Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении"

Против теории врожденных идей (кембриджские платоники и Декарт).

2 грани эмпиризма Локка:

- Он был сторонником эмпирического изучения явлений и процессов сознания без дискуссий о природе души.

В решении вопроса о природе субстанционного носителя психических процессов колеблется, не говорит, является ли субстанция телесной или духовной.

· Про прижизненность формирования идей

Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение.

«Указать путь, которым мы приходим ко всякому знанию достаточно, чтобы доказать, что оно не врожденно».

«Положения не запечатлены в душе от природы, т.к. они не известны детям, идиотам и др.людям».

«Каким образом люди могли бы уверенно и спокойно нарушать нравственные правила, если бы они были запечатлены в душе». Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.

Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях ". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни.

Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию . Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.

· Про идеи, опыт и предмет психологии.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни» которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».


В самом опыте Локк выделил два источника : ощущение и рефлексию.

1. ощущения.

Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи.

Чувства доставляют уму разные восприятия вещей.

2. рефлексия.

Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей.

Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать свою деятельность.

Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии . Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. По Локку: метод САМОНАБЛЮДЕНИЯ – внутреннее восприятие собственных психических процессов. Сознание – восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. «Если я мыслю, но об этом не знаю, никто другой не может знать этого».

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию.

С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания : простое первично, сложное вторично и производно от него.

В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе .

Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств : первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет.

Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц (третичные не отличаются от вторичных. Зачем он их выделил не понятно).

Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта.

В отличие от простых сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.

Локк дал схему процесса обобщения , которое включает следующие операции:

Отбор единичных объектов, о которых мы хотим получить общее представление.

Расчленение каждого объекта на элементы (составляющие их свойства)

Сравнение объектов по элементам.

Идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием).

Абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах.

Суммируют идеи, которые повторяются, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею.

Обозначение словом.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация - это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п.

Несмотря на то что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений . «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает» (пипец!!!).

Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность . («Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления»).

Локком выделялись следующие психические процессы:

Ощущения свойств предмета

Автоматически появляются в сознании (ум пассивен)

Понятие порога восприятия

Более активный психический процесс

Лучше всего запечатлеваются эмоционально не безразличные идеи

Мышление

Наиболее активная деятельность нашего ума

Операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, - с их помощью – превращение простых идей (элементов знаний) в сложные идеи.

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия -- 28 октября 1704, Эссекс, Англия) -- британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м -- магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е -- в 1689 г., 2-е и 3-е -- в 1692 г. (эти три -- анонимно), 4-е -- в 1706 г., уже после смерти Локка).

По поручению графа Шефтсбери Локк участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке («Fundamental Constitutions of Carolina»).

  • 1668 год -- Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году -- членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
  • 1671 год -- решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого -- «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.
  • 1672 и 1679 -- Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688--1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. -- «Мысли о воспитании», в 1695 г. -- «Разумность христианства».

«Опыт о человеческом разумении» Джона Локка - один из самых важных памятников философии XVII века. Он делится на четыре части или книги. «В первой он исследует вопрос о прирожденных идеях разума и старается доказать, что их не существует. Во второй исследуется вопрос, откуда разум получает свои представления. В третьей говорится о значении языка в познании и, наконец, в четвертой разбираются разные виды познания наряду с верою и мнением». Для Локка теория познания не есть второстепенный, а главный и даже исключительный предмет исследования. Поэтому его называют: «основателем теории познания, как самостоятельной дисциплины». Вот как он начинает свое сочинение: «Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом».

Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Главным препятствием на пути к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания, созданную еще Платоном, а после развитую Декартом.

По мнению Локка, не существуют ни каких врождённых идей: «Всё человеческое знание и даже идея Бога проистекает из внешнего опыта через наши чувства (сенсуализм) и внутреннего опыта наблюдения ума за своею деятельностью». Основу знания составляют простые идеи, которые мы получаем через опыт. В каждом отдельном сознании они предстают как различные качества тел, благодаря способности последних воздействовать на нас, нашу сенсорику. Подобным образом рождаются первичные знания, тождественные идеям (протяжённость, фигура, движение) и вторичные, не сходные с универсалиями (цвет, запах). Сам разум не может породить ни одной идеи и всегда зависти от опыта, поэтому сознание новорожденного это всегда «чистая доска» не содержащая знаний. Локк считает концепцию врожденных идей несостоятельной. Нравственные положения также не врождены. У разных лиц и в разных государствах нравственные убеждения могут быть различными и даже противоположными. "Где же эти врожденные принципы справедливости, благочестия, благодарности, правды, целомудрия? Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врожденных правил?… И если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чем другие в другом месте выставляют свою заслугу".

Представление о боге тоже не врождено. «Если бы даже все человечество повсюду имело понятие о Боге, из этого не следовало бы, что идея Его врожденна. Ибо, если бы даже нельзя было найти народа, который [не знал бы] имени Бога и не имел скудных, смутных представлений о Нем, это так же мало доказывало бы природную запечатленность в душе этих представлений, как всеобщее принятие и знание людьми названий «огонь», «солнце», «жар», «число» и их идей доказывает врожденность идей, этими словами обозначаемыми. С другой стороны, отсутствие такого имени или отсутствие в человеческой душе такого понятия так же мало является доводом против бытия Божия, как мало может служить доказательством того, что в мире нет магнита, то обстоятельство, что большая часть человечества не имеет ни понятия о подобной вещи, ни имени для нее». У некоторых народов Его нет. Различны представления о боге у политеистов и монотеистов; даже у людей, принадлежащих одной и той же религии, представления о боге очень отличны друг от друга. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия? Многие люди и целые народы не знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога - дело человека. «Во всех делах творения так ясно видны признаки необычайной мудрости и силы, что всякое разумное существо, которое серьезно подумает о них, не может не открыть Бога». Далее Локк подводит итоги своим размышлениям: «Если идея Бога не врожденна, никакая другая не может считаться врожденной. Из сказанного выше, надеюсь, очевидно, что, хотя познание Бога - наиболее естественное открытие человеческого мышления, идея о Нем тем не менее не является врожденной».

Наиболее важным вкладом Локка в метафизику Нового времени явилось его различение первичных и вторичных качеств.

Локк не только термины изобрел, но и сам предмет, который он так традиционно застолбил - зафиксировал эту позицию в новоевропейской метафизике; связано это с разделением вещей и образов этих вещей.

Локк говорит, что далеко не все компоненты идей ощущения, т.е. далеко не все компоненты того мира, который мы непосредственно воспринимаем в чувствах вот сейчас, похожи на то, как устроены сами вещи. В самих вещах есть лишь протяжение, плотность и фигура. Ни цветов, ни запахов, ни вкусов в самих вещах нет. А что у них есть? Есть какое-то движение мельчайших частиц, которые при воздействии на органы чувств производят соответствующие ощущения. Реально цвет является определенной разновидностью движения материи, не более того.

На основе этих рассуждений Локк и формулирует свою концепцию первичных и вторичных качеств. Он говорит так (в строгом изложении, его позиция выглядит следующим образом): «Идеями первичных качеств мы должны называть такие идеи, которые похожи на устройство самих материальных вещей. Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам -- каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью разделите его снова -- оно все еще сохраняет эти качества; разделяйте его дальше так до тех пор, пока части не станут незаметными, и все-таки каждая часть будет сохранять все эти качества. Ибо разделение ни у какого тела никогда не может отнять плотность, протяженность, форму или подвижность, а только образует две или больше различных и отделенных друг от друга масс материи из того, что прежде было одною массою. Идеи вторичных качеств не похожи на то, что их вызывает». Идея протяжения, например, похожа на сами протяженные вещи. Идея формы. Идея плотности. А идея цвета не похожа на то, что ее вызывает. Поэтому цвет - это вторичное качество. А протяжение - первичное.

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знания: «внешний, который он называет «чувственностью» (sensation), и внутренний, который он называет «рефлексией» (reflexion). Первый возникает вследствие воздействия внешнего мира на душу, последний - вследствие действия души самой на себя». Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас.

Внутренний опыт - «рефлексия» - совокупность проявления всей многообразной деятельности ума. локк разум познание язык

Отвергая врожденные идеи, он говорит: «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага (tabula rasa) без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда приобретает тот их обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждений и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит».

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи «даны нам из вне, навязываются со стороны и не могут быть изменены ни в числе, ни в свойствах, как не могут быть изменены в числе или свойствах, например, частицы материи». Разум в восприятии этих идей совершенно пассивен, так как и число, и свойства их зависят от природы наших способностей и случайностей опыта.

Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей, они даются нам:

  • а) одним каким-нибудь чувством - «идеи» цвета (зрение), звука (слух) и т.д.;
  • б) деятельностью нескольких чувств вместе - «идеи» протяженности, движения (осязание и зрение);
  • в) «рефлексией» - «идеи» мышления и хотения;
  • г) чувством и «рефлексией» - «идеи» силы, единства, преемственности.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственной деятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма простых идей, каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи.

«1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; так образуются все сложные идеи;

  • 2) сведение вместе двух идей, все равно, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; так ум приобретает все свои идеи отношений;
  • 3) обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности; это действие называется абстрагированием, и при его помощи образованы все общие идеи в уме»

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

  • 1. «Под именем МОДУСОВ Локк разумеет не идеи чего-либо самостоятельного, а идеи видоизменений пространства, времени, числа и мышления. Сама идея пространства получается из ощущений зрения и осязания. Видоизменения ее дают модусы: протяжения, расстояния, величины, фигуры, места. Идея времени происходит из рефлексии последовательной смены идей, причем Локк время вообще понимает как продолжительность. Видоизменения продолжительности дают модусы: единства или единицы, множества, бесконечности. Идея мышления проистекает из рефлексии. Видоизменения мышления дают модусы: восприятия идеи, удержания ее, различения, сочетания, сравнения, называния и отвлечения. Это семь умственных способностей, допускаемые Локком.
  • 2. Другой род сложных идей - идеи СУБСТАНЦИИ, под которыми Локк разумеет идеи чего-либо самостоятельного. Эти идеи происходят от соединений нескольких, почерпнутых в опыте простых идей в качестве свойств одной и той же вещи. Есть субстанции телесные, главные свойства которых состоят в сцеплении частиц и силе сообщать движение, и духовные, главные свойства которых - мысль и воля…
  • 3. Третий род сложных идей составляют идеи ОТНОШЕНИЙ, проистекающие из наблюдения относящихся друг к другу предметов. Идеи отношений бесчисленны; главнейшие между ними: тождества, различия, причинности».

Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека - знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно. По Локку: «познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей… Где есть это восприятие, там есть и познание: где его нет, там мы можем, правда, воображать, догадываться или полагать, но никогда не имеем знания» .

Познания бывают двух видов: достоверные и недостоверные. Достоверные познания те, которые соответствуют действительности; недостоверными же должны быть те, которые при своем происхождении были видоизменены через размышления, вследствие чего в них вошел субъективный элемент, который нарушил их первоначальное соответствие своему объекту. Получается, что достоверными познаниями «могут быть только те, которые воспринимаются нами страдательно во внешнем или внутреннем наблюдении, каковы все простые идеи.

Все же, что образовано деятельностью нашего ума, должно быть недостоверным».

Локк выделил две степени познания. 1) Интуитивное, приобретенное непосредственно или наглядно, которое разум получает от оценки соответствия или несоответствия идей друг другу. 2) Демонстративное, приобретенное путем доказательств, например, через сравнение и отношение понятий. Демонстративное познание необходимо предполагает существование интуитивного, так как умозаключение требует, чтобы были известны те суждения, которые служат посылками.

Однако «разница между интуитивным и демонстративным познанием заключается не в том, что первое более достоверно, чем последнее, а в том, что первое (напр., три есть один и два, белое не есть черное) тотчас вызывает согласие, тогда как последнее часто только путем тяжелого исследования вынуждает это согласие».

Самый достоверный род познания, по Локку, - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. «Что касается до нашего собственного существования, то оно настолько очевидно, что не имеет нужды в каких-либо доказательствах. Если я даже сомневаюсь во всем, то это самое сомнение убеждает меня в моем существовании и не позволяет в нем сомневаться. Это убеждение совершенно непосредственно (intuition)». Здесь Локк стоит вполне на точке зрения декартовского Cogito ergo sum.

На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

В области познания Локк различает два рода общих суждений: суждения, образованные путем простого разложения понятия, которые не содержат ничего нового в сравнении с этим понятием; и суждения, которые, хотя и образованы на основании какого-нибудь понятия и с необходимостью следуют из него, но несут в себе то, что в самом понятии еще не содержится.

Истина или познание как согласие идей между собой проявляется в четырех различных способах отношения идей: 1) в тождестве или различии их, 2) в отношении между ними, 3) в сосуществовании (или необходимой связи) и 4) в действительности их существования.

По Локку, познание о существовании чего-либо возможно только в отношении двух идей - идеи «Я» и идеи «Бога». Существование идеи «Я» получается интуитивным путем, а существование идеи «Бога» - демонстративным.

«Доказательство бытия Бога исходит из интуитивного познания существования «Я» и состоит в следующем умозаключении: все, что имеет начало, вызвано другим существом, и потому должно быть безначальное творящее существо и, при том, оно должно быть существом с высшею интеллигенциею, так как я - сотворенное мыслящее существо». На таком же демонстративном познании основывается наша уверенность в бытии внешнего мира: «Бог дал мне достаточно уверенности в существовании вещей вне меня: посредством различного обращения с ними я могу вызывать у себя и удовольствие, и страдание, что единственно важно для меня в моем настоящем положении».

Итак, существование внешних предметов, бытие Божие и наше собственное бытие не подлежат, по Локку, никакому сомнению. Хотя ни душа, ни Бог, ни мир сам в себе, не даны нам в чувственном восприятии. Наши познания об этих предметах, несмотря на свое несовершенство, «вполне достаточны для здешней жизни».

«Редко бывало, чтобы философ одним произведением составил себе такую славу и такое имя, и достиг такого влияния в истории мысли, как Локк своим «Опытом». Все новейшие историки философии считают Локка первоклассным мыслителем, наряду с Декартом, Бэконом, Спинозой, Лейбницем, и признают его истинным предшественником Канта, основателем новейшей критической теории познания, а также психологии».



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»






Какие источники идей описывает Дж. Локк, в чем их своебразие и какую роль грает ассоциация. И какие виды и степени познания описывает Дж. Локк в своем произведении. Как взгляды Локка повлияли на дальнейшее развитие сенсуализма и ассоцианизма?



Введение

Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования. XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и тождества нового мировоззрения. Начиная с XVII века, бурно развивается естествознание. Большой вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц. Развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией. Крупными философами в Европе XVII века являются Ф.Бэкон, С.Гоббс, Дж. Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Возникает не только подлинное научное естествознание, но и опирающееся на науку и ее философское осмысление качественно новая картина мира. Борьба против схоластики выдвинула на первый план вопрос о методе познания, который был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам посвящено главное произведение Джона Локка – "Опыт о человеческом знании", над которым он работал почти 20 лет и опубликовал в 1790г. Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм породило основные направления европейской философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Локк является продолжателем "линии Фрэнсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII — начала XVIII века, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма". Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие "вышли из Локка". В лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.




Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»:

Источники знания, их своеобразие. Роль ассоциации. Виды и степени познания. Влияние взглядов на развитие сенсуализма и ассоцианизма.

В своем главном научном труде "Опыт о человеческом разуме" Джон Локк определил свою задачу так: выяснить, откуда происходит человеческое знание, насколько оно достоверно и где его границы. Это характерно для философии Нового времени и, в особенности, для британской философской традиции – философия не про то, что есть в мире и как оно есть, но про то, как "снаряжен" человек, чтобы знать, что есть и как есть. Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это выразить отношение к имевшей широкое распространение теории "врожденных идей", ведущей свое происхождение от античного и средневекового платонизма, в XVII в. обновленной Декартом и так называемыми кембриджскими платониками. Выступая против Декарта, который обосновал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения и категорически отвергал возможность существования такого рода идей. Если бы идеи были врожденными, писал он, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, причем разные дети усваивают материал с разной скоростью. Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Джона Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей. Локк показывает, что "всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности".

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. "Там, где нет идей, нет и знаний". Но поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно встал вопрос: каков же источник этих идей? Джон Локк ясно формулирует исходный принцип эмпиризма: "На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами, доставляет нашему разуму весь материал мышления". Локк уверен, что знание о мире может быть достигнуто только с помощью чувственного опыта и последующего размышления по поводу этого опыта. Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний и внутренний и в соответствии с этим указывает два эмпирических источника наших идей: ощущение и рефлексия. "Если спросят меня, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: когда он впервые получает ощущение". Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. "Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях", - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей материального мира на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают простые идеи, имеющие реальное (объективное) содержание, разум же при этом пассивен. Таковы, например, идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Доказывая, что нет врожденных идей, Локк утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa ), и именно благодаря опыту общения с внешними вещами, на нем появляются первые записи в виде ощущений и чувств, образов вещей и их качеств.

О внешнем опыте как источнике идей, Локк пишет так: "Наши чувства, будучи обращены к отдельным чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом, мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького и сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Чувства доставляют уму от внешних предметов то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я называю ощущением". Так устанавливается, согласно Локку, неразрывная связь между ощущениями, восприятиями и большинством наших идей, которые достаются человеку без больших усилий с его стороны, так как разум при этом пассивен.


Откуда же человек получает весь материал рассуждения и знания? Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: "Наше наблюдение, направленное на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления". Деятельность нашего ума, к которой Локк причислил мышление, сомнение, веру, рассуждение, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Внутренний опыт или рефлексия – наблюдение за деятельностью нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Джон Локк замечает, что рефлексия предполагает особо направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиваться у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Внутренний опыт – опыт самосознания, наблюдения человека за операциями собственного сознания. Сознание – есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме.

Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д. Локк подчеркивает мысль о том, что "этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя", что он "не имеет никакого дела с внешними предметами и, хотя этот источник не есть чувство, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством". При получении идей рефлексии, наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря этой способности ум имеет больше возможности разнообразить объекты своего мышления больше того, чем ему доставили ощущение или рефлексия. Но, все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д. Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений.

Под опытом Локк понимал совокупность всего того, с чем человек имеет дело на протяжении всей своей жизни". "В опыте заключается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит". По мнению Локка, содержание опыта – это, прежде всего, ощущения, поступающие от органов чувств и доказывающие "существование внешних вещей". Таким образом, Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Однако впоследствии Локк внес некоторые корректировки в свою теорию познания. Примечательно, что в работе "О воспитании разума" Джон Локк внес в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми "чистая доска" оказывается не такой уж "чистой". Он подчеркивал развитие задатков, которые "природа закладывает в нас". О том, что человеческая душа изначально не "чистая доска", на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: "… природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть". Немалую роль играют и различия в природном "темпераменте".

В этом смысле оправдано возражение Локку со стороны Лейбница: "Эта чистая доска, о которой столько говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в природе и имеющую своим источником несовершенные понятия философов". Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – "незаполненный чистый лист", неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств.

Как мы можем видеть, Локк все же признал роль врожденных задатков в воспитании.

Идея как объект сознания. Теория первичных и вторичных качеств


Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Понятию "идея" Локк придает особое значение, существенно отличное от толкования идей в предшествующей, последующей и современной ему философии. "Все, что ум воспринимает в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю "идеею", силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения, я называю их идеями".

"Так как каждый человек осознает, - пишет Локк, - что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления – это идеи, находящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи. Прежде всего, стало быть, надо исследовать, как человек приходит к идеям".

"Идеи, как их понимает Локк, находятся не где-то в потустороннем мире, как полагал Платон, и не в некоем абсолютном духе, как станет в последствии думать Гегель. Их место – только в человеческом уме. Их источник – ощущения и рефлексия, выделяющие идеи как своего рода элементы разума.

Вслед за Р. Бойлем, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Группируя идеи соответственно "качествам", Локк отправляется от идущего еще от Аристотеля и весьма популярного в науке и философии XVII в. разделения качеств на первичные и вторичные. Следуя прочной традиции, примыкая к Галилею, Декарту, Гоббсу, Бойлю и другим современным ему учениям, Локк именует первичными качествами форму (фигуру), плотность, протяженность, движение или покой, объем, число. Одни словом, все то, что тогдашняя математизированная физика считала определяющими свойствами или качествами тела, зачислялось мыслителями XVII в. в разряд первичных качеств.

Но Декарту было важно подчеркнуть, что эти "качества", которые наука относит к самим телам, в то же время имеют "интеллектуальную природу" и в реальных телах непосредственно, телесно не наличествуют. Локк же, в противовес картезианству, настаивал на том, что первичные качества, как их представляют наука и философия, неотделимы от тел. Это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства, они изучаются точными науками. Таким образом, Локк называет первичными качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях.

Идеи первичных качеств – это копии самих этих качеств. Только идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные качества свойства этих тел. Для материалиста и сенсуалиста Локка очень важно, что такие идеи "сообразны действительности вещей, они реальны", потому что соотнесены с качествами самих вещей, "действующих на ум естественным путем" и "адекватны", потому что разум ничего не привносит в верное отображение чувственными идеями самих вещей.

Что же касается вторичных качеств, а ими считались звук, цвет, запах, вкус, тепло, боль, Локк присоединялся к сложившейся интерпретации: они относятся скорее к познающему субъекту и определяются его ощущениями, хотя, в конечном счете, вторичные качества связаны с качествами первичными, т.е. телесными. Если обратиться к локковскому примеру со снежным комом, то к первичным качествам, неотделимым от самого тела, можно отнести круглую форму, размеры, тогда как белизну, холод следует причислить к качествам вторичным.

Вторичными Локк назвал качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам но на самом деле, не находятся в самих вещах. Вторичные качества – цвета, вкусы, запахи – это "субъективные номинальные сущности", вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц. Вторичные качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий. Например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека.

Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них есть и нечто общее: и те и другие производят свои идеи через "толчок". Так фиалка через "толчки" недоступных восприятию частиц материи, различающихся объемом и фигурой, степенями и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка.

Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляет собой развитие идей, намеченных древнегреческим атомистом Демокритом, а в Новое время – возрожденных Декартом и Галилеем. Учение это опирается на абсолютизирующее противопоставление субъективного объективному.

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. По содержанию простые идеи, в свою очередь, разделяются на идеи первичных и вторичных качеств. К идеям первичных качеств Локк относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, в каком бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи. Такие качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи. К простым идеям вторичных качеств Локк относит идеи, отражающие вторичные качества, которые по его мнению не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Простые идеи – это идеи, доставляемые при посредстве:

1) одного органа чувств (так, свет и цвет доставляются только зрением);

2) нескольких чувств (идеи пространства, протяженности, формы, покоя и движения);

3) рефлексии (идеи восприятия, мышления, хотения);

4) всех видов ощущения и рефлексии (например, удовольствия или страдания).

Свое исследование простых идей и их возникновения Локк оценивал как "верную историю первых начал человеческого знания" Если в восприятии простых идей ум, согласно Локку, несвободен и пассивен, то сложные идеи создаются благодаря активности ума, его самостоятельности и свободе. Впрочем, и здесь свобода ограничена, ибо сложные идеи ум составляет из идей простых. Примеры сложных идей – красота, благодарность, человек, войско, Вселенная.

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1) соединение нескольких простых идей в одну сложную;

2) сведение вместе двух идей, все равно – простых или сложных и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;

3) обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности, или абстрагирование общих идей от других (так образуются все общие и всеобщие идеи).

Таким образом, сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.

Элементами опыта, "нитями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации. Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия).

Локк признает, что слово "модус" он употребляет в необычном смысле. К идеям модусов или "эмпирических субстанций" он относит зависимые идеи (таковы идеи "треугольника", "благодарности", "красоты" и т.д.) – идеи, зависимые от субстанций (первичных оснований). Идеи отношения состоят в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой. К идеям отношений философ относит идеи "отец – сын", "муж – жена", причины и следствия, тождества и различия. Примером идеи субстанции может быть идея свинца: мы получаем ее, соединяя идею беловатого цвета с идеями определенного веса, ковкости и плавкости. Два вида таких идей: простые субстанции, существующие отдельно (например, идея человека или овцы), и идеи некоторых субстанций, соединенных вместе – собирательные (например, армия людей или стадо овец). Под субстанцией Локк понимал субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств.

При образовании сложных идей, душа, согласно Локку, активна.

Локк также поставил вопрос об истинности идей, то есть об идеях ясных, отчетливых и смутных, о реальных и фантастических. Для Локка это значило установить отношение идей к действительности.

О "заведомой" адекватности простых идей мы уже говорили. Сложные идеи, в отличие от простых, не имеют, согласно Локку, непосредственного отношения к действительным вещам и их существованию. Локк, например, готов согласиться с картезианцами в том, что треугольник, эта характерная математическая идея, существует лишь "идеально" в уме математиков.

Учение об образовании идей у Локка соотносится с учением о языке. Язык состоит из слов. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова – это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Слова обозначают не непосредственно вещи, а идеи вещей. "Если бы мы были в состоянии добраться до первоисточников уже образованных людьми слов, мы смогли бы свести их к чувственным идеям, а через них – к чувственным телам". Кроме того, мышление без языка невозможно. По существу, не поняв, что такое язык, не поймешь и того, что такое мышление.

Онтологические, логические и гносеологические аспекты в Локковом толковании языка тесно связаны с аспектами коммуникативными, то есть с проблемами человеческого общения. "Слова – чувственные знаки, необходимые для общения. Логико-гносеологические аспекты занимают в Локковой теории языка самое заметное место: разбирается вопрос о назначении слов, о собственных именах, общих терминах (знаках общих идей), о способах образования общих и всеобщих идей.

Особый интерес представляет разработанная Локком концепция абстрагирования или теория образования наиболее общих понятий.

Проблема абстрагирования в истории философии рассматривалась, прежде всего, как проблема соотношения единичного и общего в познании, тесно связанная с определением роли языка. В средневековой философии эта проблема решалась с двух диаметрально противоположных позиций – номинализма и реализма. Номиналисты утверждали, что общее есть просто имя – номен (название). В реальности существуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая идея существует реально, а единичное лишь отражение реального существования идеи этих вещей. Д. Локк стремится найти новый способ решения этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи образуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей конкретных людей исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что у них есть общего и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи – это продукт абстрагирующей деятельности разума, "общее и всеобщее не относятся к действительному существованию вещей, а созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков – слов или идей". Слова же, выражающие общее, - лишь знаки общих идей. Но в конечном итоге, согласно Локку, общие идеи, будучи продуктом разума, "имеют своим основанием сходство вещей". Правда, движение от сложных, отвлеченных идей и их имен к самим вещам – процесс весьма трудный. Он порождает многочисленные ошибки и заблуждения, чреватые серьезными последствиями для практики, науки и философии. Очень часто это связано с неверным употреблением слов. Поэтому Локк уделяет огромное внимание связи идей со словами, терминами и именами, создавая философию языка, одну из наиболее развитых в его время.

Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиления материалистических тенденций. Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном. Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Виды познания и степень их достоверности

Локк различал три вида познания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное) познание и интуитивное.

Самый достоверный род познания, по Локку, - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т.п.

На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно, через систему посылок и выводов, путем рассуждений и умозаключений.

Третий род познания – чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания – бытие Бога, посредством сенситивного познания – существование других вещей.



Заключение

Потребности развивающихся естествознания и философии Нового времени заключались в нахождении строгой, научной формы познания. Философия XVII в. отличается критицизмом, поиском научного метода, исследованием природы достоверности и ее отношения к истине, к предметному. Вопрос обоснования научности знания - вопрос об отношении субъекта и объекта, мышления и бытия - является центральным как для философии опыта, эмпиризма, так и для философии "естественного света разума" - рационализма, или рассудочной метафизики. Если первое направление пыталось постичь единство субъекта и объекта из опыта, то второе - из чистого разума, из его идеи о субстанции, из сферы абстрактно-всеобщего.

Для развития эмпиризма Джоном Локком характерно усугубление противоречия между субъективным и объективным - между фактами опыта и идеями разума, явлением и сущностью, особенным и всеобщим, чувственно конкретным и абстракциями рассудка. Являясь по существу теоретическим осознанием естествознания, это направление развивало преимущественно предметную определенность познания, его содержание. Мышление основывалось на непосредственной, первоначальной, а потому и самой неистинной ступени познания - чувственном сознании, которое и выступило критерием истинности, объективности. Поэтому подлинно объективным считалось чувственно единичное, данное в опыте, а всеобщие определения мышления (субстанция, пространство, время и т.д.) рассматривались как лишь субъективные определения, имена. Объективная рефлексия самого предмета познания, раскрытие всеобщего в самом особенном и единичном, как его собственная закономерность, воспринимается опытным мышлением как исключительно субъективная рефлексия. Следовательно, всеобщее, закон, сущность воспринимаются как существующие только в форме субъективности.

Так, "простые идеи", непосредственные данные чувств, для Локка объективны, а "сложные идеи" и "идеи модусов", возникающие в результате абстрагирования, субъективны, недействительны, суть лишь подпорки многообразных чувственно воспринимаемых свойств, "простых идей". Общее и универсальное не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков - слов и идей.

Концепция мышления как tabula rasa, концепция пассивности субъекта познания, с необходимостью ведет к дуализму первичных и вторичных качеств, сущности и явления, опыта и разума, бытия и мышления. Наличное

бытие сущности есть мышление в форме его всеобщности и необходимости.

3. философский энциклопедический словарь, - М: Инфра - М, 2002.

4. Зайченко Г.А. "Локк. Очерк творчества". – М., 1973.

5. Нарский И.С. "Философия Дж. Локка " . – М., 1960.

Локк Джон в «Опыте о человеческом разумении» утверждает, что почти вся наука, за исключением математики и морали, и большая часть нашего повседневного опыта подчиняются мнению или суждению. Мы основываем наши суждения на сходстве предложений с нашим собственным опытом и с переживаниями, которые нам приходилось слышать от других.

"Опыт о человеческом разумении" — фундаментальная работа Локка

Локк рассматривает связь между разумом и верой. Он определяет разум как способность, которую мы используем для получения суждения и знания. Вера — это, как пишет Джон Локк в книге «Опыт о человеческом разумении», признание откровения и имеет свои истины, которые разум не может обнаружить.

Разум, однако, всегда должен использоваться для определения того, какие откровения действительно являются откровениями от Бога и которые являются построениями человека. Наконец, Локк делит все человеческое понимание на три науки:

  • естественную философию, или изучение вещей для получения знания;
  • этику, или изучение того, как лучше действовать;
  • логику, или изучение слов и знаков.

Итак, проанализируем некоторые основные идеи, представленные в книге Джона Локка «Опыт о человеческом разумении».

Анализ

В своей работе Локк фактически переключил фокус философии семнадцатого века на метафизику, на основные проблемы эпистемологии и то, как люди могут приобретать знания и понимание. Он строго ограничивает многие аспекты человеческого понимания и функций ума. Его самым ярким новшеством в этом отношении является его отказ от теории о рождении людей, обладающих врожденными знаниями, которые такие философы, как Платон и Декарт, пытались доказать.

Идея tabula rasa

Локк заменяет теорию врожденного знания своей собственной концепцией подписи, tabula rasa или «чистая доска». Своей идей Джон Локк пытается продемонстрировать, что каждый из нас рождается без каких-либо знаний: все мы — «чистые доски» при рождении.

Локк строит сильный аргумент против существования врожденного знания, но модель знаний, которую он предлагает на своем месте, не лишена недостатков. Подчеркивая необходимость опыта как предпосылки для знания, Локк понижает роль ума и пренебрегает адекватным рассмотрением того, как знание существует и сохраняется в сознании. Другими словами, как мы запоминаем информацию и что происходит с нашими знаниями, когда мы не думаем об этом, и оно находится временно вне нашего сознания. Хотя в «Опыте о человеческом разумении» Джон Локк подробно обсуждает, какие объекты опыта могут быть известны, он оставляет читателю мало представления о том, как ум работает, чтобы перевести опыт в знание и объединить определенный опыт с другими знаниями, чтобы классифицировать и интерпретировать будущую информацию.

Локк представляет «простые» идеи как базовую единицу человеческого понимания. Он утверждает, что мы можем разбить весь наш опыт на эти простые, фундаментальные части, которые нельзя «измельчить» дальше. Например, в книге Джон Локк представил свою идею через простой деревянный стул. Он может быть разбит на более простые единицы, которые воспринимаются нашими умами через один смысл, через множественные чувства, через отражение или через сочетание ощущения и отражения. Таким образом, «стул» воспринимается и понимается нами несколькими способами: как коричневый, так и жесткий, как в соответствии с его функцией (чтобы сидеть на нем), и как определенная форма, которая уникальна для объекта «стул». Эти простые идеи позволяют нам понять, что такое «стул», и признать его, когда мы с ним контактируем. В целом, в философии познание — это единичное или продолжительно умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мышления, опыта и чувств. Как видно, Локк воспринимал этот процесс несколько иначе.

Источники

В этом плане философия Локка с его теорией первичных и вторичных качеств основана на корпускулярной гипотезе Роберта Бойля, друга Локка и его современника. Согласно корпускулярной гипотезе, которую Локк считал лучшей научной картиной мира в свое время, вся материя состоит из мелких частиц или корпускул, которые слишком малы, они индивидуальные и бесцветные, безвкусные, беззвучные и без запаха. Расположение этих невидимых частиц материи дает объект восприятия как его первичных, так и вторичных качеств. Основные качества объекта включают его размер, форму и движение.

Для Локка в философии познание — это психический процесс, связанный с оценкой, познанием, обучением, восприятием, распознаванием, запоминанием, мышлением и пониманием, которые приводят к осознанию окружающего нас мира. Они являются первичными в том смысле, что эти качества существуют независимо от того, кто их воспринимает. Вторичные качества включают цвет, запах и вкус, и они вторичны в том смысле, что они могут восприниматься наблюдателями объекта, но они не присущи объекту. Например, форма розы и способ ее роста являются первичными, потому что они существуют независимо от того, наблюдаются ли они. Тем не менее покраснение розы существует только для наблюдателя при правильных условиях освещения, и если зрение наблюдателя функционирует нормально. Джон Локк в «Опыте о человеческом разумении» предполагает, что, поскольку мы можем объяснить все, используя существование только корпускул и основных качеств, у нас нет оснований думать, что вторичные качества имеют реальную основу в мире.

Согласно Локку, каждая идея является объектом какого-то действия восприятия и мышления. Идея — в соответствии с философией Локка — это непосредственный объект наших мыслей, то, что мы воспринимаем и к чему мы активно обращаем внимание. Мы также воспринимаем некоторые вещи, даже не думая о них, и эти вещи не продолжают существовать в нашем сознании, потому что у нас нет причин думать о них или помнить их. Последние являются объектами с минимальными значениями. Когда мы воспринимаем вторичные качества объекта, мы фактически воспринимаем то, что не существует вне нашего разума. В каждом из этих случаев Локк утверждал, что у акта восприятия всегда есть внутренний объект — вещь, которая воспринимается, существует в нашем сознании. Более того, объект восприятия иногда существует только в наших умах.

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
’ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’
(‘An essay concerning human understanding’, 1690) - главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование ‘происхождения, достоверности и объема человеческого познания’. Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продолжая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию предшествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688. При жизни автора вышло еще три издания ‘О.оЧ.Р.’ с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском языках. В посмертном архиве Локка сохранилось три черновых наброска ‘О.оЧ.Р’, которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кроме черновых набросков в архиве философа было обнаружено также неоконченное произведение на тему о том, как ‘управлять разумом’ при поисках истины, которое он хотел добавить к ‘О.оЧ.Р.’. Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга ‘О.оЧ.Р’, опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, - это ‘чистая доска’ и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой ‘объект человеческого мышления’: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга ‘О.оЧ.Р’. Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: ‘простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас’. Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, ‘реально существуют’ в самих телах, присущи им всем и всегда - это протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции - материи, которую он понимал как ‘плотную субстанцию’. В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия - сомнительным. Идея субстанции - продукт воображения: люди представляют себе ‘под’ вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют - единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом: единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти ‘интуитивным’. Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное - т.е. знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания - интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) - простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей). Второй способ - это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге ‘О.оЧ.Р.’. Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи. Локк таким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи - это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из которого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: удовольствие, печаль, могущество, существование. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей. Согласно Локку, существуют три формы сложных идей: идеи субстанции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей. Вопрос о реальности общего Локк решал следующим образом: ‘деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями’. Локк выдвигает понятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании. В четвертой книге ‘О.оЧ.Р.’ Локк рассматривает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк понимает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: ‘Наше познание реально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью вещей’. Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положение за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разума, - того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечности, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущность доступна нам лишь через проявления мысли в актах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей недосягаема для сознания, которое способно постигнуть только их номинальную сущность. В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. И познание он рассматривает лишь с точки зрения истории, этнографии, лингвистики и психологии. Но Локк не исследует этот вопрос с точки зрения физики. Философ также не касается проблем природы и сущности души, действительных причин ощущений и тех идей, которые душа находит в самой себе.

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Смотреть что такое "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" в других словарях:

    An Essay Concerning Human Understanding Обложка первого издания книги Жанр … Википедия

    - “ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ” (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) основное философское сочинение Дж. Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении… … Философская энциклопедия

    - (An Essay Concerning Human Understanding. L., 1690) – основное философское сочинение Дж.Локка, в котором изложена разработанная им эмпирическая теория познания. Его замысел возник у Локка в 1671 при обсуждении со своими друзьями принципов… … Философская энциклопедия

    Опыт о человеческом разумении - «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» («An Essay concerning Human Understanding») основное философское сочинение Джона Локка, излагающее систему его эмпирической эпистемологии. Одной из главных задач Локка было доказать неосновательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (An essay concerning human understanding , 1690) главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Работу над книгой… …

    - ’НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’ работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка ‘Опыт о человеческом разумении’ (1690) см. ‘Опыт о человеческом разумении’ (ЛОКК). Лейбниц в 1695… … История Философии: Энциклопедия

    Работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка Опыт о человеческом разумении (1690) см. Опыт о человеческом разумении (Локк). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинением и написал к… … История Философии: Энциклопедия

    - “НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ ” (Nouveaux essais sur l entendement humain) сочинение Лейбница (1703 04), его отклик на “Опыт о человеческом разумении” Локка, вышедший по французски в 1700с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал… … Философская энциклопедия

    - (Nouveaux essais sur l’entendement humain) – сочинение Лейбница (1703–04), его отклик на «Опыт о человеческом разумении» Локка, вышедший по французски в 1700 с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал свои «Опыты» ввиду смерти Локка. Повторяя… … Философская энциклопедия