Содержание работы по орфографии в школе. Принципы обучения орфографии

Формирование орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и правил. Из орфографических знаний, правил, умений и навыков состоит работа по орфографии в школе.

Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами.

Орфографические понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс.

В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное написание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознавательные признаки орфограмм).

Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная орфограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии.

Одни орфографические понятия, используемые в школе, являются лингвистическими (орфограмма, орфографическое правило), другие - психологическими (актуальная и неактуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм и др.).

Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами. В отечественной методике преподавания русского языка были попытки создания словарей-минимумов таких слов для обязательного изучения их в школе (Н.А. Бублеева, П.П. Иванов, Н.Н. Китаев, О.М. Лобанова, А.В. Текучев и др.). Созданные орфографические словарики отражали субъективный подход их авторов к отбору лексического материала. Методика орфографии не определила принципов минимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанностью школа не располагает научно обоснованным минимумом слов с непроверяемыми орфограммами, которые должны были бы войти в программу.

Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шлпот и шорох буквы л и о в корнях есть орфограммы. Называется эта орфограмма так: «Буквы л и о в корне слова после шипящих».

Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Например: «В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с»; «В сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется». Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример такого правила: «Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная».

По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе. Примеры таких правил: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не»; «Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением»; «Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а».

Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

· - нахождение в словах орфограмм;

· - написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

· - обоснование орфограмм;

· - нахождение и исправление орфографических ошибок.

Орфографические умения впервые начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978 г.

В процессе обучения школьника орфографии необходимо опираться на психологические и методические предпосылки (условия), являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.

Психологические предпосылки

Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления. Вместе с..тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией (3).

Развитие у школьников потребности в орфографических знаниях. Овладение орфографическими умениями - процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других -достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по-разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Эти факты привлекали внимание методистов русского языка М.В.Ушакова, Н.С.Рождественского, В.А.Добро-мыслова и других. В начале 70-х гг. М.М.Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их школьники видят в словах) - фактическими (5).

Орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, целесообразно называтьактуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся, - неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы (т.е. все еще требующей методических усилий для формирования навыка) в неактуальную (т.е. не требующую методических усилий ввиду сформированности навыка) имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии: уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.

Затруднения учащихся в применении правил. В психологии и в методике преподавания русского языка установлен факт неумения учащихся применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это связано с тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. М.В.Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил (7). Затруднения учащихся имеют фонетическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую природу.

Фонетические трудности связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений - озвончения и оглушения (например,косьба, подбирать ), мягких согласных (например, пирожок , но: сучок ), безударности гласной (например, дружок , но: овражек ),Словообразовательные трудности определяются

сложностью структуры слова, наличием морфонологических чередований (например, роса, орошение ) и утратой структурных связей с исходными словами (например, поглощать ). Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий. К синтаксическим трудностям относятся обратный порядок слов и дистантное их расположение в предложении, возможность двоякого членения предложения и др.Семантические трудности - переносность значения слова, утрата семантических связей с однокоренными словами, абстрактность значения модели слов. Затрудняют учащихся также исключения из правил.

Указанные трудности необходимо учитывать не только при разъяснении сути изучаемого вида орфограммы, но в первую очередь при подборе дидактического материала.

Орфографическая память. Орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная.

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой. Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.

Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. В учебном процессе на уроке

это проявляется в использовании и диктанта, и списывания, и по-слогового проговаривания, и многократной записи одного и того же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую последовательность перечисленных упражнений.

Методические предпосылки

Специфическими условиями, обеспечивающими овладение орфографическими умениями, являются знания учащихся о русском языке, учебно-языковые умения и опознавательные признаки орфограмм.

Базовые знания о русском языке. Русская орфография тесно связана со всеми разделами языка, поэтому прочное знание фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса необходимо для овладения орфографическими умениями и навыками. На роль знаний о языке в обучении орфографии обращалось внимание еще в прошлом (Ф.И. Буслаев, В.П. Шереметевский, А.Д. Алферов, Н.П. Кульман и др.). В начале 30-х гг. в связи с поставленной задачей добиться повышения орфографической грамотности методисты русского языка (М.В. Ушаков (1930), И.А. Фигуровский (1932), П.О. Афанасьев (1936), Е.Н. Петрова (1939), Н.С. Рождественский (1960) и др.) обосновали необходимость прочных знаний о языке как важнейшей базы для формирования орфографических умений и навыков. В дальнейшем эта идея развивалась Н.Н. Алгазиной, М.Т. Барановым и другими. Н.Н. Алгазина одна из первых стала выявлять минимум знаний о языке, необходимых для усвоения орфографии 1 .

Языковые понятия, с которыми прямо связано овладение учащимися орфографией, называются базовыми.

Базовые фонетические понятия. Выбор большинства буквенных написаний связан с особенностями звуковой системы русского языка. К таким написаниям относятся все случаи обозначения на письме звуков в слабой позиции буквами соответствующих звуков в сильной позиции. С учетом характера отношений орфографии и фонетики базовыми являются следующие понятия: гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; согласные шипящие, сонорные согласные; оглушение (звонких) и озвончение (глухих) согласных.

Базовые морфемные и словообразовательные понятия. В орфографических правилах, регулирующих выбор

буквенных орфограмм, обязательным компонентом является указание на морфему, в которой находится орфограмма, например буквыë и о в корне слова, н и нн в суффиксах прилагательных. Наличие в орфографических правилах указаний на морфемы объясняется тем, что выбор правильных написаний зависит в большинстве случаев от того, в какой именно части слова находится орфограмма. Выбор орфограммы часто определяется также с помощью установления структурно-семантических связей однокоренных слов, например: просьба и просить, грустный и грустить и т.п. Не менее важным бывает также определение состава слова, например:пешеход, кругозор и т.п. Многие орфографические правила требуют установления словообразовательных связей между словами, например правила, регулирующие написание н и нн в суффиксах имен прилагательных: карман - карманный, лебедь - лебединый и т. п.

Для работы по орфографии базовыми являются следующие морфемные и словообразовательные понятия: приставка, корень, суффикс, окончание; сложное слово, соединительная гласная; од-нокоренное слово.

Базовые морфологические понятия. Выбор буквенных и небуквенных орфограмм во многих случаях определяется морфологическими особенностями слов, поэтому в соответствующих правилах имеются указания, например, на 3-е лицо глагола и инфинитив (при различении -тся и -ться ), на склонение существительных (при употреблении мягкого знака после шипящих на конце слов) и т.д.

Для работы по орфографии базовыми являются следующие морфологические понятия: часть речи; в теме "Имя существительное" - собственные и нарицательные имена существительные, склонение существительных, род, число, падеж; в теме "Местоимение" -отрицательные и неопределенные местоимения; в теме "Имя числительное" - простые и составные, количественные и порядковые числительные, падеж; в теме "Глагол" - вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число; в теме "Причастие" - страдательные и действительные, краткая и полная форма, род, число, падеж; в темах "Предлог" и "Союз" - простые и составные предлоги и союзы; в теме "Частицы" - вопросительные и отрицательные частицы.

Базовые синтаксические понятия. Синтаксические понятия в меньшей степени связаны с орфографией, однако есть ряд как буквенных, так и небуквенных орфограмм, выбор которых связан со словосочетанием и предложением. Базовыми являются следующие синтаксические понятия: словосочетания; член предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; сочинительная и подчинительная связь между словами.

Базовые учебно-языковые умения. Учебно-языковыми являются умения, заключающиеся в опознании, анализе и группировке языковых явлений. Они формируются при изучении всех разделов науки о языке. Роль этих умений была исследована М. М. Разумовской.

Для работы по орфографии необходимо, чтобы учащиеся овладели следующими учебно-языковыми умениями:

фонетическими: определять в слове: а) гласные звуки ударные и безударные, согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие согласные и звук [Й]; б) случаи оглушения звонких и озвончения глухих согласных;

морфемными и словообразовательными: выделять в слове основу и окончание; членить основу на составные значимые части (морфемы) - приставку, корень, суффикс; подбирать однокоренные слова; выяснять, от чего и с помощью чего образовано данное слово;

морфологическими: определять, какой частью речи является то или иное слово; отличать омонимичные формы разных частей речи; определять у существительных - собственные и нарицательные, склонение, род и падеж; у прилагательных - краткую и полную формы, род и падеж; у числительных - простые и составные, падеж; у местоимений - неопределенные и отрицательные; у глаголов - вид, спряжение, инфинитив, время, лицо, число; у причастий - действительные и страдательные, краткую и полную формы, падеж и род; у служебных частей речи - составные и простые, производные и непроизводные;

синтаксическими: находить главное и зависимое слово в словосочетании; определять члены предложения; отличать члены от нечленов предложения; ставить вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании; ставить вопросы к членам предложения.

Уровень владения перечисленными учебно-языковыми умениями должен быть достаточно высок, чтобы обеспечить формирование прочных орфографических умений и навыков. Для этого базовые учебно-языковые умения должны быть в центре внимания преподавания. Их формированию необходимо уделять больше времени.

Развитие у учащихся орфографической зоркости. Выбор правильных написаний в словах начинается с нахождения в них орфограмм, или, по-другому, "точек" применения орфографических правил. Эти "точки" в словах имеют зрительно-слуховые приметы, например [ца] на конце глаголов (одна из примет орфограммы -неразделительный мягкий знак: "-тся и -тъся в глаголах"), наличие приставки кое- (одна из примет орфограммы - дефис в словах между морфемами) и т.п. Приметы, или опознавательные

признаки 1 "точек" применения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограмм. Так, наличие шипящих на конце слова сигнализирует о том, надо или не надо писать букву мягкий знак после них. Видов орфограмм, имеющих данную примету, несколько: они имеются в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях.

Приметы "точек" применения правил находятся вне орфограмм (левее ее), например наличие шипящих и ц внутри слова (шепот, сучок, свечой, горячо, бережет, цирк, цоколь) , или в самой орфограмме, например безударность гласной (стена), наличие звука [Ʒ] после согласных (шью, съем) . Приметы орфограмм в учебном процессе выполняют одновременно две функции: сигнала орфограммы и одного из условий выбора конкретной орфограммы.

Приметами, или опознавательными признаками орфограмм, являются следующие особенности слов: фонетические(безударность гласной, шипящие, ц , [Ʒ] и др.), лексико - грамматические (собственные имена и собственные наименования и др.), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие некоторых приставок, суффиксов, сложные слова). Их обобщенный перечень применительно к типам орфограмм впервые был предложен в 1970 г. 2

Для орфограмм - гласных букв - приметами являются безударность гласной и положение гласной после шипящих и ц (чё рный, сучо к, жи знь, синицы н, ци рк, в большо м, камышо м, бережё т, горячо и т.д.);

для орфограмм - согласных букв - конец слова (ход , нож , покров и т.д.); стечение согласных (груный, небеcy ый, бумажк а, салазк и, просьб а и т.д.); н перед гласными в конце слова (серебрян ый, разбуженн ый, тружен ик, обдуманн о и т.д.);

для орфограмм - букв ъ и ь в разделительном значении - звук [й] после согласных и перед гласными (съе л, льё т, воробьи и т.д.); для буквы ь не в разделительном значении - наличие мягких согласных на конце слова и в стечении согласных (степ ь, кон ь, коньк и, молотьб а и др.), шипящих на конце слова (товарищ , рож ь, рощ , горяч , стереч ь, спряч ь, настеж ь и т.д.), [ца] на конце глаголов (льёт ся, лить ся и т. д.);

для орфограмм - больших букв - начало предложения, наличие собственных имен и собственных наименований;

для орфограмм - дефисов - это наличие сложных слов (северо-запад, дальневосточный и т.д.), приставок кое-, в- (во-), по- (кое-где, во-первых, по-прежнему и т.д.), суффиксов -нибудь, -либо, -то (что-нибудь, куда-либо, кто-то и т.д.), частиц -то, -ка (красный-то, принеси-ка и т.д.);

для орфограмм - пробелов и контактов, т.е. раздельных и слитных написаний, - наличие не, ни, бы, же (непростой, что бы ичтобы, также и также и т.д.), предлогов (в поле, со мной и т.д.), сложных слов (дальневосточный, выпукло-вогнутый и т.д.);

для орфограммы - черточки - конец строки.

Знание учеником опознавательных признаков обеспечивает нахождение орфограмм в словах и уверенное применение соответствующих орфографических правил. Сведения об опознавательных признаках сообщаются учащимся при разъяснении условий выбора орфограммы, а также при выполнении орфографических упражнений.

Орфографическая зоркость формируется в результате применения специальной методики. Ее развитие начинается с различения в словах написаний по произношению и написаний по правилам. Для их различения учащимся предлагаются задания: назвать, подчеркнуть написания либо только одного типа, либо обоих типов.

После ознакомления с понятиями орфограмма и опознавательные признаки орфограмм учащиеся выполняют упражнения следующих видов:

· - указать (назвать) в словах опознавательные признаки "точек" применения правил;

· - найти (назвать, подчеркнуть) в словах орфограммы либо только в приставках (корнях и т.д.), либо во всех частях слов (во всех словах данного предложения).

Эти упражнения выполняют свое назначение при условии их систематического применения во все время изучения орфографии в школе.

Развивает орфографическую зоркость работа, направленная на обучение учащихся самоконтролю, орфографический разбор, диктант "Проверяю себя", предложенный А.И.Кобызевым 1 .

Методика орфографии - это раздел методики препода­ вания русского языка, в котором описывается процесс формиро­ вания у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в.

Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с при­нятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотно­стью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Аб­солютная орфографическая грамотность - это уме­ ние пользоваться всеми действующими в настоящее время прави­ лами, а также умение безошибочно писать все слова с непрове­ряемыми орфограммами. Относительная орфографи­ческая грамотность - это умение писать слова в соответст­ вии с изученными в школе орфографическими правилами, вклю­ чая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по оп­ ределенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографи­ ческую грамотность выпускников, во-первых, потому, что уча­щиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание кото­ рых не регулируется правилами.

частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на осно­ ве этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь­ ников орфографии.

Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фо­нетического, морфемного, словообразовательного и морфологи­ческого материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепен­ ность и длительность работы по формированию у них относи­ тельной орфографической грамотности. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от­ ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло­ вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы­ вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши­ пящих».



В содержание работы по орфографии в школе входят орфо­графические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. В школе формируются следующие виды орфографических уме­ ний и навыков: - нахождение в словах орфограмм; - написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис­ ле слов с непроверяемыми написаниями; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок.

Принципы обучения орф.грамотности: 1. опора на связь изучени я орфографии с изучением грамматик и и фонетики. 2. опора на опознавательны е признак и орфограмм.

Словарно-орфографическая работа . Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее использу­ются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфо­граммами, но имеющими те или иные трудности. Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфо­графические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обра­щение к ним. Слова берутся из проверенных учителем домашних упражнений, из контрольных диктантов, изложений и сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся при проверке до­машнего задания, в обучающие упражнения, предлагаются в каче­ стве домашнего задания для запоминания их правописания. Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивани е правописани я трудны х сло в проис­ ходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представляемых в настенных таблицах, имеющихся на полях учебников. Словарно-орфографические диктанты -эффек­тивное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Словники для них составляются учителем на ос­ нове затруднений конкретного классного коллектива учащихся, которые они испытывают в данное время при выполнении обу­ чающих упражнений, в процессе написания контрольных диктантов, изложений и сочинений. Словарно-орфографические диктанты являют­ ся обучающими.

В процессе изучения лексики в курсе средней школы, большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом

Орфография (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу) - система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятая в качестве нормы письменной речи. Эти правила представлены пятью разделами:

  • 1) передача буквами фонемного состава слов;
  • 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
  • 3) употребление прописных и строчных букв;
  • 4) перенос части слова с одной строки на другую;
  • 5) графические сокращения .

Первый раздел является наиболее важным для русского письма, и именно к этому разделу относится большинство правил, изучаемых в начальной школе (правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных и т.и.).

Орфографическая грамотность человека - отражение его общей и языковой культуры. Основы безошибочного письма закладываются в период обучения грамоте. «Орфографическая подготовка - это важный компонент общего речевого и языкового развития; ее успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении - словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством» , - отмечает М. М. Разумовская.

Планируемые результаты освоения курса русского языка предполагают, что «выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное» .

В истории русской школы известны глубокие исследования проблем обучения правописанию. В современной методической науке отмечается

существенное противоречие между усилиями методистов и учителей в разработке и реализации новых подходов к обучению правописанию, с одной стороны, и реальным состоянием орфографической грамотности учащихся всех ступеней школы - с другой.

Современные директивные документы определяют тот содержательный минимум из области орфографии, которым должны овладеть младшие школьники для дальнейшего успешного усвоения курса русского языка в основной школе. В результате освоения курса русского языка (содержательная линия «Орфография и пунктуация») «выпускник начальной школы научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах» .

Для организации обучения правописанию на уроках русского языка учителю необходимо «иметь ясное понимание того, что представляет собой наше правописание, в чем заключаются его основные закономерности, как увязываются отдельные его элементы в единую систему, какое место в этой системе занимают те или иные виды написаний. Только широкое понимание общего характера нашего правописания дает возможность учителю точно ставить конкретные задачи по проработке отдельных орфографических тем, предвидеть имеющиеся трудности, осознавать причины разнообразных ошибок, допускаемых учащимися, и находить меры к их предупреждению» , - писал Л. Н. Гвоздев.

Принципы русской орфографии как основа ее преподавания. Орфографическая система русского языка может быть описана с помощью морфологического, фонематического, фонетического, смыслового (дифференцирующего) и традиционного принципов. Принципы орфографии - «закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания написания слов...» М. Р. Львов отмечал: «Понять принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка» . Обучение правописанию зависит от выбора принципа как основы методической концепции.

Морфологический принцип орфографии регулирует единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова: позиционных чередований звуков или других несоответствий письма и произношения. К таким несоответствиям относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах, оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным, озвончение глухого согласного перед звонким согласным, некоторые традиционные произношения. Например, в корне -глаз- гласный звук должен быть обозначен буквой А независимо от того, как он произносится в разных фонетических позициях: гл[а]за, гл[ъ]зомер, гл[л]застый, гл[а]з. Написания в соответствии с морфологическим принципом сохраняют буквенный состав морфем независимо от произношения. Если обучение правописанию строится на морфологическом принципе, то оно связывается с понятием «морфема», поэтому орфографическая работа возможна только в связи с изучением темы «Состав слова». Правописание сочетаний жи-гаи , ча-ща , чу-щу , использование прописной буквы в именах собственных, изучаемые в нервом классе, не связаны с морфологическим принципом.

Фонематический принцип объясняет выбор одной буквы для обозначения фонемы (ряда позиционно чередующихся звуков) в сильной и слабой позициях. Поскольку русская графика (система русского письма) фонемная, следует иметь в виду, что буква обозначает не звук (элемент фонемы), а фонему по сильной ее позиции.

Сравните записи (в квадратных скобках указаны звуки, а в прямых - фонемы):

тр[ъ]вяной -

др[ъ]вяной -

дуМ -

су|п]чик -

Как видим, в слабых позициях фонем (для гласных - в безударном положении, для парных по глухости (звонкости) согласных - на конце слова и перед другими согласными, кроме сонорных и |в, в’|) звуки из разных фонемных рядов (принадлежащие разным фонемам) нередко оказываются одинаковыми (сравните второй и третий столбцы слов). Буквы же, выбираемые по сильной позиции фонемы (в данном случае по букве на месте ударного гласного или парного по глухости (звонкости) согласного в положении перед гласным), могут быть разными. Иначе говоря, для обозначения одного и того же звука, находящегося в слабой позиции, при письме правильными могут быть разные буквы. Пишущий должен выбрать нужную букву. Способ выбора подсказывается тем или иным правилом. В результате неверного выбора возникает орфографическая ошибка .

«Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но по-иному, с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно обосновывает, почему при написании... безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы [крлты] - [крот]» . Так, фонематическая теория не только объясняет идею подбора проверочного слова - нахождения буквы для обозначения сильной позиции фонемы, но и помогает понять причину единообразного написания морфем, т.е. действие морфологического принципа. «Морфологический и фонематический принципы орфографии не противоречат один другому, а углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях - от фонематического принципа; опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического», - писал М. Р. Львов .

Фонематическая теория активно внедряется в практику начального обучения правописанию, потому что позволяет начать знакомство детей с орфографической системой языка уже с периода обучения грамоте.

Традиционный принцип регулирует написание слов так, как принято в соответствии с традицией русского языка (собака , корова и др.) или в родном языке (для слов иноязычного происхождения - шоссе , касса , солдат и др.). Такие слова с непроверяемыми написаниями усваиваются запоминанием, с предварительным обращением к орфографическому словарю, поскольку не могут быть проверены обращением к сильной позиции фонемы согласно фонематическому принципу. Однако подобные слова сохраняют действие морфологического принципа в родственных словах и словоформах.

Принцип дифференциации значений еще называют смысловым, потому что орфографический образ слова может разграничить понятия: туш (музыкальное произведение) - тушь (разновидность краски ), компания (группа людей) - кампания (мероприятие) и др. К числу дифференцирующих написаний принадлежит и употребление мягкого знака после шипящих в именах существительных (дочь - врач , вещь - плащ и т.д.).

Указывая на важность принципа дифференциации значений для обучения правописанию, М. Р. Львов писал: «На примере дифференцирующих написаний можно показать учащимся, что орфография - активное средство выражения мысли пишущего. Дифференцирующие написания демонстрируют учащимся значение орфографии во взаимопонимании читающего и написавшего. Они связывают орфографию не только с грамматикой, с составом и способом образования слова, по и с его значением. А иногда со значением предложения и целого текста» .

Фонетический принцип указывает на то, что буквенная запись слова максимально соответствует его звуковому составу. В современном русском языке достаточно много слов, где не возникает расхождения между их звучанием и написанием (например, луна , крыло , крупа , синий , лысый , рулить , вымыть и др.). Такие написания, по мнению М. Р. Львова, можно считать фонетико-графическими. Они не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому, пи другим принципам правописания и обычно не вызывают трудностей у учащихся. Однако основные правила правописания, регулирующиеся этим принципом (правописание приставок на 3 (С), правописание О (А) в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) и др.), в начальной школе не изучаются, так как противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях. Избежать таких слов в речи младших школьников невозможно, поэтому их правописание усваивается практически на основе запоминания.

Работа по орфографии в учебнике строится на основе:

1)системы орфографических понятий;

2)усвоения сведений о языке - фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических и синтаксических.

Базовые понятия: орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, орфографическое правило, орфографическая ошибка. Центральным из них является орфограмма. Ее называют единицей орфографии. Вооружить учащихся прочными орфографическими навыками - одно из важнейших программных требований, выполнение которого при обучении русскому языку требует от учителя немало усилий. Согласно школьным программам орфография изучается в I- III и IV-VI классах. Анализ учебного процесса показывает, что решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпа формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограмма, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими, составляют теоретическую основу правил (часть речи, склонение, спряжение, однокоренные слова и др.). В школе изучаются все разделы русской орфографии: и правила обозначения буквами звукового состава слова и их частей, и правила слитно-дефисно-раздельных написаний, и правила употребления прописных и строчных букв, и правила переноса слов. Принципы, общие для всей методики орфографии. Русская орфография связана со всем языком - с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). -опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. -опора на опознавательные признаки орфограмм. Частные принципы методики орфографии. Принципы орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 принципа орфорграфии: морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написание морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Фонетический принцип орф. – согласно ему, вопреки морфологическому П.о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки рас- - рос-: роспись – расписался. Традиционно-исторический принцип орф. – написание закреплено традицией, не определяется другими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому Напр:вагон, касса и др. Орфограммы усваиваются запоминанием. Дифференцирующий принцип орф. предполагает различное написание с целью различия слов-омофонов: туш – тушь, поджог – поджег. Усваиваются орфограммы на основе понимания значений слов, словосочетаний. В последние годы в литературе рассматривается фонематический принцип орф., область применения которого в основном совпадает с областью морфологического П.о. Согласно этому П.о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. На принципы орфографии - общие и частные - учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила. Упр:диктанты.