Многообразие способов познания мира. Многообразие путей познания Многообразие путей познания мира мифологическое обыденное знание
Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.
Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.
Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:
1. Признание реальности мира
2. Признание познаваемости мира человеком
3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.
Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).
Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.
Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.
Ненаучное познание
Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.
Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.
Можно выделить следующие черты мифологического сознания:
1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).
Главные функции мифа:
1) объяснение миропорядка;
2) регулирование сложившихся общественных отношений.
Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.
Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.
Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».
Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.
Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.
Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 444 Фрунзенского административного района
Санкт-Петербурга
Конспект урока на тему
«Многообразие путей познания мира»
Вороновой
Татьяны Федоровны,
учителя обществознания
Санкт-Петербург
2012
Пояснительная записка к уроку
Урок составлен в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание», (базовый уровень) и может быть проведен в 10 классе при изучении раздела «Человек и общество». Тема «Познание и знание».
Это интегрированный урок (Обществознание и Мировая Художественная Культура), урок закрепления и обобщения полученных знаний по теме: «Многообразие путей познания мира», их систематизации, а также формирования умений и навыков читать и интерпретировать различные тексты культуры.
Данная форма организации урока способствует тому, чтобы ученики учились одновременно применять имеющиеся знания в несколько измененной ситуации . Урок разработан с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия, метода открытых вопросов и элементов технологии критического мышления.
Проведение данного урока целесообразно после изучения таких основополагающих понятий курса обществознания как общество, человек, человек, как духовное существо, многообразие видов деятельности человека, различные способы познания мира, а также рассмотрения важных философских и дискуссионных вопросов: «Что такое человек?», «Цели и смыслы жизни человека», «Истина», «Способы и пути познавательной деятельности человека», « о своеобразии различных способов познания мира»…
Уроки, посвященные проблемам познания, гносеологии кроме важного информационного значения не менее значимы с мировоззренческой точки зрения, поскольку и сегодня многие аспекты гносеологии по-прежнему не имеют однозначного ответа и носят дискуссионный характер. Кроме этого, особенно в последние годы, нередко происходит так называемое «социальное конструирование реальности» , в котором огромную роль играют многочисленные СМИ, растет влияние различных мифологических практик, околонаучных теорий, появляется много других способов манипулирования сознанием и поэтому достаточно остро стоит проблема осознанного восприятия и критической переработки массивов разнообразной информации.
Объективные трудности путей познания для ребят старших классов дополнительно усложняются субъективными. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового возраста, социальной незрелости, большинству из них свойственен критический взгляд на мир, категоричность, иногда и безапелляционность суждений. Нередко молодые люди, желая до конца разобраться и познать то, что для них личностно значимо сегодня, наталкиваются на противоречивость, сложность, необъяснимость истины, которую они хотят узнать. Как удержаться от крайностей, дает ли современная наука абсолютные истины, почему до сих пор спорят «физики» и «лирики», что объединяет познание разных сторон окружающего мира и своего собственного «Я»? Эти вопросы, несомненно, вызывают неподдельный интерес у современных старшеклассников. Поэтому, представляется целесообразным акцентировать внимание учащихся на том, что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Сложно и, порой противоречиво сосуществуют, взаимодействуют и и оказывают влияние друг на друга научное и инонаучное знание.
Сложен, противоречив и неоднозначен путь познания. Сложность состоит том, что познание представляет собой разноплановый, многостадийный процесс, обусловленный многочисленными, не всегда объяснимыми причинами и условиями, которые постоянно происходят в пространстве и во времени. « Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность – идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой».
Итогом познания является получение объективных знаний, необходимых каждому человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, планировать и реализовывать свою деятельность, понимать происходящие события, прогнозировать будущее. Знания служат средством преобразования действительности, они возникают в процессе познания, состоящем из множества различных форм, этапов, уровней. В теории познания ученые выделяют, чувственное и рациональное познание, учитывают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Кроме этого научные сведения находятся в тесной взаимосвязи с житейскими представлениями, практическим опытом, народной мудростью, элементами мифологии, а также данными паранауки. Отдельной разновидностью познания является познание средствами искусства. Вся эта многоцветная палитра мира знаний существует и действует во взаимосвязи и взаимовлиянии. Учащимся предлагается, заранее, предварительно разделившись на группы, исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из аутентичного текста культуры – фрески работы , (созданной в 1495 – 1498 г.г. в в ), изображающей сцену со своими .
Ребятам рекомендуется использовать знания, полученные при изучении этого произведения искусства на уроках мировой художественной культуры, а также воспользоваться литературными источниками, Интернет-ресурсами и публикациями в СМИ.
Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов
Цель урока:
Проиллюстрировать на примере одного произведения искусства многообразие путей познания мира, сложность формирования и взаимовлияния научного и инонаучного знания.
Задачи:
Образовательные
Обобщить, повторить и закрепить полученные знания по теме
Показать значимость изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности учащихся
Развивающие
Содействовать развитию умений читать и интерпретировать различные тексты культуры
Способствовать формированию навыков критичности восприятия информации из различных источников
Формировать умения применять знания, полученные при изучении разных источников в контексте задания .
Совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответов
Воспитывающие
Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе
Содействовать формированию положительного отношения к изучаемому вопросу
Помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии
Оборудование: мультимедийная установка, репродукция фрески « Тайная вечеря», схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов, схема «Формы познания».
Опережающее задание: каждая группа, после консультации учителя готовит представление своего ответа на задание, (презентация, подготовка сообщений), написание синквейна.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».
«Сперва изучай науку»
«а затем на практике следуй указаниям, данным тебе наукой»…
«Один опыт, чистый эмпиризм – недостаточен:
опыт должен опираться на размышление.
«Художники, прежде всего, изучайте науку»
Вступительное слово учителя:
Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена, как восходящее стремление к абсолютной истине, в ходе которого появляются все новые и новые истины. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования и ошибки. Передовые научные знания существуют одновременно невежеством, а часто даже с предрассудками. Поэтому, не уменьшая огромного значения научного познания, признано, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Наука, в своем развитии прошла очень сложный путь. Во все времена были и открытия и ошибки и откаты и заблуждения, нередко на пути к получению достоверного знания встречалась ложь, но во все времена рождались и творили гении, появлялись новаторские приемы, бессмертные произведения, которые не оставляют людей равнодушными до сих пор.
Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также – всей истории человечества. Широко известны его достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия.
Многообразие интересов Леонардо - художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность. Самое главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.
Вы заранее, разделившись на группы, должны были исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из известного произведения искусства эпохи Возрождения, фрески работы . Вам рекомендовалось использовать знания, полученные при изучении фрески «Тайная вечеря» на уроках мировой художественной культуры, представления о методах и способах научного познания, полученные Вами при изучении таких школьных предметов, как физика, биология, химия, математика и обществознание. Вы имели возможность получить необходимые консультации учителей Мировой художественной культуры и обществознания, воспользоваться Интернет-ресурсами и литературными источниками, публикациями в СМИ.
Группа 1. Научное знание
Задание:
Почему р оспись стала вехой в истории ? Какие научные знания – открытия несет в себе это произведение искусства? В чем принципиальная новизна организации пространства в этом творении Леонардо?
В чем состоит особенность техники написания Фрески? Какие методы научного познания использовал автор при создании своего произведения? Какие уровни научного познания подтверждает и показывает своей работой Леонардо?
Принцип «Золотого сечения» в «Тайной вечере», Леонардо? Какие методы рационального познания декларировал и использовал в своей деятельности Леонардо до Винчи?
Какие утверждения, касающиеся получения истинного знания, сформулированные Леонардо актуальны и сегодня?
В чем сложность и противоречивость научного знания Леонардо?
Составьте синквейн по теме « Научное знание».
Группа 2. Искусство.
Задание:
Почему так важна эта фреска для современного человека, и для молодого человека Вашего возраста?
Какие «вечные» вопросы, касающиеся каждого человека, молодого человека Вашего возраста ставит Леонардо да Винчи в этой работе?
Что придает неповторимый характер "Тайной вечере”?
В чем уникальность композиции фрески?
Составьте синквейн по теме « Познание мира средствами искусства».
Группа 3. Религиозное знание
Задание:
Какое событие Евангелия, согласно библейскому знанию изображено на Тайной вечере Леонардо да Винчи?
Об установлении какого главного таинства на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея?
Какие еще чины совершаются в Православной Церкви в Великий четверг?
Только ли религиозное таинство изображено на фреске Леонардо?
Составьте синквейн по теме «Религиозное знание».
Группа 4. Паранаучное знание
Задание:
Какие предсказания, по мнению современных исследователей наследия Леонардо, зашифрованы в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?
Какой математико-астрологический шифр, составленный Леонардо, разгадывают современные исследователи его творчества?
Что приписывается символике отдельных деталей изображения? Какие еще гипотезы, по мнению современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, ждут своего подтверждения?
Какие мифы сопровождают и сегодня Тайную вечерю Леонардо да Винчи?
«Код да Винчи» Дэна Брауна и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?
Кто из исследователей наследия Леонардо в России претендует на то, что именно он разгадал тайну «Джоконды» и придумал термин «Код да Винчи»
Составьте синквейн по теме «Паранаучное знание».
3 . Подведение итогов:
При подведении итогов школьникам предлагается проанализировать свои наблюдения о специфике познания мира с помощью художественного образа, сделать акцент на искусстве, как одном из важнейших способов познания мира, а также понять, как сложен, многообразен и противоречив путь познания. При представлении работы, при ответах на вопросы учителя и одноклассников необходимо обязательное использование основных понятий темы, обществоведческих терминов в контексте ответа.
Заключительное слово учителя .
Наша совместная работа показала, насколько сложно и противоречиво познание мира, какой долгий и нелегкий путь проходит человечество, на пути постижения истинного знания. И как сложно постичь и достичь абсолютную истину. Сегодняшний наш урок подтверждает что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Очевидна значимость всех методов познания, и при этом сложно переоценить значение познания методами искусства. Какой огромный вклад вносят творения великих мастеров в осознание мира, и творчество великого Леонардо да Винчи ярчайший этому пример.
Удивительно, как часто, сегодня, современные деятели культуры, науки и искусства обращаются к творческому наследию Леонардо.
В литературе, в современном романе Дэна Брауна « » анализ фрески помогает в решении загадки убийства Жака Соньера. Литературная версия продолжается в кинематографе: в художественном фильме « ». Главные герои находят свои лица на фреске в документальном фильме « ». Сюжет фрески пародируется в мультсериале « ». В киноверсии рок оперы , участники тайной вечери повторяют позы апостолов . Фреска показана в документальном сериале « ». Во вступлении фильма « », в прощальной вечеринке воссоздаётся Тайная вечеря. Все эти современные произведения созданы с 2003 по 2009год. Фреска не оставляет равнодушными ни деятелей культуры и искусства, ни обычных людей, которые жаждут прикоснуться к этому произведению, ни многочисленных во всем мире исследователей творческого наследия великого Леонардо. А самый главный результат нашего урока, это то, что Вы поняли и сравнили, как мало Вы могли сказать о фреске Леонардо до начала нашей работы, и сколько нового и интересного Вы узнали и можете теперь рассказать об этой работе.
4. Домашнее задание:
Написать эссе на тему любого высказывания
1. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наукаполководец, а практика - солдаты».
2. «Художники, прежде всего, изучайте науку».
Список используемой литературы
Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Наблюдения. Размышления. Научно-методический сборник. – СПб, Невский Диалект. 2006. –400с. Илл. Составитель А.Д. Раппопорт. Общая редакция Л.М. Ванюшкина
Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2008.–237с.
Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2010.– 351с.
Обществознание. Базовый уровень 10-11 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н.Лазебникова. М. OO О Астрель. 2004.– 398 с.
Обществознание. Профильный уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение,2007.– 406 с.
Аникин М.А. « Леонардо да Винчи или богословие в красках » (СПб. 2000 г.)
Аникин М.А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб. 2011)
Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. – 415с. Илл.
Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984
Гелб, М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. М., 1961.
Гуковский М.А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967.
Зубов В.П., Леонардо да Винчи, М. - Л.1961.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т.1.- СПб., М., 2000, с. 89
Манфред Христ. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «новое открытие христианства».
Обществознание 10 класс
Тема урока: Многообразие путей познания мира
Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
Задачи :
ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока : урок - деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент
В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Миф и познание мира.
2. «И опыт, сын ошибок трудных...»
3. Народная мудрость и здравый смысл.
4. Познание средствами искусства.
5. Там, где кончается наука.
II. Новый материал
Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по . Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.
Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.
Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.
Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.
Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.
Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.
Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.
Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого », опираясь на вопросы и задания.
Материал для группы 1
Мифология
Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?
Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.
Что же такое миф и как он появился?
Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.
Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.
Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.
В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.
Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.
Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.
Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.
От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).
От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.
От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).
От союза Земли и Тартара возникли гиганты.
Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?
В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.
В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.
В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).
Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.
Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.
Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.
Миф - первая форма познания и объяснения общества
Основные тематические циклы мифов:
космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;
антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;
биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;
создаем картину целостной жизни народа;
мифы сохраняют жизненный опыт народов;
постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;
обеспечивает преемственность культурного опыта;
передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
Материал для группы 2
Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.
Из «Истории России с древнейших времен»
Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.
Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.
Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
И твое имя тут есть? - спросил государь.
Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.
Почему же?
А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.
Государь спросил:
Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?
А левша ответил:
Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
«И опыт, сын ошибок трудных...»
Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.
Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».
Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.
Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.
Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
Материал для группы 3
Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».
Упрямая жена
Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»
День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».
Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».
Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».
Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»
Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»
Так и зарыли.
Шемякин суд
Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»
Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»
Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.
Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»
Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»
Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».
Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»
Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»
Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.
Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?
Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.
Иному горе - ученье, иному - мученье.
Не испортив дела, мастером не станешь.
В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Народная мудрость и здравый смысл
Народная мудрость - обобщенные практические знания.
Примеры народной мудрости:
афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;
поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
суждения: «Куй железо, пока горячо»;
загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта
Материал для группы 4
1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».
2. Проанализируйте стихотворение.
После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по гражданской войне...
Как бы хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..
Как они после забытые, бывшие –
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на нее,
Победившую,
Пусть непонятную,
Пусть непростившую
Землю родимую
И - умереть!
Полдень:
Березовый отсвет покоя.
В небе - российские купола,
И облака, будто белые кони,
Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.
3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».
Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?
Познание средствами искусства
Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
Материал для группы 5
Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?
Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.
Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.
Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.
Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
Паранаука отличается претензией на универсальность.
Завышенные претензии на внимание к себе.
Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.
III. Итог урока
Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.
С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?
Что объединяет все эти направления?
Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание
Выучите § 23, выполните задания.
В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием имнением. Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума - идеями. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношениизнания иверы. Главное различие между ними усматривалось в доказательности. Если вера таковой не предполагает, то знание требует строгой, логической аргументации. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектомгносеологии - теории познания. Но именно с этого времени существует разделение знания на различные виды: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественно-образное. Действительно, в мире знания переплетаются рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное. До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и с развитием науки даже сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе.
Миф и познание мира
Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей. Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея. В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни. Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного. Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.). У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого. Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов - мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях - мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана. Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан-гар» и т. п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов. Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей. Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и он является через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) видели в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа - обеспечивать преемственность культуры племени (народа). Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира. В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.
Цели:
- Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного материала.
- Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, миф.
Оборудование:
- Лист самооценки (Приложение 1).
- Листы формата А3.
- Маркеры.
- Проектор, экран, компьютер, презентация (Приложение 2).
- Иллюстративный материал для оформления доски.
- Чёрный ящик с материалами.
Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп, знакомится с содержанием параграфа 23 учебника «Обществознание -10» авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова (профильный уровень).
Учащиеся распределяются по группам:
- Знатоки мифологии;
- Специалисты по народному фольклору;
- Группа специалистов по паранормальным явлениям.
- Искусствоведы.
- Практики «И опыт, сын ошибок трудных».
План урока
Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала. Работа в группах по направлениям.
- Мифология.
- Жизненный опыт.
- Народная мудрость и здравый смысл.
- Познание средствами искусства.
- Паранаука.
- Защита проектов.
IV. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности.
Что такое познание? Человек занимается познанием, чтобы прийти к истине. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной.
Что такое истина?
Какие аспекты истины вы знаете?
Какие способы познания истины вы можете назвать?
Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры.
Какую роль, по-вашему, играет наука в жизни общества? (дает определение многим явлениям в природе; двигает человечество вперед по пути прогресса; предсказывает явления, события; определяет мировоззрение людей.)
Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить?
Как же относиться к науке?
Давайте проведем небольшой опрос «Верите ли Вы». Ваша задача отвечать в листочках– опросниках «да» или «нет». (слайд1)
Верите ли вы?
- Что есть жизнь после смерти?
- Что существуют привидения?
- Что человек имеет инопланетное происхождение?
- Что существуют аномальные зоны на Земле?
- Что люди обладают экстрасенсорными способностями?
- Что существуют НЛО?
- Что человек может передавать мысли на расстояние?
- Что существовала Атлантида?
- Что существует домовой?
- Что существует реинкарнация душ?
- Что сны сбываются?
По поводу различного отношения к науке людей делят на два типа:
- Ориентированные на науку, им свойственна активность, терпимость к точке зрения других, поиск объективных оценок, открытость новым идеям.
- Ориентированные на ненаучную картину мира, им свойственно интересоваться тайнами и чудесами, поиск практической пользы, отсутствие поиска доказательств, приоритет чувств, опора на мнение.
Если в ваших ответах больше 5 раз встречается – «да», значит, вы относитесь ко второй группе. В настоящее время в мире прослеживается следующая тенденция: по статистике увеличивается число людей, которые относятся ко второму типу.
Чем это объяснить?
Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности).
Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов.
Предположите тему нашего урока? (ответы ребят)
Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира. (Слайд 2)
Тема сегодняшнего урока «Многообразие путей познания мира . Ненаучное познание».
III. Изучение нового материала, исследование, создание проектов и их представление.
В течение урока мы должны заполнить лист самооценки (Приложении 1), в конце урока прокомментировать свою оценку работы на уроке.
Давайте немного пофилософствуем. На что похожа данная схема? (рисунок на доске) Варианты ответов учащихся.
Как вы думаете, почему колесо? (двигается, это символизирует, что познание – процесс развивающийся, этот предмет символизирует часть чего-то целого, более большего, это только одно колесо, которое двигает человеческое познание.
Американский писатель Ирвинг писал – «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин».
Мы с вами тоже занимаемся познанием, так как же нам лучше, плескаться или нырнуть поглубже?
Чтобы нырнуть туда, куда надо, необходимо правильно определить цели нашего подводного путешествия. Учащиеся самостоятельно формулируют цели работы: определить, что такое ненаучное познание; определить способы ненаучного познания; выявить, чем отличается ненаучное познание от научного.
У нас урок-исследование, а значит необходимо сформулировать гипотезу.
(Например: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?
Слайд 3. Гипотеза пишется в презентации нажимая на значок – карандаш)
Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой проект, используя листы и маркеры, по предложенной теме и через 5 минут его представит.
Группа №1. Знатоки мифологии
Используя раздел “Мудрость мифа” параграф 23, выполните задание:
- Определите виды мифов.
- Черты мифологии.
- В чем отличие мифологии от науки?
Группа №2. Практики
Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое жизненный опыт?
- На чем основан жизненный опыт?
- Чем отличается жизненный опыт от науки?
- Почему жизненному опыту соответствует свой язык?
Приведите примеры жизненного опыта.
Группа №3. Специалисты по народному фольклору
Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое народная мудрость?
- Выделите её отличительные черты?
- Что такое здравый смысл?
- Чем он характеризуется?
Группа №4. Искусствоведы
Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 23, ответьте на вопросы:
- В чем особенности познания средствами искусства?
- Что такое художественный образ?
- Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?
Группа №5. Специалисты по паранормальным явлениям
Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 23, ответьте на вопросы:
- Что такое паранаука?
- Почему она возникла и существует?
- Каковы её черты?
Выступление представителей от групп.
Спасибо за работу.
Ребята, а вы смотрите телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»?
Что является характерным атрибутом этой игры? (чёрный ящик)
У нас на уроке есть чёрный ящик. Представитель каждой группы достанет из ящика любой предмет и выполнит вся группа предложенное задание.
«Черный ящик» на уроке (книга «Кулинария», журнал «Знания – Сила» (любой источник информации об НЛО), книга «Мифа Древней Греции», картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», книга «Золотые россыпи» (пословицы и поговорки)
Карточки с вопросами:
- Что вы узнали нового из предложенной информации?
- Как вы можете определить название этого вида или способа ненаучного познания?
- Какими особенностями обладает данный вид познания (для чего служит, как приобретается, объективен или субъективен)?
Возвращаемся в нашему колесу – познанию (Слайд 4).
- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
- Какой их них вам показался более убедительным?
- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
Будет ли повозка передвигаться на одном колесе? А на двух? А на трёх? Необходимо четыре колеса, колеса познания. Всего их четыре вида познания: научное, ненаучное, социальное и самопознание. Именно они ведут человека к истинным знаниям.
IV. Рефлексия.
Продолжи фразы (Слайд 5)
- ненаучное познание представляет собой…
- видами ненаучного познания являются…
- ненаучное познание отличается от научного…
Завершение работы с листами самооценки, их представление.
Домашнее задание: одно на выбор и одно обязательно для всех сложный план на тему «Ненаучное познание» (Слайд 6).
Задания на выбор:
- Написать эссе «Представить себе это нельзя, а понять можно. Л.Д. Ландау.
- Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
- Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор) как форме познания и формирования способа мышления.
Спасибо за работу (Слайд 7).