Что такое подводная лодка. История подводных лодок. Первые подводные лодки. Современные подводные лодки. Все для победы

Историю создания подводных лодок в России нужно отсчитывать от 1718 года, когда плотник Ефим Никонов из подмосковного села Покровское подал челобитную царю Петру I, в которой он предложил проект «Потаенного судна», который фактически представлял собой проект первой отечественной подводной лодки. Спустя несколько лет, в 1724 году на Неве творение Никонова, было испытано, да неудачно, поскольку «при спуске у того судна повредилось дно». При этом Никонов едва не погиб в затопленной лодке и был спасен при личном участии самого Петра.

Среди погибших было 128 американских граждан. Поглощение вызвало возмущение в Америке, но не настолько, что президент Вудро Вильсон был готов объявить войну Германии. Выбранный метод «Луситания» состоял в том, чтобы подводная лодка вышла на поверхность и использовала недавно установленные палубные пушки, чтобы потопить корабли. Любому нейтральному судну, не несущему контрабанду, разрешалось ехать в порт, на который он плавал. Любой нейтральный корабль, пойманный контрабандой, был потоплен - но только после того, как экипаж вылетел в спасательные шлюпки.

За неудачу царь велел изобретателя не корить, а дать ему возможность исправить недочеты. Но вскоре Петр I умер, и в 1728 году Адмиралтейств-коллегия после очередных неудачных испытаний распорядилась работы над «потаенным судном» прекратить. Самого же малограмотного изобретателя сослали работать плотником на верфи в Астрахань. Ну, а что было дальше?

Однако, хотя правительство Германии считало, что это так, немецкий военно-морской флот не собирался проводить такую ​​политику, утверждая, что простой акт подводной лодки, выходящей на поверхность, слишком опасен для их экипажей, тем более, что некоторые торговые суда были оснащены скрытыми пушками. Затем кайзер приказал, чтобы ни один пассажирский лайнер не подвергался нападению, пока всем экипажам и пассажирам не была предоставлена ​​возможность убежать. Вице-адмирала Бахмана заменил адмирал фон Хольцендорф, высокопоставленный немецкий военно-морской офицер, который поддерживал точку зрения Бетмана-Холвега.

Последующие сто лет какие-либо подводные суда в России не строились. Однако интерес к ним в русском обществе сохранялся, и в архивах и поныне хранится немало проектов подводных кораблей, созданных людьми разных сословий. Архивариусы насчитали их аж 135! И это только то, что дошло до наших дней. Из реально же осуществленных конструкций отметим следующие.

Военно-морской флот ответил, прекратив всю деятельность подводных лодок вокруг Британских островов, опасаясь, что стиль атаки «крейсера» слишком опасен для подводных лодок. В этом смысле потеря «арабского» дала англичанам отсрочку от угрозы подводных лодок.

Однако для военно-морского флота это был только шаг к тому, что они хотели - неограниченная подводная война. Фалькенхайн планировал крупное западное наступление, нацеленное на огромный французский форт-комплекс в Вердене. Поэтому он хотел, чтобы любой возможный шаг мог ослабить союзников и улучшить его шансы на успех. Это включало неограниченную подводную войну. Бетманн-Холлвег теперь столкнулся с единым фронтом флота и армии.

В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Она была первым в России судном обтекаемой формы с цельнометаллическим корпусом, поперечное сечение которого представляло собой неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Интересно, что приводить лодку в движение должны были... 4 гребца с веслами-гребками, наподобие гусиных лап. Зато вооружить подводную лодку предполагалось вполне современным оружием - зажигательными ракетами и минами.

Он выдвинул свои аргументы в пользу неограниченной подводной войны. Бетманн-Холлвег тоже был на собрании, и ему было разрешено сделать то же самое. Вильгельм не мог сообразить. За пределами зоны военных действий все еще применялись старые приказы. Это решение было сохранено в секрете. Для американцев казалось, что Германия начала неограниченную подводную войну. Из-за разрушения коммуникаций Вудро Вильсон считал, что американцы были убиты. Он послал записку немцам, угрожающим разорвать дипломатические отношения с Германией.

В ответ подводные лодки прекратили свою кампанию в британских водах. Тем не менее, Фалькенхайн продолжал предпринимать попытки убедить кайзера разрешить неограниченную подводную войну. Он проиграл Бетману-Холвегу. Германия также заявила о своем желании, чтобы Америка вынудила Британию остановить свою «незаконную» блокаду Германии, и если этого не было, Германия зарезервировала право начать свою подводную кампанию. Уилсон был доволен первой частью ответа Германии, но не со вторым. Он сказал Германии, что никакая американская жизнь не должна подвергаться угрозе в ответ на действия британского правительства, над которыми американцы не контролировали ситуацию.

Для освежения воздуха в лодке стоял вентилятор, соединявшийся с трубой, выходившей на поверхность, а вот освещение внутренних помещений предполагалось свечное. Такое вот сочетание допотопности с последними достижениями техники того времени привело к тому, что испытания подлодки шли с переменным успехом. И в конце концов она была забракована, хотя изобретатель уже предлагал в дальнейших модификациях своей конструкции заменить гребцов только что появившимся электродвигателем или даже поставить на лодку водометные движители. Шильдеру было предложено исправить выявившиеся недочеты конструкции за свой счет, чего сделать он не смог, поскольку и так уже вбухал в свое изобретение все имевшиеся у него средства.

Ужасные потери жизни в Вердене и Сомме привели к замене Фалькенхайна на Гинденбург и Людерндорф. Бетманн-Холлвег всегда боролся за то, чтобы Гинденбург был начальником штаба армии Германии, поскольку он считал, что и он, и Хинденбург поделились подобными убеждениями. Однако в этом он должен был ошибаться. Гинденбург был сторонником неограниченной подводной войны. Для Гинденбурга и Людерндорфа Германии грозило истощение. И Гинденбург, и Людерндорф считали, что неограниченная подводная война является единственным решением проблем, связанных с созданием Германии.

Аналогичная судьба постигла и подлодку конструкции И.Ф. Александровского, испытания которой начались 19 июня 1866 года в Кронштадте. Она тоже была металлической, по форме напоминала рыбу. Для совершения диверсий водолазами на лодке имелась специальная камера с двумя люками, позволявшая десантировать людей из подводного положения. Двигателем служила пневматическая машина, а для подрыва неприятельских кораблей подлодка оснащалась особыми минами.

У нее был флот из 46 крупных подводных лодок, способных работать в глубокой воде. В Германии также было 23 подводных лодки, которые могли работать на прибрежном уровне. Тем не менее, позиция Бетмана-Холлвега была затруднена тем фактом, что основные партии Рейхстага поддержали неограниченную подводную войну.

В своих мемуарах Бетманн-Холлвег писал. Он нашел иерархию флота и армии против него - и они уже победили Кайзера. Вильсон разорвал дипломатические отношения с Германией, пытаясь привести Германию в чувство. Он надеется, что такое действие заставит Германию вернуться к принятию решения. Этого не произошло, и отношения между Америкой и Германией стали очень напряженными, когда британская разведка перехватила сообщение из Германии в Мексику, в котором Германия предложила свою поддержку Мексике, если бы Америка вступила в войну против Германии из-за неограниченной подводной войны.

Испытания и усовершенствования субмарины продолжались до 1901 года и были прекращены ввиду полного разорения изобретателя, большую часть работ проводившего на собственные средства.

Оплачивал все расходы из собственного кармана и изобретатель С.К. Джевецкий, который в 1876 году разработал проект одноместной подлодки-малютки. Комиссия наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода и непродолжительное пребывание под водой. В дальнейшем Степан Карлович усовершенствовал конструкцию и создал еще 3 варианта подлодки. Последняя модификация была принята к серийной постройке. Планировалось построить аж 50 субмарин. Однако в связи с начавшимися военными действиями полностью выполнить задуманное не удалось.

В отличие от подавляющего большинства дизельных подводных лодок, тип 032 может стрелять не только крылатыми ракетами дальнего действия, но и баллистическими ракетами с подводными лодками, способными отправить ядерную боеголовку через океан. Пекин предпочитает держать свои карты близко к сундуку, что приводит к предположениям о типе 032 - это чисто подводная лодка для испытаний на ракеты, как официально заявлено, или она является предшественником флота недорогих подводных лодок с баллистическими ракетами?

Или был ли Тип 32 фактически построен как прототип судна для экспорта в Пакистан? В прошлом атомные подводные лодки пользовались огромным преимуществом при погружении в выносливость и шум по сравнению с традиционными дизельными подводными лодками. Дизельная подводная лодка могла спокойно плавать за несколько дней до того, как она должна была появиться, но атомная подводная лодка может делать это месяцами.

Однако одну такую субмарину Степан Карлович все же построил. Увидев ее зале Центрального военно-морского музея в Петербурге, я прямо-таки остолбенел. Передо мной находился как бы «Наутилус» капитана Немо, сошедший со страниц знаменитого романа Жюля Верна: те же стремительные обтекаемые линии, остроносый полированный корпус из блестящего металла, выпуклые иллюминаторы....

То, что Китай даже подумает о разработке такой крупной дизельной подводной лодки, связано с появлением авиационно-независимых силовых установок, которые охватывают различные технологии, которые позволяют двигателям и генераторам на борту подводной лодки работать при потреблении кислорода или кислорода.

Используя двигатель Стирлинга, он может работать погруженными в течение 30 дней. Небольшой и почти бесшумный дизель подлодки американских авианосцев в нескольких военных играх. Подземные юниоры, оснащенные торпедным оружием, предназначены, как и шведский Готланд, для использования в качестве скрытых малотоннажных лодок для преследования вражеских кораблей в прибрежных водах.

Но кто такой - Джевецкий? Почему у российского изобретателя столь странная фамилия?.. Оказывается, Степан Карлович Джевецкий, он же Стефан Казимирович Држевецкий, - выходец из богатого и знатного польского рода. Но поскольку Польша в XIX веке входила в состав Российской империи, то и Стефан, родившийся в 1843 году, стал числиться российским поданным.

Подразделение типа 094 приступило к первому патрулю ядерного сдерживания в Китае, предположительно, тип 032 предложит более дешевый, более короткий выносливый комплимент Тип. Тип 032 также имеет средства для размещения и развертывания до пятидесяти персонала специальных сил - все более распространенной чертой современных подводных лодок. В других отношениях тип 032 менее впечатляющий. Как сообщается, его максимальная глубина погружения составляет от 160 до 200 метров, что меньше половины глубины, которую могут погружать многие современные конструкции.

Впрочем, первые годы детства, отрочество и юность он провел вместе с родными в Париже. Здесь закончил лицей, а затем поступил в Центральное инженерное училище, где, кстати, учился вместе с Александром Эйфелем - тем самым, кто потом сконструировал знаменитую на весь мир Эйфелеву башню.

По примеру товарищей по училищу Стефан Држевецкий тоже стал что-то изобретать. И не без успеха. В 1873 году на Венской всемирной выставке его изобретениям был отведен специальный стенд.

В любом случае тот факт, что был построен только один тип 032, подтверждает утверждения о том, что он предназначен в качестве доступной испытательной платформы для ракетного вооружения. Подводка также, как сообщается, была использована для испытания ракет «Земля-воздух» с подводными лодками и нового подводные спасательные стручки.

Некоторые считают, что тип 032 может применяться для развертывания подводных беспилотных летательных аппаратов. Две страны проводят давний союз против Индии. Китай по-прежнему настороженно относится к потенциальной будущей сверхдержаве и видит, что он укрепляет свой соперник Пакистан как стратегическую хеджу. Однако первоначальное требование к сделке типа 032 было либо неточным, либо провалилось.

На нем среди прочего оказались и чертежи автоматического прокладчика курса для корабля. А когда выставку посетил генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич, он настолько заинтересовался этим изобретением, что вскоре Морское ведомство России заключило с изобретателем договор на изготовление автоматического прокладчика по его же чертежам.

Разработал первую в мире подводную лодку: «Наутилус». Первое ядерное путешествие произошло 21 января. В отличие от предшествовавших ей дизельных подводных лодок, «Наутилус» имел практически неограниченный радиус действия. Более того, он мог оставаться под водой в течение больших промежутков времени, потому что не приходилось сталкиваться, чтобы заряжать электрические батареи. И хотя большинство подводных лодок предназначалось, чтобы путешествовать в основном на поверхности и иногда погружаться, Наутилус был разработан, чтобы оставаться под водой и повод.

Држевецкий переехал в Петербург. Вскоре прибор был создан и показал себя настолько хорошо, что в 1876 году его опять-таки послали на Всемирную выставку в Филадельфию.

В 70-е годы XIX века Држевецкий заинтересовался возможностью создания подводной лодки. Весьма вероятно, что не последнюю роль в возбуждении этого интереса сыграл и Жюль Верн со своим романом. В 1869 году в Париже начали печатать журнальный вариант «20 000 лье под водой», а Држевецкий, как мы знаем, владел французским столь же свободно, как и русским.

Невероятный диапазон и маневренность атомных подводных лодок радикально изменили морскую стратегию и тактику. Хотя ранее подводные лодки поддерживались для защиты побережья, эта новая порода подводных лодок могла - и действительно - путешествовала по миру. Спустя несколько лет после того, как он был выпущен в море, Наутилус стал первой подводной лодкой, которая плавала под арктическим льдом, достигая Северного полюса 3 августа. После того, как она достигла Северного полюса, Наутилус был капитально отремонтирован и изменил реактор.

Затем он был назначен на шестой флот. К этому времени разрабатывались более совершенные технологии, и Наутилус функционировал как юниор тренера после. Возможность передвижения по всему миру не была обнаружена, что военные и коммерческие корабли противника подвергались нападению подводных лодок в любое время и практически в любом месте на океанах. Со временем подводные лодки были вооружены баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. Спустя несколько лет после Наутилуса тревожный Советский Союз разработал свои собственные возможности атомных подводных лодок.

Так или иначе, но в 1876 году он подготовил первый проект небольшой подводной лодки. Однако в следующем году началась русско-турецкая война, и осуществление идеи пришлось отложить до лучших времен.

Држевецкий пошел добровольцем на флот. А чтобы не раздражать именитых родственников, записался матросом-волонтером в состав машинной команды вооруженного парохода «Веста» под именем Степана Джевецкого. Он участвовал в сражениях с турецкими кораблями и за личную отвагу даже получил солдатский Георгиевский крест.

Затем подводные лодки были оснащены реакторами и вооружены баллистическим ядерным оружием. Развитие атомной подводной лодки потребовало от Советов около пяти лет «времени от рисования до ввода в эксплуатацию». Ранние советские подводные лодки, такие как К-19, страдали от проблем и приводили к нескольким несчастным случаям со смертельным исходом. На протяжении всей холодной войны Советский Союз продолжали выпускать дизель-электрические подводные лодки, вооруженные ядерными боеголовками.

Раньше ядерные реакторы бросали в океаны, когда они больше не использовались. Теперь ядерные реакторы выгружаются в специально обозначенных портах. Отработанное радиоактивное топливо удаляется из корпуса реактора, тем самым удаляя большую часть его. Затем реактивные реакторы зарывают на место отходов. Затем корабли «корпуса» могут быть переработаны, спасены или выброшены.

Во время боев идея атаковать вражеские броненосцы с помощью небольших подводных лодок только окрепла. А поскольку Морское ведомство денег на осуществление проекта не дало, после войны Джевецкий решил пойти путем капитана Немо. И построил подлодку на частном заводе Бланшарда в Одессе за свои деньги.

К августу 1878 года одноместная подлодка из листовой стали невиданных для того времени обтекаемых форм была построена. Осенью того же года Джевецкий продемонстрировал возможности своего изобретения группе офицеров на рейде Одесского порта. Он под водой приблизился вплотную к барже, установил мину под ее днищем, а затем, отойдя на безопасное расстояние, произвел подрыв.

Комиссия выразила пожелание, чтобы «для практических военных целей» в будущем была построена лодка большего размера. Но денег на проект опять-таки не дали.

Но Джевецкий решил не отступать. Он заинтересовал своими идеями генерал-лейтенанта М.М. Борескова, известного инженера и изобретателя. И вместе они сумели добиться, чтобы в конце 1879 года в обстановке глубокой секретности «подводный минный аппарат» был спущен на воду.

При водоизмещении 11,5 т он имел длину 5,7, ширину 1,2 и высоту 1,7 метра. Четыре человека экипажа приводили в движение два поворотных винта, обеспечивавших как ход вперед или назад, так и способствовавших управлению всплытием и погружением, а также разворотами вправо-влево.

В качестве вооружения служили две пироксилиновые мины, располагавшиеся в специальных гнездах на носу и корме. При подходе под днище неприятельского корабля одна из этих мин или обе сразу отцеплялись, а потом подрывались издали электрозапалами.

Лодка понравилась чинам Военно-инженерного ведомства, и ее даже представили царю Александру III. Император поручил военному министру уплатить Джевецкому 100 000 рублей за оригинальную разработку и организовать постройку еще 50 таких же лодок для обороны с моря портов на Балтийском и Черном морях.

Меньше чем за год лодки были построены и приняты Инженерным ведомством. Половину требуемого количества изготовили в Петербурге, а другую - во Франции, на машиностроительном заводе Платто. И тут, похоже, имел случай промышленного шпионажа. Брат известного французского инженера Губэ работал чертежником у Платто. И через некоторое время Губэ подал заявку на патент, в которой описывался аналогичный подводный аппарат.

У нас же тем временем изменилась точка зрения на использование подлодок во время военных действий. Из оружия обороны береговых крепостей они стали превращаться в оружие нападения на вражеские транспорты и боевые корабли в открытом море. Но для таких целей малые подлодки Джевецкого уже не годились. Их сняли с вооружения, а самому изобретателю предложили разработать проект более крупного подводного корабля. Он справился с поставленной задачей и в 1887 году представил требуемый проект.

Для снижения сопротивления движению Джевецкий опять-таки сделал лодку обтекаемой и даже рубку спроектировал убирающейся. Подлодка могла погружаться на глубину до 20 метров, должна была иметь запас хода над водой 500 миль, под водой - 300 миль и способна находиться под водой 3-5 часов. Экипаж ее составляли 8-12 человек. Впервые подлодка была вооружена разработанными Джевецким же торпедными аппаратами.

Лодка вышла на испытания и показала неплохие мореходные качества. Однако прежде чем погрузиться, экипаж должен был загасить топку парового двигателя, что не позволяло лодке быстро погружаться в экстренных случаях, и вице-адмирал Пилкин проекта не одобрил.

Тогда Джевецкий несколько переработал проект и в 1896 году предложил его французскому Морскому министерству. В результате на конкурсе «Надводный и подводный миноносец» Джевецкого водоизмещением 120 тонн получил первую премию в 5000 франков, а торпедные аппараты после испытаний поступили на вооружение французской подводной лодки «Сюркуф».

Российскому же правительству изобретатель предложил новую подлодку, использующую бензиновый двигатель как для надводного, так и для подводного хода. Проект вскоре утвердили. И в 1905 году Петербургскому металлическому заводу был выдан заказ на постройку опытного корабля «Почтовый». Осенью 1907 года начались испытания подлодки, а в 1909 году в море вышел единственный в мире корабль, имевший единый двигатель для подводного и надводного хода.

Лодка во многом превосходила иностранные образцы своего времени. Однако пары бензина, распространявшиеся внутри при работе двигателя, действовали на моряков отравляюще. Кроме того, двигатель изрядно грохотал, а пузырьки воздуха, постоянно сопровождавшие движение «Почтового», не позволили использовать лодку как боевую.

Тогда Джевецкий предложил заменить бензиновые двигатели дизелями. Причем на больших глубинах, когда было затруднено удаление отработанных газов, должен был работать небольшой электродвигатель с аккумуляторной батареей. Джевецкий рассчитывал, что надводная скорость составит 12-13 узлов, а подводная - 5 узлов.

Кроме того, еще в 1905 году изобретатель предложил вообще удалить экипаж из подлодки, а управлять ею дистанционно, по проводам. Так впервые была сформулирована идея, к практическому осуществлению которой приступили лишь столетие спустя.

Однако Первая мировая война, а потом и революция помешали ему осуществить свои идеи на практике. Советской власти С.К. Джевецкий не принял, уехал за границу, снова в Париж. Умер он в апреле 1938 года, немного не дотянув до 95 лет.

А до наших дней дожил единственный экземпляр лодки Джевецкого. Тот самый, что стоит ныне в зале Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

Подводный флот - настоящая гордость нашей страны. В этой сфере мы - сильнейшие. Но сохранила ли наша страна светлую помять о создателе Российского подводного флота? Многие ли знают, что этот передовой род войск был создан в нашей стране именно при Николае Втором, при его деятельнейшем участии?

К сожалению имя последнего императора в этой области незаслуженно забыто. А ведь ему удалось создать этот род войск с нуля, не имея ни какой технической базы.

С 1903 по 1917 год абсолютно с нуля он организовал постройку 67 и покупку 11 подводных лодок, (78 единиц).

Вопреки существующему мифу, что императорский подводный флот в основном состоял из западных лодок типа Holland (АГ-11-26), на самом деле этих кораблей было в нашем флоте только 11 штук - 14% флота. Причем, заказаны они были в разгар войны - в 1916 году, когда потребовалось резкое наращивание мощи.

По иностранным чертежам, хотя и с существенными российскими доработками, на территории Империи были построены серия Нарвал (3 штуки), Сом (7 штук) и Осетр (6 штук). Суммарно 16 штук - 20,5% флота

Таким образом 65,5% подводного флота были российскими разработками.

Полностью закупленных было только 14%, а 20,5 сделаны на основе чужих технологий.

За период с 1903 по 1917 год было организовано не только производство первых опытных образцов (в общей сложности 11 штук), но и налажено серийное производство полностью отечественных подводных лодок.

За пару лет до Первой Мировой войны были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле (ныне - эстонский Таллин). Там и теперь остаются развалины имперского завода подводных лодок…


История создания подводного флота России

Принято считать, что первую подводную лодку построил и испытал на Темзе в 1620 г. голландский механик и физик Корнелий Ван-Дреббель . Его деревянная лодка, обтянутая снаружи промасленной кожей, могла перемещаться с помощью весел в подводном положении на небольшие расстояния. Экипаж состоял из двенадцати гребцов и трех офицеров.

Хроника свидетельствует, что при погружении лодки на глубину присутствовал сам король Яков I. Исследователи не исключают использование Ван-Дреббелем сжатого воздуха, а может быть, даже и кислорода.

Они так и писали: “Судно могло находиться под водой в течение нескольких часов на глубине от 4 до 5 метров. Начатые опыты прервала смерть Ван-Дреббеля ".

В год его кончины, то есть в 1634 г., французский ученый, математик и философ Сарен Мерсенн издал книгу, которая помогла многим поколениям строителей подводных судов практическими советами, Мерсенн, например, советовал строить подводные лодки, формой похожие на рыб, а оба конца их корпуса делать одинаково заостренными. Материалом, пригодным для постройки, Мерсенн считал медь, а не дерево и рекомендовал не увлекаться размерами судов.

Наш соотечественник Ефим Никонов , плотник из подмосковного села Покровское, подал в 1718 г. на имя Петра I челобитную с предложением построить “потаенное судно” , которое “в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли".

Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. Известно, что в 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра Первого, после чего автору предложили начать постройку “потаенного судна большого корпуса”.

В августе 1724 г. Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им “огненными трубами ”. По-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра Первого работа над “потаенным судном” прекратилась, а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае.

В 1775 г. с аналогичным проектом выступил американец Бушнель , которому иногда незаслуженно приписывают постройку первой подводной лодки военного назначения.

В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера К. А. Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками (по три с каждого борта).

Лодка двигалась при помощи четырех специальных гребков, устроенных по принципу утиных лапок и расположенных попарно на каждом борту вне корпуса. Они приводились в действие матросами-гребцами, но скорость подводного хода (при неимоверных усилиях экипажа) не превышала полукилометра в час. Шильдер надеялся перевести гребки на электродвижение, однако прогресс в электротехнике в те годы был слишком медленным, и осенью 1841 г. дальнейшие работы по совершенствованию лодки были прекращены.

Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879-1881 годах по проекту С.К. Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.


.И. Ф. Александровский создал в 1865 г. первую самодвижущуюся мину-торпеду, а несколько позже С. К. Джевецкий сконструировал и торпедные аппараты, устанавливавшиеся снаружи на корпусе подводной лодки. Они многие годы находились на вооружении отечественных кораблей наряду с трубчатыми торпедными аппаратами, размещавшимися внутри прочного корпуса.

Хотя российские изобретатели К. А. Шильдер, И. Ф. Александровский, С. К. Джевецкий и другие конструкторы внесли большой вклад в дело создания подводных лодок, построить боевую подводную лодку в XIX в. из-за низкого уровня развития электротехники и тепловых двигателей им все же не удалось.

Отечественное подводное кораблестроение как важнейшая отрасль военного судостроения зародилось в нашей стране лишь в ХХ веке.

Первая русская боевая подводная лодка “Дельфин" была построена в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И. Г. Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М. Н. Беклемишевым и инженер-механиком И. С. Горюновым . В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора.

“Дельфин” по своим тактико-техническим характеристикам превосходил подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством инженера Голланда.

“Дельфин” имел водоизмещение 113/135,5 т при главных размерениях 25,9 х 3,4 х3,0 м и мог погружаться на глубину 55 м. Бензиновый двигатель обеспечивал ему скорость надводного хода 9,0 узла и дальность плавания 243 мили. Скорость подводного хода, развиваемая электромотором, была около 4,5 узла при дальности плавания 28 миль. На вооружении подводная лодка имела два торпедных аппарата Джевецкого с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов

29 августа 1903 года практически полностью готовую и стоявшую у достроечной стенки завода первую подводную лодку «Дельфин» посетил Император Николай II. Он заслушал доклад И.Г.Бубнова и пожелал «успеха при дальнейших постройках». Это послужило началом финансирования проекта подводной лодки. 27 (14) октября 1903 г. она была принята в казну (на вооружение), а 18 июня 1904 года вошла в состав Балтийского флота. Так было положено начало созданию подводных сил Российского флота


Император Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К. Беклемишева на Балтийском судостроительном заводе.

Россия или Америка? Начало конкуренции

За 110-летнюю историю отечественные субмарины прошли несколько этапов развития – от крошечных "потаенных судов" до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе Военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.

В самом конце XIX века сразу в нескольких странах появились вполне работоспособные образцы подводных лодок. Приоритет в их создании принадлежал американской фирме Голланда, которую посетил в 1900 году главный инспектор кораблестроения России Н. Е. Кутейников. Он не скрывал, что рассматривает вопрос приобретения американских подлодок для отечественного флота, но сделка не состоялась.

С одной стороны, Голланд необоснованно взвинтил цены, а с другой - Кутейников пришел к выводу о возможности постройки подводных лодок в России на отечественных верфях по отечественным проектам.

Для этого 19 декабря 1900 года Морское ведомство создает комиссию для проектирования подводных судов. В ее состав вошли судостроитель Иван Григорьевич Бубнов, лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев и старший инженер-механик Иван Семенович Горбунов.

Именно И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева по праву можно назвать создателями отечественного подводного флота.

Уже 3 мая 1901 года комиссия представила проект "миноносца № 13" (класса подводных лодок тогда еще не существовало).

В январе 1901 года по предложению главного инспектора кораблестроения России генерал-лейтенанта Е.Н.Кутейникова в Санкт-Петербурге началось профессиональное проектирование отечественных боевых подводных лодок.

К этому времени уже было освоено промышленное производство электродвигателей и электрических аккумуляторов, позволяющих обеспечить движение подводной лодки в подводном положении, двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизелей, которые обладали высокой экономичностью и оказались наиболее пригодными в качестве двигателей надводного хода.

В качестве подводного оружия для подводных лодок наиболее эффективными оказались торпеды, которые позволяли им атаковать надводные суда стоящие как на якоре, так и движущиеся в открытом море.

4 января 1901 года морское министерство утвердило «Строительную комиссию подводных лодок», которую возглавил талантливый инженер-кораблестроитель И.Г.Бубнов. Комиссия разработала проект 1-ой отечественной боеспособной подводной лодки «Дельфин». В 1901 г. И.Г.Бубнов был назначен её строителем при Балтийском заводе, руководил её испытаниями и сдачей флоту в эксплуатацию.

Так было положено начало созданию подводных сил Российского флота

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Эта война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – корабли нового типа, которые к этому времени еще только начинали занимать свое место в составе военных флотов ведущих морских держав мира.

В апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы «Ясима» и «Хацусе», японцы же посчитали, что их атаковали подводные лодки, и вся эскадра долго и яростно стреляла в воду. Командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт приказал при подрыве японских броненосцев дать радиограмму, что адмирал благодарит подводные лодки за удачное дело. Конечно, японцы перехватили это сообщение и «приняли его к сведению».

В 1904 году во Владивосток по железной дороге начали отправлять подводные лодки. В конце декабря 1904 года там уже находились восемь подводных лодок.


14 (1) января 1905 г. приказом командира Владивостокского порта все эти лодки организационно вошли в Отдельный отряд миноносцев, который, в свою очередь, подчинялся начальнику Владивостокского отряда крейсеров контр-адмиралу К. Я . Иессену. Непосредственное руководство действиями Отдельного отряда возложили на командира подводной лодки «Касатки» лейтенанта А.В. Плотто , а его заместителем был назначен лейтенант И.И.Ризнич , командовавший подводной лодкой «Щука».

А.Плотто был первый командир первого тактического Отдельного отряда подводных лодок (Родился А.В. Плотто 12 марта 1869 г., впоследствии вице-адмирал, военно-морской деятель, теоретик и практик подводного плавания. Умер в 1948 г. в возрасте 79 лет, похоронен в Пирее (Греция).

К концу 1905 года во Владивостоке находилось 13 единиц подводных лодок.

Ни в одной из стран мира к началу русско-японской войны еще не было выработано осмысленных взглядов на роль подводных лодок в составе их флотов. Поэтому Морскому ведомству России приходилось разрабатывать планы использования своих подводных лодок в войне на море, не имея никакого опыта. Никто реально не представлял, на что способны подводные лодки и как они должны действовать.

Командир «Сома» лейтенант князь Владимир Владимирович Трубецкой писал, что «…лодками, по существу, никто не руководил, а тем командирам, которые хотели что-либо сделать, инициативы не давали… ». И далее: «…Все приходилось делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой."

В основном их разработал командир «Ската» лейтенант Михаил Тьедер и командир «Щуки» лейтенант Ризнич» (многие из этих «командных слов» сохранились и до нашего времени: «По местам стоять. К всплытию», «По местам стоять. К погружению», «Продуть балласт», «Осмотреться в отсеках» и другие).

Их боевая деятельность свелась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока.

Впервые в практике боевых действий русский офицер-подводник командир «Сома» - лейтенант князь В. В. Трубецкой видел в перископ не учебный щит-цель, а корабли врага. Он принял решение атаковать противника. «Сом» погрузилась и начала маневрирование с целью занятия удобной позиции для залпа, но японские корабли обнаружили её, открыли огонь и пошли на таран. «Сом» погрузилась на 12 метров и произвела маневр уклонения с целью снова занять удобную позицию для производства торпедного залпа.

Но внезапно опустившийся на море туман позволил кораблям противника скрыться. Хотя боевого столкновения не произошло, и эта атака не была успешной, но она сыграла положительную роль.

Этот случай стал попыткой первой подводной атаки в истории отечественного подводного флота и совершил ее лейтенант князь В.В.Трубецкой.

Впервые в мировой истории встретились новые противники - надводные корабли и подводная лодка, начав в тот далекий день противостояние, не оконченное и по настоящее время.

Поначалу подводные лодки относились к классу миноносцев. К 1906 году Россия имела 20 таких подводных миноносцев.

Это обстоятельство привело к тому, что 19.03.1906 года по Морскому ведомству морским Министром вице-адмиралом А.А.Бирилевым был подписан приказ №52 , который гласил:

«Государь Император в 6-ой день марта сего года высочайше повелеть соизволил: 1) Включить в высочайше установленную в 30-й день декабря 1891 г. классификацию судов военного флота разряды: а)…….. б) подводных лодок. 2) во второй разряд (перечислить) миноносцы «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь», «Лосось», «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль», «Форель».

Хотя поименованного указа в архивах обнаружить не удалось, день 19 марта 1906 года признан днем создания Российского Подводного Флота.

Итоги японской войны были проанализированы, в том числе, и по боевому применению «потаенных судов».

В выводах по боевому применению подводных лодок в русско-японскую войну было отмечено, что одной из причин низкой эффективности их применения является: «…Офицеры и команда недостаточно обучены и им приходилось обучаться уже самим… », и уже через три недели после приказа №52, 27.03 1906 г. (9 апреля по новому стилю) в Либаве (Лиепая) был официально создан первый в России учебный отряд подводного плавания. Целью отряда была подготовка кадров подводников, приемка подводных лодок от промышленности, их укомплектование, ввод в строй.

Отряд включал: обучающий состав, офицерский класс и школу для нижних чинов. В состав отряда вошли все наличные подводные лодки Балтийского флота: учебное судно «Хабаровск», подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Сиг», «Стерлядь», «Минога», «Окунь», «Макрель». На этих подводных лодках начали проходить подготовку 7 офицеров и 20 матросов.

В 1907 году был произведен первый выпуск 68 офицеров, которым впервые циркуляром Главного морского штаба было присвоено звание офицера подводного плавания

6.01.1909 г . приказом по морскому ведомству №19 было утверждено «Положение и знак офицера подводного плавания» , а также определены его права. (Из приказа по Морскому ведомству за № 19 от 26 января 1909 года:

«…Государь Император в день 26 января сего года Высочайше соизволил утвердить нагрудный знак... для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания офицеров подводного плавания. О таком Высочайшем соизволении объявляю по Морскому ведомству для сведения и руководства... Подписал Морской министр, Свиты Его Величества контр-адмирал Воеводский») .

Этот знак вручался офицерам, успешно выдержавшим выпускные практические испытания в учебном отряде подводного плавания. Знак состоял из серебра 84-й пробы и носился на правой стороне груди. Он представлял собой круг, образованный якорной цепью. Внутри круга - вертикально поставленный, обвитый канатом якорь Холла и горизонтально расположенный силуэт подводной лодки.

В период 1901-1917 гг. в состав Российского флота были введены 73 подводные лодки. По отечественным проектам было построено 34 подводные лодки, из них 32 подводные лодки по проектам И.Г.Бубнова, 16 подводных лодок на наших заводах были построены по зарубежным проектам и 23 приобретены у иностранных фирм.

Русские инженеры разрабатывают 13 типов подводных лодок , из которых 5 становятся серийными: Касатка, Карп, Кайман, Морж, Барс.

Так и не пошли в серию еще 8 типов: Дельфин, Форель, Кета, Почтовый, Минога, Акула, Краб, 27-В.

В 1908 году в России был построен первый в мире подводный минный заградитель "Краб", по проекту инженера М. П. Налетова.


“Краб” мог принимать на борт 60 якорных мин. Лодка вошла в состав действующего Черноморского флота в 1915 г. И уже в этом и следующем году “Краб” трижды успешно выполнил первые в мире подводные минные постановки в районе Босфора и Варны. На минах, выставленных у Босфора, подорвался германский крейсер "Бреслау".

В 1912 г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа “Барс ”. Она оказалась одной из наиболее совершенных подводных лодок своего времени. Водоизмещение этих подводных лодок составляло: надводное-650 т и подводное-780 т. На всех подводных лодках типа “Барс” было установлено по два дизельных двигателя, развивавших в надводном положении скорость 11,5 узла (21,3 км/ч).


Подводный ход, который достигал 8,5 узла (15,7 км/ч), обеспечивали два электромотора. Вооружение лодок состояло из 12 торпедных аппаратов калибра 450 мм (из них восемь решетчатых системы Джевецкого и четыре трубчатых), два артиллерийских орудия (57 и 37 мм) и один пулемет. Лодки могли погружаться на глубину 90 м.

Подводные лодки U-19 и U-34, которые строила Германия в тот же период, имели только четыре торпедных аппарата (по два в носу и корме) и одно 88-мм орудие.

Основным недостатком подводных лодок типа “Барс” было отсутствие водонепроницаемых переборок, что снижало их живучесть и непотопляемость.

Все для победы!

Не пошедшие в серию образцы, также как и серийные активно участвовали в боях. Например лодка «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

Погибла при выполнении задания, подорвавшись на мине. Ее остатки были обнаружены только в 2014 году


Самая массовая серия

Самым массовым серийным типом становятся лодки серии «Барс». Одна из лодок этого типа пережила в составе флота и создателей и Ленина и даже Сталина, участвовала в 2 мировых войнах и выведена из состава флота только в 1955 году , уже в ядерную эпоху.


(Императорская подводная лодка «Пантера» в составе Советского Флота)

Технологии эпохи Николая Второго, безусловно, опередили время. Только представьте: в 1915 году была создана подводная лодка с 12 торпедными аппаратами (калибра 457 мм), крупнокалиберными пулеметами, и двумя артиллерийскими установками).

Другие лодки серии «Барс»

(Построено 24 штуки: Барс Вепрь Волк Гепард Единорог Ёрш Змея Кугуар Леопард Львица Пантера Рысь Тигр Тур Угорь Форель Ягуар Язь

Буревестник Гагара Лебедь Орлан Пеликан Утка )


"Форель"

Другие серии

«Кайман «1908 (Построено 4: Кайман Аллигатор Дракон Крокодил)

«Касатка» 1904 (Касатка Макрель Налим Окунь Скат Фельдмаршал Граф Шереметев)

«Осётр» 1905 (Осётр Бычок Кефаль Палтус Плотва Сиг )

Малые лодки типа «Сом» 1905 (Сом Щука Пескарь Стерлядь Белуга Лосось Судак)

«Карп » 1907 (Карп Камбала Карась )

«Морж» 1913 (Морж Тюлень Нерпа )

«Нарвал» 1914 (Кашалот Кит Нарвал)

Героические страницы русских подлодок в Первой Мировой

В начале Первой мировой войны подводные силы Балтийского флота состояли из бригады подводных лодок (восемь кораблей) и учебного отряда подводного плавания (три корабля), в состав которых входили в основном устаревшие лодки.

В 1915-1916 гг. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа “Барс” (“Барс”, “Вепрь”, “Волк”, “Львица”, “Пантера”, “Рысь” и “Тигр”) и пять - типа АГ (АГ-11, АГ-12, АГ-14, АГ-15, АГ-16), купленных в Америке и собранных в России.

Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять (две погибли при переходе) подводных лодок типов Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, Е-18, Е-19, С-26, С-27, С-32) вместе с плавбазой “Амстердам”.

Вскоре бригада была переформирована в дивизию подводных лодок.

К началу 1917 г. в ее состав входили семь дивизионов по 4-5 кораблей в каждом, не считая английских подводных лодок. Первые три дивизиона были полностью укомплектованы подводными лодками типа “Барс”, четвертый - подводными лодками типа АГ. Всего дивизия насчитывала в своем составе около 40 подводных лодок, а также плавбазу "Тосна".

Таким образом, впервые как род сил ВМФ подводные лодки заявили о себе в период Первой мировой войны. К ее окончанию русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования.

Русские подводные лодки сумели показать себя во время Первой Мировой. Например всего одна лодка «Волк» за один день смогла захватить и затопить три немецких судна – небывалый успех.


(Подводная лодка “Волк” топит германский корабль “Гера”. 1916 г .)

Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. В основном использовался прицельный метод стрельбы одиночной торпедой.

Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был “Гепард”.


"Гепард" у причальной стенки в Ревеле в 1915 г.

10 августа 1915 г . у западного побережья о. Эзель он атаковал немецкий крейсер “Любек”, шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. Экипаж “Гепарда”, погрузившегося после атаки на глубину 20 метров, слышал сильный взрыв.

30 апреля 1915 г . подводная лодка “Дракон” (командир-лейтенант Н. Ильинский) обнаружила немецкий крейсер, шедший в охранении миноносцев. Лодка была обнаружена противником и подверглась артиллерийскому обстрелу и преследованию кораблями охранения.

Несмотря на это, командир “Дракона”, искусно уклоняясь от огня, лег на курс сближения для атаки главной цели. Заняв позицию, выгодную для залпа, командир выстрелил торпедой по крейсеру и ушел на глубину 20 метров. Все в лодке явственно услышали взрыв. Через некоторое время, всплыв на перископную глубину, Ильинский обнаружил другой крейсер, атаковал его и вынудил спешно покинуть данный район.

Действия русских подводников заставили противника ввести систему конвоев, в состав которых обычно включалось 12-14 транспортов, а в качестве кораблей охранения использовались вспомогательные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры.

Хотя противолодочное охранение всегда было круговым, командиры подводных лодок и в этих сложных условиях добивались отменных результатов.

Например, подводная лодка “Волк” (командир - старший лейтенант И. Мессер), действуя в районе Норчепингской бухты, потопил 17 мая 1916 г. три немецких транспорта общим тоннажем 8800 .

Отважные русские подводники только в кампанию 1915 г. совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тыс. т.

Большинство из этих подводных лодок после сдачи фронта Лениным в 1918 году было захвачено немцами и затоплено.

Некоторые уцелевшие подводные лодки этого проекта находились в составе флота практически до Второй Мировой войны. А последняя лодка этого проекта - «Пантера» несла свою службу до 1955 года!

Оценивая боевую деятельность русских подлодок в годы Первой мировой войны, нужно учитывать, что подводный флот делал тогда лишь первые шаги, но даже и они были многообещающими.

За период боевых действий 1914-начало 1917 годов - до февральской революции русские подводники, активно участвовавшие в боевых действиях, потеряли всего лишь две подводные лодки - "Акулу" и "Сом".

Зато за несколько революционных месяцев погибли сразу 5 подводных лодок : «Барс» (командир старший лейтенант Н.Н.Ильинский), «Львица» (командир Б.Н. Воробьев 2-й), «АГ-15 » (командир лейтенант М.М. Максимович), не вернулась из похода в сентябре «АГ-14» (командир старший лейтенант А.Н. фон Эссен), а в октябре 1917 безвестно пропала «Гепард» (командир старший лейтенант Н.Л.Якобсон). Это была последняя потеря Балтийского флота в Первой мировой войне.

Таким образом, за период Первой мировой войны на Балтике погибло семь русских подводных лодок: «Акула», «Сом», «Львица», «Барс», «Гепард», «АГ-14» и «АГ-15».

Столетие спасательного судна "Коммуна"

Наконец, нельзя не сказать об уникальном судне, которое с 1913 года находится в составе ВМФ России.

17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России - спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.


Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь") и спущено на воду 17 ноября 1913 года.

Построенное под руководством известного кораблестроителя полковника А.П. Шершова, судно - катамаран стало одним из самых совершенных в мире судов в своём классе. Восемнадцатиметровые грузоподъёмные фермы позволяли "Волхову" поднимать затонувшие подводные лодки, осуществлять их обслуживание, ремонт и водолазные работы.

В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.

Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок.

Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15.

Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"

С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта).

За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...

В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".

Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства.

В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер.

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы.

В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

Спасатель имеет водоизмещение 3100 тонн, длину корпусов -96 метров, ширину – 18,57 метра, осадку -3,6 метра.

Корпус судна изготовленный из кованной путиловской стали, является одним из многих загадок, "Волхова" - "Коммуны". Дело в том, что за прошедшие почти девяносто лет износ стальных листов обшивки настолько незначителен, что вызывает изумление современных кораблестроителей, привыкших к коррозии металла.

По одной из корабельных легенд, стальные листы несколько лет были выдержаны в пинских болотах и затем подвергнуты дополнительной холодной прокатке. Этим достигалась повышенная вязкость стали и ее коррозионная устойчивость. Ныне технология изготовления аналогичной стали безвозвратно утеряна.

Современные сварщики неспособны что-либо приварить к путиловской стали и лишь специалисты Киевского института Патона сумели кое-как разработать технологию сварочных работ при ремонте судна. При доковании спасателя в 1990 году износ большинства стальных листов не превышал 3%. Ни одно заклепочное соединение не ослабло и не потекло! Ржавеет и сыпется только сталь современного производства, установленная на судне в ходе ремонтов и модернизаций.

Как видим, всеми признанные ныне мощь и гордость современного российского подводного флота возникли отнюдь не на пустом месте.


Свыше 70 подводных лодок за 14 лет, при том, что до Николая Второго подводных лодок как самостоятельного типа военных кораблей в России не производилось вообще, а к 1917 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

Советские успехи в области подводного кораблестроения базировались, в том числе, и на достижениях эпохи Николая Второго, при котором не только был создан этот вид военных кораблей, но и заложена техническая база, создавшая боевые единицы, некоторые из которых прошли две мировых войны. Тогда же были заложены тактические основы подводной войны.

Только много ли об этом говорят? Стоят ли памятники Николаю Второму, как основателю подводного флота России?

(очень много хороших фото)