Органы государственной власти и управления в ссср.
Верховный Совет СССР.
Советской страной управляют лучшие люди из народа, избранные трудящимися. Это партийные и беспартийные советские граждане, заслужившие доверие трудящихся своей государственной и общественной деятельностью, своей самоотверженной работой на фабриках, заводах и полях, своими достижениями в области науки, техники, культуры, своей героической борьбой с врагами советской Родины.
Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. В феврале 1946 года в Верховный Совет было избрано 1339 депутатов. Среди депутатов Верховного Совета СССР рабочие составляют 38 процентов, крестьяне – 26 процентов, служащие, интеллигенция – 36 процентов. Женщин среди депутатов – 227 человек. Значительную группу депутатов составляют военнослужащие.
Совершенно иной состав выборных органов в буржуазно-помещичьих государствах. В царской Государственной думе (в1912 году) из 439 депутатов было 67 земледельцев (преимущественно кулаков), 11 рабочих и ремесленников. Все остальные депутаты были из помещиков, капиталистов, царских чиновников, буржуазной интеллигенции, духовенства. Подлинными представителями трудящихся в Думе были только 5 рабочих-большевиков, да и тех царское правительство сослало в Сибирь.
Законодательную власть в СССР осуществляет исключительно Верховный Совет СССР. Это означает, что только он имеет право издавать в Советской стране законы.
В капиталистических странах законы издает власть, принадлежащая буржуазии. Там закон выражает волю господствующих эксплуататорских классов и направлен против народа. Советские законы выражают волю трудящихся. В Советской стране впервые в истории человечества закон не противоречит народу, а служит народу. Советское социалистическое государство представляет, выражает и защищает интересы всего народа.
Интересы советского социалистического государства и интересы трудящихся едины и неразрывны. Вот почему исполнение советских законов безусловно необходимо в интересах укрепления советского государства, укрепления и развития социалистического строя, а следовательно, и в личных интересах советских граждан.
Совет Союза и Совет Национальностей.
Верховный Совет СССР состоит из двух палат. Одна из них называется Совет Союза, другая – Совет Национальностей.
Возникает вопрос: почему Верховный Совет СССР состоит из двух, а не из одной палаты? Вот почему.
У всех граждан Советского Союза, без различия национальности и расы, основные интересы одинаковые, общие. Все советские люди кровно заинтересованы в том, чтобы хозяйственная и оборонная мощь Советского Союза укреплялась, чтобы материальное благосостояние и культурный уровень трудящихся неуклонно повышались, чтобы был обеспечен прочный демократический мир между странами.
Общие интересы всех советских граждан, независимо от их национальности, представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Союза. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Но Советский Союз является многонациональным государством. В нашей стране живет около 60 наций, национальных групп и народностей. У граждан различных национальностей, населяющих СССР, есть еще свои, особые интересы, связанные с национальными особенностями каждого народа- особенности его языка, хозяйства, культуры, быта.
Эти особые интересы каждого из многочисленных советских народов представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Национальностей. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам. От каждой союзной республики избирается одинаковое число депутатов, независимо от количества населения, проживающего в этой республике. Таков же принцип выборов депутатов в Совет Национальностей от автономных республик, автономных областей и от национальных округов.
Две палаты имеют и буржуазные парламенты. Они называются там: верхняя и нижняя палаты, палата лордов и палата общин, сенат и палата депутатов и т.п. Но между палатами Верховного Совета СССР и палатами буржуазных парламентов нет ничего общего.
В капиталистических странах обе палаты являются органами буржуазной власти. В верхние палаты доступ представителям народных масс особенно затруднен. Верхние палаты обладают особыми преимуществами перед нижними палатами. Например, в Англии палата лордов состоит из высшей знати: принцев, герцогов, графов, баронов, а также архиепископов и епископов. Некоторые члены палаты лордов назначаются королем, передают свои права по наследству. Все законы, принятые нижней палатой, должны проходить через верхнюю палату, которая имеет право задержать их. Верхние палаты являются оплотом реакционной буржуазии.
Ничего подобного нет и не может быть у нас, в Советском Союзе. В СССР обе палаты представляют интересы трудящихся. Обе палаты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.
Президиум Верховного Совета СССР.
Верховный Совет СССР работает на своих сессиях. Постоянную, текущую работу по управлению страной ведут другие высшие государственные органы, прежде всего Президиум Верховного Совета СССР. Он избирается на совместном заседании обеих палат Верховного Совета СССР из числа депутатов в составе председателя, 16 его заместителей (по числу союзных республик), секретаря и 15 членов. Председателем Президиума Верховного Совета СССР избран депутат Н.М. Шверник.
Президиум Верховного Совета СССР
является высшим, постоянно действующим органом государственной власти Советского Союза, избираемым Верховным Советом СССР и ему подотчетным. Он созывает сессии Верховного Совета СССР, назначает новые выборы в Верховный Совет, издает указы, награждает орденами и присваивает почетные звания СССР, назначает высшее командование Вооруженных Сил СССР, объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных обязательств по взаимной обороне от агрессии, объявляет общую или частичную мобилизацию, утверждает договоры СССР с другими государствами, назначает полномочных представителей СССР в других государствах и т.д.
В капиталистических странах нет органов власти, подобных Президиуму Верховного Совета СССР. Там государство возглавляется одним человеком – королем, президентом. Они не ответственны перед парламентом, стоят над парламентом, имеют право задержать любой закон, принятый парламентом, и даже распустить парламент. В Советском Союзе во главе государства стоит не один человек, а коллектив, коллегия – Президиум Верховного Совета СССР. Это, по выражению товарища Сталина, коллегиальный президент СССР.
Совет Министров СССР. Министерства.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Советского Союза является Правительство СССР, именуемое: Совет Министров СССР. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат. Он ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему.
Совет Министров СССР образуется в составе председателя Совета Министров, его заместителей, министров СССР и председателей комитетов, работающих при Совете Министров на правах министерств. Председателем Совета Министров СССР является И.В. Сталин.
Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств СССР, принимает меру по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Совет Министров принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан и осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами. Он руководит общим строительством Вооруженных Сил страны.
Министерства
- это органы, ведающие отдельными отраслями государственного управления и народного хозяйства. Они подразделяются на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.
Общесоюзные министерства существуют только в масштабе СССР. Они ведают такими отраслями народного хозяйства, которые имеют всесоюзное значение и требуют управления ими из одного центра непосредственно на всей территории Советского Союза. Конституция СССР относит к таким отраслям отдельные отрасли тяжелой промышленности (черная и цветная металлургия, машиностроение, угольная, нефтяная промышленность и т.п.); средства транспорта; средства связи; внешнюю торговлю. Возьмите, например пути сообщения, связывающие все республики и области нашей страны, и вы легко поймете, почему для управления подобными отраслями необходимы общесоюзные министерства.
Союзно-республиканские министерства, то есть такие, которые существуют и в масштабе СССР и в каждой союзной республике, ведают теми отраслями народного хозяйства и государственного управления всесоюзного значения, руководство которыми из центра целесообразно осуществить главным образом через одноименные министерства союзных республик. К таким отраслям относятся пищевая, лесная и другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, внутренняя торговля и т.п.
Ведению союзно-республиканских министерств подлежат Вооруженные Силы СССР, сношения советского правительства с иностранными государства, государственная безопасность, государственный контроль, финансы, здравоохранение и другие.
Республиканскими министерствами называются такие министерства, которые существуют только в союзных республиках. Они ведают отраслями народного хозяйства и государственного управления республиканского значения. К таким отраслям Конституции союзных республик относят местную промышленность, коммунальное хозяйство, автомобильный транспорт, просвещение, социальное обеспечение и другие. Республиканские министерства подчиняются Совету Министров союзной республики. В автономных республиках также есть министерства.
Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.
До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.
В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту - Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.
Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.
Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй - представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика - 11, автономная область - 5, автономный округ - 1.
Президиум
Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.
Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.
Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».
При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.
После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.
После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.
В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.
Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».
Новая Конституция
В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.
Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.
От Брежнева до Горбачева
После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.
Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь - Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.
Председательство А. А. Громыко
После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.
В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.
Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.
С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.
В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность - Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.
Расформирование
Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.
Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.
В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.
Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.
Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.
Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.
В Верховный Совет СССР девятого созыва 16 июня 1974 года избрано 1517 депутатов, из них в Совет Союза - 767 и в Совет Национальностей - 750 депутатов. В Верховный Совет СССР избрано впервые 846 депутатов что составляет 55,8 проц. от общего числа депутатов. Среди депутатов 475 женщин (234 - в Совете Союза, 241-в Совете Национальностей). Членами и кандидатами в члены КПСС являются 1096 депутатов, 421 депутат - беспартийные, в том числе 174 депутата -члены ВЛКСМ. В Верховном Совете СССР 769 рабочих и колхозников, или 50,7 проц. общего состава депутатов; 142 работника науки культуры, литературы и искусства, просвещения и здраво охранения, или 9,3 проц.; 241 депутат - партийные, 17 - профсоюзные и комсомольские работники; 215 - работник государственных, советских органов; 77 - руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, инженер и другие специалисты; 56 депутатов - военнослужащие. Состав депутатов Верховного Совета СССР по возраст следующий: до 30 лет - 279 депутатов, или 18,4 проц.; от 3 до 40 лет - 280, или 18,5 проц.; от 41 до 50 лет - 426, ил 28,1 проц.; от 51 до 60 лет - 331, или 21,8 проц.; старше 60 лет - 201 депутат, или 13,2 процента. Депутаты Верховного Совета СССР имеют образование: высшее - 764, или 50,4 проц., незаконченное высшее - 39, или 2,6 проц., среднее - 513, или 33,8 проц., неполное среднее-185, или 12,2 процента депутатов. В числе депутатов 55 лауреатов Ленинской и 89 лауреатов Государственной премий, 31 Герой Советского Союза и 277 Героев Социалистического Труда; 1412 депутатов награждены орденами и медалями СССР. В Верховный Совет СССР избраны депутаты 61 национальности. Заседание второе Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 15 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Национальностей Рубен В.П., заместители Председателя Совета Национальностей Жаксыбеков С.Ш., Зайченко Н.М., Ташпулатова Д., Тихонов Н.С. В ложах - товарищи Косыгин А. Н., Пельше А.Я., Полянский Д.С., Шелепин А.Н., Машеров П.М., Пономарев Б.Н., Рашидов Ш.Р., Устинов Д.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Национальностей Рубен В.П. Председатель. Уважаемые товарищи депутаты! Заседание Совета Национальностей объявляется открытым. Нам необходимо заслушать доклад Мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутатов, избранных в Совет Национальностей Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Национальностей депутату Шеварднадзе. Шеварднадзе Э.А. (Тбилисский - Ленинский избирательный округ, Грузинская ССР).
ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Товарищи депутаты! Выборы в Верховный Совет Союза ССР, которые состоялись 16 июня 1974 года, прошли в обстановке большого политического и трудового подъема. Они продемонстрировали несокрушимое идейное и социально-политическое единство советского общества, дружбу и братство всех наций и народностей нашей великой Родины. Высокая активность трудящихся в избирательной кампании, единодушное избрание кандидатов блока коммунистов и беспартийных убедительно свидетельствуют о полной поддержке и горячем одобрении советскими людьми внутренней и внешней политики Коммунистической партии, целеустремленной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарища Л.И. Брежнева. С огромным удовлетворением воспринял советский народ предвыборную платформу Коммунистической партии, изложенную в Обращении Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, в яркой речи на встрече с избирателями товарища Л.И. Брежнева, в выступлениях других руководителей партии и государства. Советских людей не могут не радовать успехи, достигнутые после XXIV съезда КПСС во всех областях хозяйственного, социально-культурного строительства, намеченные партией вдохновляющие перспективы дальнейшего продвижения страны к коммунизму. За годы, прошедшие со времени прошлых выборов, значительно увеличился объем промышленного и сельскохозяйственного производства, возросло благосостояние советских людей, укрепилось оборонное могущество нашего государства. Проводимая Коммунистической партией и Советским государством активная миролюбивая внешняя политика является важным фактором разрядки международной напряженности, утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, укрепления мира во всем мире. Решение задач хозяйственного и культурного строительства неразрывно связано с дальнейшим развитием социалистической демократии. Наш государственный строй на деле обеспечивает активное участие трудящихся масс в управлении делами общества и государства. “На практике, в жизни, - говорил в речи на встрече с избирателями товарищ Л.И. Брежнев,- наше государство сверху донизу управляется при повседневном участии масс. И в этом - важный источник динамизма нашего общества, устойчивости политической системы социализма”. На выборах в Верховный Совет СССР проявились высокая гражданская зрелость, политическая сознательность советских людей. Участие в голосовании приняли 161.689.612 человек, или 99,98 проц. всех избирателей, внесенных в списки. При выборах в Совет Национальностей за кандидатов в депутаты от союзных республик проголосовали 99,85 проц. избирателей, от автономных республик - 99,68 проц., от автономных областей и национальных округов - 99,72 проц. избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса кандидатам нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Товарищи депутаты! Советский Союз - многонациональное государство. Народы нашей страны широко отметили 50-летие образования Союза ССР, ознаменовавшее торжество ленинской национальной политики. Союзный характер нашего государства отражен в структуре Верховного Совета СССР, в равноправии его палат, в порядке формирования Совета Национальностей. В соответствии со статьей 35 Конституции СССР в Совет Национальностей избрано по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой из автономных республик, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Всего в нашу палату избрано 750 депутатов. В Совет Национальностей избраны представители 57 национальностей. Среди депутатов - русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы, абхазцы, башкиры, буряты, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасаранцы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, каракалпаки, карелы, коми, марийцы, мордва, осетины, татары, тувинцы, удмурты, чеченцы, ингуши, чуваши, якуты, адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, хакасы, коми-пермяки, ненцы, долганы, эвенки, манси, эвены, коряки, чукчи, поляки, немцы, финны. (Аплодисменты). А всего в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, учитывая национальный состав Совета Союза, избраны депутаты 61 национальности. Все вместе они являются представителями единого советского народа - новой исторической общности людей. (Аплодисменты). Товарищи депутаты! Мандатная комиссия с большим удовлетворением отмечает, что депутатами Совета Национальностей избраны члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК, секретари ЦК КПСС, видные партийные и государственные деятели страны, многие передовики производства. Достойное место среди депутатов занимают представители славного рабочего класса, являющегося ведущей силой нашего общества. Рабочих в палату избрано 238 человек. Это знатные металлурги и машиностроители, горняки и нефтяники, химики, строители, опытные мастера по изготовлению автоматических приборов и электронно-вычислительных машин, работники транспорта и связи, текстильной и пищевой промышленности, передовики совхозов. В составе депутатов Совета Национальностей широко представлено колхозное крестьянство. Среди 150 колхозников, избранных в палату, - лучшие полеводы, животноводы, механизаторы. Все они самоотверженно трудятся над осуществлением намеченной партией грандиозной программы по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Вместе рабочих и колхозников в Совете Национальностей 51,7 проц. всех депутатов, то есть более половины состава нашей палаты. В Совет Национальностей избраны видные представители советской интеллигенции. В их числе 25 научных работников Академии наук СССР, отраслевых академий и академий наук союзных республик, ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 26 учителей и врачей, работники печати, писатели, артисты, художники, композиторы. Среди депутатов руководители предприятий, хозяйственных организаций, специалисты различных отраслей народного хозяйства. Депутатами Совета Национальностей избрано 117 советских работников, 108 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 22 военнослужащих. Более 85 проц., или 638 депутатов Совета Национальностей, имеют высшее и среднее образование, что свидетельствует о широких и разносторонних знаниях депутатов. В состав палаты избрана 241 женщина, или 32,1 проц. от общего числа депутатов. Это говорит о том, что советские женщины активно участвуют в государственных делах, в решении задач хозяйственного и культурного строительства страны. Совет Национальностей по своему составу хорошо отражает единство и преемственность поколений нашего общества. Здесь люди, умудренные жизненным опытом, и представители молодежи, нашего славного комсомола. В числе депутатов Совета Национальностей 141 человек, или 18,8 проц. депутатов, моложе 30 лет; 348 человек, или 46,4 проц., имеют возраст от 31 до 50 лет; 154, или 20,5 проц., - от 51 до 60 лет; 107 депутатов, или 14,3 проц., - старше 60 лет. Состав палаты наглядно отражает единство блока коммунистов и беспартийных. 534 депутата являются членами и кандидатами в члены КПСС, 216 депутатов - беспартийные, из них 89 человек - члены ВЛКСМ. Нынешний состав Совета Национальностей значительно обновился. 461 депутат палаты, или 61,5 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Таким образом, в каждом созыве Верховного Совета проходят большую школу управления делами государства все новые и новые представители трудящихся масс. Следует отметить, что 691 депутат Совета Национальностей награжден орденами и медалями СССР, 15 депутатов удостоены звания Героя Советского Союза и 116 - Героя Социалистического Труда. 71 депутат является лауреатом Ленинской и Государственной премий. Такой состав Совета Национальностей дает возможность успешно рассматривать и успешно решать вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, последовательно претворять в жизнь политику Коммунистической партии, как этого требуют Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, высокое доверие нашего народа. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия каждого избранного в Совет Национальностей депутата. Рассмотрев протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, заявления кандидатов в депутаты об их согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие материалы, представленные Центральной избирательной комиссией, Мандатная комиссия установила, что выборы депутатов в Совет Национальностей во всех избирательных округах проведены правильно, на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты выборов кого-либо из депутатов, в Мандатную комиссию не поступало. Оснований для кассирования выборов по какому-либо избирательному округу не имеется. В связи с этим Мандатная комиссия вносит предложение о признании полномочий всех 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва. Мандатная комиссия представляет на утверждение Совета Национальностей следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Национальностей постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. Заседание второе
Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 17 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Союза Шитиков А.П., заместители Председателя Совета Союза Алиев Г.А., Давидчик А.Л., Джумаев А., Патон Б.Е. В ложах - товарищи Андропов Ю.В., Гречко А.А., Гришин В.В., Кулаков Ф.Д., Мазуров К.Т., Подгорный Н.В., Суслов М.А., Щербицкий В.В., Демичев П.Н., Романов Г.В., Соломенцев М.С., Долгих В.И., Капитонов И.В., Катушев К.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Союза Шитиков А.П. Председатель. Товарищи депутаты! Заседание Совета Союза объявляется открытым. Мандатная комиссия закончила работу по проверке полномочий депутатов Совета Союза. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Союза депутату Месяцу. Месяц В.К. (Карагандинский - Ленинский избирательный округ, Карагандинская область).
ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА СОЮЗА
Товарищи депутаты! Состоявшиеся 16 июня 1974 года выборы в Верховный Совет СССР девятого созыва явились важнейшим событием в общественно-политической жизни страны. Они вылились в убедительную демонстрацию монолитной сплоченности советского народа вокруг Коммунистической партии и ее Центрального Комитета. Подготовка и проведение выборов повсеместно проходили под знаком всенародной борьбы за успешное претворение в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, досрочное выполнение заданий четвертого, определяющего года пятилетки. Выборы способствовали дальнейшему развитию советской демократии, широкому вовлечению трудящихся в управление государственными и общественными делами. Огромное влияние на весь ход избирательной кампании оказали Обращение Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, вдохновляющая речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы. В этих важных документах, в предвыборных выступлениях других руководителей партии и государства дан глубокий марксистско-ленинский анализ современной обстановки, подведены итоги работы по выполнению планов экономического и социального развития советского общества, претворению в жизнь Программы мира, намечены перспективы на будущее. За четыре года со времени прошлых выборов наша страна сделала новый крупный шаг вперед. Высокими темпами развиваются социалистическая индустрия и сельское хозяйство. Достигнуты значительные успехи в подъеме народного благосостояния. Новым проявлением дальнейшего упрочения единства советского общества, торжества ленинской национальной политики, крепнущей дружбы социалистических наций и народностей стало празднование 50-летия образования СССР. Эти годы отмечены важными внешнеполитическими сдвигами, дальнейшим ростом международного авторитета нашей партии и государства. Итоги выборов в Верховный Совет СССР явились ярким выражением горячего одобрения советским народом внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, многогранной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева. (Аплодисменты). В голосовании участвовали 161.689.612 человек, или 99,98 проц. общего числа избирателей. За кандидатов в депутаты Совета Союза отдали свои голоса 161.355.959 человек, или 99,79 проц. избирателей. Это убедительная победа нерушимого блока коммунистов и беспартийных, свидетельство того, что советские люди доверяют своей партии, а партия делает все, чтобы быть достойной этого доверия. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия Совета Союза на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия всех депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года, и докладывает о результатах своей работы. Для проведения выборов в Совет Союза Президиум Верховного Совета СССР образовал 767 избирательных округов. По всем этим округам Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва представила Мандатной комиссии Совета Союза протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, их заявления о согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие документы. Рассмотрев эти материалы, Мандатная комиссия установила, что выборы по всем избирательным округам проведены в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Все баллотировавшиеся кандидаты получили абсолютное большинство голосов и избраны депутатами. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение выборы депутатов по какому-либо округу, в Мандатную комиссию Совета Союза не поступило. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия сегодня с большим удовлетворением отмечает, что в высший орган государственной власти единодушно избраны Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев (аплодисменты), члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС (аплодисменты). Своей плодотворной деятельностью они завоевали высокий авторитет, безграничное доверие и сердечную признательность всего нашего народа. (Аплодисменты). Депутатами в Совет Союза избраны лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, воинов армии и флота. В нашей палате широко представлены рабочие ведущих отраслей народного хозяйства: металлургической и угольной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и приборостроения, энергетики и электрификации, строительства и промышленности строительных материалов, рабочие совхозов и аграрно-промышленных объединений. Всего в Совете Союза рабочих 260 человек, или 33,9 проц. состава палаты. Депутатами избраны лучшие труженики колхозного производства. Среди них работники полеводческих бригад, животноводческих ферм, бригадиры, звеньевые, механизаторы, председатели колхозов. В Совете Союза 121 колхозник, или 15,8 проц. всего состава палаты. Таким образом, половина состава палаты - это рабочие и колхозники, люди труда, чьими руками непосредственно создаются материальные ценности нашего общества. Достойный вклад в коммунистическое строительство вносит советская интеллигенция. Она пользуется уважением и доверием народа. В Верховный Совет избраны видные деятели науки и культуры, литературы и искусства, работники просвещения и здравоохранения, руководители предприятий и специалисты различных отраслей народного хозяйства. Среди депутатов Совета Союза 22 научных работника Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий, 7 ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 12 учителей и врачей, 15 писателей и других творческих работников. Депутатами Совета Союза избраны 98 работников советских органов, 150 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 34 военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. Из года в год растет общественно - политическая и производственная активность советских женщин. Нет у нас такой отрасли народного хозяйства, науки и культуры, где бы наши женщины не вносили свой труд в общее дело строительства коммунизма. В числе депутатов палаты 234 женщины, что составляет 30,5 процента. В Совете Союза 562 члена и кандидата в члены КПСС и 205 беспартийных. В этом наглядно отражается жизненность блока коммунистов и беспартийных, нерушимое единство партии и народа. Постоянной заботой, поистине всенародным вниманием окружены у нас молодое поколение, наш Ленинский комсомол. Партия стремится развивать активность молодежи, шире привлекать ее к участию в управлении государственными и общественными делами. Среди депутатов Совета Союза 138 человек, или 18 проц., в возрасте до 30 лет, из них 85 - комсомольцы. Депутатов в возрасте от 31 до 50 лет - 46,7 проц., от 51 до 60 лет - 23,1 проц. и старше 60 лет - 12,2 процента. Уровень образования депутатов характеризуется следующими данными: 417 депутатов, или 54,4 проц., имеют высшее и незаконченное высшее образование, 345 депутатов, или 45 проц.,- среднее и неполное среднее образование. В Совет Союза избраны депутаты 41 национальности. Среди них: русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Многонациональный состав депутатов Совета Союза является замечательным свидетельством торжества ленинской национальной политики, подлинного равноправия наций и народностей, населяющих нашу страну. О том, что в Верховный Совет избраны лучшие люди нашего государства, которые своим трудом заслужили столь высокую честь, свидетельствуют такие факты: более 720 депутатов Совета Союза награждены орденами и медалями СССР, 16 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 161 - Героя Социалистического Труда. 73 депутата являются лауреатами Ленинской и Государственной премий. Следует отметить, что состав депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР девятого созыва значительно обновился. 407 человек, или 53,1 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Приведенные данные о депутатах Совета Союза наглядно отражают социальный и национальный состав нашего общества, ведущую роль в нем рабочего класса, нерушимый союз рабочих и крестьян, политическое и идейное единство советского народа. Как видно из приведенных данных, указанный состав депутатов позволяет Совету Союза со знанием дела решать вопросы государственного строительства, развития экономики и культуры страны, последовательно, как к этому обязывают доверие народа, Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, претворять в жизнь политику Коммунистической партии. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия, проверив представленные Центральной избирательной комиссией документы и материалы по выборам в Совет Союза в отдельности на каждого депутата, предлагает признать полномочия всех 767 депутатов, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией. Мандатная комиссия вносит на рассмотрение Совета Союза следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Союза постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 767 депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. (Аплодисменты). Председатель. Товарищи депутаты! Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по докладу Мандатной комиссии? Нет желающих.
Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".
в 1937-1988 гг. высший орган государственной власти Советского Союза. Согласно конституции СССР 1936 г. Верховный Совет избирался на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Конституция СССР 1977 г. увеличила срок легислатуры очередного созыва до 5 лет. В. С. состоял из равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета, изданных в период между, как правило, двумя непродолжительными сессиями. Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов; для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство в каждой палате. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного законаСССР», принятым 1 декабря 1988 г., учреждалась двухзвенная структура органов законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и двухпалатный Верховный Совет СССР. В рамках новой структуры Верховный Совет получил статус постоянно действовавшего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти. Существенное увеличение продолжительности сессий до 3-4 месяцев приближало деятельность Верховного Совета к практике западных представительных учреждений. Однако способ формирования (члены его избирались Съездом народных депутатов), его подотчетность Съезду, принцип ответственности депутатов перед избирателями (включая право отзывапридавали сравнениям Верховного Совета с парламентом сугубо формальный характер. Введение поста Президента СССР в марте 1990 г. существенно ограничило права Верховного Совета по контролю за соблюдением Конституции СССР и лишило его распорядительной функции.
Отличное определение
Неполное определение ↓
высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В. С. СССР – подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве (см.). В выборах депутатов в В. С. СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Депутатом В. С. СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.
В. С. СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных В. С. СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (см.) и министерств СССР. В. С. СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краев, областей, а также новых автономных республик и т. д.
Законодательная власть СССР осуществляется исключительно В. С. СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.
В. С. СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит свое выражение, во-первых, в том, что депутаты В. С. СССР пользуются правом запроса (см. Запрос депутата Верховного Совета) как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата В. С. СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, В. С. СССР может, когда сочтет необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.
В. С. СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей (см.). Двухпалатная структура В. С. СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза. Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют еще свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся & СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики (см.), по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики (см.), по 5 депутатов от каждой автономной области (см.) и по 1 депутату от каждого национального округа (см.). Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства – в том числе и такие, которые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.
Обе палаты В. С. СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами В. С. СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передается на разрешение согласительной комиссии (см. Комиссия согласительная), образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум В. С. СССР распускает В. С. СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочередно их председатели.
Регламент (см.) палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии (см. Комиссии Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик): мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.
В. С. СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, который подотчетен ему во всей своей деятельности, образует Правительство СССР – Совет Министров СССР, который ответственен перед В. С. СССР и ему подотчетен. В. С. СССР избирает Верховный Суд СССР (см.) и специальные суды (см.) и назначает Генерального Прокурора СССР.
По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска В. С. СССР новые выборы назначаются Президиумом В. С. СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска В. С. СССР. Вновь избранный В. С. СССР созывается Президиумом В. С. СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. В. С. СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке. Сессии В. С. СССР созываются Президиумом В. С. СССР: очередные – два раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума В. С. СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия В. С. СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.
Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами В. С. СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение В. С. СССР вносятся; Президиумом В. С. СССР, Правительством СССР, палатами В. С. СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами В. С. СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению В. С. СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.
Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания В. С. СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам. Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов. Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно – не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии В. С. СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.
Депутаты В. С. СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью (см. Право законодательной инициативы, Неприкосновенность депутата); они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (см. Право отзыва депутата). Депутатами В. С. СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа В. С. СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма; обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых В. С. СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. В. С. СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между пародами, ведет неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление В. С. СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, которое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира (см.) от 12 марта 1951 г. и др.
В. С. СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов (см.), послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как В. С. СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от В. С. СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.
Двухпалатная структура В. С. СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется еще менее демократическим путем, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.
Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.
Отличное определение
Неполное определение ↓
В годы войны продолжали действовать обычные органы, одним из них был Верховный Совет СССР, который был высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом СССР, правомочный решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР 56 .
Состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза по Конституции 1936 г. избирался по квоте 1 депутат на 300 тыс. человек. Совет Союза 1-11 созывов избирался прямым, тайным голосованием по одномандатным округам по мажоритарной системе по единому партийному списку от Блока коммунистов и беспартийных.
Совет Национальностей представлял непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Совет Национальностей 1-11 созывов избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой АССР, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального округа. Совет Национальностей 12 созыва избирался Съездом народных депутатов СССР по норме: 11 депутатов от каждой союзной республики, 5 депутатов от каждой АССР, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа 57 .
Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете Национальностей 6-11 созывов всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны 58 .
Срок полномочий Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. составлял 4 года. В 1941-1945 гг. состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва: 9-ая сессия ВС СССР (18 июня 1942 г.) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией; 10-ая сессия ВС СССР (28 января – 1 февраля 1944 г.); 11-ая сессия ВС СССР (24-27 апреля 1945 г.); 12-ая сессия ВС СССР (22-23 июня 1945 г.) приняла Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии 59 .
Президиум Верховного Совета СССР являлся также высшим органом государственной власти в СССР. Избирался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат на первой сессии каждого очередного созыва из числа депутатов на весь срок полномочий Верховного Совета. Президиум Верховного Совета СССР состоял из председателя, 15 его заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов. Во всей своей деятельности Президиум подотчётен Верховному Совету СССР. Основными полномочиями Президиума Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлись: издание указов; толкование действующих законов СССР; роспуск Верховного Совета СССР на основании ст. 47 Конституции СССР и назначение новых выборов: проведение по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик всенародного опроса (Референдума); отмена постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; по представлению председателя Совета Министров СССР освобождение от должности и назначение министров СССР (в период между сессиями Верховного Совета СССР) с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; учреждение орденов и медалей СССР и награждение ими; установление почетных званий СССР и присвоение их; осуществление права помилования; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил СССР; установление воинских званий, дипломатических рангов и др. специальных званий; объявление общей и частичной мобилизации; объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнять международные договорные обязательства во взаимной обороне от агрессии; ратификация и денонсация международных договоров СССР, представление Верховного Совета СССР (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами иностранных государств; назначение и отзыв полномочных представителей СССР в иностранных государствах; прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств; объявление в отдельных местностях или по всему СССР военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. Президиум решал также вопросы приёма в советское гражданство, лишения его или добровольного выхода из советского гражданства. Президиумы Верховных Советов имелись также в союзных и автономных республиках; функции их определяются конституциями соответствующих республик 60 .
В силу чрезвычайных условий в годы войны была затруднена деятельность Верховного Совета СССР – высшего государственного и законодательного органа Советского государства, созыв сессий которого осуществлялся нерегулярно. В связи с этим в 1943 г., как и в первый период войны, большая нагрузка легла на Президиум Верховного Совета СССР, круг деятельности которого стал еще шире и многообразие 61 .
Председателем Президиума Верховного Совета СССР на протяжении всей войны был М.И. Калинин. Только в 1943 г. приемную М.И. Калинина посетили более 50 тыс. человек, а на его имя было получено свыше 80 тыс. писем.
В 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указы, направленные на усиление мощи вооруженных сил страны. Законопроекты военного характера, как и в первый период войны, обсуждались обычно специально созданными комиссиями, рассматривались Политбюро, ГКО, СНК СССР, а затем Президиумом Верховного Совета СССР, который на основе всех предложений издавал соответствующие указы. Работа проводилась и в области укрепления внешнеполитических связей между Советским Союзом и другими государствами. Также в 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР были решены вопросы в области административно-территориальных преобразований в ряде союзных республик. В восточных районах РСФСР в связи с ростом промышленности было проведено разукрупнение ряда областей, созданы новые области – Ульяновская, Курганская, Кемеровская. 62 .
Наряду с этим в этот период были осуществлены действия в нарушение Конституции СССР, связанные с выселением со своих территорий ряда народностей и лишением их автономий. Президиум Верховного Совета СССР в 1943 г. решал также вопросы, связанные с работой промышленности, транспорта, сельского хозяйства, учреждений культуры, с трудом и бытом советских людей 63 .
Работа проводилась в связи с награждением тружеников тыла и воинов, отличившихся на фронте в борьбе с врагом, награждение промышленных предприятий и воинских частей. Всего за 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял 1324 указа о награждениях. Следует отметить, что во второй период войны стали несколько шире отмечаться правительственными наградами и подвиги тружеников тыла. За заслуги в деле обеспечения фронта орденами были отмечены 46 заводов, фабрик, трестов, научных учреждений. 142 человека за доблестный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них наркомы, конструкторы, директора заводов, ученые 64 .
Вместе с тем Президиум Верховного Совета СССР решал вопросы, связанные с лишением орденов и званий, помилованием, снятием судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с фашистскими захватчиками. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял непосредственное руководство президиумами Верховных советов союзных и автономных республик. Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик на основе общегосударственного законодательства разрабатывали законы в соответствии с особенностями каждой республики, выносили их на рассмотрение сессий Верховных Советов: о мерах по улучшению работы органов по оказанию помощи семьям военнослужащих, об улучшении работы местных Советов депутатов трудящихся и др. 65
1943 г. характерен тем, что более регулярно стали созываться сессии Верховных Советов союзных и автономных республик. В связи с военной обстановкой Президиум Верховного Совета СССР 16 декабря 1943 г. принял указ «Об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР». Полномочия Верховного Совета первого созыва были продлены. В Верховном Совете СССР, в Верховных Советах Союзных республик подготавливались мероприятия по расширению прав и полномочий союзных республик в двух областях их деятельности – укрепление обороны страны и развитие внешнеполитических отношений.
Продолжали действовать и высшие органы власти республик. В годы Отечественной войны состоялись шестая и седьмая сессии Верховного Совета УССР. На шестой сессии, созванной в марте 1944 г., рассматривался вопрос об освобождении украинских земель и очередных задачах по возрождению народного хозяйства Советской Украины. Верховный Совет УССР наметил программу восстановления народного хозяйства на ближайшее время. В программе предусматривалось возрождение прежде всего тяжелой индустрии – угольной, металлургической, машиностроительной, коксохимической и других решающих отраслей промышленности УССР 66 .
На этой же сессии Верховный Совет УССР в соответствии с законами, принятыми на десятой сессии Верховного Совета СССР, принял Закон «О создании союзно-республиканских народных комиссариатов иностранных дел и обороны Украинской ССР» и внес в связи с этим соответствующие изменения в Конституцию УССР.
Внешнеполитическая деятельность УССР получила свое развитие уже во время войны. 9 сентября 1944 г. Украинская ССР подписала соглашение с Польшей об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР. В феврале 1945 г. на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Англии по инициативе Советского правительства был поднят вопрос об участии Украины и Белоруссии в качестве первичных членов-учредителей в создаваемой тогда международной организации для поддержания мира и безопасности народов 67 .
В апреле 1945 г. правительство Советской Украины, обратилось к Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с заявлением о своем желании принять участие в этой организации как первичный член-учредитель. С подобным заявлением обратилось и правительство Белорусской ССР. Украина и Белоруссия были приглашены принять участие в Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Украинская ССР своей деятельностью на конференции в Сан-Франциско внесла значительный вклад в дело создания Устава ООН.
Таким образом, в годы Второй мировой войны система высших органов власти СССР подверглась существенной перестройке. Полномочия главного руководящего органа государства были переданы Государственному Комитету Обороны, обладавшему правом издавать общеобязательные распоряжения для всех организаций, учреждений и населения. Решение собственно военных задач было возложено на Ставку Верховного Главнокомандования. С тех пор и до конца войны И.В. Сталин являлся Верховным Главнокомандующим. С образованием Государственного Комитета Обороны и созданием Ставки Верховного Главнокомандования, во главе которых находилось одно и то же лицо – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совета Народных Комиссаров, было завершено создание структуры государственного и военного руководства войной. Верховный Совет СССР, являвшийся главным органом власти в мирное время, в период войны играл вспомогательную роль в управлении.