двух лап, отлитых вместе с коробкой.
Лапы в этой конструкции необычны: имеют плоскую форму, качаются и могут поворачиваться на оси.
Коробка и лапы утяжелены приливами с утолщениями в виде лопаток. Их задача - поворачивать лапы, заставляя их уходить в грунт на глубину, которая может в 4 раза превышать длину самих лап. Это особенно важно, если грунт слабый и необходимо сильно заглубиться, чтобы достичь прочного основания.
Неоспоримыми плюсами якоря Холла считаются достаточно большая держащая сила, быстрая отдача (его можно отдавать на ходу, причём, такой способ отдачи даже помогает максимально заглубить лапы) и удобная уборка в клюз.
На мелководье он не опасен для других судов, так как лапы плашмя лежат на грунте, запутывание якорной цепи или каната вокруг лап исключено.
К минусам конструкции относят ненадежность крепления якоря на разнородном по составу грунте при возникновении вращающего момента или во время стоянки на открытом рейде при изменении направления ветра или сильном течении, когда якорь начинает ползти рывками. В этом случае при сильном рывке якорь выскакивает из грунта, а затем вновь углубляется благодаря лопатам, которые успевают нагрести бугор из грунта. Это объясняется слишком большим расстоянием между лапами. Кроме того, шарнирную коробку может заклинивать, когда в неё набирается песок или мелкая галька.
При втягивании в клюз при уборке якоря лапы не всегда могут самостоятельно принять необходимое положение из-за не очень удачного расположения центра тяжести.
Этот якорь является одной из наиболее современных конструкций с повышенной держащей силой. Созданный советским инженером И. Р. Матросовым в 1946 году, он вобрал в себя достоинства и устранил недостатки, присущие лапам двух типов якорей: с неподвижными лапами (таких как адмиралтейский) и с поворотными (якорь Холла).
Конструкция якоря такова: веретено, лапы, боковые штоки, якорная скоба.
В системе Матросова широкие поворотные лапы почти вплотную приближены к веретену и находятся настолько близко друг от друга, что во время зарывания в грунт начинают работать, как одна большая лапа. Площадь каждой из них больше, чем в других якорных конструкциях. Вместе с лапами отлит шток с боковыми приливами. Шток смещён вверх по отношению к оси вращения веретена. Его задача - защитить якорь от опрокидывания и увеличить держащую силу, погружаясь в грунт вместе с лапами.
Достоинствами конструкции являются устойчивость при волочении по грунту, большая удерживающая сила даже на мягких песчано-илистых грунтах и в камнях, сравнительно небольшой вес и удобство втягивания в клюз во время уборки. При развороте судна на 360 0 держится уверенно.
Есть у конструкции и свои недостатки. На плотном грунте на начальном этапе заглубления якорь неустойчив. Если лапы вывернулись из грунта, повторно они в грунт не входят, и якорь продолжает ползти. Пространство между лапами у веретена настолько узкое, что часто забивается грунтом - это не даёт лапам возможности свободно отклоняться.
Производство
Якорь Матросова выпускается в двух вариантах:
- сварной (сварная лапа)
- литой полновесный (литая лапа)
Технический стандарт для якоря Матросова - ГОСТ 8497-78. Он применяется для якорей, которые используют на надводных судах, кораблях и плавсредствах внутреннего плавания.
Технические характеристики и параметры определяются массой (весом якоря)
Сварной якорь
Сварной якорь Матросова изготавливают массой от 5 до 35 кг из нержавеющей стали или из стали с анодированным покрытием или с покрытием краской.
Якоря, покрытые краской, требуют дополнительного ухода (зачистки от ржавчины и покраски), так как краска быстро обдирается грунтом. Анодное покрытие более стойкое, но тоже подвержено физическому воздействию при контакте с грунтом. Самые стойкие из сварных конструкций - якоря, сваренные из нержавеющей стали.
Литой якорь
Литые якоря Матросова изготавливают массой от 25 до 1500 кг.
Их, как правило, отливают из чугуна и покрывают анодным напылением или краской.
Якорь Матросова литой в опытном варианте с успехом был опробован на морских промысловых судах в эксплуатационных условиях. Преимущества его перед якорем Холла оказались бесспорными.
А какой лучше?
Учитывая большое разнообразие корабельных якорей, невозможно ответить однозначно на вопрос о том, какая конструкция лучше.
Однако многочисленные испытания на определение величины держащей силы на различных типах грунта показали, что якорь Матросова в 4 раза превосходит адмиралтейский и Холла при равной массе.
Якорь эффективен для использования на судах внутреннего плавания, речных судов, катеров и яхт. На судах практикуется его использование в роли вспомогательного.
5.2. ПОСТАНОВКА КОРАБЛЯ НА ОДИН ЯКОРЬ (ОБЩИЙ СЛУЧАИ)
Постановка корабля на якорь состоит из приготовления корабля к постановке на якорь, маневрирования для занятия точки отдачи якоря и отдачи якоря.Приготовление корабля к постановке на якорь. При подходе к району постановки на якорь вахтенный офицер с разрешения командира корабля командует: «Корабль к постановке на якорь изготовить», по которой расписанный личный состав готовит свои заведования к постановке на якорь (шпили, грузоподъемные устройства, катера, шлюпки, выстрела, трапы и т. п.). Если техника и оружие были взяты на походные стопоры, дополнительно подается команда «Походные крепления снять». Для подготовки необходимых расчетов командир назначает командиру БЧ-1 место якорной стоянки.
За 30 мин до прихода корабля в назначенное для постановки на якорь место вахтенный офицер обязан предупредить об этом командира электромеханической боевой части через вахтенного механика. Непосредственной командой на приготовление корабля к постановке на якорь является сигнал «Аврал» и команда по корабельной трансляции «По местам стоять, на якорь становиться» (без сигнала «Аврал» подается команда «Баковым - на бак, ютовым - на ют. На якорь становиться»). «Аврал» играется заранее, чтобы личный состав успел занять места и действовать, выполняя свои обязанности согласно расписанию по приготовлению корабля к постановке на якорь: проверить и опробовать шпили, убрать штормовые леера, вооружить гюйсшток и флагшток, приготовить и вооружить выстрела, забортные трапы и грузоподъемные устройства, снять походное крепление якорей, приготовить буек с буйрепом для обозначения места отданного якоря (при постановке на якорь с буйком), прогреть моторы корабельных катеров, проверить якорные огни (в темное время суток). Вахтенный офицер сдает вахту старшему помощнику и занимает свое место согласно расписанию. После доклада баковой группы о готовности к постановке на якорь старший помощник командует: «Правый (левый) якорь к отдаче изготовить». При постановке на якорь командир корабля управляет маневрами корабля, старший помощник командира руководит действием швартовных групп, командир БЧ-1 вырабатывает рекомендации для маневрирования и обеспечивает навигационную безопасность, командир БЧ-4 руководит сигналопроизводством.
Маневрирование на рейде для выхода в точку якорной стоянки следует производить малыми ходами, учитывая ветер, течение, волну, наличие навигационных опасностей и стоящие на рейде корабли и суда. С назначением места якорной стоянки определяется количество якорной цепи, которое предполагается иметь на клюзе (при отсутствии счетчиков длины якорной цепи рекомендуется назначать длину, кратную 20 м на больших кораблях и 10 м - на малых), и производится окончательное приготовление якорного устройства к работе. Чтобы обеспечить быстроту работы командира БЧ-1, рекомендуется назначить одного или двух офицеров (подготовленных мичманов) на пеленгаторы для выдачи пеленгов при определении текущего места корабля. При маневрировании для выхода в точку отдачи якоря командир БЧ-1 докладывает на ходовой мостик (ГКП) курс в точку отдачи якоря (в зависимости от направления ветра, течения и других факторов, влияющих на маневрирование), расстояние до нее и текущую глубину через промежутки времени, определенные организацией данного корабля. Докладывать рекомендуется при расстояниях до точки с 10 до 4 каб- через 2 каб; с 4 до 3 каб - через 1 каб и с 3 каб до точки отдачи якоря - через 0,5 каб. По этим докладам командир корректирует курс в точку отдачи якоря.
В условиях хорошей погоды (рис. 5.3) (ветер и течение отсутствуют) к точке отдачи якоря следует подходить самым малым ходом с любого направления в зависимости от обстановки на рейде. При маневрировании корабля на рейде по команде с ходового мостика (ГКП) «Правый (левый) якорь к отдаче изготовить. Отдача якоря с ленточного тормоза (со шпиля)» баковая группа готовит якорное устройство: якорь стравливается до воды, якорная цепь берется на стационарный стопор, зажимается ленточный тормоз, разъединяется шпиль, после чего командир баковой группы докладывает на ходовой мостик (ГКП): «Правый (левый) якорь к отдаче изготовлен».
Не доходя до назначенной точки отдачи якоря на расстояние, определяемое для данного корабля в зависимости от его инерционных качеств, стопорят машины и дальше идут на инерции переднего хода. В момент остановки машин старший помощник подает команду «На отдаче правого (левого) якоря стоять», получив и от репетовав которую, командир баковой группы приказывает: «Прочь от правой (левой) цепи».
Рис 5.3. Схема постановки на якорь (ветер и течение отсутствуют)
По этой команде якорную цепь снимают со стационарного стопора, оставляя только на ленточном тормозе, все находящиеся вблизи якорной цепи отходят от нее на безопасное расстояние (как правило, за волнорез).
При отдаче якоря стравливанием со шпиля в момент остановки машин подается команда «Правый (левый)якорь стравить через шпиль до стольких-то метров». После доклада с бака на ходовой мостик об исполнении команды якорную цепь берут на стационарный стопор, зажимают ленточный тормоз и разъединяют шпиль (готовят якорь к отдаче с ленточного тормоза).
Отдача якоря. При подходе к точке отдачи якоря с застопоренными машинами на инерции переднего хода в зависимости от инерционных качеств корабля дают машинами ход назад с таким расчетом, чтобы, находясь в точке отдачи якоря, корабль имел небольшую инерцию заднего хода. Наблюдая за местом, когда корабль придет в точку отдачи якоря, командир БЧ-1 докладывает на ходовой мостик (ГКП): «Корабль в точке». Наблюдая за пеленгом на ориентир по траверзу, командир БЧ-1 или офицер на пеленгаторе, доложив: «Корабль стал», фиксирует момент остановки корабля. То же докладывает лотовый, наблюдая за буруном от лотлиня. Момент остановки корабля можно также определить, наблюдая за винтовой отработкой. Когда струя от винтов при работе машин на задний ход дойдет до ходового мостика, корабль погасит инерцию переднего хода. Как только корабль пойдет назад (определяет командир БЧ-1, лотовый и лично командир корабля), стопорят машины и старший помощник с разрешения командира корабля командует: «Отдать правый (левый) якорь. Столько-то метров на клюз». Репетование команды командиром баковой группы является приказанием главному боцману, который, отжимая ленточный тормоз, отдает якорь. Одновременно с отдачей якоря командир БЧ-4 (в зависимости от времени суток) командует: «Флаг перенести, гюйс поднять», «На флаг. Флаг спустить» или «Ходовые огни выключить, якорные огни включить».
Как только якорь будет отдан, командир баковой группы докладывает на ходовой мостик (ГКП): «Отдан правый (левый) якорь. Якорная цепь идет быстро (медленно)». При вытравливании якорной цепи наблюдают за ее положением и количеством на клюзе. На ходовой мостик (ГКП) должны поступать доклады: «На клюзе... столько-то метров» (через 20 метров), «Цепь вперед (назад, вниз, вправо, влево, под корпус) смотрит». От старшего помощника командира может поступить команда «Задержать якорь-цепь» или «Не задерживать якорь-цепь», или «Якорь-цепь травить до стольких-то метров», или «Якорь-цепь подобрать до стольких-то метров». Как только будет вытравлено необходимое количество якорной цепи, командир боковой группы докладывает: «Якорная цепь задержана», «На клюзе столько-то метров», «Цепь натягивается», «Туга цепь», «Корабль пришел на якорную цепь», «Забрал якорь (ползет)». С получением доклада «Забрал якорь» и с приходом корабля на якорную цепь подаются команды: «Стопора наложить», «Отбой, от мест отойти», «Дежурной и вахтенной службам заступить по-якорному», «Готовность к походу...».
Положение «Забрал якорь» определяется взятием ряда контрольных пеленгов, разворотом корабля носом на ветер или течение, прослушиванием якорной цепи (когда якорь ползет, якорная цепь дрожит и слегка бьет по клюзу).
Постановка на якорь при наличии ветра или течения (рис. 5.4). К точке отдачи якоря подходят таким курсом, чтобы ветер был на курсовом угле 10-20° того борта, с которого будет отдаваться якорь. При выполнении этого условия после отдачи якоря корабль будет дрейфовать от якоря и якорная цепь не пойдет на излом под корпус корабля. Если позволяет обстановка, следует лечь на курс выхода в точку отдачи якоря заблаговременно, а в случае невозможности поворотом непосредственно перед отдачей якоря привести ветер на курсовой угол 10-20° с борта отдачи якоря. Для уменьшения дрейфа к точке отдачи якоря рекомендуется подходить умеренным ходом (в зависимости от силы ветра). После выхода в точку отдачи якоря, имея незначительную инерцию заднего хода, якорь отдают, как только нос корабля немного увалится под ветер.
Постановка на якорь при наличии ветра и течения (рис. 5.5.). К точке отдачи якоря подходят, располагая курсы против большего из действующих факторов. В зависимости от инерционных качеств корабля, скорости течения и силы ветра маневр рассчитывается так, чтобы в точке отдачи якоря корабль имел небольшую инерцию назад, полученную кратковременной работой машин на задний ход и под воздействием ветра и течения.
При наличии ветра и течения якорь отдают с борта, противоположного направлению дрейфа.
Постановка на якорь с переднего хода при попутном ветре (течении) (рис. 5.6). Ход уменьшают до минимально возможного предела. Не доходя до места отдачи якоря на 3-4 корпуса, перекладывают руль в сторону точки отдачи якоря. Как только корабль пойдет в сторону переложенного руля, отдают с того же борта якорь и травят якорную цепь на длину в полторы-две глубины. Под действием дрейфующего якоря корабль начнет быстро разворачиваться на ветер.
Рис. 5.4. Схема постановки на якорь при наличии ветра или течения
С разворотом корабля против ветра потравливают якорную цепь, иногда подрабатывая машинами во избежание сильного рывка.
Особенность постановки на якорь корабля, имеющего в носовой части «бульбу» ГАС, заключается в том, чтобы при выходе корабля на якорную цепь не повредить обтекатель ГАС. Для этого необходимо обязательно соблюдать следующее условие: корабль после отдачи якоря должен дрейфовать от него, чтобы якорная цепь не шла по обшивке «бульбы», поэтому перед отдачей якоря следует привести ветер на курсовой угол 15-25° с борта отдачи якоря, во время отдачи якоря работать на задний ход машиной, противоположной борту отдачи якоря, и с набором инерции заднего хода иметь руль, переложеный в сторону борта отдачи якоря.
Рис. 5.5. Схема постановки на якорь при наличии ветра и течения
Основой безопасности стоянки корабля на якоре является четкая организация вахтенной и дежурной служб, исправность и соответствующая готовность его технических средств, постоянное наблюдение за местом корабля и принятие своевременных мер при обнаружении дрейфа корабля. Дрейф корабля можно обнаружить, наблюдая за пеленгами на различные ориентиры (навигационные знаки, береговые сооружения, корабли, стоящие на рейде). В условиях малой видимости для наблюдения за местом корабля можно использовать данные радиолокации и гидроакустики, предварительно нанеся дистанции до береговой черты на планшет вахтенного офицера (§23.2).
Рис. 5.6. Схема постановки на якорь при попутном ветре (течении)
Помимо наблюдения за местом корабля по пеленгам, расстояниям и глубинам определить дрейф корабля можно следующими способами: по балластине, опущенной на грунт с носа, имеющей слабину около полутора глубин (при дрейфе трос балластины вытягивается в сторону, обратную дрейфу); наблюдением за якорной цепью (при дрейфе якорная цепь дергается, почти все время выдраена втугую и имеет почти траверзное направление, наблюдаются резкие одиночные рывки, ощущаемые всем корпусом корабля и вызывающие иногда быстрозатухающую вибрацию); наблюдением за волной в районе носа и бортов корабля (отсутствие буруна или частых всплесков воды у форштевня или ее завихрений вдоль борта, отсутствие движения различных предметов вдоль борта); по расстоянию до дрейфового буйка (вне видимости берегов недалеко от корабля ставится на надежный якорь буй); наблюдением за курсом корабля (при постоянном направлении и силе ветра корабль рыскает на якоре в секторе определенных курсов, крайние положения которых засекаются).
При усилении ветра или получении штормового предупреждения на корабле увеличивают количество якорной цепи на клюзе, потравливая ее по 5-10 м, отдают второй якорь, повышают готовность корабля к походу вплоть до немедленной, подрабатывают машинами для уменьшения нагрузки на якорь, меняют место якорной стоянки (уходят под наветренный берег), уходят на штормование в море.
О первых признаках ухудшения погоды вахтенный офицер докладывает командиру корабля и старшему помощнику, усиливает наблюдение за местом корабля, начинает вестей график ветра, устанавливает вахту на ходовом мостике.
Вперед
Оглавление
Назад
Эта короткая статья была опубликована в блоге Yachting Monthly:Gear и показалась нам настолько хорошим и лаконичным обзором современных типов якорей и их особенностей, что мы взяли на себя смелость перевести ее на русский язык. В статье перечислены основные виды современных якорей и их сильные и слабые стороны. Спасибо, Yachting Monthly!
Адмиралтейский якорь
Крохотные лапы адмиралтейского якоря плохо держат в мягком песке и иле
"Адмиралтеец" хорошо держит на скалах и в водорослях, но его небольшие лапы скорее всего будут плохо держать и постепенно ползти на практически всех остальных видах грунта, что является причиной отказа от него на большей части якорных стоянок.
Адмиралтейский якорь не случайно по-английски называется fisherman - "рыбацкий" - рыбаки используют его в тех местах где хорошо ловится рыба: над рифами и каменистыми банками. Для них не является большой проблемой, если якорь сорвало - всегда есть возможность встать на якорь снова, или поднять егона борт и отправиться домой. Эти якоря сложны в обращении и должны быть очень тяжелыми чтобы обеспечить надежную стоянку. Большинство яхтсменов не останавливается на ночлег на скалистых или заросших водорослями стоянках, так что в экипировке яхты адмиралтейским якорем обычно нет большого смысла
"Плуги"
"Плуги", такие как эта "Дельта" хорошо оправдывают свое название
Как их сельскохозяйственные тезки, CQR, "Дельта" и "Кобра II" будут "пахать" и понемногу ползти под очень большой нагрузкой. Нагрузка, под которой они начинают ползти, зависит от модели. "Дельта" автора однажды очень сильно поползла в мягком иле - это произошло во время сильного шквалистого ветра.
Якоря типа "плуг" были досконально протестированы в якорном тесте Yachting Monthly в 2006 году. Этот тест поставил на первое место якоря "нового поколения", "Дельту" - в середину, CQR и якорь Брюса - в нижнюю часть рейтинга. Так почему же Брюс и CQR продолжают пользоваться такой популярностью? Причина проста: почти все тесты сравнивают 25-фунтовые (11кг) якоря, в то время как яхты, отправляющиеся в кругосветку или длительный круиз, обычно несут якоря 55-фунтов (25кг) или еще тяжелее.
Дело в том, что якорям, острие которых не утяжелено, как в якорях "нового поколения", требуется значительный общий вес якоря, чтобы хорошо забирать грунт при постановке. В CQR в острие лапы сосредоточено всего 12-16% от общего веса якоря. "Дельта" (и очень похожий на нее якорь "Кобра II") отличаются лучшим распределением нагрузки, около 28% в острие лапы, что позволяет им лучше забирать грунт - но, как и все остальные "плуги" эти якоря постепенно ползут при очень высоких нагрузках.
Реплики и подделки
Копии могут выглядеть очень убедительно, но под нагрузкой могут внезапно сломаться
Копии CQR и якоря Брюса продаются в яхтенных магазинах уже многие годы, теперь стали появлятся и "пиратские" копии "Дельты". Очевидно, что можно ожидать и появления дешевых имитаций якорей нового поколения. В некоторых случаях достаточно поверхностного осмотра, чтобы убедиться что копии выполняются грубо, с качеством сварки, которого постыдился бы и начинающий сварщик и с тонким, практически отсутствующим гальваническим цинковым покрытием.
Копии литых якорей сложнее оценить на глаз, но обычно их выполняют из чугуна - хрупкого и недостаточно прочного материала для яхтенного якоря. В Интернете можно найти множество фотографий сломанных пополам некачественных якорей. Также, нужно учесть что в продаже присутствуют чугунные копии оригинального CQR, которые можно опознать по весу в фунтах, отмеченному на веретене якоря, заканчивающемся на ½. Чугунные CQR также довольно хрупкие и могут переломиться от резкого рывка или удара.
Плоские якоря
Якорь "Британи", как и другие плоские якоря, может вырвать из грунта при перемене направления приливного течения, без шанса на то, что якорь снова возьмет грунт
"Данфорт", "Британи", "FOB", "Fortress", "Guardian" - все эти модели якорей объединяет очень большое отношение плоской поверхности лап к весу якоря, поэтому они очень хорошо держат в мягких грунтах и грунте средней мягкости. Якоря хорошо забирают мягкий грунт острыми концами лап, которые конструкция якоря разворачивает под оптимальным углом к поверхности грунта. Однако на твердом песке и гальке эти якоря могут просто ползти по поверхности не забирая грунт.
Их главный недостаток: эти якоря имеют неприятное свойство не забирать грунт повторно, если яхту разворачивает при перемене ветра или течения и якорь срывает. Таким образом, плоский якорь, из легкого алюминиевого сплава, идеален в качестве верпа или вспомогательного ("кормового") якоря, но немногие яхтсмены решатся использовать его в качестве станового якоря.
"Лапы"
Мало "якорей-лап" держат так же хорошо, как оригинальный якорь Брюса
Подлинные якоря Брюса не производят уже многие годы. Якорь Брюса изготавливали из литой стали, очень прочного и надежного материала. В последние годы было выпущено огромное количество реплик якоря Брюса, по большей части из низкокачественной стали, хрупкой и ненадежной. Важное отличие подлинных якорей Брюса еще и в том, что углы соединения лапы якоря Брюса со веретеном в подлинных якорях точно выверены, а в репликах - зачастую нет.
Подлинные якоря Брюса хорошо забирают грунт, хорошо держат в мягких и средней мягкости грунтах. Также утверждают, что якорь Брюса способен работать и на каменистом грунте и скалах, но длинная рабочая кромка лапы якоря с трудом справляется с поверхностями, заросшими водорослями. Как и в случае с "плугами", тяжелые и большие якоря Брюса держат значительно лучше маленьких.
Новое поколение
*Новое поколение якорей имеет плоскую или вогнутую лапу и утяжеленное острие. У якорей "Spade" пропорция веса острия к остальному якору достигает 47%! *
В категорию якорей нового поколения мы включаем "Bügel", "Manson Supreme", "Rocna", "Sarca" and "Spade". Первый из них,"Bügel", имеет плоскую, толстую лапу относительно небольшой площади, плоское веретено и полукруглую штангу вокруг лапы. Простая конструкция этого якоря позволяет производить их быстро и дешево, однако, при экстремальных ветровых условиях, которые, вероятно, никогда не будут встречены подавляющим большинство яхт, держащая сила этого якоря может оказаться недостаточной.
"Manson" и "Rocna" очень похожи по конструкции, с концентрацией примерно 35% от общего веса якоря в острие лапы. У якоря "Spade" отсутствует полукруглая штанга, что компенсируется самой высокой из якорей нового поколения концентрацией веса в острие - 47%(!!! - 60north ) от общего веса якоря. Конструкция "Spade" довольно сложная, с веретеном, которое отделяется от лапы для уборки якоря на длительное хранение. Все эти якоря отличаются уверенным забиранием грунта и великолепной держащей силой, в частности якорь "Spade" является текущим победителем большого количества якорных тестов. Якорь "Sarca" также занимает высокие позиции при тестировании, но его сложно купить в Великобритании (и Европе тоже - 60north )
Небольшая коллекция ссылок на основных производителей якорей
Плуги
Якоря "Дельта" и якоря CQR производятся по патенту многими компаниями, например фирмой Lewmar .
Плоские якоря
Якоря нового поколения
Сравнительный тест якорей
( Перевод статьи (с) 2014 Ф. Дружинин, перепечатка в любой форме без разрешения запрещена )
Плавучий якорь — это приспособление, которое жизненно необходимо небольшому судну, будь то надувная лодка или парусная яхта. Он помогает маломерному парусному судну ложиться в дрейф, а лодке держаться на месте при сильном течении, ветре, высоких волнах.
Плавучий вид является безопасным для надувных и лодок из ПВХ, т.к. не может повредить их, в отличие от металлических и иных видов якорей. О том, какие разновидности якорей используют для маломерных лодок, как работает плавучее устройство, можно ли сделать его своими руками и сколько он стоит в магазинах, расскажет эта статья.
Главной задачей этого устройства является удержание лодки или яхты на месте, невзирая на ветер, волны, скорость течения и т.д. С древних времен, с тех пор как человек спустил первую лодку на воду, он пользуется якорем. И если тысячи лет назад использовали обычный камень, который привязывали веревкой, то в современном мире существует множество его видов, на любой вкус и подходящих для судна любого вида и размера, от надувной лодки до трансатлантического лайнера.
Со времен Средневековья, когда начали использовать железо в изготовлении якорей, появилось множество их разновидностей. Основными современными типами являются:
- адмиралтейский;
- «плуг»;
- грибовидный;
- якорь Дэнфорта;
- якорь Холла;
- «кошка»;
- гравитационный;
- непотеряйка;
- пирамидальный;
- присоска;
- плавучий.
Основной задачей является удержание судна на месте посредством зацепления за дно, но только якорь, называемый плавучий, выполняет эту задачу без непосредственного контакта с донным грунтом.
В том случае, если лодка или парусная яхта должны замедлить движение и оставаться на месте, а погодные и природные условия неблагоприятны (сильное течение, ветер, высокая волна), использование обычного якоря затруднительно, потому что при остановке легкое судно на обычном якоре становится неустойчивым, его начинает крутить и подбрасывать на волнах. И если яхта или лодка разворачиваются бортом к волне, судно может опрокинуться.
Следующим преимуществом плавучего варианта является то, что его можно использовать на больших глубинах, там, где обычный не достанет до дна, соответственно, судно не сможет держаться на месте.
Также плавучий якорь используется в случае непредвиденных ситуаций, когда судно не может двигаться дальше (авария), но не может отклониться от выбранного курса и вынуждено дрейфовать до прибытия помощи.
Плавучий вариант используется на маломерных судах, таких как лодки (надувные, из ПВХ и т.д.) различных типов, а также парусные яхты. Практика показала, что на больших судах применение плавучего варианта малоэффективно. Небольшие же судна всегда оборудуются конструкциями двух типов – обычный и плавучий якорь.
Стоит учитывать, что при использовании обычного якоря для лодки, при подбрасывании ее на волнах, обычный железный якорь может повредить ее дно, в то время как при использовании плавучего это исключено.
Большое значение имеют размеры, т.к. от этого зависит эффективность его использования, точно так же как при выборе обычного основной параметр — вес. Он должен быть достаточным для удержания судна на месте. Для плавучего якоря основным параметром являются размеры, позволяющие справляться с силой течения и удерживать судно или лодку на месте.
Как выглядит и как работает плавучий якорь?
Этот вид имеет усеченную конусовидную форму, выполняется из непромокаемых тканей, таких как брезент, парусина и т.д. В основание его вшивается металлический обруч, это делается с целью укрепления конструкции. По сути, он представляет собой сачок с отрезанным концом, но ручка заменена на стропы, которые крепятся к основному канату, соединяющему устройство с лодкой или яхтой. Количество строп обычно составляет 4 шт., также к его основанию крепится трос для вытягивания из воды. Конструкция оснащена буйком, который указывает на его местоположение в воде относительно судна.
Опускание в воду производится с носа судна, устройство располагается основанием в его сторону, удерживается с помощью якорного каната, буек расположен на поверхности. Купол наполняется водой, расправляется, судно разворачивается носом по направлению ветра, и удерживается на месте благодаря сопротивлению купола течению. В результате дрейф уменьшается, лодка не разворачивается бортом к волне, принимает достаточно устойчивое положение. По механизму действия он схож с парашютом в воздухе.
В условиях шторма на море дополнительно может быть использовано масло или животный жир. Они, как известно, гасят волны, образуя на поверхности моря тончайшую жировую пленку, препятствующую образованию гребней. В результате происходит гашение кинетической энергии волны, что не дает ей перевернуть или разрушить судно.
Виды
Плавучий якорь бывает нескольких видов, различающихся по форме:
- конусовидный. Имеет форму усеченного конуса, для усиления основания по краю вшивается металлический обруч;
- пирамидальный. Имеет вид усеченной пирамиды, основание укреплено с помощью металлической или деревянной крестовины;
- парашют. Изготавливается в виде купола, по принципу парашюта;
- штормовой. Этот вид представляет собой рейку, к которой крепится треугольное полотнище, а к его нижнему краю привязывается железный якорь для утяжеления. К концу каждого угла крепится стропа, 3 стропы привязываются к основному канату;
- дроги Жордана. Разновидность штормового якоря, представляет собой несколько конусовидных плавучих якорей на одном канате, во время шторма он более эффективен чем одиночное устройство.
В условиях шторма возможно также изготовления плавучего якоря из подручных материалов – весел или с помощью отпорного крюка. К этой импровизированной крестовине привязывают кусок брезента, парусиновый чехол или даже парус. К одному из углов крепят обычный железный якорь для большей тяжести, стропы от концов привязывают к канату. При опущении в воду эта самодельная конструкция примет вертикальное положение и будет действовать по принципу настоящего плавучего якоря.
В качестве материала для изготовления используется водонепроницаемое полотно, начиная от полиэтилена и заканчивая брезентом и парусиной. От материала зависит срок службы такого изделия.
Как сделать своими руками?
Некоторые любители предпочитают сами изготавливать различные приспособления, это касается и такого устройства как плавучий якорь. Главная задача в этом случае определить все рабочие размеры. Если у обычных якорей основным параметром является вес, который должен составлять 1% от веса судна с максимальной загрузкой, то в случае с плавучим вариантом, основополагающими будут размеры купола (внешний и внутренний диаметры), длина строп и основного каната.
Обычно для шитья используют выкройку, первоначально построенную на бумаге. Также потребуется материал, это должна быть плотная, жесткая ткань, обладающая водонепроницаемыми свойствами (брезент, парусина и т.д.), канат и специальный клей.
Выкройку раскладывают на ткани, вырезают заготовку. В случае если ткань очень плотная, можно сшить купол из нескольких частей. При этом варианте изготовления у каждой детали нужно оставить припуски на швы. Затем заготовка сшивается прочными нитками, лучше использовать синтетику, т.к. она обладает высокими атмосферостойкими качествами.
Далее из прочного материала изготавливают обруч для основания конструкции. Если форма будет пирамидальный, то делают крестовину, к которой прикрепляют края тканевой заготовки. После этого пришивают стропы, чаще всего их 4 шт. Если при подвешивании якорь висит строго параллельно земле, то он отбалансирован, если нет, то корректируют расстояние между стропами. В заключение стропы собираются в узел и пришиваются к основному канату. Все швы надо обработать водонепроницаемым клеем, например, герметиком.
Где можно купить?
Если не хочется тратить время на то, чтобы сделать якорь своими руками, можно приобрести его в магазине. Обычно они продаются в специализированных магазинах, реализующих товары для активного отдыха, туризма, охоты и рыбалки. Также купить его можно в интернет-магазине. Цены зависят как от продавца, так и от требуемого размера. В таблице приведены примеры цен и даны адреса сайтов магазинов.
Диапазон цен зависит от производителя, качества материала и размера. Для того чтобы определиться с выбором, надо знать, какой размер он должен иметь (в зависимости от размера лодки или яхты), предпочтительный материал изготовления и т.д.
Плавучий якорь очень эффективен в условиях больших глубин, сильных течений в сочетании с ветром, он помогает маломерному судну держаться носом к волне, сохраняя устойчивость в условиях, когда обычный якорь помочь неспособен. Это устройство безопасно для лодок из любого материала, даже резиновых и ПВХ. Всем владельцам маломерных судов рекомендуется иметь помимо обычного якоря еще и плавучий, как наиболее эффективный в сложных погодных и природных условиях.
Справочник по морской практике Автор неизвестен
3.3. Типы якорей
3.3. Типы якорей
Якорь Холла – втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Якорь (рис. 3.3) состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть веретена. Это отверстие ограничивает угол отклонения лап якоря (до 45°). В нижней части веретена просверлено отверстие для валика, с помощью которого веретено присоединяется к коробке. Выпадению веретена из коробки препятствуют два штыря, отверстия для которых после установки штырей завариваются. К верхней части веретена присоединяется скоба якоря. Якоря Холла изготовляются двух типов – с веретеном прямоугольного сечения и с веретеном круглого сечения. Якоря Холла с веретеном круглого сечения имеют меньшую длину веретена и применяются на низкобортных кораблях. Недостатки якорей Холла: сравнительно небольшая держащая сила, возможность заклиниваться в клюзе при подъеме и вставать к обшивке корпуса враспор.
Рис. 3.3. Якорь Холла:
1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – валик; 5 – штырь; 6 – коробка
Т а б л и ц а 3.2
Якорь Матросова (повышенной держащей силы) – основной тип вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров. Якорь (рис. 3.4) имеет две широкие треугольные лапы, примыкающие непосредственно к веретену, к концу которого присоединяется скоба якоря. Зазор между лапами незначителен, и они представляют собой как бы одну широкую лапу с узкой прорезью для веретена, которое крепится к лапам с помощью оси и штырей лапы. По бокам якоря сделаны приливы, которые выполняют роль штока, предохраняя якорь от опрокидывания. Якоря Матросова изготовляются трех типов: литые (рис. 3.4) – от 25 до 1500 кг, сварные (рис. 3.5) – от 5 до 200 кг и катерные сварные (рис. 3.6) – от 10 до 100 кг.
Рис. 3.4. Якорь Матросова (литой):
1-скоба; 2 – веретено; 3- лапа; 4-прилив; 5 – ось; 6 – штырь
Рис. 3.5. Якорь Матросова (сварной):
Рис. 3.6. Якорь катерный:
1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапа; 4 – шток (прилив); 5 – штырь
Т а б л и ц а 3.3
Недостатки якорей Матросова: узкое пространство между лапами часто забивается грунтом, что препятствует свободному отклонению лап якоря; якорь, вывернувшись из грунта, вторично уже не входит в него, а продолжает ползти; якорь неустойчив в начальный период при забирании на плотном грунте.
Адмиралтейский якорь (рис. 3.7) состоит из веретена и двух рогов с лапами, отлитых вместе с веретеном. Утолщенная часть веретена в том месте, где она сливается с рогами, называется трендом. Верхняя часть веретена имеет два отверстия: для присоединения скобы якоря и для штока. Шток на концах имеет утолщения, препятствующие зарыванию штока в грунт при отдаче якоря. Один из концов штока загнут под прямым углом, что позволяет укладывать его вдоль веретена. В средней части шток имеет буртик и отверстие для клинообразной чеки. В ВМФ якорь применяется для снабжения шлюпок.
Рис. 3.7. Адмиралтейский якорь:
1 – скоба; 2 – шток; 3 – веретено; 4 – рог; 5 – лапа; б – чека; 7 – отверстие для чеки; 8 – буртик
Т а б л и ц а 3.4
Специальные якоря. К ним относятся якоря: однолапые, четырехлапые и ледовые.
О д н о л а п ы й я к о р ь (рис. 3.8) применяется в ВМФ в качестве станового для закрепления плавучих сооружений стационарного типа. Вес и размеры однолапых якорей не стандартизированы. Якорь – стальное веретено, отлитое или откованное заодно с рогом, лапой и снабженное штоком.
Рис. 3.8. Однолапый якорь:
1 – веретено; 2 – рог; 3 – шток; 4 – лапа
Ч е т ы р е х л а п ы й я к о р ь (рис. 3.9) весом от 3 до 15 кг называется кошкой. Он состоит из четырех рогов с лапами, откованных заодно с веретеном, к верхнему концу которого присоединена скоба якоря.
Рис. 3.9. Четырехлапый якорь:
1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог; 4 – лапа
Л е д о в ы й я к о р ь (рис. 3.10) применяется при плавании кораблей во льдах. Состоит из веретена, рога с лапой и скобы якоря.
Рис. 3.10. Ледовый якорь:
1 – скоба; 2 – веретено; 3 – рог с лапой
Т а б л и ц а 3.5
Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев ДмитрийТИПЫ ВСПЫШЕК Ручная вспышка отличается от других тем, что она включается, работает, а также позволяет установить все параметры по воле фотографа. Вы вручную выставляете необходимые значения диафрагмы в зависимости от расстояния до снимаемого объекта и других условий
Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский НиколайКвадратные типы Из формы Геркулеса Фарнезского происходят два типа: Марс и Земля.Марс и Земля характеризуются физической мощью их костной и мускульной систем. Тело их, будто высеченное топором, можно схематизировать с помощью квадрата. Голова тоже четырехугольная.
Из книги Как путешествовать автора Шанин ВалерийОвальные типы Из формы дискобола, метателя диска, происходят три овальных типа – Меркурий, Солнце и Венера.В то время как господствующей чертой квадратных типов была мощь мускульной системы, а господствующей психологической чертой – мужская энергия, главная физическая
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичДегенеративные типы Хочу сразу предупредить читателя не понимать слово «дегенеративный», т. е. вырожденный, в самом трагичном его смысле. Люди, которых мы причисляем к этой категории, не являются чудовищами ни по телу, ни по душе. Маленькая лунарианка, представленная
Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестенТипы виз Большинство стран пускает россиян на свою территорию только при наличии специального разрешения – визы. Она обычно представляет собой штамп или наклейку в паспорте. И только иногда встречаются визы, которые дают на отдельном листе бумаги, или чисто электронные
Из книги Как быть смешным автора Мэкс Джон§ 176. Типы предложения 1. В вариантах Я предлагаю открыть собрание (двусоставное предложение) – Предлагаю открыть собрание (односоставное предложение) второй отмечается как более разговорный (см. § 167, п. 2). Например: Утопаю в грязи… в подлости своей утопаю… (Горький). С
Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич44. ТИПЫ ЛИДЕРСТВА Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.Инструментальный (деловой) лидер – это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими
Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич3.2. Классификация и основные технические данные якорей По назначению якоря подразделяются на становые и вспомогательные.Становые якоря предназначены для удержания корабля на месте. Корабли снабжаются двумя становыми якорями; катера водоизмещением до 35 т –
Из книги Мошенничество в платежной сфере [Бизнес-энциклопедия] автора Воронин Алексей С.3.5. Стопоры для якорных цепей и якорей Для крепления якорной цепи во время стоянки корабля на якоре и временного задержания якорной цепи при работе с нею устанавливаются стационарные и переносные стопоры.Стационарные стопоры применяются для временного задержания
Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич Из книги Справочное пособие по системам охраны с пироэлектрическими датчиками автора Кашкаров Андрей ПетровичТипы мотивации Самомотивация делится на два типа – мотивация «К» и мотивация «От». Первый тип («К») – это мотивация на что-то хорошее: буду больше зарабатывать и куплю себе новую машину.Кажется, все просто, но беда в том, что положительной мотивацией умеют
Из книги автора4.3.3. Типы мошенничества В соответствии с общепринятой классификацией существуют следующие типы мошенничества:1) использование неполученных карт;2) использование поддельных карт;3) проведение транзакций с использованием реквизитов карт;4) использование украденных или
Из книги автора Из книги автора1.1. Типы сигнализаций Рынок электронного оборудования охранно-пожарной сигнализации предлагает широкий выбор устройств, позволяющих построить систему и осуществить монтаж сигнализации загородного дома или квартиры любого уровня сложностиПо типу оповещения системы