с. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду

Авторская образовательная программа «Золотой ключик» авторы программы Кравцова Е.Е. – д.психол.н., профессор, директор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Кравцов Г.Г. - д.психол.н., профессор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Бережковская Е.Л. – зав. учебно-научной лаборатории психологии воли института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ




Программа представляет собой модель непрерывного образования. Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию; - на уровне связи образовательного учреждения с семьей; - на уровне реализации полученных знаний в практической деятельности;




Принципиальные отличия программы « Золотой ключик » Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Правда, для этого детям нужна помощь взрослых. Надо, чтобы у ребенка был материал и содержание для фантазии. Надо, чтобы он поверил в свое могущество. Надо, чтобы его волшебство помогло ему открыть окружающий мир и способствовало конструированию собственного внутреннего мира.












Игра - организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Игра - способ обучения дошкольников; Игра - средство диагностики психического и личностного развития ребенка; Игра – способ развития и средство коррекции нарушений психического и личностного развития детей дошкольного возраста Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых









Информационная поддержка образовательных программ осуществляется ООО «Лев» Web:



Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«Золотой ключик»

Под редакцией Г.Г. Кравцова

ООО «Левъ»

УДК 373.2 ББК 74.113.8 П56

П римерная основная образовательная программа дошкольного П56 образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ,

ISBN 978-5-91914-008-5

Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

Теоретико-методологическую основу Программы составляет культур- но-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

УДК 373.2 ББК 74.113.8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость построения новых, отвечающих современной социальной действительности образовательных институтов, не вызывает сомнений. Это связано с изменениями, которые переживает сегодняобщество,вчастности,скризиснымсостояниемсемьи,проблемами в системе образования и т.д. В программе «Золотой ключик» предлагается вариант конструктивного решения этих проблем

и трудностей на основе построения сообществ детей, их родителей

и педагогов в рамках учреждения начального образования.

Программа «Золотой ключик» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет

и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа. Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, рече- вогоразвития,социально-коммуникативного,художественно-эсте- тического) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.

Программа «Золотой ключик» включает три основных раздела: Первый раздел – целевой Второй раздел – содержательный Третий раздел – организационный

В каждом из этих разделов представлена обязательная часть

и та часть, которая формируется участниками образовательных отношений.

Целевойразделвключаетвсебяпояснительнуюзапискуиметодологические основы Программы.

В содержательном разделе Программы представлены технологические и методические инструменты для достижения целей и практической реализации задач Программы.

В организационном разделе Программы представлены нормативные документы, способствующие созданию предметно-про- странственной, социальной и культурной образовательной среды, представлены материально-техническая составляющая программы и способы организации обучения, воспитания и развития детей

в дошкольном учреждении

Программа «Золотой ключик» представляет собой документ, на основе которого дошкольные учреждения могут реализовать основную программу дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа «Золотой ключик» основывается на результатах фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, учитывает результаты современных научных исследованиях в области психологии, педагогики, социологии, культурологии;

Научную основу программы составляет культурно-историче- ская теория, созданная в первой половине двадцатого века Л.С. Выготским. В этом подходе была сформулирована и получила дальнейшую разработку теория психического развития ребенка в онтогенезе. Л.С. Выготским было создано учение о высших психических функциях, выдвинут принцип единства аффекта и интеллекта, предложено понятие о зоне ближайшего развития, поставлена проблема соотношения процессов обучения и развития и определены пути и способы ее решения. В числе многих фундаментальных понятий, введенных автором культурно-исторической концепции в психологическую науку, особое по значимости место занимают понятия центрального возрастного психологического новообразования и социальной ситуации развития. Понятие социальной ситуации развития задает принципиально новый подход к построению образовательной системы как к глобальной проблеме, выходящей далеко за рамки сферы собственно образования.

Замысел коренного изменения социальной ситуации развития ребенка предполагает не частные переустройства­ , а построение нового общественного и культурного института, охватывающего все сферы жизнедеятельности детей и взрослых.

Одной из главных причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся и системы образования. Это отчуждение выражается, например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. В свою очередь, воспитатели и учителя мало интересуются семейной жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не решена. И в школе, и в детском саду ребята разделены по возрастам, что затрудняет трансляцию детской субкультуры от старших к младшим и способствует развитию между сверстниками конкурентных, соревновательных отношений. Деятельность на уроках и занятиях жестко задается взрослыми и зачастую лишена для детей личностного смысла, так как не отвечает их собственным потребностям и интересам. В результате происходит снижение качества образования, ухудшается психическое и физическое развитие и даже здоровье детей.

Начальное образование по программе «Золотой ключик» построено таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития и, одновременно, для их счастливой, радостной жизни. Достижение этой цели предполагает соблюдение определенных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:

1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок­ . Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей,сколькожитьсовместной­ снимисодержательнойиинтересной жизнью, а внутри этой жизни решать педагогические задачи. Это обеспечит неотчужденную трансляцию ценностей, целей, решений, способов действия, оценок, взаимоотношений.

2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. Для этого необходимо практически осуществить примат семейного воспитания по отношению к общественному и сделать жизнь в детском саду и школе открытой­ для семьи, отвечающей ее потребностям. Система отношений

взрослых и детей в образовательном учреждении должна стро­ иться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением­ собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят все дети, посещающие данное образовательное учреждение, их родные, педагоги

и сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста, живущие совместной содержательной жизнью.

3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это яв-

ляется необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.

4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. В дошкольном возрасте интеллектуальное­ развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы, а младший школьный возраст во многом продолжает эту линию. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.

5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе-семье одновременно работают два воспитателя, которые выстраивают с разновозрастным коллективом детей многопозиционное общение, воспитательно-развива- ющую деятельность. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.

6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игры, в соответствующем месте и мере участия в нейкаждогоребенка,впознавательныхипродуктивныхвидахдетских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы «Золотой ключик» – обеспечить преемствен-

ность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;

- обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,

- создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;

- формированиеобщейкультурыличностидетей,приобщениеих

к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Программа «Золотой ключик» также направлена на решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;

4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных

и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, их способностикмежкультурнойкоммуникации,привитиездоровогообраза жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;

7) формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основанной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;

8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Всякая теория психического развития ребенка в концентрированномвиденаходитсвоевыражениевсоответствующейпериодизации развития. Предложенная Л.С. Выготским периодизация выгодно отличается от всех существующих периодизаций, как у нас в стране, так и зарубежом, тем, что она является не линейной, а многомерной. В этой периодизации развитие ребенка прослеживается не по какому-то одному, пусть даже очень важному параметру, а по четырем линиям, заданным фундаментальными психологическими понятиями, введенными в науку о ребенке Л.С. Выготским. Это понятия о центральных возрастных психологических новообразованиях, социальной ситуации развития, центральной психологической функции и ведущей деятельности тот или иного возрастного периода развития. С помощью этой системы взаимосвязанных понятий стало возможным построить многомерную теоретическую модель, фиксирующую закономерности психического и личностного развития ребенка в онтогенезе. С учетом этих закономерностей велась вся исследовательская и опытно практическая работа по созданию образовательной программы «Золотой ключик».

Следует заметить, что закономерности психического развития ребенка составляют, скорее, предмет интересов детской психологии, чем дошкольной педагогики. Для дошкольной педагогики и практики начального образования гораздо важнее уяснить общее направление усилий, а также пути и способы достижения поставленных целей. В этом плане может помочь еще одна идея Л.С. Выготского, сформулированная им как принцип единства аффекта и интеллекта.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. В статье «Проблема умственной отсталости» он критикует односторонние подходы к пониманию процесса развития психики в онтогенезе. Отмечая ошибочность интеллектуалистических теорий детского слабоумия, Л.С. Выготский не соглашается с К. Левиным, пытавшимся вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. «Левин рассматривает­

аффект вне развития и вне связи с остальной психической жизнью. Он предполагает, что место аффекта остается неизменным

и постоянным на всем протяжении развития и что, следовательно, отношения интеллекта и аффекта есть постоянная величина»

(Л.С. Выготский, 1983, с.244-245).

Согласно мысли Л.С. Выготского, установленное К. Левиным определяющее­ влияние аффективной сферы на умственное развитие ребенка, верно на начальных ступенях развития интеллекта. Однако будет большой ошибкой возводить этот частный случай в общий закон. В учении о высших психологических функциях, составляющем ядро культурно-исторической концепции, Л.С. Выготским показано, что самое главное в психическом развитии­ заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе, между интеллектом

и аффектом. Так, например, в лекциях по возрастной психологии Л.С.Выготскийуказывает,что«ккризисусемилетвпервыевозникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств» - и, затем, поясняет, что «в кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.- Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь». (Л.С. Выготский, 1984, с.379-380). Это значит, что к концу дошкольного возраста эмоции перестают быть однозначным и непосредственным определителем всех реакций ребенка. В переходномвозрастеотдошкольногокмладшемушкольномупериоду развития происходит «интеллектуализация аффекта», эмоции становятся­ «умными» (А.В. Запорожец, 1980), между эмоциями и действиями ребенка вклиниваются опосредствующие интеллектуальные моменты (Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.Е. Ендовицкая, 1976). Тем самым, соотношение аффекта и интеллекта в это время становится прямо противоположным выделенной К. Левиным связи аффекта и интеллекта.

В то же время, Л.С. Выготский отмечал, что в теории К. Левина содержится­ в высшей степени ценное ядро, заключающееся в идее единства аффективных­ и интеллектуальных процессов. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Авторская образовательная программа «Золотой ключик» авторы программы Кравцова Е.Е. – д.психол.н., профессор, директор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Кравцов Г.Г. - д.психол.н., профессор института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ Бережковская Е.Л. – зав. учебно-научной лаборатории психологии воли института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

Автор программы Е.Е.Кравцова входила в состав группы по разработке стандарта по дошкольному образованию. Программа соответствует требованиям стандарта дошкольного образования Реализация программы «Золотой ключик» обеспечивается методическими разработками и авторским сопровождением Программа представляет собой модель непрерывного образования.

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне взаимодействия детей разного возраста; - на уровне реализации полученных знаний в практической деятельности;

Принцип непрерывности образования соблюдается на всех уровнях: - на уровне связи образовательного учреждения с семьей; - при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

Принципиальные отличия программы « Золотой ключик» Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Правда, для этого детям нужна помощь взрослых.

Надо, чтобы у ребенка был материал и содержание для фантазии. Надо, чтобы он поверил в свое могущество. Надо, чтобы его волшебство помогло ему открыть окружающий мир и способствовало конструированию собственного внутреннего мира. Принципиальные отличия программы «Золотой ключик»

Основа всего процесса – организация событий

События создают условия для неотчужденного обучения

Все без исключения взрослые детского сада участвуют в организации событий и воспитании детей. Реализуется принцип парной педагогики

События проживаются детьми вместе со взрослыми в игровой форме

Играющий взрослый – это необходимость

Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста (ведет за собой развитие) Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых Игра - способ обучения дошкольников; Игра - способ организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Игра - средство диагностики психического и личностного развития ребенка; Игра – средство коррекции нарушений психического и личностного развития детей дошкольного возраста Почему игра–необходимость

Дети в «Золотом ключике» - объединение в разновозрастные группы

Это дает детям возможность учить младших и равняться на старших

Программа направлена на становление общности «дети-родители-педагоги»

Организация жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» является здоровьесберегающей, что неоднократно отмечалось специалистами дошкольного образования. Детям неинтересно болеть – можно пропустить интересные события.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа «Золотой ключик» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей»

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности с использованием различных видов кукольного театра. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 - 7 лет (младшая, ...


Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа. Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художестивенн о-эстетическое развитие Социально- коммуникативное развитие



Цели и задачи реализации программы Цель программы «Золотой ключик» – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия. ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.7


Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в ДОО обеспечение эмоционального благополучия детей создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги» формирование общей культуры личности детей ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.7 ФГОС ДО п 1.6


1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок 2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. 3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. 4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. 5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики 6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.8


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы: 1 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, 2 обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3 обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования; 4 создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями 5 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6 формирование общей культуры личности детей, их способности к межкультурной коммуникации 7 формирование целостной образовательной и воспитательной среды 8 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.7 ФГОС ДО п 1.4


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» понятия о центральных возрастных психологических новообразованиях, социальной ситуации развития, центральной психологической функции и ведущей деятельности тот или иного возрастного периода развития. В культурно-исторической концепции психическое развитие ребенка предстает как обретение им свободы, как эмансипация от диктата окружающей среды, как утверждение самостоятельности Теория деятельности А. Н. Леонтьева Культурно- исторический подход Л. С. Выготского ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.14-15


Особенности социально- коммуникативного развития Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (ОО «С-К Р1») Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками (ОО «С-К Р2») Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (ОО «С-К Р3») Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (ОО «С-К Р4») Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (ОО «С-К Р5») Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации (ОО «С-К Р6») Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (ОО «С-К Р7») Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ОО «С-К Р8») ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Дети 3- 7 лет


Особенности познавательного развития Особенности познавательного развития ребенка дошкольника связаны, в первую очередь, с развитием воображения – центрального психологического новообразования дошкольного периода развития (Л.С. Выготский) (ОО «П Р1») Развитие воображения и творческой активности (ОО «П Р 2» ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Дети 3-7 лет


Особенности речевого развития ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Дети 3-7 лет


Особенности художественно- эстетического развития Формирование представлений о видах искусства (ОО «Х-Э Р1») изобразительная, конструктивно- модельная, музыкальная деятельность детей (ОО «Х-Э Р2») Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (ОО «Х-Э Р3») ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Дети 3 – 7 лет


Особенности физического развития Упражнения в построении и перестроении (ОО Ф Р 3) Ритмические (танцевальные) движения (ОО Ф Р 3.1) Катание на санках (ОО Ф Р 3.2) Скольжение по ледяной дорожке (ОО Ф Р3.3) Подвижные игры (ОО Ф Р 5) Основы здорового образа жизни (ОО Ф Р 6) Для рук и плечевого пояса (ОО Ф Р 2.1) Для туловища (ОО Ф Р 2.2) Для ног (ОО Ф Р 2.3) Ходьба (ОО Ф Р 1.2) Бег (ОО Ф Р 1.3) Ползание, лазание (ОО Ф Р 1.4) Прыжки (ОО Ф Р 1.5) Основные виды движений (ОО Ф Р 1) Общеразвивающие упражнения (ОО Ф Р 2) Упражнения в построении и перестроении ОО ФР 3 Приобщение детей к некоторым видам спорта: ходьба на лыжах; езда на трехколесном велосипеде; плавание. (ОО Ф Р 4) ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Дети 3 – 7 лет




ПООП ДО «Золотой ключик» Стр первый год работы Для первого года работы это ориентировка в пространстве, создание своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально, освоение пространства группы, всего детского комплекса, участка, прилегающей местности.


ПООП ДО «Золотой ключик» Стр Второй год существования детского центра отличается тем, что на первый план выходит «временная» составляющая. К концу второго года существования детского комплекса «Золотой ключик» старшие дети (в том числе первоклассники) имеют обобщенное представление об историческом времени Младшие дети имеют образные, конкретные, связанные с привлекательными предметами и событиями представления об эпохах, в которые они «путешествовали». Дети имеют представление о том, что такое минута, пять минут, полчаса, час, что приблизительно можно успеть за это время. У всех детей в соответствии с возрастом проявляется умение оперировать своим собственным временем, отдавать себе отчет, быстро или медленно они выполняют какое-то дело


На третьем году существования детского центра главным содержанием становятся действия с разными материалами, продуктивная деятельность, конкретные ее способы Основным содержанием обучения в этом году является проникновение в культуры, существовавшие в разные исторические эпохи: в культуру России пушкинского времени, непосредственно связанную с Отечественной войной 1812 года, в мифологическую культуру Древней Греции, связанной с Пушкинской эпохой общностью Итогом года является сложившееся у старших детей представление о разных областях искусств и ремесел, в том числе народных, а также первый опыт работы с различными «недетскими» материалами деревом, соломой, глиной, лыком, кусочками смальты. Все дети учатся действовать с различными материалами, сообразуясь с их свойствами, подбирать для них соответствующие инструменты и способы работы, адекватно использовать их в соответствии с собственным замыслом. ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.78-79


Четвертый год работы заключительный из вводного периода существования детского комплекса. Это год, когда главным становится развитие у детей способности сознавать свои действия, по возможности анализировать их и при необходимости корректировать. Четвертый год работы заключительный из вводного периода существования детского комплекса. Это год, когда главным становится развитие у детей способности сознавать свои действия, по возможности анализировать их и при необходимости корректировать. Пятый год работы детского центра по программе Золотой ключик знаменует собой вступление в новый жизненный этап. Тематика обучения в этом году связана с различными взаимными позициями общения детей и взрослых. Таких основных позиций пять: 1. Взрослый занимает позицию ведущего, командира, лидера, определяющего поведение и действия детей (взрослый в позиции «над», дети в позиции «под» по отношению друг к другу). 2. Взрослый с подчеркнутой готовностью подчиняется указаниям и распоряжениям детей. Он действует под руководством детей, предоставляя им право и возможность быть явными лидерами и командирами (взрослый в позиции «под», дети в позиции «над»). 3. Дети и взрослые равноправны по отношению друг к другу, причем равенство должно быть явным и подчеркнутым (взрослый и дети в позициях «на равных»). 4. Взрослый и дети как бы слиты воедино, они действуют вместе, не выделяя себя из общности, не противопоставляя себя друг другу (взрослый и дети в позиции «пра-мы»). 5. Дети поступают по их самоощущению, самостоятельно, но взрослый постоянно готов включиться и помочь в той или иной позиции общения, необходимой в данный конкретный момент. ПООП ДО «Золотой ключик» Стр.79-80
































Социально- коммуникат ивное развитие развитие коммуникации и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости формирование основ безопасного поведения в быту устанавливать личные контакты со всеми взрослыми формируются необходимые навыки самообслуживания и повседневных дел для обеспечения жизни группы занимать ситуативную позицию при выполнении общих дел формирование уважительного отношения занимать надситуативную позицию в процессе самостоятельной режиссерской игры или, совместно со старшими детьми получают навыки владения простейшими инструментами Учатся совместно с другими детьми строить ход игры ПООП ДО «золотой ключик» стр


Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений В соответствии с возрастными возможностями, дети учатся пользоваться материалами для продуктивной деятельности: ножницами, клеем, картоном, нитками, цветной бумагой, уметь находить необходимые подручные материалы пробки, деревяшки, катушки, камешки, вату, лоскутки и др.; Дети учатся ориентироваться во времени суток, знакомятся последовательностью смены времен года, порядком месяцев в году, порядком дней недели, сменой времен суток, режимными моментами и обычными занятиями, которые бывают в то или другое время суток. Дети узнают об объектах культуры, спорта и отдыха. Они устраивают в группе театр, узнают о том, зачем люди ходят в театр. Владеть в соответствии с возрастом приемами и способами продуктивной деятельности, доступными по возрасту конструкторами, мозаиками и т.д., детскими музыкальными инструментами; ПООП ДО «золотой ключик» стр


Учатся осмысленно использовать разнообразные средства коммуникации: мимику, жесты, рисунки, показ действий пантомимой. Переводить свои мысли, чувства, отношения, впечатления в знаковую форму, понятную другому. включает владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книгой культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - учатся «озвучивать» роли в «фильме», интерпретируя в собственных словах действия героев, - осмысливать и переводить в речь условные, игровые ситуации. - передавать словами содержание рисунков или пантомимы другого ребенка, рассказывать историю, выраженную в последовательных картинках. Сочинять устно короткие сказки и рассказы о предметах, а коллективно длинные, со многими предметами, придумывать истории про предметы, про их личные отношения; ПООП ДО «золотой ключик» стр.105


Учатся читать стихи под музыку, находить выразительные средства учатся создавать клумбы- композиции из пересаженных сорняков, камешков и песка в летнее время на участке; составлять из цветов, трав, веток композиции, букеты. становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). знакомятся с производством кино, которое бывает игровое, документальное, мультипликационное и т.д. учатся свободно двигаться под музыку, передавая ее ритм, темп, настроение, чувствовать и передавать движениями характер танцевальной музыки ПООП ДО «золотой ключик» стр


Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами становление целенаправленнос ти и саморегуляции в двигательной сфере становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ПООП ДО «золотой ключик» стр Физическое развитие


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Критерии оценки развития детей к концу первого года работы дошкольного учреждения по программе «Золотой ключик» хорошо чувствовать себя в своей группе. хорошо ориентироваться в помещении группы, знать, где лежат нужные для разных дел вещи различать в надписях на плане отдельные знакомые буквы, узнавать «в лицо» два- три знакомых коротких слова («мама», свое имя и т.п.); уметь ориентироваться во времени суток. играть в режиссерскую игру: уметь самостоятельно строить небольшой сюжет необходимые навыки самообслуживания: одевание, туалет, еда, собирание игрушек и материалов после игры уметь играть в подвижные игры, соответствующие возрасту. уметь свободно двигаться под музыку, передавая ее настроение, ритм, темп. владеть количественным и порядковым счетом в пределах 5-7. ПООП ДО «золотой ключик» стр


ПООП ДО «золотой ключик» стр Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) должны: хорошо чувствовать себя в своей группе. занимать при общении различные позиции («над», «вместе», «рядом», «под») в зависимости от рода деятельности хорошо ориентироваться в помещении детского сада знать дорогу в зал, к заведующей, на кухню строить и читать планы знакомого помещения, местности знать, что такое географическая карта иметь знания о театре: зачем он нужен людям, как устроен театр уметь принять на себя роль, следовать указаниям режиссера, искать выразительные средства для своего образа знать, что такое художественная выставка уметь пользоваться материалами для продуктивной деятельности: ножницами, клеем, картоном, нитками, цветной бумагой, уметь находить необходимые подручные материалы


Критерии оценки развития детей к концу второго года работы Дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) должны уметь: иметь образное представление о том, что такое океаны, острова, материки знать о существовании приборов, помогающих ориентироваться в путешествии иметь обобщенное представление об исчислении времени: иметь первичное образное представление о большом, историческом времени уметь слушать музыку, природные звуки, стихи иметь представление о том, что такое фильм, как делают мультфильм, диафильм; проявлять интерес и внимание к живым растениям, к цветам и травам. знать, что такое библиотека, для чего туда ходят ПООП ДО «золотой ключик» стр


Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) ПООП ДО «золотой ключик» стр


Критерии оценки развития детей к концу четвертого года работы ПООП ДО «золотой ключик» стр Дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)




ПООП ДО «золотой ключик» стр ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ Завязкой может справедливо называться подготовка к празднику кульминацией – сам праздник развязкой – рефлексия прошедшего праздника в форме продуктивной деятельности у детей и продуктивного анализа у педколлектива праздник должен быть источником положительных эмоций для всех без исключения участников праздник включает в себя как сконструированную взрослыми событийную канву (сказка, приключение, обряд, спортивное состязание) так и различные формы культурной детской активности и множественные сюрпризные ситуации важнейший аспект подготовки и организации праздника – поведение взрослых (родителей, родственников, приглашенных друзей и собственно воспитателей) подавать реплики, поддерживать детей аплодисментами


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Программа «Золотой ключик» реализуется в течение всего времени пребывания детей 2 в Организации При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей. 3. См. п.2.5. ФГОС. В соответствии с п Организация самостоятельно определяет продолжительность пребывания детей в Организации. Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам (Сан ПиН)4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы – Сан ПиН). Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный 28564). ПООП ДО «Золотой ключик» стр.138