Теоретическая геральдика: обязательные и необязательные элементы герба, формы щита, геральдические стороны, геральдические цвета, их графическое обозначение и правила сочетания. Форма герба семьи
Форма герба семьи может быть различной, зависит от ваших индивидуальных предпочтений и желаний. Главное, помните, что существуют определенные стандарты, которых следует придерживаться, особенно в том случае, если вы создаете не просто герб для школы, а в первую очередь герб для себя и своей семьи.
Основные формы герба для семьи
Герб представляет собой уникальный элемент индивидуальности рода, какой-то семьи. Как вы понимаете, создание такого символа имеет массу особенностей. В данной статье мы поговорим об основе герба – щите, на котором рисуются все остальные тематические изображения. Щиты могут иметь различные формы. Специалисты отмечают 12 основных вариантов оформления.- Щит, с одной стороны имеет незначительную вогнутость вовнутрь. Очень оригинальный вариант. Низ полукруглый, верх - четкая линия.
- Щит, дополненный обрамлением. Форма щита – стандартная. По сторонам ответвления в виде орнамента;
- Щит с двух сторон имеет внутреннюю вогнутость. Низ – полукруглый, верх – незначительный полукруг вовнутрь щита. Сверху по бокам изображение в виде крыльев птицы.
- Стандартный щит с зауженным низом и ровным верхом;
- Щит выпуклой формы квадратного типа;
- Стандартный щит без зауженного низа;
- Квадратный щит с зауженным низом;
- Круглый щит;
- Щит с декоративными формами;
- Ромбовидный щит;
- Полукруглый шит;
- Квадратный щит.
Правила выбора формы герба для семьи
Мы уже определились, что основой выступает четкий щит или же геометрическая фигура. Делайте так, как нравится именно вам. При этом, нужно не забывать о том, что дополнительный антураж оформления вовсе не помешает. Чаще всего щит украшали каким-то орнаментом. Нередко, использовали намет, который исполнялся в виде ветвей растений или же дерева. Также использовали вариант, когда щит в руках держали мифические или же обычные животные. Это придавало уникальности, строгости, значимости всему гербу.Если вы стремитесь дополнить герб девизом семьи, то нужно внизу щита очень органично нарисовать ленточку. На ней может быть написан ваш девиз. Кроме того, девиз можно написать на окантовке щита.
Четких правил выбора формы для герба – не существует. Тут, как вы поняли, все зависит от ваших индивидуальных желаний, предпочтение и творческих аспектов. Если же вы не можете нарисовать герб самостоятельно, то обратитесь за помощью к опытным специалистам, которые выполнят все работы правильно, со значением дела.
Символика герба семьи очень интересна и разнообразна. В первую очередь нужно сказать о том, что герб – это символ рода, семьи. Поэтому, он должен быть создан с учетом...
Герб является неотъемлемой значимой часть каждой семьи и каждого человека. Личный герб может быть предоставлен определенному лицу, и содержать в себе истинные ценности и качества...
Фамильный герб семьи создать не так и просто, как кажется изначально. Все дело в том, что тут нужен не только творческий подход, но и определенное знание темы. Впрочем, сегодня...
Графский род Орловых исторически имеет начало еще с 1613 года, родоначальником которого был Владимир Лукьянович Орлов, староста селения Бежецкий верх. Его правнук Григорий...
Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие - нет.Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Геральдические стороны. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Применялись и другие виды делений, например вилообразно разделенный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный. Деление герба зубчатыми линиями было характерным для немецких гербов.
Геральдические цвета. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый"; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червления. Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами. Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".
Графическое изображение. Серебро - пустое пространство, золото- точки, лазурь- горизонтальными чертами, а червлень- вертикальные. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.
Теоретическая геральдика: основные правила геральдических изображений, названия частей щита, способы деления щита и иерархия гербовых полей, геральдические и негеральдические фигуры, названия различных форм их взаимного расположения.
Среди гербовых фигур выделяются абстрактно-геометрические, которые носят название геральдических, или почетных фигур. Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), крест (соединенные столб и пояс), правая и левая перевязи (диагональные полосы), оконченность (полоса по нижнему краю щита), кайма(полоса вдоль всех краев щита), стропило (две наклонные полосы, соединенные «домиком»). Столб может быть смещен вправо и влево, пояс – повышен или понижен, глава и оконченность – скошены справа или слева. Стропило, если не оговорено иное, упирается в нижние углы и не достигает середины верхнего края щита. Если оно доходит до середины щита, то называется пониженным, если упирается не в углы, а в боковые стороны щита, то повышенным. Оно может быть опрокинутым (перевернутым), правым (упирающимся в левые углы и середину правой стороны щита), левым, скошенным вправо (упирающимся в середины основания и левой стороны щита и правый верхний угол) или скошенным влево. Если геральдическая фигура одна, она обычно имеет ширину от ½ до 1/3 ширины щита, если их в гербе несколько, то ширина становится меньше.
Остальные фигуры называются негеральдическими и делятся на естественные (изображения живых существ) и искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком).
В состав герба, кроме щита, могут входить статусные знаки, составляющие обрамление. К ним относятся шлем, нашлемник, намет или мантия, корона (или заменяющие ее бурлет или шапка), щитодержатели, девиз, а также награды, должностные знаки. Расположение двух или более фигур друг над другом называется «в столб», друг с другом – «в пояс», расположение вдоль диагонали щита «в перевязь». По умолчанию фигуры в гербе располагаются следующим образом: единичная – посередине щитового поля, две – рядом, три – две рядом над одной, четыре – по две в ряд. При большом неопределенном количестве одинаковых фигур поле называется усеянным этими фигурами. Более крупная фигура может быть сопровождаема мелкими. Возможно сопровождение по сторонам и по углам, причем с каждой стороны должно быть одинаковое число сопровождающих фигур. Более крупная фигура может быть обременена или прикрыта более мелкими. В обоих случаях мелкие фигуры накладываются на крупную, но при обременении они умещаются на ней целиком, а при прикрытии края мелких фигур выступают за края крупной. Если даже на верхнем краю одной фигуры помещена другая, то первая фигура называется увершенной второй. Живые существа и оружие по умолчанию повернуты вправо. Повернутые вправо фигуры называются обращенными. Обращенные фигуры не оговариваются, если оно обусловлено так называемым геральдическим вежеством, т. е. поворотом навстречу другой фигуре. Перевернутая фигура называется опрокинутой, расположенная выше или ниже нормального расположения- повышенной или пониженной. Фигура животного, изображенная в поле герба частично, называется возрастающей, когда видна примерно половина фигуры, и возникающей, когда из-за края щита или другой фигуры видна только голова и шея, иногда с частью лапы или хвоста. Геральдические животным могут изображаться в строго определенных позах. Четвероногие бывают восстающими (вставшие на дыбы), скачущие (с горизонтальным положением тела, но, с опорой на две задние лапы), идущие (на всех четырех лапах, на с первой поднятой), стоящими (на всех четырех лапах), сидящие или лежащие.
Русская родовая геральдика. Родовой, личный и семейный герб в России. Принципы построения родовых гербов. Гербы пожалованные и «самобытные». Гербы различных категорий российского дворянства. Гербы иностранного происхождения.
Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне – этим Россия отличалась от европейских стран, где были распространены не только гербы духовенства, но и бюргерские, и даже крестьянские. Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии, и большинство титулов. Герб дворянина переходил ко всем его законным потомкам обоего пола по мужской линии. Передача герба по женской линии оформлялась как новое пожалование. Основанием для него могло стать пресечение рода. Четких правил компоновки двух сливаемых гербов в одном не было, самые распространенные – в рассеченном щите, в щите с сердцевым щитком или четверочастном щите.
Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в герб вправе лишь монарх путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел 1.
В гербы по воле монарха могли вноситься особые почетные добавления. Чаще всего вносился двуглавый орел или его часть, но могли быть и элементы местных гербов, знаки наград, указания на отличия, а также отвлеченные символы чести. Это называется аугментация. «Самобытные» гербы- это гербы, принятые самостоятельно, он имеет силу, если это не запрещено государством.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи - свод гербов российских дворянских родов, учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797. Двадцать томов гербовника включают 3 066 родовых и несколько личных гербов. Общепринятое сокращение - ОГ. Все гербы, в гербовник внесённые, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого нашего, или преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо.
Каждому дворянину того рода, коего герб находится в гербовнике выдавать на пергаменте за скрепою точные копии с герба оного рода и с описания при том находящегося. Три столетия назад, как и сегодня, родовые гербы стали употребляться в России стихийно. Поначалу, с конца XVII века, Московское государство признавало лишь гербы иностранного происхождения (принадлежавшие "выезжим на Русь" родам) и подтверждало таковые через Посольский приказ. В ходе петровских реформ, с унификацией благородного сословия и с учреждением Герольдмейстерской конторы, была сделана попытка использовать фамильные гербы как атрибут оформляемого "шляхетства", и в этом качестве поставить их под контроль государства. Первоначально Герольдмейстерская контора была уполномочена не только представлять на монаршее утверждение новые гербы и почетные дополнения к ним, но и самостоятельно подтверждать уже используемые гербы, при необходимости подвергая их правке. Со временем, однако, процедура самостоятельного подтверждения была оставлена в силе только для гербов, ранее пожалованных в России. Нужда в каких-либо правке, редактировании гербов при этом отпадала. Такой порядок был закреплен последовательно Павлом I и Александром II.
Русская городская и областная геральдика. Городские эмблемы XVII в. Принципы построения губернских и городских гербов. Соотношение уездных гербов с губернскими. Городские гербы в советское время. Городские гербы в современной России.
Ранние земельные эмблемы известны только по печатям. Большая Государственная печать Ивана Грозного, датируемая последней четвертью 16 века, содержала в себе 24 земельные эмблемы. Большая государственная книга 1672 г содержала уже 33 земель, названия которых входили в тот момент в титул русского царя. При Екатерине 2 все города были пожалованы гербами. Городские гербы, пожалованные Екатериной, не содержали никаких элементов, кроме щитов. В городской геральдике также встречаются гласные гербы (орел в гербе города Орла; волк в гербе Волчанска; куропатки в гербе Курска и т. д.). Кроме гласных гербов, заметное место занимают «старые» гербы, в некоторых из них нашли отражение местные древние культы. Но чаще всего городской герб, пожалованный Екатериной отражал природу, экономику или политическую жизнь уезда или города. Порой содержательный и «гласящий» элемент сливались в одном символе. Например, колокол в гербе Звенигорода можно воспринимать и как гласный герб, и как включение в герб элемента, которым на самом деле славен Звенигород. В советское время интерес к городской геральдике возродился только во второй половине 1960-х г. И за примерно четверть века было разработано около 250 гербов городов СССР. При этом геральдическая грамотность у составителей гербов, как и у тех, кто эти гербы утверждал, как правило, отсутствовала. Очень распространенным стало помещение в гербе названия города, что в традиционной геральдике совершенно не принято. Между тем, чуть ли не половина советских городских гербов содержит этот элемент. Возникла идея, что герб непременно должен отражать прошлое города, его настоящее и будущее. Это приводило к перегруженности герба, составленного в соответствии с такой посылкой. Кроме того, символика современности была, как правило, однообразна – промышленность символизировали шестерня или отбойный молоток, сельское хозяйство – колос, науку – колба, модель атома. В прочем, ряд городов (Тула, Псков, Смоленск, Зубцов, Новгород, Рига, Ярославль) взяли за основу старые гербы. Оригинальны советские гербы городов Мурманской области, как раз имеющих очень непродолжительную историю. Составителям гербов удалось избежать стандартных «промышленных» решений. Герб Мончегорска, известного никилеевым комбинатом, содержит символы химических элементов меди, никеля и кобальта. В конце 80-х г интерес к исторической геральдике вырос, городам стали возвращаться прежние гербы. В современной России провозглашено преемство к дореволюционной геральдике. Но гербоведчество сохраняет свое значение: во-первых, много существующих сегодня городов никогда прежде гербов не имели; во-вторых, создаются новые графические версии старых гербов; в-третьих, несмотря на реформу, 1857 г, многие местные гербы вплоть до 1917 г употреблялись в версии екатерининского времени, хотя это противоречило законодательству. С 1992 г в РФ действует геральдическое ведомство, в 1996 г провозглашено единство геральдической политики в стране и введена федеральная регистрация гербов. Создаются также личные гербы, гербы обществ, объединений, фирм.
Государственная геральдика. Государственный герб и его особенности. Герб Российской империи, его история и эволюция. Большой, Средний и Малый Государственный герб Российской империи. Государственная символика Временного правительства. Герб современной России.
Впервые двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана 3 около 1490 г. Но собственно герб (двуглавый орел в щите под шлемом с царской короной и наметом) впервые в России появляется на личной печати царя Федора Алексеевича, хотя и это уникальный случай в 17 веке. На пороге 18 в происходит геральдизация монаршей эмблемы (двуглавый орел, обычно со всадником на груди). Закрепляются детали (орел держит именно скипетр и державу, всадник поражает копьем змея), определяются цвета (черный орел в золотом поле, «натуральный» всадник в червленом щитке) и ориентация фигур (всадник в нагрудном щитке – обращенный). Короны над орлом были заменены на «имперские» (аналогичные боковой короне Священной Римской империи) даже раньше, чем Петр 1 принял императорский титул. Первоначально на некоторых изображениях орел в щите носил две короны, а третья, большая корона стала располагаться непосредственно над ним. При Петре 1 вокруг щита на груди орла была помещена цепь ордена Андрея Первозванного, а всадник был интерпретирован как св. Георгий. Геральдизация затронула и эмблемы, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу монарха. Но выработка большого императорского герба, включавшего все гербы владений, в эти годы не была осуществлена. Такой герб был разработан при Павле 1, но не был утвержден. Зато при Павле 1 в состав государственного герба были введены Мальтийский крест, помещавшийся на груди орла за щитом со всадником, и мальтийская корона. Александр 1 убрал мальтийскую символику, но много экспериментировал с положением крыльев орла, с количеством корон, с предметами, которые орел держит в лапах. В 1856 Александр 2 утвердил большой, средний и малый государственные гербы, гербы титульных владений, большой и малый гербы для всех членов династии. В гербы были внесены некоторые изменения, в частности, всадника развернули вправо, а на щиток со всадником нанесли тонкую золотую кайму (чтобы избежать наложения червленого щитка на черную грудь орла). В гербы старших членов династии вместо мантии была введена сень. Младшие члены династии венчали свои гербы императорской короной. Временное правительство отменило имперский герб и стало использовать на печатях двуглавого орла без всяких атрибутов, без геральдического щита и фиксированной расцветки. Предполагалось, что новый герб будет составлен после принятия Учредительным собранием решения о государственном устройстве. Но вместо этого двуглавый орел на 75 лет вообще исчез из российской государственной символики. 30 ноября 1993 г Указом Президента РФ вновь был учрежден герб в виде двуглавого орла под тремя коронами, правда, иной расцветки. Еще через семь лет этот герб был переутвержден уже конституционным законом. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», принятого 25 декабря 2000г, «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой-держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Тема
ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ
План
Общее строение герба.
Исторические формы щита.
Цветовое и графическое деление щита.
Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.
Внешние составные части герба.
Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.
Происхождение и развитие гербов в России.
1. Общее строение герба
Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.
Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.
Составные части герба
1. Щит.
2. Шлем.
3. Нашлемник.
4. Корона.
5. Мантия.
6. Намет.
7. Щитодержатели.
8. Девиз.
9. Клейноды.
10. Бурелет.
Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.
Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составляющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Аракчеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.
2. Исторические формы щита
Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.
3. Цветовое и графическое деление щита
Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями. Скошение ступенчатой линией справа называется нисходящими степенями, слева – восходящими. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).
Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.
4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе
Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:
1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.
2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.
3. Столб . Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.
4. Пояс . Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.
5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.
6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.
7. Простой геральдический крест.
8. Андреевский крест.
Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.
Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей : изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем). Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.
Известно около 40 вариантов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направлениях).
Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы). Собака – символ преданности и повиновения. Кошка – независимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукротимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – символ бдительности) и др. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины).
Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.
Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.
К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.
Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется гласным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Гласность может быть выражена помещением на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гербах). Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетельством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожалование графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа "Священной Римской империи", а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).
Цель:
- Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, гербами городов Краснодарского края, историей герба Белореченска.
- Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Воспитать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
- Развить творческий интерес, познавательную активность, владение композицией, ассоциативно-образное мышление.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок.
Оборудование:
- Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
- Плакаты с изображением символики России, Краснодарского края.
- Музыкальный ряд: гимн России, гимн Кубани.
- Художественные материалы: альбом, цветные карандаши, краски.
План урока:
- Беседа о государственной символике, символике Краснодарского края, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
Ход урока
- Организация класса.
Звучит Гимн России (ученики встают).
Учитель: Ребята, что за музыка сейчас звучит.
Ученики: Это Гимн России.
Учитель: А что такое Гимн?
Ученики: Это символ нашей страны.
Учитель: А какие ещё государственные символы вы знаете?
Ученики: Герб, флаг.
Учитель: Сегодня наш урок посвящён гербам.
Рассказ учителя: “История геральдики”.
Символические изображения были в употреблении человека с давних времён и изображались на перстнях, щитах, знамёнах. Менялись эти знаки по желанию человека, который их применял.
Лица, выдающиеся своей доблестью и храбростью, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения. Это было необходимо, потому что закованные в железо доспехи рыцари мало отличались один от другого.
А самые древние гербы были на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византии – двухглавый орёл. Гербы составляли и описывали глашатаи (распорядители) на рыцарских турнирах – этих людей называли герольдами. Так и возникло искусство составления гербов – геральдика.
Гербом называется символическое изображение, составленное на основании определённых знаков и утверждённое верховной властью. В композиции герба всё имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов.
Поверхность герба была или одного цвета или делилась на несколько полей определённого цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбираемый имел символическое значение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что могут означать цвета – золотой, серебряный, красный, зелёный, чёрный.
Ученики: Красный – кровь, храбрость, чёрный – траур, зелёный – спокойствие, золотой – богатство, серебряный – чистота.
Учитель: В основном вы правильно определили значение цветов. Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.
Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение.
На поле герба могут быть изображены животные, растения, мифологические существа, оружие и т.д.
Символика цвета
- Золото – знатность, благородство
- Серебро – невинность, доброта, откровенность
- Красный – храбрость, мужество, великодушие, любовь
- Зеленый – надежда
- Черный – мудрость, печаль
- Синий – верность, честность.
Алфафит эмблем
Рукопжатие – эмблема дружбы
Герб также может иметь краткое изречение, отражающее идею герба – это девиз герба.
Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображается на главных зданиях. Составляют его исходя из особенностей города, его истории, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.
Учитель: А вы знаете историю возникновения герба города Белореченска.
Герб города Белореченска
Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России – форму щита. В верхней её части, на фоне флага России, надпись “Белореченск”. В центральной части герба на зелёном фоне изображена реторта, обрамленная с левой стороны золотыми колосьями, а с правой – дубовыми листьями. В нижней части обрамления присутствуют символы промышленности и железной дороги. Ниже обрамления герб горизонтально пересекают две волнистые линии, символизирующие реку Белую, на правом берегу которой расположен город Белореченск. В самом низу герба изображены две казачьи сабли накрест, папаха и надпись “1862” - это год основания города.
А теперь посмотрите, какие имеют гербы города нашего Краснодарского края.
Герб города Лабинска | Герб города Новороссийска | Герб города Тихорецк | Герб города Туапсе |
В Пскове прошла церемония торжественного вручения свидетельства о регистрации герба и флага региона
| 01.03.2019
1 марта 2019 года на торжественной церемонии, которая прошла утром в Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, губернатору региона Михаилу Ведерникову вручили свидетельства о государственной регистрации официальных символов Псковской области - флага и герба.
На церемонию были приглашены члены Геральдического совета при Президенте России, руководители подразделений администрации региона, участники конкурсов проекта официальных символов, депутаты Псковского областного Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий и религиозных организаций, научной и творческой общественности, руководители ветеранских организации и представители средств массовой информации.
Торжественность момента при вручении свидетельств о государственной регистрации официальных символов региона – флага и герба – была должным образом подчеркнута: мероприятие открыли статные знаменоносцы, внесшие официальные символы региона в зал, прозвучал гимн Российской Федерации, а затем собравшиеся увидели впечатляющий видеоролик о символах Псковской области.
Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, выступая перед собравшимися на торжественной церемонии, особо подчеркнул, что сегодняшнее событие имеет и историческое, и личное значение для него значение, поскольку его дедушка и бабушка до Великой Отечественной войны жили на Псковщине. «Для меня большая честь быть в Пскове и участвовать в этой церемонии. Псковская земля является важнейшей частью России и истории. Через 3 года можно отмечать юбилей - исполнится 350 лет с момента изображения псковского герба в титулярнике. Изображение, которое дошло до нас, связано с великой историей Пскова», - сказал Георгий Вилинбахов. По мнению герольдмейстера, в этом есть «глубокая истина и связь времен».
Фото: Псковское агентство информации (ПАИ)
Губернатор Михаил Ведерников, в свою очередь, заявил, что итоговый результат в разработке символов соответствует истории и традициям Псковской области. Также он объявил об объявлении 20 февраля Днем герба и флага Псковской области (дата выбрана в связи с тем, что 20 февраля 2019 года символы региона были внесены в Государственный геральдический регистр РФ).
Полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан акцентировал внимание на том, что жители Псковской области ждали этого события 25 лет и этот день навсегда будет вписан в историю Псковской области.
По материалам Администрации Псковской области, Псковского агенства информации, Комсомольской правды и сетевого издания "Геральдика.ру"
Анастасия Крыжановская // [ 19.04.2018 ] [размер: 14782 знаков]
Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии 19 апреля день рождения. С авторами герба Петрозаодска беседовала журналист ИА "Республика" Анастасия Крыжановская.