Сады в эпоху средневековья. Сады средневековья Главная особенность садов и парков средневековья

История моей любви к садам и паркам началась еще в детстве. Моя сестра очень любила собирать полевые цветы, а мне нравилось вместе с бабушкой копаться в земле, создавать симпатичные клумбочки, украшать дорожки, высаживать кусты и деревья. А через пару лет сидеть на скамеечке в этом саду и любоваться на творение своих рук.

Лет в пятнадцать я поехала с мамой на экскурсию в Хэмптон Корт. Хэмптон Корт - бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.

Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Волси, который передал его в дар Генриху VIII. Если Волси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи Ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире).

В течение последующих полутора столетий Хэмптон Корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его любопытная особенность - лабиринт площадью в 60 акров.

В тот день, когда я увидела знаменитый лабиринт, я поняла, что это любовь на всю жизнь. Четкие линии посадок уходили вдаль и сливались в одно зеленое полотно, отчего становилось страшно и любопытно одновременно. Хотелось пройти по каждому коридору, заглянуть за каждый угол, исследовать все тупики...но, увы, не позволяло время. Тогда я загорелась идеей создания собственного лабиринта.

Но прежде, чем у меня хоть что-то получилось, я успела посетить еще несколько знаменитых садов с лабиринтами: Сент-Галленский монастырский сад в Швейцарии и голландский Хет Лоо.

Во все времена сады при монастырях отличались простотой и уединенностью. Именно эти качества необходимо учитывать при создании сада в монастырском стиле, которому совершенно не свойственны роскошь, торжественность, театральность. Небольшое количество симметрично расставленных в разных уголках арок и пергол подчеркнет общую композицию зимнего сада, утилитарный характер которому придаст небольшой участок с высаженными в кадках плодовыми деревьями, контейнерами с цветами, лекарственными травами.

Планировка была простая, геометрическая, иногда с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся именно в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении.

В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Сент-Галленский монастырский сад навсегда запал мне в душу ощущением спокойствия и необъятной тишины, от часовой прогулки по нему голова прояснилась и мысли потекли ровно и медленно, без суеты.

А вот обширность и геометрическая четкость линий, с причудливыми переходами одной части сада в другую в Хет Лоо заставляли сердце биться быстрее и хотелось успеть хоть мельком увидеть все.

Парк королевского дворца Хет Лоо - один из самых известных и красивейших в Нидерландах. Сам дворец был построен боле 300 лет назад вблизи от городка Апелдорн, в самом центре Нидерландов. В 1984 года бывшая королевская резиденция была отреставрирована и открыта для широкой публики. Дворец дает представление о том, как там в течение трех веков жила королевская семья, в которой есть и русский след (дочь Павла I - Анна жена Виллема II). А сад представляет собой 17 век садово-парковой архитектуры. С его фонтанами, и партерами, без петергофской помпезности, но так его напоминающие обрамлением вечно-зеленым самшитом и туей. Очень элегантный, соразмерный с человеком сад, что выгодно отличает его от других европейских садов.

Мой садик явно уступает размерами паркам средневековья, но все же не перестает тренировать воображение.

Получилось не все и далеко не сразу, конечно же, но путь к цели всегда не легок. Приходится не раз повторять сделанное, бросать все и начинать сначала... похоже на лабиринт, не правда ли?

Как украшение сада лабиринт появился в конце ХIV века. Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Европе стали обязательным элементом парка загородной усадьбы.

Русские усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и другие имели графически четкую схему аллей, стенки которых составляли стриженые кусты. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении, а затем мода, как дама непостоянная, на лабиринты опять прошла.

Но сегодня лабиринты снова набирают популярность. Настоящий лабиринтовый бум начался в 80-х годах прошлого столетия. Зеркала и деревянные перегородки, кирпич, пластиковые панели, стены падающей воды сделали лабиринт предметом стильного авторского дизайна.

Интересно, что люди прибегают к символу лабиринта в период стрессов. Так, лабиринт в г. Кноксвилле (США) стал местом спонтанного сбора людей после террористической атаки 11 сентября 2001 года: услышав страшную новость, люди бродили по спиральным тропам, пытались заглушить свои страхи и справиться с эмоциями. Подобные скопления людей вокруг лабиринтов наблюдались тогда по всей стране.

Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Лишь один из наиболее авторитетных садовых дизайнеров, работающих в этом направлении, Адриан Фишер, построил по всему свету несколько сотен лабиринтов.

Например, на Олимпиаде в Китае 2008 года Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса. Фишер и его коллеги обогатили парковый лабиринт новыми планировочными решениями, нетрадиционными материалами, другими оригинальными деталями.

Так, путем проб и ошибок был создан мой собственный сад-лабиринт. Если знать с чего начать и где взять, то это вполне реально и не так сложно.

Сначала стоит выбрать размеры и форму будущего лабиринта, в зависимости от возможностей вашего сада: от 2-3 до 20 метров в диаметре. В частных усадьбах и на садовых участках всегда есть желание сделать что-то нетрадиционное, интересное, полезное для развития детей и развлечения взрослых. Для этого хорошо использовать живую зеленую изгородь, благо, что на современном рынке посадочного материала можно найти растения на любой вкус, для любой высоты бордюра или стенки нашего лабиринта.

Для маленького, детского лабиринта можно использовать рядовые посадки однолетников типа петрушки кудрявой или бархатцев, камушки, горшочки с цветами. Для более серьезного и большего - живую изгородь из кустарников.

Важно, что изгородь, составляющая стенки лабиринта, должна быть формируемой, то есть растения должны переносить стрижку и обрезку, чтобы сохранить определенную форму. Стрижка позволяет варьировать необходимый размер изгороди. Для такой изгороди подойдут: низкорослая спирея, магония падуболистная, зверобой чашечковый, самшит, смородина альпийская, лапчатка кустарниковая.

Если Вы хотите создать большой лабиринт для взрослых, можно выбрать деревья до 3 метров высотой: вишня степная, можжевельник казацкий, шиповник, сирень обыкновенная, кизильник, клен татарский, ель обыкновенная, жимолость лесная и татарская, туя западная, барбарис Тунберга, смородина альпийская, дерен белый, граб обыкновенный, чубушник венечный (жасмин), магония, самшит, спирея Ван Гутта, боярышник, тис, миндаль низкий (степной), форзиция средняя, ирга.

Для аллей регулярного сада с графически четкой формой подойдут деревья свыше 3 метров высотой: бук, черемуха, клен, липа сердцевидная и мелколистная, туя восточная, некоторые виды вишни, тис, граб обыкновенный, туя западная, тамарикс, ель.

Можно так подобрать кустарники, что период цветения одних будет сменять другие. И ваш лабиринт будет выглядеть постоянно нарядной и опрятной клумбой на лужайке. Можно совместить несколько способов создания лабиринта - с помощью растений - и хвойных, и лиственных; кустарников и лиан ; арок, пергол, шпалер; добавить зеркала .

Форма лабиринта может быть не только традиционно круглой, но и квадратной, и треугольной, и в виде чайника, и в виде заглавной буквы фамилии владельцев сада. Можно сделать совсем простой лабиринт - вход, два поворота и выход, а можно простой, но с одним входом. Можно сделать сквозной, без четко обозначенного центра, или с центром в виде фонтана, беседки, патио, бельведера, прудика, купальни.

Интернет, Ваше воображение, семейный мозговой штурм - и нескончаемые зелено-цветущие коридоры будут не только радовать глаз, но и успокаивать сердце, и развлекать гостей. Я, например, в своем лабиринте устраиваю соревнования для детей - кто быстрее всех пойдет все «контрольные точки». Ну и, конечно, стоит посетить хоть один раз средневековый или современный лабиринт. Даже если, Вы не решитесь устроить хоть маленький лабиринтик у себя на даче, то по крайней мере ощутите спокойствие и величие, опасность и гармонию этих причудливых и математически сложных рисунков.

Специально для сайта Ольга Шайн

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее
науками, искусством, архитектурой завершила свое
существование, уступив место новой эпохе феодализму.
Период
времени,
насчитывающий
тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и
эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется
средними веками, или эпохой средневековья. Это было
время
формирования
европейских
государств,
постоянных междоусобных войн и восстаний, время
утверждения христианства.
В истории архитектуры средневековье делят на
три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.),
романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.).

Смена архитектурных стилей существенно не
отражается на паркостроении, поскольку в этот период
садово-парковое искусство, являющееся самым
уязвимым из всех видов искусства и более других
требующее для своего существования мирной
обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно
существует в виде небольших садов при монастырях и
замках, т. е. на территориях, относительно
защищенных от разрушения.
Период средневековья, который продолжался
почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не
создал своего готического стиля садовой архитектуры.

Типы садов:
1.
2.
3.
4.
Монастырский сад
Сады замков или феодальный тип садов
«Луга цветов» – для турниров и светских забав
«Сады любви»

Средневековые сады Европы значительно уменьшились в
размерах по сравнению с античными, изменилось и их
назначение. Декоративные, прогулочные сады стали большой
редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди
мощных стен феодальных замков и монастырей. Эти сады
использовались, в основном, для разведения плодовых и
лекарственных растений.

Монастырский сад
Сады сначала начали
возникать
только
в
монастырях.
Средневековые
монастыри
представляли
собой центры науки и
искусства
феодального
мира. Будучи относительно
защищенными
от
разрушения
во
время
многочисленных
средневековых воин и междоусобиц они стали центрами, в
которых сохранялось и в некоторой степени, развивалось,
парковое искусство. Здесь разрабатывались смысловые
концепции идеального сада – рая.

Монастырские садики были композиционно связаны с
архитектурой окружающих его построек и были наполнены
символизмом, отражающим познание Бога человеческой душой –
райский сад – это сад, насажденный богом, безгрешный, святой,
обильный всем, что необходимо человеку – это непременная и
характерная черта – наличие в саду всего того, что может
доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу,
осязанию – всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай
красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением,
равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают
сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Этот первоначальный рай был окружен оградой, за которую
бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная
"значимая" особенность райского сада – его огражденность.
Такой сад часто называли "hortus conclusus" – "закрытый сад".

Ограниченная площадь определяла небольшие размеры
монастырских садов. Для них была характерна прямоугольная
планировка выровненных внутренних двориков, закрытых от
окружающего «грешного мира». Планировка сада и растения в
нем, наделялись аллегорической (религиозной) символикой. Сад,
отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал
символом райского сада.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими
дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что
имело символическое значение – крест, образуемый дорожками,
должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на
пересечении дорожек, сооружался колодец или фонтан, как
символ чистоты веры и неиссякаемой благодати.
Нередко центральное место занимало «древо жизни» или
«древо познания» – райское дерево – небольшое апельсиновое
деревце или яблоня – символ утраты райского состояния –
символ единства добра и зла, ибо на нем растут плоды добра и
зла.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со
всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные
огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые
сады. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был
символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское
кладбище.

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным
местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так
и паломникам. Разведение лекарственных растений стало
важной заботой средневековых садовников. Аптекарский
огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с
домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В
нем выращивались как лекарственные, так и декоративные
растения, а также растения, которые могли служить
красителями. Цветущие и ароматные растения привносили
красоту аптекарским грядкам. Но красиво цветущих растений
не так много разводили в средние века, для них не хватало
места в мрачных замках и тесных городах. На небольших
клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен
и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных
растений…

В садах трав росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята,
шалфей, рута и другие полезные виды растений, которые к тому
же еще и были красивы. Эстетическое начало присутствовало во
всем, что находилось в саду, а тут можно было встретить и грядки
с овощными культурами, душистыми травами, цветами,
кустарниками-ягодниками, плодовыми деревьями - все это было
необходимо монахам, которые имели собственное хозяйство и
сами обеспечивали себя всем необходимым.
Примечателен факт, что целебность растений в раннем
Средневековье определялась очень просто: считалось, что
растение само своей формой показывает, какие органы или части
тела оно исцеляет.

Например, думали, что полынь, похожая на завиток, средство против головных болей; волосовидные укроп и спаржа
помогают укреплять волосы; розы и маргаритки, несколько
напоминающие глаз, излечивают глазные болезни; щавель,
похожий на язык, его и лечит, а ландыш с цветками,
напоминающими каплю, - прекрасное средство от паралича…

Так как в средневековье садов было мало, выращенные
растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством
того, насколько большое внимание уделялось садам и цветам,
служит рескрипт 812 г., в котором Карл Великий распорядился
о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт
содержал список около шестидесяти названий цветов и
декоративных растений. Этот список переписывался и
распространялся затем по монастырям всей Европы.
Так же были установлены определенные законы против тех,
кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того
времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило
прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого
сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и
осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их
уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность.
Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными
беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от
другого.

Среди монастырских садов особенно славился СентГалленский сад в Швейцарии.
Монастырь Святого Галла, расположенный в швейцарском
городе Сент-Галлен, был в средние века одной из крупнейших
бенедиктинских обителей Европы, основанный в 613 году Св.
Галлом.
Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых
рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и
слывет одной из самых полных в Европе. Одним из самых
любопытных экспонатов является «План Святого Галла»,
составленный в начале IX века и представляющий
идеализированную картину средневекового монастыря (это
единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего
Средневековья).

«План Святого Галла»

План средневекового монастыря Святого Галла
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3.
Монастырский
дворик – клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище.
5. Огород.
6.
Хозяйственные
пруды.

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая
обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор
или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагался
вдоль стены здания, при этом одна из его стен была глухой, а
вторая представляла собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром
называли и сам открытый двор, окруженный галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в
центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие
пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался
к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений
клуатра видно на плане монастыря Сент-Галлен в Швейцарии.
Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его
главный коммуникационный центр, место медитации и ученой
работы. Клуатр играл существенную роль как место
торжественных процессий на Пасху или на Рождество.

Сад-лабиринт – еще один прием, сформировавшийся в
монастырских садах и занявший прочное место в
последующем паркостроении.
Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре
мозаик и фресок, христиане превратили его в символ
препятствия к спасению. Лабиринты часто встречались в
интерьере церквей. В средние века для кающихся богомольцев
на полу храма выкладывали мозаичные спирально извилистые дорожки, по которым верующие должны были
пройти на коленях от входа в храм до алтаря по всем изгибам и
поворотам лабиринта. Такое наказание налагалось для
искупления своих грехов на тех, кто не мог совершить
паломничество к святым местам.

В дальнейшем от выполнения утомительного обряда в
церкви лабиринты перешли к прогулкам в садах, где дорожки
разделялись стенами стриженой изгороди.
Занимая маленькую площадь, такой лабиринт создавал
впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность
совершать длительные прогулки. Говорят, в таких лабиринтах
были скрыты люки тайного подземного хода. Наверное,
именно о таком лабиринте писал Джефф Савард в своей книге
«…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в
хаотичном мире, тихое место, предназначенное для раздумий и
созерцания. Извилистая тропа лабиринта приглашает
посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл,
сбавить скорость…»

Сады-лабиринты

Впоследствии
сады-лабиринты
получили
широкое
распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы.
В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), в
регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке
Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов,
вписанных в еловый массив (утрачен).

Современные сады-лабиринты

Сады замков или феодальный тип садов.
Особый характер носили сады в замках. Феодальные
сады в отличие от монастырских были меньшего размера,
располагались внутри замков и крепостей – были небольшими
и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник –
колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти
всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, – прием,
получивший впоследствии широкое распространение в
парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда,
розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые
в клумбы по специальным рисункам.

Сады замков

Замковые сады
находились
обычно
под
особым
наблюдением хозяйки
замка
и
служили
маленьким
оазисом
спокойствия
среди
шумной
толпы
обитателей
замка,
наполнявшей
его
дворы.
Здесь
же
выращивались
как
лекарственные травы,
так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое
значение. Особое внимание уделялось душистым травам.

Их душистость отвечала
представлениям
о
рае,
услаждающем
все
чувства
человека, но другой причиной их
культивирования было то, что
замки и города, вследствие
низких санитарных условий,
были полны дурных запахов. В
средневековых садах сажались
розы, вывезенные крестоносцами
с Ближнего Востока.
В первые века после падения Римской империи розы в
Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной
роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь
появились в садах.

Растения с ценными
целебными
свойствами
становятся в средневековье
основой
духов
и
косметических
средств.
Такие садики называли
садами «ученых женщин»,
которые изобрели первые
ароматические снадобья. В
странах
Европы
в
средневековье люди почти
не мылись и, чтобы отбить
запах, обмазывали себя
пахучими
смесями
из
десятков ингредиентов, так
появились первые духи.

Выращивались «сладко пахнущие» растения - розы, лилии,
примулы, фиалки, васильки, - не только для использования в
ритуалах, украшениях, но и даже в кушаньях. Фиалки добавляли
в салаты. Примула, фиалки, розовые лепестки и боярышник в
смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство.
Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок
относится примерно к 1000 году.

Именно в это время появляются такие декоративные
элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на
горшечные растения. В горшках выращивали пряноароматические растения, цветы и экзотические комнатные
растения, которые попадали в Европу после крестовых походов.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады
не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались
"луга цветов" – сады для турниров и светских забав.

Большой
известностью
пользовались
сады
императора Карла Великого
(768-814 гг.), они делились на
утилитарные и «потешные».
«Потешные»
сады
украшались
газонами,
цветами,
невысокими
деревьями,
птицами
и
зверинцем.
В позднее средневековье
появились «сады любви»:
сады, предназначенные для
любовных
уединений,
свиданий, а также просто для
отдыха
от
шумной
придворной жизни.

Такие сады имели в
центре небольшие бассейны
для
купаний.
Здесь
музицировали, вели беседы,
читали
книги,
танцевали,
играли в различные игры.
Хорошее изображение
такого
«сада
любви»
сохранилось на миниатюре
«Сад удовольствий». Молодые
люди купаются в «Фонтане
Юности», пьют вино и
наслаждаются
музыкой.
Совместное
купание
в
небольших бассейнах мужчин
и женщин довольно часто
изображается в средневековых
миниатюрах.

Совместное купание в
небольших
бассейнах
мужчин
и
женщин
довольно
часто
изображается
в
средневековых
миниатюрах: по-видимому,
в этом не было ничего
удивительного в условиях
«коммунальной»
жизни
средневековых замков и
городов, где уединение
было желанным, но не
всегда доступным.

Основные
объекты
садово-паркового
искусства
средневековья:
- монастырские сады
- внутримонастырские сады-клуатры,
- аптекарские огороды,
- плодовые (райские) сады,
- сады-лабиринты
- феодальные сады
- декоративные и утилитарные сады,
- потешные сады,
- увеселительные рощи (цветочный луг и сад любви).
Для средних веков характерно использование достижений
античного естествознания и теории садово-паркового искусства и
дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие
особенности
садового
строительства
средневековья:
геометричность планировки внутренних садиков; рядовые
посадки и стрижка деревьев; лабиринт; символика.

Лабораторно-практическая работа № 3
«План средневекового монастыря Святого Галла».
стилевые особенности:
5. Огород.
6. Хозяйственные пруды.
осевое построение;
использование
симметрии;
формирование
замкнутых
композиций
основные элементы:
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3. Клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище

1. Сады арабов в Испании.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья. Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем».

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт - прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).



Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Добавить в закладки:

Монастырские сады

В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались: декоративный фруктовый сад, утилитарный огород с небольшими грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. На основе современных познаний и опыта прежних культур, монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и обрабатывали огороды.

Райский двор

Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса.

Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Райский двор - внутреннее пространство четырехугольной формы, замкнутое амбитом с крытой аркадой. Этот тип сада имеет свои аналоги в римском перистиле. В центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы, идущей на приготовление постной христианской пищи. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, символизировала непорочность Девы Марии, красная роза - пролитую кровь Христову, белая роза -королеву небес -Марию и т.д. На клумбах росли и другие полевые и садовые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки.

Старинный закрытый сад или его часть, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium - сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum - огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium (уже не только монастырский) - сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда.

Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 г. в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад имела Прага.

Светские сады средневековья

Свои собственные садовые участки имели не только дворцовые комплексы, но и другие городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при градах.

Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых градах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные . Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов.

Изображения пейзажных парков встречаются уже на средневековых картинах.

Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой . Посреди сада обычно был каменный колодец или железный фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи.

Вечнозеленые деревья и кусты уже тогда стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы.

Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов.

Сады при градах неизменно были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.

Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.

Монастырские сады - их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград - декоративный монастырский сад.

Италия - родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.

Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.

Тема 14. Сады и парки средневековья – Мавританские и феодальные сады

Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI - XIII века). Альхамбра - чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.

Феодальные сады - сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад - земной рай” (Данте “Божественная комедия”).

Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год - Пизанский ботанический сад - первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год - первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).

Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).

Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.

Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.

Тема 15. Садово-парковое искусство возрождения в италии.

Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.

Три этапа развития итальянских садов: XIV - XV века - сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV - конец XVI веков - Римский период; XVI - XVII века - сады Барокко.

Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.

Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 - 1462, арх. Миколоццо).

XV - XVI века - век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко - академия и музей античной скульптуры.

Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте - шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.

Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.

XVI век - садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.