Мотивация: источник сил для действий. Мотивация ~ это совокупность внутренних и внешних движущих сил которые побуждают человека к деятельности
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая занимает центральное место в жизни ребенка этого возраста и представляет собой важнейшую форму его активности.
Ответ: 2
Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив - внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив - объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: "Что тебя побудило? Каков твой интерес?"
Мотивы многообразны, они подвижны, так как зависят от индивидуальных субъективных особенностей человека. Все мотивы объединены в две большие группы: мотивы-суждения и мотивы-побуждения. Мотивы-суждения объясняют себе и окружающим свое поведение. Мотивы-побуждения реально побуждают к активной трудовой деятельности, они являются внутренними, истинными мотивами.
Ответ: 2
Ответ: 4
У интровертного типа между восприятием объекта и
его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение,
которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно
данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее
выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип
руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который
представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую
чувственное раздражение.
Затрудненность общения-то коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, за-труднения, помехи и собственно трудности.
^ Замкнутость-особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.
Импульсивность - необдуманное, мгновенное реагирование по первому внутреннему импульсу .
Раздражительность - склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды.
Ответ: 2
Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств , связей и отношений предметов или явлений ; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам .
Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике .
Ответ: 1,3,4.
Лидия Ильинична Божович (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского. В основном занималась проблемами детской психологии: развитием личности ребенка, формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.
Ответ: 2
Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений.
Подсознание (англ. subconsciousness ) - термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации.
Ответ: 1
Либи́до (лат. libido - похоть, влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа , разработанных Фрейдом . Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.
Та́натос, ^ Та́нат , Фа́нат (. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» (в переводе Анненского «Демон Смерти»).
Ответ: 3
Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
Ответ:3
Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).
Ответ: 4
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека , рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Движущие силы - один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения человека. Они также подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние движущие силы, обеспечивающиереализациюличност-ного потенциала ребенка, - это те, которые присущи только человеку и способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмыразвития человека. Они обусловлены теми физиологическими и психическими потенциями, которые человек получает от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (почти рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие человека. Более всего важна их роль в раннем возрасте. Именно в этот период динамика его развития в различных сферах (психической и социальной) особенно велика и перспективы их реализации значительны. С возрастом их значение меняется, но не исчезает на протяжении всей жизни человека.
К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, относятся:
A. Устремленность в самом раннем возрасте преимущественно к тому, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищен- ность - к матери, которая уделяет ему большее внимание. Со време- нем эта устремленность может усиливаться или ослабляться и даже, при определенных условиях, превращаться в свою противополож- ность. Последнее может проявляться при получении устойчивого резко негативного результата от взаимодействия с предметом. Напри- мер, ребенок тянется к утюгу и при недосмотре матери задевает его, обжигается и пугается. В дальнейшем в подсознании у него сохраня- ется болезненная реакция и боязнь утюга.
Б. Эмоциональная заразительность ребенка (эмпатия - греч. en... - приставка, означающая - находящийся внутри, в пределах чего-либо и pathos - чувство, переживание - ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.). Она проявляется очень рано. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, когда вид улыбающейся мамы (лица, ее заменяющего), подходящей к нему, вызывает у него улыбку. Грустный вид мамы вызывает слезы и у ребенка. Постепенно эмоциональная чувствительность матери (лица, ее заменяющего) передается ее ребенку.
B. Эмоциональная обусловленность активности и устремленнос- ти ребенка. Дитя нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Существует даже мнение, что ребенка переласкать нельзя. Это так, когда любовь и ласка проявляются к месту, соизмеримы с поведени- ем ребенка. При неадекватности проявления изобилия любви и ласки возникает очень существенная проблема. Неразумность в про- явлении любви нередко приводит к вседозволенности, «необуздан- ности Я». Такой ребенок считает, что все должны ему и все обязаны, а он никому. Формируется эгоцентризм, настолько ярковыражен- ный, что управлять, направлять воспитание обычными средствами становится практически невозможным. В дальнейшем исключитель- но сложно будут строиться отношения с ним не только родителей, но и других людей. С таким ребенком тяжело его социальному ок- ружению, воспитателям, учителям, детям, что создает трудности и ему самому.
Г. Подражательность. Ребенку, как и многим живым существам вообще, присуща подражательность. Благодаря ей ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков. Повседневно копируя тех, кто непосредственно и больше всего общается с ним, - мать (лицо, ее замещающее), сестра (брат), бабушка, ребенок усваивает их манеры, интонации, походку, своеобразие характера. Мальчики нередко в большей степени копируют своих отцов, девочки - мать. Наблюдения за детьми, особенно в условиях детского сада, начальной школы, - убедительное подтверждение этому. Часто учителя, встречая впервые родителей в школе, по их манерам, стилю поведения, речи безошибочно определяют, кого они представляют. Их дети достаточно полно (почти зеркально) напоминают внешними проявлениями своих родителей.
Подражательность выступает важным движителем механизма развития ребенка. Он часто включается в деятельность, которой занимается мама или папа: старается сам одеваться, есть, как другие, вместе с мамой подметать пол, мыть полы, посуду, убирать со стола и многое другое. Такая деятельность обладает значительным потенциалом в развитии ребенка. Нередко мама, стараясь чтобы ребенок не разбил что-то или не мешал ей, небрежно прекращает даже первые попытки проявления инициативы. Маме всегда не хватает времени, и она, чтобы сделать все побыстрее, не дает ребенку проявлять элементарную самостоятельность во время одевания, кормления, умывания и прочее. Тем самым мать невольно сдерживает развитие у него элементарной самостоятельности, навыков выполнения простых действий по самообслуживанию. При этом она забывает или не знает о том, что если ребенка лишать самостоятельности, то она не формируется. Если у ребенка и были элементарные навыки деятельности в чем-либо и потребность (желание) их проявлять, то с прекращением их применения они со временем утрачиваются и на смену им приходит неприятие и нежелание этой деятельности. Впоследствии, даже заставляя ребенка что-то сделать, в чем-то помочь по дому, что он когда-то делал, но от чего его отучили, достигнуть положительного результата очень сложно.
В повседневной жизни можно наблюдать, что один ребенок в два года самостоятельно одевается, другой и в семь многое не может; один имеет обязанности По дому и успешно их выполняет, другой не только их не имеет, но и когда его просят что-то сделать, то ему становится непонятно, почему именно он должен это делать. Подобных социальных аномалий достаточно много, что обусловлено недостатками воспитания.
Д. Внушаемость в раннем возрасте выступает значительным движителем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакции на что-либо и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются те, кто являются для него неоспоримым авторитетом.
В раннем возрасте - это мать (лицо, ее заменяющее), постоянно находящаяся с ним. С возрастом авторитет может изменяться и заменяться. У мальчиков им становится отец или старший брат; у девочек - мать или старшая сестра. У первоклашек, которых активно готовили и настраивали на учебу, - учительница, особенно если она им понравилась.
Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья, благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединены в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
Характерно, что внушаемость сохраняется у человека практически всю жизнь. Сила ее возрастает, если информация имеет жизненно важное значение для того, на кого она направлена. С возрастом она может усиливаться или ослабляться в определенных пределах. Для внушаемых людей это влияние приобретает особую значимость в их социальном развитии.
Е. Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Именно в семье она получает наибольшую возможность в реализации. Мать, общаясь со своим ребенком с первых дней, стимулирует развитие у него этой потребности. Неслучайно после рождения рекомендуют как можно раньше приносить его к матери, чтобы она взяла его на руки и прижала к себе. Этим усиливается взаимная физиологическая и социальная потребность матери и ребенка в общении. Нереализация этой потребности существенно сказывается на его социальном развитии. Данный фактор можно установить на примере формирования детей, оставшихся без попечения родителей. Их недостаток в социальном общении существенно сказывается на развитии. У таких детей формируется состояние, которое получило название «госпитализм» 1 .
1 Госпитализм (от фр. hospital - больница) - синдром патологии детского психи- ческого и личностного развития, являющийся.результатом младенца от мате- ри и его ранней институализации. В младенческом возрасте госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности ребенка, тормозя интел- лектуальное и эмоциональное развитие, искажая разрушая физическое благополучие и т.д.
Ж. Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любознательность - это стремление к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, новое. Желание взять, пощупать, «обыграть» естественно для него. С возрастом любознательность не проходит. Она получает еще большее своеобразие. Неудовлетворение ее в объеме, нужном этому ребенку, приводит к ее затуханию (снижению уровня проявления), что негативно сказывается на его социальном развитии.
Д. Активность присуща ребенку с рождения, и с каждым днем, месяцем она приобретает все новое и новое содержание и направление. Она обусловливает интенсивность социального саморазвития, а сфера ее проявления - его направленность. Активность проявляется в общей динамике поведения ребенка, способствуя формированию его организма в целом. Ее частное проявление помогает соответствующему направлению развития ребенка. Например, активность в играх с игрушками, которые попадают ему в руки, развивает познавательные возможности, способствует освоению окружающей среды с ее многообразием предметов, форм, движений, помогает общению с близкими ему людьми, взаимодействию с ними, формированию опыта самообслуживания, овладению культурой, опытом социального поведения и многому другому.
Исследования специалистов свидетельствуют, что укутывание, стягивание пленками ребенка сдерживает проявление его активности и негативно сказывается на развитии. Однако следует подчеркнуть, что при определенных условиях и в отношении конкретных детей родители вынуждены либо сдерживать, либо, наоборот, стимулировать и направлять их активность. Это позволяет им управлять процессом развития, его коррекции.
К неосознаваемым механизмам относят и другие явления, характерные для человека. В совокупности они способствуют его наиболее полному социальному развитию.
С неосознаваемыми механизмами социального развития человека тесно связаны осознаваемые. Они обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие, самовоспитание. Осознаваемые механизмы также способствуют активному психологическому и социальному развитию человека. С возрастом их роль в самосовершенствовании человека значительно возрастает.
К осознаваемым механизмам относят:
А. Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека, - это такие явления, как:
1. Саморазвитие психики человека. На самом раннем этапе этого процесса саморазвитие психики выполняет функцию неосознаваемого механизма. В этот период имеет место либо неосознаваемая самоак- тивность, либо своего рода «дрессура» со стороны воспитателей, либо и то и другое. С возрастом развитие психики в большей степени ста- новится зависимым от осознаваемых действий и поступков.
С рождения ребенок слышит, когда взрослые говорят о том или ином действии, и видит, что и как они после этого делают. Постепенно он привыкает и знает: если говорят, что будем есть, то он, естественно, получит еду, будем одеваться, чтобы идти на улицу, его одевают. Запоминаются слова, со временем усваивается их смысл. Именно слово в наибольшей степени способствует формированию мысли, становится средством осмысления того, что происходит, регулятором действий и поступков. Мыслительная деятельность способствует дальнейшему развитию сознания человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. Об эмоциональной зарази- тельности и эмоциональной обусловленности говорилось, когда речь шла об источниках социального развития. Эмоциональная восприим- чивость человека является той силой, которая активизирует его инди- видуальные возможности, волевые усилия, способствует направлен- ному социальному развитию и дает эмоциональное удовлетворение. Если ребенку не нравится что-либо делать, то он активно этому со- противляется, и наоборот, то, что нравится, - стимулирует ее прояв- ление, увлеченность.
3. Волевая активность. Одной из важнейших движущих сил осоз- наваемых механизмов социального развития и воспитания человека является воля, волевая активность. Устремленность ребенка к чему- либо новому, к свету, человеку проявляется на уровне, естественной потребности, подсознания. Постепенно это способствует появлению осознаваемых источников - волевых основ, стимулирующих его саморазвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма во- левых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по обеспечению направленного самосовершенствования. Совокупность этих качеств, их развитость, выраженность и влияние на саморазвитие личности человека исключительно индивидуальны.
Наблюдения за детьми показывают необходимость с самого раннего детства создавать условия для формирования у ребенка, закладывать еще на подсознательном уровне основы будущих волевых качеств. Дети часто стоят перед выбором: «хочу» и «надо». Ведь то, что не дается ребенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия - «надо». В этом плане рекомендуется:
С самого начала стремиться создавать ребенку наиболее благоприятные условия для саморазвития на основе свободного воспитания. На этом этапе у него возникает некая способность достигать чего-либо.
Идеи свободного воспитания нашли отражение в трудах многих педагогов прошлого. Среди них Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вент-цель и другие. Свободное воспитание в большей степени стимулирует развитие волевых возможностей личности. Имеется в виду свободное, но не вседозволенное воспитание. Об этом еще в 1916 г. писал A.M. Обухов. Анализируя взгляды теоретиков свободного воспитания, а также данные психологической науки и практиков, он отмечал, что оно не должно переходить во вседозволенность. Даже у ребенка не могут быть только права. Они есть у детей независимо от их возраста, родителей, учителей. Каждый ребенок обязан уважать не только свои, но и права других (детей, родителей, учителей). Кроме того, ребенок по недопониманию иногда стремится к тому, что угрожает его жизни, и родители обязаны защитить его, оградить от последствий. Например, он дополз до края кровати и тянется за игрушкой, лежащей на полу, если его не остановить, он упадет и ушибется. Мама, естественно, не будет ждать, когда он упадет. Она обязательно ограничит его активность: либо опустит его на пол, либо отвлечет чем-либо;
уметь различать проявление каприза и настойчивости: «хочу» и «надо». Исключительно важно уметь пресекать, преодолевать каприз и, наоборот, поощрять, поддерживать настойчивость, позитивную устремленность. Грань между ними далеко не так ясно и четко просматривается. Часто родители, видя, что ребенок капризничает, чтобы его лишний раз не расстраивать, потакают ему. Некоторые считают, что со временем это пройдет. Они не задумываются над тем, что к этому времени у ребенка сформируются определенные негативные качества, привычки, преодолевать которые в дальнейшем исключительно сложно;
максимальная поддержка позитивного самопроявления, активности в самообслуживании. Предусматривать, что кормление, одевание, игры, ползание, хождение и проч. обладают своим социальным потенциалом и их следует наиболее полно использовать в развитии и воспитании ребенка.
Б. Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания - это такие явления, как:
1. Социальная предрасположенность к развитию (социальному развитию). Она - результат многовековой эволюции человека, развития его мозга. Эта предрасположенность обладает значительным потенциалом, который даже при самых минимальных условиях человеческого общения может способствовать социальному становлению ребенка. Главная задача родителя и воспитателя - обеспечить необходимое взаимодействие с ним.
2. Уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы. Чтобы представить сущность данного фактора, как движущей силы социального развития и воспитания человека, воспользуемся аналогией, приведенной известным отечественным психологом В.П. Зинченко. Он сравнивал развитие человека с межконтинентальной ракетой. В процессе полета двигатель ракеты, отрабатывая свой ресурс, способствует достижению определенной скорости, затем включается следующая ступень. Вследствие чего скорость ракеты получает дополнительное ускорение относительно предыдущей и т.д.
Человек в своем развитии в определенной степени проходит аналогичный путь. Он не отбрасывает того, что получил в социальном развитии ранее, и, как ракета, наращивает скорость. С каждым днем, месяцем, годом ребенок достигает определенного качественного состояния. Последующее развитие, в том числе и направленное, инди-видуально-коррекционное, начинается (реализуется) именно с того уровня, который он уже имеет, и, опираясь на (отталкиваясь от) него, самосовершенствуется, устремляясь к более высокому уровню.
Изложенное позволяет сделать некоторые выводы:
а) задержка в развитии ребенка на его первоначальном этапе су- щественно сказывается на последующем. Отставание в развитии на определенном возрастном этапе может оказаться для ребенка непре- одолимым (маугли ограничены в социальном развитии и не достига- ют многого);
б) стимулирование педагогически организованного раннего разви- тия ребенка создает основу для его последующего более активного самосовершенствования. Дети, получившие необходимое развитие в семье, уже в детском саду проявляют себя достаточно активно, опе- режая в социальном развитии своих сверстников, не имевших такой возможности. Данный фактор проявляется и на этапе начальной школы. Подготовленные к школе дети, достаточно легко адаптиру- ются к учебному процессу и успешно справляются с учебной про- граммой.
Данные наблюдений практических работников и исследователей позволяют установить, что:
Как природное существо, ребенок развивается по законам живой природы, при этом он достаточно динамичен и активен. Однако его формирование не может идти скачкообразно, перескакивая через этапы. Сами этапы могут быть более или менее длительными. В каждом конкретном случае процесс становления индивидуален;
Направленность и интенсивность в развитии человека определяются его личностным потенциалом, средой, воспитанием и самоактивностью. Если ребенок глух от рождения, слух у него не разовьешь. Однако чаще всего он рождается с зачатками слуха, которые нуждаются в направленном развитии с самого раннего детства. В противном случае они могут быть утрачены вовсе, и человек потеряет возможность обрести слух;
в) развитие ребенка - это не прямая, односторонняя дорога. Оно представляет собой достаточно сложный процесс. Динамика его предопределяется предрасположенностью ребенка к развитию, его состоянием в данный конкретный момент, условиями, в которых он находится, и самоактивностью. В этом смысле показательный пример - воспитание спортсмена. Это человек, который имеет предрасположенность в физическом развитии в определенной области и благодаря специальным тренировкам достигает значительных результатов. Наблюдения за спортсменами показывают, что у них норма самопроявления в физических упражнениях выше, чем у их сверстников, не занимающихся регулярно спортом. Например, для спортсмена высшей категории существует планка, с которой он начинает разминку, но она значительно выше, чем та, на которую может претендовать неспортсмен. то же время он далеко не всегда готов показать свой наивысший результат. Ему требуются постоянные и серьезные тренировки, и даже в этом случае его достижения колеблются порой в значительных пределах.
Данный факт позволяет сделать некоторые замечания:
направленная работа с ребенком по его индивидуальному развитию способствует достижению им лучших результатов, и наоборот, прекращение занятий, отсутствие прежней направленности и интенсивности приводят к «застою» и даже потере прежнего опыта;
развитие ребенка в одной сфере (области) создает благоприятные условия для его более активного самопроявления и развития в других. Организм и психика в раннем возрасте достаточно динамичны. Они способны к более активному развитию, его коррекции. Ученые не рекомендуют увлекаться односторонними занятиями (развитием) с ребенком и считают целесообразным всячески добиваться привлечения его к более широкому спектру деятельности в интересах разностороннего развития;
более развитый ребенок испытывает потребность в большей активности по самореализации. Если этого не происходит, то под воздействием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей динамики, начинается перестройка его организма. Он теряет прежний динамизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий характер, ограничивающий интенсивность его направленного развития, что может иметь негативные последствия. Неумение воспитателя видеть динамику ребенка и обеспечить ему необходимую активность будет мешать его развитию в целом.
Нередко в семье очень активно готовят ребенка к школе, при его нормальном развитии и любознательности такой подход вполне оправдан. Приходит такой ребенок, психологически и педагогически подготовленный, в класс, где ему предстоит учиться, и оказывается с детьми, которые не знают даже букв. Учитель, естественно, начинает с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он старается их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность всего класса. Можно представить себе состояние подготовленного ребенка. Он так хотел в школу, а здесь учат тому, что он уже давно знает. На него в такой обстановке влияет ряд негативных факторов: его чаще всего не замечают на занятии; он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность; нового для него практически ничего нет или очень мало; если бы он не знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвалили; ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он знает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут это понять и запомнить. Подобные факты формируют у ребенка негативное отношение к слабым в учебе детям и осознание того, что в, школе можно получать «пятерки», ничего не делая, совершенно не затрачивая труда, и пр. Он (этот ребенок) «остывает» к учебе, у него постепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок отказывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. Начиная с пятерок, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в учебе. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справляться со школьной программой.
Изложенное диктует необходимость:
дифференцированного подхода к комплектованию классов;
дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения (особенно в начальных классах);
обеспечения развития ребенка в соответствии с уровнем его индивидуальных возможностей. Данный факт наиболее целесообразно учитывать в процессе индивидуального развития, воспитания и обучения ребенка. Он в своем развитии не может перепрыгнуть через невозможное. К сожалению, далеко не каждый родитель может это понять. Существует множество спецшкол (математических, лингвистических, гуманитарных, с музыкальным воспитанием, физическим уклоном и пр.), спецклассов, гимназий. Нередко это коммерческие учреждения. Иногда родители отдают детей в платные школы без учета их индивидуальньгх возможностей. В дальнейшем они предъявляют большие претензии к учителям, если ребенок показывает невысокие результаты: «мы платим, а вы обязаны учить», «почему у моего ребенка тройки» и пр. Бывает, что в этой ситуации учитель забывает о своем педагогическом назначении. Он меньше всего думает о ребенке. Ему нужны оценки, и он, не считаясь с индивидуальными возможностями ребенка, старается «выжать» из него высокие результаты. Случается, что учитель диктует родителям: не нравится, забирайте документы и отдавайте ребенка в обычный класс, желающих учиться в этом много.
Перегрузка ребенка в процессе обучения более опасна, чем недогрузка. Последняя ведет к тому, что ребенок не получает развития и воспитания, к которому он предрасположен. В дальнейшем он что-то сможет наверстать в развитии и обучении посредством самоактивности, самообразования, самовоспитания. Перегрузка чревата серьезными психологическими последствиями, преодоление которых требует значительных усилий специалистов - психологов, социальных педагогов. Сформировавшиеся психические отклонения, могут сказаться на всей последующей жизни человека;
В оценке результатов деятельности ребенка с особыми нуждами их сравнивают с его личными, а не сверстников достижениями. Его личный результат - это оценка достигнутого в процессе реабилитационной работы с ним.
Интеллектуальные потребности, желания, интересы,устремления, цели, идеалы. Это все то, что определяет интеллектуальную предрасположенность человека к социальному развитию. Она формируется с возрастом и направляет его устремленность в интеллектуальном поиске, социальном саморазвитии, самосовершенствовании. Интеллектуальная предрасположенность у каждого человека своя, индивидуальная. Она не постоянна и может изменяться с возрастом, от нее зависит склонность человека к умственной, физической или умственной и физической деятельности и соответствующему развитию.
Самокритичность, самоуправление. Это отношение к себе характерно для человека, формируется с возрастом, развитием самосознания. Человек далеко не безразличен к тому, что и как он делает и как оценивают его самого и его деятельность. Самокритичность и самоуправление зависят от нравственных ориентиров человека, его Я и во многом определяют направленность и интенсивность работы человека над собой по самосовершенствованию и самопроявлению. Самокритичность помогает ребенку оценить свою способность достижения того или иного результата в самосовершенствовании.
К осознаваемым механизмам относят и другие проявления, характерные для человека. В совокупности они способствуют его социальному развитию, воспитанию, самовоспитанию и самообразованию.
Следует подчеркнуть, что проявление только неосознаваемых механизмов может иметь место лишь у детей, когда рациональный компонент сознания еще не сформирован. Вследствие изложенного ребенок оказывается неспособным осознать и выработать оценочное отношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам социально-психологических воздействий, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения. Постепенно усиливается влияние осознаваемых механизмов под воздействием внутренних и внешних источников (факторов).
Между всеми внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми механизмами) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направленное и интенсивное индивидуальное и индивидуально-кор-рекционное развитие и воспитание человека. Одновременно следует подчеркнуть взаимосвязь внешних источников и движущих сил социального развития и воспитания человека.
Внешние движущие силы, обеспечивающиереализацию потенциала ребенка.
Внешние движущие силы - это те, которые стимулируют, активизируют или сдерживают внутренние движущие силы социального развития и воспитания человека. Им принадлежит важное место в социальном развитии человека. С их помощью можно направлять (управлять) всем процессом социального развития и воспитания. К ним относятся:
А. Среда непосредственного воздействия на микроуровне: на раннем этапе - это уход за ребенком; среда жизнедеятельности и воспитание; семья; коллективы и группы, в которые попадает ребенок в первые годы жизни и которые существенно оказывают влияние на его развитие; отдельные личности, мнение и/или деятельность которых имеют особое значение для ребенка; собственно воспитание.
Уход за ребенком осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, в интересах обеспечения ребенку наиболее оптимальных условий жизнедеятельности; по сути, это условия жизни ребенка: комната, где он спит, играет, ее санитарно-гигиенические условия; питание; режим дня; физические упражнения; закаливание; прогулки и пр. Правильный, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка уход за ним способствует его здоровому образу жизни, развитию.
Среда жизнедеятельности и воспитания. К ней относятся: семья, государственное учреждение (детский дом, дом ребенка, приют, интернат и пр.), образовательное учреждение, в том числе специальное (детский сад, школа, высшее учебное заведение), улица. Для каждого средового фактора характерны типичные условия, существенно влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка.
Семья - это та микросреда, в которой формируется личность ребенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные условия и др. Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, является примером для подражания во всем, помогает в реализации потребности в первичном социальном общении, удовлетворении интереса и любознательности и др.
Средовые коллективы, группы. Речь идет о группах, в которые попадает ребенок в процессе его развития и которые оказывают на него существенное влияние. К ним относятся: группа детского сада, школьные, трудовые коллективы; группы (сверстников) непосредственного взаимодействия; неформальные группы и объединения. В них на ребенка оказывают влияние: микроклимат, который там складывается, его личные устремления, общественное мнение, взаимопомощь и поддержка, настроение и пр. Они могут быть благоприятными для ребенка и стимулировать его самопроявление; нейтральными, безразличными, где каждый живет сам по себе (явление крайне редкое); агрессивными, подавляющими личность и не позволяющими реализовать себя, свои возможности.
Отдельные личности, мнение и/или деятельность которыхимеют особое значение для ребенка. В жизни каждого человека бывают личности, оказывающие большое влияние на его самопроявление, инициативу, творческое самосовершенствование. Это могут быть один из родителей, старший брат (старшая сестра), бабушка (дедушка), родственник, учитель, воспитатель, а также герой фильма или книги, товарищ (старший товарищ) и др. Воздействие такой личности на ребенка бывает разное - положительное и отрицательное. Данный факт свидетельствует о необходимости учитывать, кто реально окружает ребенка и как влияет на него.
Воспитание - деятельность воспитателей (родителей, лиц их заменяющих, воспитателей дошкольных учреждений, учителей), направленная на формирование и развитие у ребенка определенных качеств, свойств, привычек поведения, образа жизни, в соответствии с принятыми в обществе социальными нормами и правилами. Еще в начале XX в. А. Дернова-Ярмоленко отмечала, что «дело воспитания, собственно, и сводится к тому, чтобы, считаясь с воздействием климата, санитарных условий, среды и индивидуальности ребенка, по возможности уменьшать те вредные влияния, каковые имеются и не могут быть устранены вполне, и по возможности усилить действие тех благоприятных условий, которые существуют, а также создать таковые искусственно, если есть к этому возможность». По своей сути оно сводится к умению учитывать индивидуальность ребенка, считаться с окружающей средой, пользоваться ею в управлении процессом его развития и воспитания.
Практика показывает, что в процессе роста ребенка наиболее существенные отклонения в его социальном формировании обусловлены теми ошибками воспитания, которые имели место в семье, образовательном учреждении. Исправление результата воспитания представляет значительную сложность и требует соответствующих усилий.
Б. Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации - печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр.
Наиболее существенным фактором непосредственного и опосредованного влияния на ребенка в процессе его развития являются средства массовой информации. В первую очередь следует выделить телевидение. Оно может обогащать ребенка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым ребенок еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр. Данный факт требует особой строгости в обеспечении управления процессом взаимодействия ребенка с телевидением с самого раннего детства, когда у него только формируется интерес, понимание того, какая информация предназначена для него, а какая - для родителей. Запреты здесь действуют плохо, нужны корректность и искусство воспитательного взаимодействия с ребенком.
Не менее существенным фактором воспитывающего воздействия становится компьютер с его информационными возможностями и включением ребенка в процесс взаимодействия с ним. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения ребенка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии ребенка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Негативное влияние на психику ребенка оказывает и электромагнитное поле экрана компьютера, что требует жесткой регламентации его работы но времени.
Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с ребенком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.
В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожидания, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др.
«Эффект доверия». В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка с воспитателем.
Групповые ожидания - это ожидание от человека выполнения ролевых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Они нередко предписывают индивиду определенный образец поведения и могут играть как позитивную, так и негативную роль в его социальном развитии.
Референтная группа - это группа, имеющая особую значимость при оценке поступков человека. Она бывает: условной, реальной, сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребенок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка. Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению. Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей.
Авторитет - степень влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости. Авторитетной личности легче строить свою работу с ребенком. Ему как бы больше доверяют, в него верят и стараются сделать так, как требует именно он. Такой авторитет могут иметь родители, воспитатели. Авторитет - это «капитал» воспитателя, который нужно сохранять и заботиться о его повышении. Эксплуатация его может быть кратковременной и постоянной. Все зависит от того, как о нем заботятся. Дети не всегда прощают ошибки вследствие самоуверенности. Если воспитатель проявляет некорректность, необязательность, нечестность, сохранить авторитет в работе с ребенком ему практически невозможно.
Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития человека существует тесная взаимосвязь. Они как бы взаимодополняют друг друга в этом процессе. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении способствует (стимулирует) его развитие и в других. Развитие ребенка в возможной для него сфере способствует активизации его развития в целом. В то же время следует особо подчеркнуть, что направленная активность человека не означает разносторонность его становления. Она лишь создает условия для этого. Необходимы направленные усилия по стимулированию (самопроявлению) активности ребенка в других сферах, чтобы добиваться его наиболее разностороннего развития.
Для того чтобы составить достаточно полное представление о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики процесса мотивации.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными сигналами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь могут также влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированною на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека .
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого влияния:
Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия,
Каково соотношение внутренних и внешних сил,
Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное появление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремиться освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности .
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования .
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Понятие мотивации
- Мотивационный механизм
- Экономические стимулы
- Неэкономические способы стимулирования
- Список использованных источников
- Понятие мотивации
- В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
- Мотивация -- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
- Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
- * что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
- каково соотношение внутренних и внешних сил;
- как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
- Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей.
- Потребности -- это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
- Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.
- По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и нематериальными.
- Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:
- минимальный - обеспечивает выживание;
- нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
- уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.
- Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.
- Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.
- Мотив -- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
- Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
- Выделяют следующие основные типы мотивов:
- мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;
- мотив как неосознанная потребность (желание);
- мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
- мотив как намерение, побуждающее поведение;
- мотив как комплекс перечисленных факторов.
- Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.
- Мотивирование -- это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит оттого, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
- Выделяют следующие типы мотивированности:
- 1) трудовой (ориентация на заработок);
- 2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении);
- властный (приобретение высокой должности);
- идейный (готовность трудиться ради общего блага);
- хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);
- творческий (поиск нового);
- коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен для восточных культур).
- Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.
- Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.
- Мотивационный механизм
- мотивация стимулирование персонал психологический
- Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного, стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.
- Принципами построения мотивационного механизма считаются:
- увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;
- простота, понятность, справедливость;
- наличие необходимых условий реализации;
- возможность корректировки;
- направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;
- рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности (элементы мотивационного механизма должны иметь различную длительность жизненного цикла, вплоть до вечной).
- Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:
- притязании -- желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего, потребности не превращаются в мотивы;
- ожидания -- оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и притязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим фактором;
- установки -- психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;
- оценки -- характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;
- стимулы -- блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.
- Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом:
- возникновение потребностей;
- восприятие импульсов, идущих от них;
- анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься;
- актуализация (включение) мотивов;
- Этот процесс может происходить либо автоматически, на основе установки, либо путем рациональной оценки (сознательный анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями личности, ее ценностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и проч.). В результате происходят отбор и актуализация части мотивов, а остальные консервируются или отторгаются.
- 5)формирование определенного состояния личности (мотивированности), обусловливающего нужную интенсивность ее действий (степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива);
- 6)определение и осуществление конкретных действий. Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей.
- Стимулирование выполняет следующие основные функции:
- экономическую -- способствует повышению эффективности производства;
- нравственную -- создает необходимый морально-психологический климат;
- социальную -- формирует доходы и расходы работников. Принципами стимулирования являются:
- комплексность, предполагающая оптимальное сочетание всех его видов;
- индивидуализированный подход;
- понятность;
- ощутимость;
- постоянный поиск новых методов;
- использование наряду со стимулами анти стимулов, снижающих заинтересованность в получении результата.
- Стимулирование может быть актуальным (текущим), которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным (с помощью условий для карьеры, участия в собственности). Последнее эффективнее при больших целях, стоящих перед человеком, высокой вероятности их достижения, наличии у него терпения, целеустремленности.
- Выделяют два варианта стимулирования - мягкий и жесткий.
- Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служат сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить), отсутствие социальной защиты (ее наличие ослабляет стимулирующий механизм).
- Мягкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий).
- При создании мотивационного механизма необходимо учитывать тип человека (примитивный, экономический, социальный, духовный).
- Идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние мотивы (желания) должны первенствовать по отношению к внешним положительным мотивам (побуждению), а те, в свою очередь, иметь приоритет перед внешними отрицательными мотивами (принуждением).
- Стимулирование может иметь дифференцированный (один стимул воздействует на многие аспекты деятельности, но по-разному) и недифференцированный (каждая цель требует специального стимулирования) эффект
- У людей повышается мотивированность, если они имеют четкое представление о задаче, соответствуют требованиям работы, получают поддержку коллектива, возможность обучения, руководитель оказывает им помощь, проявляет интерес и уважение к их личности, предоставляет право действовать самостоятельно, успехи получают должное признание, применяются различные стимулы, так как одни и те же надоедают.
Экономические стимулы
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
К видам экономического стимулирования наемных работников относятся заработная плата, различные формы и системы заработной платы, дополнительные выплаты и льготы. Их функциями являются привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Общими принципами оплаты труда являются:
неуклонный рост номинальной и реальной ее величины с повышением производительности труда работников;
соответствие личному вкладу;
экономическая и психологическая обоснованность;
изменение соотношения постоянной и переменной части вознаграждения в зависимости от ситуации;
использование его передовых форм и систем (например, участия в прибылях);
четкость и понятность критериев определения уровня оплаты труда (они не должны быть предельными и об их изменениях заблаговременно сообщается);
информирование об источниках средств на оплату труда;
закрепление уровня заработной платы в договоре (это обязывает субъекта воспринимать ее как нормальную, поскольку он принял участие в его определении и согласился с этим);
справедливость (бывает внутренней, означающей соответствие заработной платы количеству и качеству труда, вкладу в конечный результат, и внешней, предполагающей равное вознаграждение за равный труд).
Нужно иметь в виду, что заработная плата как таковая мотивирует, если работник вообще заинтересован в деньгах, вознаграждение, ощутимо повышает доход и выплачивается «по горячим следам». При этом в идеале нужно, чтобы работник знал, сколько мог заработать и сколько заработал фактически.
Неэкономические способы стимулирования
К неэкономическим относят организационные и морально-психологические способы стимулирования.
Организационными считаются:
привлечение работников к участию в делах фирмы и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;
облегчение возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в своих силах, позволяет контролировать условия собственной деятельности;
обогащение труда, заключающееся в возможности получения работниками более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их интересам и склонностям, требующей творческих способностей.
Морально-психологические способы стимулирования включают следующие основные элементы.
Во-первых, создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.
Во-вторых, присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха.
В-третьих, признание авторства результата. Например, отличившиеся работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие.
В-четвертых, высокая оценка, которая может быть личной и публичной.
Суть личной оценки состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах руководству организации, представляются ему, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такая практика широкого распространения еще не получила.
Публичная оценка предполагает возможность объявления благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками, занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий лучших по профессии и проч.
В-пятых, к морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Удовлетворенность, возникающая при их достижении, влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем.
В-шестых, морально стимулируют такие психологические моменты, как создание атмосферы взаимного уважения, доверия, забота о личных интересах, поощрение разумного риска, терпимость к ошибкам и неудачам и проч.
В-седьмых, предоставление всем равных возможностей вне зависимости от должности, вклада, личных заслуг, ликвидация зон, запретных для критики.
Одной из форм стимулирования, по существу, объединяющую в себе рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический стимул), и интересную и содержательную работу (организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).
Однако этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В то же время, когда вакансий мало, страх потерять работу служит достаточным, хотя и не идеальным стимулом, обеспечивающим желательную производительность.
Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, но после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.
Список использованных источников
1. Менеджмент: Учебник под. ред. проф. В.И. Королева - М.: Экономистъ, 2004 - 432 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.М. Менеджмент: Учебник, 3-е изд - М.: Гардарика 1998 - 528с.
3 . Веснин В.Р. Менеджмент: учебник - 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Вепби, изд-во Проспект, 2004 - 504 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие мотивации как совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Два направления поиска способа удовлетворения потребностей. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников магазина "Тритон".
курсовая работа , добавлен 16.11.2013
Стратегия развития персонала и мотивационный механизм на предприятии. Выбор конкретной модели мотивационного механизма на основе анализа и оценки внутренних факторов мотивации и внешних стимулов экономическогого поведения работников предприятия.
шпаргалка , добавлен 07.05.2009
Понятие мотивации трудовой деятельности - совокупности движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Сущность теории трех факторов К. Альдерфера.
реферат , добавлен 11.12.2011
Мотивация как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированную на достижение организационных целей. Критерии и параметры ее оценки. Содержание теорий и функции. Схема данного процесса, управление.
презентация , добавлен 23.05.2015
Изучение аспектов мотивации как функций управления организацией. Анализ методов мотивирования эффективного трудового поведения: организационных и морально-психологических, материального поощрения. Обзор содержательных и процессуальных теорий мотивации.
дипломная работа , добавлен 25.03.2012
Мотивационный процесс как фактор повышения эффективности производства. Методы стимулирования персонала на предприятии ОАО АТП "ЛУКОЙЛ-Транс": организационная структура управления; характеристика персонала; анализ и оценка мотивационной деятельности.
дипломная работа , добавлен 19.04.2014
Характеристика основных методов, моделей мотивации труда и способов стимулирования персонала. Потребности, интересы, мотивы и стимулы, как факторы, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Мотивации персонала компании Parallels.
курсовая работа , добавлен 02.06.2011
Особенности мотивации и стимулирования персонала. Характеристика типов мотивирования. Теория мотивации А. Маслоу. Понятие философии фирмы, ее принципы и содержание. Составление философских морально-этических принципов для произвольно избранной фирмы.
контрольная работа , добавлен 15.02.2015
Составляющие кризиса труда. Активность человека в трудовой деятельности. Принципы мотивации. Модель мотивации трудового поведения через потребности. Мотивационный менеджмент в организации. Функции стимулирования труда. Модель управленческого воздействия.
реферат , добавлен 15.10.2008
Система мотивации персонала предприятия. Система социально-психологических факторов: разработка рекомендаций по усилению нематериального мотивирования персонала ООО "Окна Саратова". Сущность понятия мотивация и основные методы стимулирования персонала.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
Мотивация -- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
Каково соотношение внутренних и внешних сил;
Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.
Потребности -- это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения.
Мотивирование -- это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей раздражения, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.
Первая стадия -- возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:
* физиологические;
* психологические;
* социальные.
Вторая стадия -- поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия -- определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
* что я должен получить, чтобы устранить потребность;
* что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
* в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
* насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия -- осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия -- получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия -- устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.