Устройство дизельной подводной лодки. Устройство подводной лодки. Силовая двигательная установка
Наружный вид подводной лодки (ПЛ) дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
Искусственное, преднамеренное, заключается в том, что подводная лодка плавает, с пониманием того, что все те, кто ее эксплуатирует, ремонтируют и поддерживают, имеют острую одержимость деталями. Требуемый уровень точности действительно потрясающий. Первое, что они сделали с Сан-Хуаном, - это вытащить его из воды на платформе, которая выглядит как грузовой двор, но на самом деле является погружным лифтом. Поднятая на автомобиле, как видно на фотографиях, подводная лодка была доставлена на крытое судно Сторни, 206 метров в длину и 35 метров в высоту.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Хорошо обоснованные, они что-то поощряли: разрезали на две части. Это противоречие объясняется очень простым фактором: подводная лодка этой модели имеет только два доступа - люки палубы, которые имеют диаметр 80 сантиметров. Для места, где вы не проходите с сумкой, невозможно ввести оборудование, а тем более вынуть оборудование.
Радиоэлектронное оборудование и вооружение
С чем, как показывает последовательность фотографий, корабль разрезан для доступа и выполняет радикальную работу по замене всего, что не работает или к концу полезной жизни, и ремонтировать все остальное. Сам порез занял всего один день, и результат был превосходным: в задаче, в которой принималось до двенадцати ошибок, незаметно для мирянина, было обнаружено только три. Довольно открытая и, следовательно, доступная, подводная лодка была практически обезоружена. Чтобы привести пример пролонгированности работы, каждый клапан был разобран, очищен, отремонтирован и пронумерован до минимума.
Посередине корпуса ПЛ установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении.
Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
Каждый номер был введен в базу данных, так что в будущем вы сможете точно знать, что они сделали с вами. Они также отремонтировали и очистили коллекцию танков - балласт, воздух, питьевую воду, - что корабль, переместил всю электронику на борту и заменил 960 огромных батарей, которые управляют главным двигателем, контролируемой работой рядом с немецким производителем. Этим летом Сан-Хуан вернулся в воду во дворе верфи для проведения последних испытаний под названием «порт». 2 июня, когда вся судостроительная верфь и многие из ее семей, подводная лодка отплыла на военно-морскую базу Мар-дель-Плата, где его возобновляли и готовые огненные контрольные механизмы ждали его.
1-перископ атаки, 2-зенитный перископ, 3-устройство РДП (работа дизеля под водой), 4-ПМУ АП СОРС «Накат», 5-ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6-ПМУ АП РАС «Флаг», 7-ПМУ ВАН, 8-газовыхлоп, 9-ПМУ «Ива-МВ»
В корме находится отполированное кольцо комингс-площадки с входным люком. Эта площадка предназначена для посадки на нее подводных спасательных аппаратов в случае, если ПЛ потерпела аварию и потеряла возможность всплыть.
В последний раз была такая группа, потому что они обучались в Германии. На обочине дороги он ждет подъема в Санта-Круз, для регулярного обслуживания. И на том же корабле, где они ремонтировали Сан-Хуан, ждет сон, его близнец Санта-Фе, первый, который будет построен в этой стране по лицензии немцев. Антикоррозийная краска со структурой, составленной на уровне 80 процентов, которая станет первой аргентинской подводной лодкой, станет «хорошей платформой», чтобы начать работу над проектом через тридцать лет.
Детали и характеристики его конструкции и прибытие пропеллента, обогащенного ураном, что позволит увеличить и улучшить характеристики с использованием передовых технологий. После мотивов дела, объявил о планах внедрения силовых установок, работающих на атомной энергии для военно-морских судов.
Спустившись через носовой люк внутрь лодки, мы попадем в первый отсек. Здесь развернута экспозиция «Из истории подводного флота России» , отражающая в моделях, фотографиях, текстах основные вехи этой истории. Экспозиция и внутренние элементы подводной лодки составляют единое целое. Здесь же размещены в два ряда шесть труб 533-миллиметровых носовых торпедных аппаратов, прибор управления торпедной стрельбой, стеллажи с запасными торпедами: всего, с учетом запасных, лодка несла 22 торпеды.
Как только неожиданность рассеялась, люди прессы использовали свои контакты в Силе, чтобы получить более подробную информацию. Таким образом, возникла возможность того, что подводная лодка была приемником этой технологии. Все глаза, без сомнения, указывали на аргентинский промышленный военно-морской комплекс. В связи с этим никто не хотел или не хотел сказать ни слова, однако практически факт, что погружной - это тот, который выбрал для ядерного реактора.
Очень жаль было видеть это от Авениды Эспанья, на Костанера-Сюр автономного города Буэнос-Айрес. С одной стороны верфи структура красноватого корабля медленно поддавалась неимоверности времени, оставив ее судьбу. Это вызвало сомнения, поскольку было бы невозможно, если бы оно было разработано в рамках регулярного бюджета Вооруженных сил. Однако некоторые наблюдатели ожидают, что этот план получит специальное финансирование, - сказал один эксперт. Еще одна возможность, которая была высказана главой экспертов, заключалась в том, чтобы установить ее в ледоколе «Алмиранте Иризар», который в настоящее время находится в процессе ремонта ущерба, понесенного при пожаре в открытом море, в апреле.
Во втором отсеке расположены: каюты командира и офицеров, кают-компания, рубка гидроакустика, где установлены центральные приборы ГАС «Тулома», гидролокационной станции (ГЛС) «Арктика-М», рубка радиоразведчика.
Третий отсек – это центральный пост. Отсек до предела насыщен приборами и устройствами, с помощью которых ведется управление движением лодки, погружением и всплытием, оружием. Сюда выходят окуляры перископов, здесь стоят индикаторы радиолокационных станций (РЛС) «Флаг», «Накат», штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53.
Первоначально аргентинское правительство позитивно отреагировало на доступ к такой информации, но, согласно достоверным источникам, «этот энтузиазм быстро охладился, когда было воспринято, что оно будет включать в себя предоставление опыта и технологий, полученных за годы работы и инвестиций».
Вот почему сегодня бразильцы строят его с помощью инженерной помощи из Франции. Они также исключили, что проект представляет собой возобновление двухстороннего военного и промышленного соревнования. Достаточно сравнить их соответствующие военные бюджеты. Это не тот случай, когда Бразилия ведет военные расходы в Южной Америке0 миллионов долларов, что эквивалентно половине того, что тратят южноамериканские страны.
В четвертом отсеке расположены кают-компания старшин, камбуз, рубка радиосвязи, где установлены радиоприемники и радипередатчики УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП».
В пятом отсеке находятся три дизеля 2Д42 мощностью по 1900 л.с. каждый, работающие при движении ПЛ в надводном положении и обеспечивающие скорость до 16 узлов.
Цель властей обороны заключалась в том, чтобы не только изменить энергетическую матрицу, но и восстановить возможности Аргентины в научной, технологической и промышленной областях. А также воспользоваться ядерным генератором, разработанным в стране, который может быть установлен в «Наконец», это было решено второй возможностью. Говорят, что Маленький Сан-Луис закончил, как музей, свидетелем его необыкновенных действий во время Мальвинской войны. Следует помнить, что он трижды атаковал английский флот своими торпедами и оставался под вражеским килем более 24 часов, не будучи обнаруженным.
В следующем отсеке установлены три электродвигателя подводного хода: два - ПГ-101, мощностью по 1350 л.с. и один - ПГ-102, мощностью 2700 л.с., а также электродвигатель экономического хода ПГ-104 мощностью 140 л.с.
Последний, седьмой, – это кормовой торпедный отсек. Здесь установлены четыре 533-мм торпедных аппарата, прибор управления торпедной стрельбой, койки личного состава. Здесь же развернута экспозиция, посвященная трагическим страницам истории отечественного флота – гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Флагшток с «Комсомольца», фотографии, сделанные подводными аппаратами на месте гибели лодки, фрагменты легкого и прочного корпусов «Курска» напоминают нам о трагических днях.
Но многие спросят: что такое подводная лодка с ядерными характеристиками? Говорит ветеран подводника нашего флота. Это тот, в котором набор дизельных турбин, электрических генераторов и батарей, составляющих силовую установку так называемых дизельных электроприводных подводных аппаратов, заменяется атомным реактором. Это делает их более спокойными и трудными для обнаружения, чем обычные. Они не терпят своих тактических ограничений из-за необходимости подняться на глубину перископа, чтобы «дышать» через «трубку» и управлять своими дизельными двигателями и заряжать батареи, которые позволяют им полностью погружаться на несколько дней на низкой скорости, или в течение нескольких часов, если они должны делать это с максимальной скоростью.
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина РМ-2. Она была создана в НИИ «Гидроприбор». Диаметр мины 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 4–300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
Кроме того, появление или переход к глубине перископа увеличивает вероятность того, что они могут быть обнаружены и уничтожены. На данный момент, сделайте разницу. Эти, даже, могут оставаться погруженными в течение недель и плавать до максимальной скорости все время, если это необходимо. Как и на дизель-электрических подводных лодках, кислород и вода производятся на борту электролизом. Единственным ограничением является необходимость пополнения продуктов питания и других предметов потребления или перезарядки оружия, используемого в случае конфликта.
В процессе проведения испытаний мин РМ-2 и ПМ-2 отрабатывались глубоководные режимы стрельбы из торпедных аппаратов подводных лодок с использованием систем стрельбы ГС-45, ГС-80 и ГС-100.
1-корпус мины, 2-запальное устройство, 3-заряд ВВ, 4-реактивный двигатель, 5-якорь.
Мины РМ-2 и РМ-2Г имели прямолинейную траекторию движения их боевой части (ракеты) к цели. Такие мины вместе с размещенными в них зарядами взрывчатого вещества после отработки неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, стартовали к ней с помощью собственного реактивного двигателя. Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели с помощью контактного или гидростатического взрывателя. Эти мины высоконадежны и эффективны. Время атаки - считанные секунды. Попытки производить эти мины другими странами не увенчались успехом.
С 1950-х годов Аргентина доминировала во всех аспектах цикла производства атомной энергии. Он достиг своего пика в Латинской Америке. И с Институтом научно-технических исследований для обороны будет введен его в эксплуатацию на военно-морском корабле, чьи испытания в море начнутся два года спустя. Несомненно, реактор является центром этого проекта, который был проведен совместно с Национальной комиссией по атомной энергии Аргентины на основе конструкции ядерного реактора, построенного в Германии в шестидесятых годах, для продвижения торгового судна Отто Ханн.
В 1965 году поступила на вооружение подлодочная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Она заменила ранее принятую на вооружение мину РМ-2.
Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х.Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор - на стадии эскизного проекта - К.В.Селихов, позже - Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках - Гинзбург), заместитель главного конструктора - Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
Разработка включала в себя реализацию проектирования, расчета и анализа реакторных систем, вспомогательных систем, приборов и систем управления, вплоть до анализа безопасности поведения от возможных неисправностей. Кроме того, он имеет встроенную и самонажатую первичную систему, системы естественного конвекционного охлаждения и пассивной безопасности, которые не требуют аварийных дизель-генераторов. Управление установкой управляется программной системой и имеет схемы остаточного сердечника для извлечения тепла; предохранительные клапаны и подавление давления, а также возможность впрыска аварийной воды.
Конструкция.
1-балласт, 2-заряд ВВ , 3-взрыватели , 4-баллон со зжатым воздухом, 5-бак с пресной водой, 6-бак с керосином,
7-подогревательный аппарат, 8-поршневой двигатель, 9-гироскопический прибор курсаПри проектировании торпеды использованы узлы и компоненты серийных торпед:
Фактически, его конструкция позволяет добавлять реакторы для достижения мощности или уровней выработки электроэнергии, требуемых пользователем либо для продвижения корабля, либо для обеспечения электричества в городе. Торпедная комната оснащена системой автоматической перезарядки и сброса всего за 50 секунд.
И с вариантами общения и попросить о помощи, всегда имея в виду, что это «немое» оружие войны. Вот почему он привлекает внимание - и оставляет все возможные гипотезы открытыми - сначала теряется связь, и что никаких других признаков - пятен в воде не обнаружено. Надежда: спутниковые звонки, которые были бы опробованы, последнее в 42 в субботу.
Кислородный тракт и гидростатический аппарат от торпеды 53-56;
- турбина и кормовое отделение от перекисной торпеды 53-57;
- боевое зарядное отделение с аппаратурой самонаведения и неконтактным взрывателем от перекисной торпеды 53-61;
- практическое зарядное отделение от торпеды 53-61;
Система управления и наведение - на всех модификациях торпеды 53-65 - активная акустическая система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Главный конструктор Е.Б.Парфенов - удостоин Государственной премии СССР за создание торпеды, ведущий конструктор - Кабин Ю.П. Телеуправление не применяется. Взрыватель неконтактный электромагнитный, ведущий конструктор - Скоробогатов А.Т. Главный конструктор приборов управления - В.А.Пархоменко.
Еще несколько лет назад на подводной лодке был доставлен чемодан со спутниковым телефоном. Он должен был выступить, чтобы позвонить. Согласно источникам, в настоящее время этот спутник включен. Они объясняют, что подводная лодка похожа на самолет. Выйдя, он поставляет свой «план полета», определяет свою траекторию из одной точки в другую и где он войдет в определенную область, например, в морские учения. Он также информирует курс и скорость и устанавливает приблизительное время для достижения порта.
На земле есть 24-часовой диспетчерский пункт. В письме ваше путешествие рисуется, и ваша позиция обновляется. Существует слово «ключ», которое указывает, что на борту все «хорошо», и что оно отправляется каждые 24 часа и до 72 часов в зависимости от степени подготовки экипажа. Подводная лодка не говорит, она испускается из земли, подводная лодка ставит позицию, в которой она находится, и отвечает на последовательность получаемых ею сообщений. В военной ситуации даже это не выходит, и больше не общается.
Торпеды 53-65К при проектировании и в ходе модернизации предполагалось оснастить оптической ССН С-380 с наведением по кильватерному следу с высокой степенью защиты от средств акустического противодействия противника. ССН С-380 якобы была принята на вооружение Приказом МО СССР №205 от 20 июля 1964 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной.
Слово «ключ» имеет срок действия. Командир подводной лодки находится в ожидании и может предвидеть плоскость перископа вылета, так что срок не истекает. Подводная лодка никогда не появляется на поверхности. Если это произойдет, это потому, что что-то не так. В операциях с базы Мар-дель-Плата он проплывает около 40 км на поверхности до глубины 60 метров, и там он погружается. Вы должны забыть о Голливуде и Второй войне, которая пошла как паром на поверхности и погрузилась в атаку. Все идет под водой, - объясняют они.
Это до того, как не было «трубкой», и набирать воздух приходилось часто подниматься и открывать люки. Сумасшедшим на борту была первая версия, которая бежала, но ВМС пояснили, что нет никаких указаний. В гипотезе о пожаре, говорят те, кто знает активность, через несколько секунд корабль может быть заполнен дымом. Экипаж имеет индивидуальное маскировочное оборудование и дыхательные трубки, которые, в свою очередь, подключены к системе подачи кислорода, которая находится на всем протяжении судна. Логическая вещь была бы на поверхности, и если есть движение, не погружайтесь снова.
Глубина хода торпеду управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 м заглубления. Выход на заданную глубину хода-ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает "мешок" (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении "на погружение".
От самопроизводльного запуска торпеды существует 5 степеней защиты (в порядке снятия):
1. Запирающие краны (кислородный и воздушный) на блоке клапанов. Открываются вручную перед выстрелом торпеды специальным ключом через специальную горловину ТА.
2. Стопор на гребных винтах. Снимается вручную при погрузке торпеды в торпедный аппарат.
3. Стопоры (2 шт) на пиропатронах камеры сгорания. Снимаются вручную при погрузке в ТА
4. Стопор на замедлителе (только для надводных кораблей). Снимается вручную при погрузке в ТА.
5. МК - машинный кран, открывается автоматически спец. захватом ТА при выхода торпеды из аппарата
Двигатель: 53-65К - тепловой кислородный турбинный двигатель 2ТФ разработки НИИ "Мортеплотехника"; двигатель управляется автоматом выключения, отключающим пропульсивную установку при скорости вращения лопастей турбины более 8 000 об/мин.
Компоненты топлива - керосин, морская вода, кислород
Мощность двигателя - 550 кВт
ТТХ торпеды:
Срок хранения торпед в ТА носителей:
- 3 месяца (53-65, 53-65А, 53-65М)
- 12 месяцев (53-65К, кислородная)
Модификации:
- 53-65К (1969 г.) - базовый вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем.
53-65К практическая - вариант торпеды 53-65К для учебных стрельб. Практическая торпеда 53-65К отличалась от боевой балластным отсеком емкостью 120 л, охлаждением парогаза перед выхлопом исключили подгорание выхлопных клапанов турбинного отделения, другими доработками для обеспечения непотопляемости практической торпеды. Первая серийная партия в 100 шт выпущена заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) в 1972 г.
Опытная 53-65К - исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способапотребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом "постоянного" водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге, работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.
53-65КЭ (1984 г.) - экспортный вариант торпеды, разработки СКБ завода им. С.М.Кирова (г.Алма-Ата).
53-65К мод. (2011 г.) - модернизированный вариант торпеды 53-65К, разработан Машиностроительным заводом им.С.М.Кирова в г.Алма-Ата и предложен Индии и России. Предполагается модернизация ранее выпущенных торпед. Впервые заказчику (ВМС Индии) торпеды показаны на полигоне Иссык-Куль в 2011 г.
Носители: 53-65К - подводные лодки и надводные корабли.
Погрузка торпед.
2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.
Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н.Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.
Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.
В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог – «Трайдент» II.
Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.
Новая ракета морского базирования по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.
Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.
В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК – Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.
История создания и конструктивные особенности
Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.
Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».
Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.
Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.
Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.
Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А.Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .
Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».
На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ – «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.
Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.
Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .
Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».
По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.
Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.
Основные ТТХ лодки :
Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая – 170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24.000 т;
Водоизмещение надводное – 14.720 т;
Скорость подводного хода – 29 узлов;
Скорость надводного хода – 15 узлов;
Глубина погружения предельная – 480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.
/По материалам militaryrussia.ru и vadimvswar.narod.ru /