Основные общественные группы руси 14 15 века. Презентация на тему: Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв
Хозяйство - от упадка к подъему . Недавно Батый увел свои полчища из Галицко-Волынской Руси. Даниил Галицкий с братом Васильком ехали по своим разоренным землям к Берестью, что на Западном Буге (современный Брест). Подъезжая к нему, оба князя задыхались от смрада - кругом лежали бесчисленные трупы. А несколько лет спустя по южным русским княжествам проезжал Плано Карпини, папский посол, в Монголию. Потрясенный увиденным и услышанным, он писал: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей...
Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле». Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве». Раскопки археологов полностью подтверждают эти сообщения письменных источников.
Многие тысячи погибших, уведенных в плен, разоренные города и села, разграбленное имущество, сожженные хозяйства, мастерские - таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь.
Для Западной Европы Русь в эпоху «Батыева разорения» стала своего рода щитом, сама же она истекала кровью. Никто лучше Пушкина до сих пор не сказал об этом: «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» В те годы, когда на Руси гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, создавались новые законы и литературные произведения. Впереди был Ренессанс. А в русских городах почти до конца XIII в. прекратилось каменное строительство, были забыты многие ремесленные приемы (скань, филигрань и др.), замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей и т. д. |
Конечно, жизнь требовала своего, и русские люди, поплакав, посетовав на судьбу, брались за дело: отстраивали избы и боярские хоромы, распахивали пашню, налаживали промыслы.
Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, вновь стали обрабатывать все заброшенные в годы нашествия поля. А кое-где появились «чисти», «сечи» - новые участки, освобожденные от леса и кустарника. На пустошах и лесных полянах вырастают починки - новопостроенные поселения в один-два двора и более.
Жатва. Миниатюра из летописи
Несмотря на многие помехи - усобицы князей, нападения татар, литовцев, немецких и шведских рыцарей, неурожаи и эпидемии, - земледелие и животноводство в XIV-XV вв. давало все больше продуктов.
Наряду с подсекой(1) и перелогом(2), крестьяне все шире применяли паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар). Увеличивается у них число лошадей и волов, поскольку расширяется запашка. Больше рабочего скота - больше навоза на полях; растет, хотя и медленно, урожайность. Сельские жители, помимо основных занятий, промышляли охотой, рыбной ловлей, бортничеством и др. Культура земледельческого, промыслового труда распространялась на не освоенные ранее места.
Города тоже медленно восстанавливаются. Возрождают свое мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов (лучники, бронники), литейщики и ко-локольники, кожевники и сапожники, гончары и каменщики, плотники и иконники. Появляются новшества - литье пушек (впервые об их использовании упоминается в русских летописях под 1382 г.), чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV в., в следующем столетии «серебряные ливцы» работали более чем в 20 городах).
Города служили центрами торгового обмена. На рынок работали ремесленники Москвы, Новгорода, Пскова, Твери и иных городов. В сельских районах преобладал местный обмен - между отдельными селениями; иногда крестьяне со своими продуктами выезжали в более отдаленные волости, города, торгово-промышленные поселения. Обширную торговлю вели монастыри - Троице-Сер-гиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Симонов и др.; они везли в разные княжества на продажу соль, рыбу, хлеб, покупали нужные товары в городах.
Большая часть городских «торгов» - рынков - имела по преимуществу местное значение; другие - значение областных рынков (Новгород Великий, Псков, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань). Так развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению. Купцы и князья боролись за обладание торговыми путями по Волге, Оке, Дону, что сталкивало интересы московских, тверских, рязанских и иных купцов. Торговали русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Закавказьем и Крымом, Византией и Италией, Литвой и странами Северной Европы. Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение, централизацию. |
Крестьяне и холопы . В положении сословий появилось немало нового. Все больше общинных, черных земель переходило к князьям, боярам, церкви путем захватов, дарения, купли-продажи. Так, московский великий князь Иван Калита имел более 50 сел с угодьями, а его праправнук Василий Темный - уже более 125 сел. Преимущественная форма землевладения феодалов - вотчина связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи (в первую очередь родственниками вотчинника).
Наряду с ней появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей.
Строительство монастыря. Миниатюра из летописи
Так появляются помещики, известные под разными названиями еще в домонгольской Руси.
Крестьян по старой памяти называли «люди», «сироты», «смерды». Все чаще сельских жителей зовут «христиане». Правда, до XV в. этим словом называли также и горожан. Но затем это наименование в форме «крестьяне» стали применять только к сельскому населению.
Крестьянин, «сидевший» на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин (десятина - 1,1 гектара) в одном поле, 15 десятин в трех полях. Богатые крестьяне «брали в наем» дополнительные участки у вотчинников, в черных волостях; бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последние жили на чужих дворах и назывались «подворниками», «захребетниками»).
Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев земли - распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей. В счет оброка вносили продукты - мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое.
С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу. В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ.
Холопов звали «полными людьми» или просто «людьми». Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству. Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление. Часть холопов исполняла обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев («дворовые», «дворня»), другие - работали на барской пашне («страдники»), третьи - управляли отдельными отраслями хозяйства («приказные люди» - тиуны, ключники, посольские). Наконец, имелись военные холопы, ходившие с барином в походы.
Часть холопов служила господам до их кончины, другие - определенный срок «по ряду» (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых холопов владельцы «сажали» на землю, и они сближались по положению с крестьянами - им давали участки пашни, сенокоса, скотину.
Власти и феодалы смотрели на переходы крестьян во время полевых работ на другие земли как на побеги, боролись с ними. Крестьяне же протестовали против захватов их земель, передачи боярам, монастырям, дворянам, против увеличения норм барщинных работ и оброчных взносов.
Ремесленники и купцы . Ремесленники, жившие в городах, различались по своему имущественному положению. Среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы. Среди купцов наиболее богатыми являлись «гос-ти-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными городами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
Ремесленники собирались в артели или дружины (иконописцев, плотников, каменщиков и т. д.), держали учеников. Жили они нередко в пределах одной «улицы» или «конца», «ряда» или «сотни», имели свои церкви, обладали судебными правами («братчины», «обчины» ремесленников при церквах). Это были своего рода ремесленные объединения, напоминавшие в некоторой степени цехи Западной Европы.
Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы (например, церковь Иоанна Златоуста московских «гостей-сурожан», церковь Ивана Предтечи на Опоках новгородских торговцев воском). В них хранились купеческие товары, меры длины и веса и т. д.
Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их «сажали», т. е. селили, князья и бояре; отсюда идет их именование - посадские люди. Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни всех княжеств. Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей.
Заинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов, поскольку те захватывали в городах земли, дворовые места, слободы, превращали в холопов городских жителей.
Города стали центрами ересей, проникших на Русь в XIV-XV вв. Еретики отрицали церковные догматы (например, о непорочности зачатия Иисуса Христа), таинства и обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы), иконы. Самыми известными еретиками XIV в. являлись новгородские стригольники (о происхождении этого названия среди историков нет единого мнения). Противники обвиняли их в том, что во время пожара в городе они запирали в церквах двери, чтобы нельзя было выносить иконы и прочие святыни, грабили церковное имущество. Стригольники считали, что церковную службу могут проводить сами миряне, выступали против приобретения церковью земель и другого имущества. Подобные же взгляды, в известной степени рационалистические по своему содержанию, высказывали еретики Твери, Ростова Великого, Пскова, позднее - Москвы.
Вопросы и задания:
- К каким результатам привело монголо-татарское нашествие на Русь и иноземное владычество, установившееся над русскими землями?
- Что свидетельствует о подъеме хозяйства Руси, происшедшем в XIV-XV вв.?
- Охарактеризуйте основные общественные группы Руси изучаемого времени. К каким выводам о жизни страны, устройстве государства можно подойти на основании изучения социальной структуры того времени?
- Какие предпосылки объединения русских земель проявляются в условиях развития и укрепления хозяйства?
- Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
(1) Подсека - система земледелия, при которой вырубается участок леса, подсохшие деревья сжигаются, на удобренном золой участке высевается зерно. Участок используют до истощения почвы; потом, забросив его, вырубают новый участок и т. д.
(2) Перелог - при этой системе поле засевают несколько лет подряд, затем оно несколько лет отдыхает, потом снова распахивается и т. д.
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе, в рамках которого не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов, на наш взгляд, можно говорить условно.
Основные социальные группы этого периода:
1) Высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.
2) Средний класс - купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).
3) Низшие классы - беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
Рассмотрим подробнее все вышеназванные социальные группы.
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества - «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».
Представления о политическом строе Киевской Руси в которых общинно-вечевая власть отрывается от княжеской власти и, таким образом противопоставляются друг другу,на наш взгляд, неправомерны, поскольку этим разрушается единство социальной структуры киевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается в изолированном от земской среды положении, тем самым превращаясь в некую замкнутую надклассовую социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой социально-политической целостности, где вече – верховный орган власти, а князь - олицетворение высшей исполнительной власти, подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально-политической структуры. В XI-начале XII вв. шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историографией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, великий князь как институт таил в себе потенциально монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили «выход» и возобладали, необходимы были иные социальные и политические условия. Эти условия возникли за пределами древнерусского периода отечественной истории.
Кроме княжеских бояр - воевод, наместников областей, существовала и родотеменная аристократия - «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями.
В целом, бояре были разнородной по своему происхождению группой. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение. Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, - тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.
В IX-Х купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту дани в Царьграде или на Востоке.
Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.
Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.
С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (то есть монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.
Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Даже если несколько соседей владели землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально.
В дополнение к землевладельцам общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом они платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Кроме того, они должны были платить государственный налог (так называемую «дань»), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить следующее: смерды – особый разряд закрепощенного сельского населения, которые могли подразделяться на феодально-зависимых и лично-свободных, либо смерд - это рядовой свободный гражданин, поскольку везде выставляется Русской Правдой как неограниченный в своей правоспособности человек.
К зависимой категории крестьянства относились закупы - люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет - холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей (Рядовичи - люди, поступившие на службу по «ряду» - договору). Основным источником для изучения закупничества является Русская Правда Пространной редакции. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него купу. Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина», но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.
Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов - временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов военнопленные получали освобождение за выкуп. Если кто-то не был способен его оплатить, то оставался в распоряжении захватившего его, а то, что он заработает, засчитывалось в счет выкупа. Когда набиралась вся сумма, военнопленный освобождался. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он, конечно, исключал себя из рядов граждан). Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве видока - свидетеля. Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
Изгои - это люди «изжитые», выбитые из привычной колеи, лишенные прежнего своего состояния. Устав князя Всеволода (1193 г.) называет изгоев «людьми церковными, богадельными», о которых должна заботиться церковь. В действительности массу их составляли феодально-зависимые люди, попадавшие со временем в кабалу церковным и светским феодалам. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Методическое объединение учителей гуманитарного-эстетического цикла
История
Технологическая карта и план-конспект урока
10 класс
Тема урока:
Выполнил: Гордеев В.М.
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Проверил: Золотарева С.Я.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного-эстетического цикла
с.Куракино
2013
ФИО: Гордеев Василий Михайлович
Место работы: МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа», Параньгинский район, Республика Марий Эл
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»
УМК: 1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца 18в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005
2. Компьютерная презентация
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться. - Из данной речи какие слова вам неизвестны? - Вот мы с вами сегодня пройдем новую тему урока и узнаем-кто же они на самом деле? - Но прежде мы повторим ранее изученный вами материал, ведь повторение – мать ученья.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информационная карта урока
Структура и ход урока
Организационный момент. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте, отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.
Слайд №2
Учитель : Из данной речи какие слова вам неизвестны? (ответы учащихся)
Учитель : Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем решать на уроке? (примерный ответ: Мы на уроке должны узнать – кто же такие данные люди и чем они занимались)
Повторение ранее изученного материала.
Учитель : Но прежде мы повторим ранее изученный нами материал, ведь повторенье – мать ученья.
Слайд №3
Учитель : Сопоставьте, пожалуйста, участников военных походов с датами.
(ответы учащихся учитель проверяет по щелчку мыши). А теперь скажите пожалуйста, в чем вы видите причины успеха Александра Невского в его победах? (примерные ответы учащихся:
Слайд №4
Невская битва: узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве.Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника, стремясь отрезать его от кораблей.Среди шведов началась паника и вскоре они были разбиты.
Слайды №5,6,7,8,9
Ледовое побоище: В 1242г. на русские земли обрушился новый противник- рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади- легкая конница и в центре- тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.
Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.)
Учитель : Правильно. Другими словами А.Невский сильные стороны противника превратил в слабые, или же вовсе против них же самих.
Это всем нам хороший пример, который пригодиться в жизни - умение находить выход из трудных положений.
3. Изучение нового материала.
Учитель : А теперь давайте перейдем к нашей теме.
Слайд №10
Учитель : В качестве эпитета я хочу вам в пример эпитет Марка Туллия Цицерона древнеримского государственного деятеля: «О tempora! О mores!» (О, времена! О, нравы). Какие же были времена в хозяйственной жизни нашей страны и нравы, положение различных социальных групп в 14-15 веках?
Как вы знаете – Русь в 14-15вв. находилась в зависимости от монголо-татар. А все началось с Батыева нашествия. Найдите, пожалуйста в учебнике где говориться об итогах Батыева нашествия? (Плано Карпини-папский посол в Монголию: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле».
Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве» Слайд №11).
Учитель : Какие же нравы были у монголо-татар? Перед вами свидетельство Плано Карпини о нравах татар. Прочитайте и распределите их в 2 столбца. Слайд №12
Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда...
вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Одни достаточно чтут другого, и все они достаточно дружны между собою.
Взаимной зависти у них, кажется, нет.
Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.
Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно...
Раздоры между ними возникают или редко, или никогда.
По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава, и также они гораздо более лживы, чем другие люди.
Учитель : По каким признакам вы распределили данные высказывания? (примерный ответ: Положительные и отрицательные нравы) Слайды №13-14
Более двух веков наша страна была в зависимом положении от монголо-татар. Вот как описывает выдающийся русский поэт А.С.Пушкин уб участи России: ( Слайд №15) «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов… и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»
Если в то время в Западной Европе возводились готические здания, переписывались рукописи и сочинения, то на Руси до конца 13в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла, составление летописей, переписка рукописей. Но, несмотря на это, жители Руси брались за дела – отстраивали избы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы…
(перед началом групповой работы возможно проведение физкультминутки)
Ребята, давайте мы с вами дальнейшее занятие построим следующим образом: разделимся на группы и каждая группа будет выполнять задания. Используя учебник ответьте на вопросы и совместно составьте маленький доклад для выступления. Слайд №16
1 группа: Как шло восстановление сельского хозяйства и городов Руси?
2 группа: Опишите положение крестьян и холопов?
3 группа: Опишите положение ремесленников и купцов?
4. Закрепление.
(Выступления и дополнения учащихся по заданным вопросам)
Примерные ответы:
Слайд №17
Восстановление крестьянских хозяйств:
Стали обрабатывать заброшенные в годы нашествия поля
Появлялись новые участки («чисти», «сечи»)
Наряду с подсекой и перелогом шире применяли трехпольный севооборот
Рост урожайности
Охота, рыбная ловля, бортничество и др.
Слайд №18
Восстановление городов:
Возрождают свое мастерство: кузнецы, оружейники, литейщики, кожевники, сапожники, гончары, плотники, каменщики, иконники.
Новшество: литье пушек, чеканка серебряных монет.
Города – центры торговли
Развитие экономических связей между княжествами
Слайд №19
Крестьяне и холопы:
Крестьян называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды», «христиане». В 15в. стали называть «крестьяне».
Крестьян, которые не имели ни земли, ни двора называли подворниками и захребетниками.
Крестьяне платили налоги (оброк) и несли повинности (барщина)
Холопов звали «полными людьми». Они составляли собственность своих господ.
Холопы делились на:
Дворовых, исполняющих обязанности прислуги
Страдников, работавших на барской пашне
Приказных людей (тиуны, ключники, посельские), управляющих отдельными отраслями хозяйства
Военных, ходивших с барином в походы
Причины частых погромов сел бояр крестьянами и холопами:
Захват земель и передача их боярам, монастырям, дворянам
Увеличение налогов и повинностей
Ремесленники и купцы:
Торговцев и ремесленников называли «посадские люди», из-за того, что они жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» князья и бояре. Они играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни: давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей.
Нужно отметить неодинаковое положение ремесленников в городах - среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.
Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
5.Рефлексия. Слайд №20
Учитель: Спасибо всем за работу и ваши выступления. А сейчас я попрошу высказаться что у вас получилось на данном уроке и что не получалось.
6.Домашнее задание: Слайд №21
Учитель: Задание на дом. Используя матералы учебника ответить на вопрос: к акие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
Презентация на тему: Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв
1 из 22
Презентация на тему: Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъему...Недавно Батый увел свои полчища из Галицко-Волынской Руси. Даниил Галицкий с братом Васильком ехали по своим разоренным землям к Берестью, что на Западном Буге (современный Брест). Подъезжая к нему, оба князя задыхались от смрада - кругом лежали бесчисленные трупы. А несколько лет спустя по южным русским княжествам проезжал Плано Карпини, папский посол, в Монголию. Потрясенный увиденным и услышанным, он писал: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле». Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве». Раскопки археологов полностью подтверждают эти сообщения письменных источников
№ слайда 6
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъему Многие тысячи погибших, уведенных в плен, разоренные города и села, разграбленное имущество, сожженные хозяйства, мастерские - таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь Для Западной Европы Русь в эпоху «Батыева разорения» стала своего рода щитом, сама же она истекала кровью «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»
№ слайда 7
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъемуВ те годы, когда на Руси гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, создавались новые законы и литературные произведения. Впереди был Ренессанс. А в русских городах почти до конца XIII в. прекратилось каменное строительство, были забыты многие ремесленные приемы (скань, филигрань и др.), замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей и т. д. Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, вновь стали обрабатывать все заброшенные в годы нашествия поля XIV-XV века - это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV-XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъемуНаряду с подсекой и перелогом, крестьяне все шире применяли паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар) При общем низком уровне техники сельского хозяйства в XIV-XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами»), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля Увеличивается у них число лошадей и волов, поскольку расширяется запашка Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство Сельские жители, помимо основных занятий, промышляли бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы
№ слайда 10
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъемуГорода тоже медленно восстанавливаются Возрождают свое мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов (лучники, бронники), литейщики и колокольники, кожевники и сапожники, гончары и каменщики, плотники и иконники Появляются новшества - литье пушек (впервые об их использовании упоминается в русских летописях под 1382 г.), чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV в., в следующем столетии «серебряные ливцы» работали более чем в 20 городах). Города служили центрами торгового обмена В сельских районах преобладал местный обмен - между отдельными селениями; иногда крестьяне со своими продуктами выезжали в более отдаленные волости, города, торгово-промышленные поселения. Обширную торговлю вели монастыри
№ слайда 11
Описание слайда:
1. Хозяйство – от упадка к подъемуБольшая часть городских «торгов» - рынков имела по преимуществу местное значение; другие - значение областных рынков (Новгород Великий, Псков, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань). Развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение, централизацию Новгородский торг. Васнецов А.М.
№ слайда 12
Описание слайда:
2. Крестьяне и холопыВ положении сословий появилось немало нового Все больше общинных, черных земель переходило к князьям, боярам, церкви - путем захватов, дарения купли- продажи Преимущественная форма землевладения феодалов - вотчина связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи Наряду с ней появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей Так появляются помещики, известные под разными названиями еще в домонгольской Руси
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
2. Крестьяне и холопы Крестьян по старой памяти называли «люди», «сироты», «смерды». Все чаще сельских жителей зовут «христиане». Правда, до XV в. этим словом называли также и горожан. Но затем это наименование, в форме «крестьяне», стали применять только к сельскому населению Крестьянин, «сидевший» на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин в одном поле, 15 десятин в трех полях Богатые крестьяне «брали в наем» дополнительные участки - у вотчинников, в черных волостях Бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последние жили на чужих дворах и назывались «подворниками», «захребетниками»)
№ слайда 15
Описание слайда:
№ слайда 16
Описание слайда:
2. Крестьяне и холопыКрестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев - распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей В счет оброка вносили продукты - мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое. С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ Осенний Юрьев день (26 ноября по старому стилю) - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, т.к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ
№ слайда 17
Описание слайда:
№ слайда 18
Описание слайда:
2. Крестьяне и холопыХолопов звали «полными людьми» или просто «людьми». Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление Часть холопов исполняла обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев («дворовые», «дворня»), другие работали на барской пашне («страдники»), третьи управляли отдельными отраслями хозяйства («приказные люди» - тиуны, ключники, посольские) Часть холопов служила господам до их кончины, другие – определенный срок «по ряду» (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых холопов владельцы «сажали» на землю, и они сближались по положению с крестьянами - им давали участки пашни, сенокоса, скотину
№ слайда 21
Описание слайда:
3. Ремесленники и купцыЖили они нередко в пределах одной «улицы» или «конца», «ряда» или «сотни», имели свои церкви, обладали судебными правами («братчины», «обчины» ремесленников при церквах) Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы В них хранились купеческие товары, меры длины и веса и т.д. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их «сажали», т. е. селили, князья и бояре; отсюда идет их именование - «посадские люди» Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни всех княжеств Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей
№ слайда 22
Описание слайда:
3. Ремесленники и купцыЗаинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов, поскольку те захватывали в городах земли, дворовые места, слободы, превращали в холопов городских жителей Города стали центрами ересей, проникших на Русь в XIV-XV вв. Еретики отрицали церковные догматы (например, о непорочности зачатия Иисуса Христа), таинства и обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы), иконы Самыми известными еретиками XIV в. являлись новгородские стригольники