Как сделать навесное оборудование для мотоблока своими руками? Самодельные приспособления для мотоблока, описание, видео, фото Приспособы для мотоблока своими.
Польза от мотоблока для огородников и дачников неоценима. Но все-таки ее нельзя сравнивать с механизацией работ полноценным трактором. Тот, кто имел опыт работы с мотоблоком, наверняка задумывался о том, как бы усовершенствовать свой одноосный привод.
Некоторые умельцы решаются даже переделывать его в миниатюрный четырехколесный трактор. В настоящее время самоделки из мотоблока можно встретить повсеместно. Несмотря на то что к ним производителями выпускается достаточно много навесного оборудования, наши мастера переделывают их на свое усмотрение.
Мотоблок - доступная механизация для полевых работ
Решить проблему обработки огорода можно, применяя мотоблок и используя навесное оборудование к нему. С помощью таких приспособлений можно на достаточно высоком уровне обеспечить вспашку и культивирование почвы, подготовку ее к посадке основных культур, а также проводить уборку урожая. Это дает экономию во времени и затратах труда, так как ручное вскапывание и прополка даже на шести сотках огорода - это нелегкая работа.
При работе в условиях ограниченного пространства и обилия различных культурных насаждений на участке оператору желательно иметь хорошие навыки управления двухколесным агрегатом. Навески-самоделки для мотоблока своими руками изготавливаются с учетом опыта их использования для конкретных условий хозяйствования. Такие конструкции хоть имеют непрезентабельный вид, но обеспечивают выполнение основных задач.
Конструктивные особенности мотоблока
Состоит такой агрегат из привода, трансмиссии, ходовой части и колес. Управление мотоблоком осуществляется с помощью рычагов и тяг, смонтированных на руле. Для легких и средних агрегатов приводом обычно служит бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Более комплектуются дизельными приводами.
Системы смазки, зажигания, газораспределения, охлаждения, подачи топлива и механизм запуска имеются в обязательном порядке. Они имеют свои особенности в зависимости от типа двигателя, применяемого в качестве привода мотоблока.
Коробка передач, сцепление и редуктор (в отдельных моделях еще и дифференциал) обеспечивают преобразование крутящего момента вала двигателя во вращение пары колес. Они могут быть на пневматическом ходу или утяжеленные металлические с дополнительными грунтозацепами для работы под нагрузкой.
Минитрактора-самоделки из мотоблока имеют место для сидения и дополнительную пару колес. Они могут быть управляемыми или ведомыми. В зависимости от конструкции мотоблок превращается в четырехколесный агрегат с приводом на задней или передней оси.
Самодельный мотоблок
Несмотря на то что в продаже имеется достаточный выбор (по цене и мощности) средств малой механизации, в быту иногда встречаются оригинальные самоделки. Своими руками мотоблок собрать «с нуля» под силу не каждому. Однако человек, знакомый с техникой, имеющий в распоряжении необходимое оборудование и комплектующие, может его сам изготовить. В отдельных случаях такие конструкции могут составить даже конкуренцию заводским образцам.
Материалом для изготовления самоделок обычно служат детали отработавших свое мотоциклов и всевозможный металлолом. Двигатель может быть использован даже от мотопилы «Дружба». Есть мастера, отдающие предпочтение приводам от мотороллера. Такие двигатели имеют хорошее принудительное охлаждение и могут использоваться длительное время при нагрузках даже на минимальной скорости.
Преимущества минитрактора
Для полевых работ мотоблок приспособлен, однако управлять им сможет не каждый. К примеру, пожилому человеку, не обладающему богатырским здоровьем, придется затрачивать немало сил при маневрировании. Другой момент - постоянная нагрузка на ноги. Чтобы мотоблок обрабатывал почву, его нужно водить «за рога».
Тот, кто хоть раз работал с мотоблоком на пахоте, культивации или иной обработке почвы, понимает, сколько сил отбирает управление им. Удержать при рывке, направить в колею, развернуть, отвести назад… При этом не запутаться в рычагах управления и не заехать туда, куда не надо - часто это работа в поте лица. Многие владельцы мотоблоков, попробовав такую механизацию, продают свои агрегаты, так и не приспособившись к управлению ими.
Совсем другое дело - управление минитрактором. Зачем ходить по полю за агрегатом, расходуя энергию, если можно управлять им, сидя верхом. Привод тот же, скорость та же, но все это сидя и без нагрузки. Самоделки из мотоблока обеспечивают достаточный уровень комфорта. Рычаги управления под руками, есть тормоз.
Дополнительная пара колес, разведенных на достаточное (1-1,2 м) расстояние, дает надежную опору. Еще одно преимущество - возможность перевозить грузы в прицепной тележке или смонтированном на задней ведомой оси кузове.
Мини-тракторы. Самоделки из мотоблока
Изготовление минитрактора «на глазок» или даже по готовым чертежам, как правило, предполагает необходимость доработок после первых испытаний. Не все можно исправить только лишь болгаркой и сваркой.
Часто возникает необходимость дополнительных токарных или фрезерных работ. Нередко конструкция, на бумаге выглядящая идеально, после изготовления получается непригодной для эксплуатации.
Для желающих создавать но не имеющих опыта конструирования, есть доступный вариант - приобрести готовый комплект для переоборудования. Стоит он недешево, но зато все его составляющие изготовлены в условиях заводского производства. Они прошли испытания и точно подогнаны друг к другу и силовой установке.
В такой комплект обычно входит: рама, имеющая крепления для двигателя; надежное сидение; подножки с манипуляторами управления; передняя балка с тягами рулевого механизма, и тормозными дисками; защитные крылья для колес; навесное приспособление с ручным подъемником.
Владелец, приобретя такой комплект, может самостоятельно разобрать на составляющие свой мотоблок и согласно схеме смонтировать все детали на новую раму.
Навесное оборудование
Покупать мотоблок без навески или только лишь с одним плугом для пахоты и переворачивания пласта грунта в большинстве случаев нецелесообразно. Комплект дополнительного оборудования позволяет существенно расширить возможности агрегата.
Его в таком случае можно использовать для посадки и уборки корнеплодов, для обработки междурядий и окучивания грядок, для скашивания сена, его ворошения и подбора. Прицепная тележка с местом для сидения позволяет перевозить грузы.
В зимний период мотоблок можно оборудовать передним скребком и расчищать с его помощью снег с дороги. Все оборудование можно приобрести, а не использовать разные самоделки. Для мотоблока «Нева», к примеру, производителем выпускается достаточно навесного оборудования.
Однако часто владельцы все же переделывают его под себя. Для одних заводская навеска недостаточно мощная и не выдерживает нагрузок, для других не хватает регулировок, чтобы настроить ее для работы в определенных условиях, а третьи просто привыкли сами изготавливать инструмент.
своими руками
Комплектное оборудование не всегда подходит для условий хозяйствования. Чтобы постоянно не обрезать отдельные детали, не подваривать ребра жесткости для усиления конструкции или дополнительные кронштейны для креплений, можно все сделать самому.
Даже плуг и дисковый окучник мастера изготавливают в домашних условиях. Для этого одним желанием, чертежом и материалом не обойтись. Потребуется дополнительное оборудование: сварочный автомат, болгарка и практические навыки работы с ними.
Самоделки для мотоблока своими руками можно изготовить, используя запчасти от старых автомобилей. Прицеп можно изготовить, используя от «легковушки». Если выбросить редуктор и соединить полуоси трубой, получится надежная задняя балка. Сварить каркас и обшить его жестью или доской не проблема. Рессоры можно взять от «Москвича» - получится надежная конструкция с приличной грузоподъемностью.
Самодельный скребок можно изготовить из листового металла 1-2 мм толщиной. Если подварить к выгнутому по профилю листу ребра жесткости, им можно не только убирать снег, но и использовать как ковш бульдозера для разравнивания грунта или перегноя.
Оригинальные самоделки
На базе мотоблока можно изготовить вездеход для поездок на рыбалку или охоту по труднопроходимой местности или в условиях бездорожья. Для этого стандартные оси заменяют удлиненными и так увеличивают колесную базу агрегата.
Очень часто вездеходы на базе мотоблока оборудуются камерами большого диаметра от грузовых автомобилей или тракторов. Их используют без покрышек, а монтируют к ступицам при помощью ремней. Давление в покрышках выбирается низкое для увеличения проходимости.
По такому же принципу мастера изготавливают снегоходы-самоделки из мотоблока, предназначеные для передвижения зимой. Камеры низкого давления позволяют ездить даже по глубокому рыхлому снегу. Простая конструкция снегохода предполагает использование одноосного мотоблока с увеличенным расстоянием между колесами и широкой лыжи сзади с сидением для водителя.
Для того чтобы увеличить возможности мотоблока, достаточно оснастить его различными навесными элементами. Ко всем моделям изготовители разработали многочисленные дополнения, использование которых облегчает труд на земле.
В продаже можно найти плуги и сеялки, окучники, закапыватели борозд, сани. Выбор, конечно, большой, но стоимость такого оборудования многим оказывается не по карману. Но вполне реально сделать его собственными силами из более дешёвых или бывших в употреблении материалов.
Как сделать плоскорез своими руками?
Практичным дополнением к мотоблоку является плоскорез. Это незаменимый помощник, который создает грядки, пропалывает и окучивает посадки, выравнивает, засыпает, рыхлит землю. Возможности такой насадки практически безграничны.
Если расположить лезвия плоскореза слева и вести в одной плоскости с почвой, то можно полоть или рыхлить землю. Немного приподняв прибор, повернутые влево лезвия скосят высокие сорняки. Если же лезвия будут смотреть вниз, то ими легко создавать грядки.
Сформировать бороздки для посадки и засыпать семена опять поможет плоскорез. Это функция закапывателя.
Можно использовать плоскорез Фокина как навеску для мотоблока. У него есть необходимые отверстия для навешивания на конструкцию. Если же требуется плоскорез другого размера, то тогда изготовить его можно своими руками. В этом помогут чертежи и небольшая металлическая заготовка.
Металл должен быть достаточной толщины и крепости , чтобы в дальнейшем он смог выполнять функции лезвия. Лист нагревается при помощи паяльной лампы и сгибается согласно схеме. Когда плоскорез получает необходимую форму, его охлаждают водой. Для того чтобы данная заготовка стала навесным оборудованием, надо сделать отверстия для креплений и заточить заготовку болгаркой.
Лист металла можно заменить отрезком трубы, к которому прикрепить куски металла наподобие лопастей. Их нужно заточить.
Размеры и особенности изготовления ежей
Мотоблок с насадкой для выращивания картофеля сэкономит время и силы при уходе за этой культурой. Ежи для прополки – это функциональная приставка, позволяющая качественно и быстро победить сорняки. В процессе прополки растения не просто срезаются, а вырываются с корнем. Земля вокруг растения хорошо перерыхляется и окучивается. Благодаря этому растение не только освобождается от сорняков, но и получает в достаточном объеме воду и кислород.
Ежи можно приобрести практически в любом сельскохозяйственном магазине, но по достаточно высокой цене.
Опираясь на схемы и чертежи, можно сделать их самостоятельно.
Составляющие для ежей:
- 3 диска из металла или кольца;
- небольшой отрезок трубы диаметром 30 мм;
- стальные стержни для нарезки шипов.
Предпочтительно использование колец вместо дисков , которые облегчат всю конструкцию. Размеры колец для изготовления ежей мотоблока бывают разные. Наиболее распространены 240х170х100 мм или 300х200х100 мм. На трубу кольца крепятся через перемычки. Присоединение должно быть выполнено под углом 45 градусов с расстоянием между элементами не более 15-18 см.
Шипы, нарезаемые из стального стержня длиной 10-15 см, привариваются на кольца и саму ось. В зависимости от размера они крепятся на большое кольцо в количестве 15 штук, на малое – 5. Также несколько штук можно приварить и на ось.
Для облегчения работы с конструкцией мотоблок с ежами оснащают дополнительными колесами.
Делаем ковш снегоуборочной машины своими руками
Мотоблок пригодится в хозяйстве не только летом, но и в зимнее время. Его часто оборудуют как снегоуборочную машину. Достаточно сделать ковш для мотоблока, и тяжёлую работу будет делать железный помощник.
Ковш для расчистки снега обычно делают из 200-литровой железной бочки. Ещё понадобится полоски из металла, квадратная труба, резиновая и стальная пластины и крепеж – болты, гайки. Из инструментов – плоскогубцы или пассатижи, дрель и сверла по металлу, гаечные ключи, шлифовальная машина, сварочный аппарат.
Болгаркой у бочки вырезаются боковые части. Затем заготовка разрезается на три части. Две из них свариваются по контуру. Оставшуюся треть бочки нужно поделить на металлические полосы, которые будут ножами ковша. В них высверливаются три отверстия диаметром 6 мм для крепления по краю ковша. Вместо бочки можно использовать металлический лист, который надо будет изогнуть путем нагрева.
К нижней части ковша приваривают полоску металла, чтобы сделать его более тяжёлым. Металлическую полоску полностью закрывают резиной для предотвращения износа. Затем ковш прикрепляется к мотоблоку. Для защиты от коррозии самодельный ковш грунтуется и красится.
Превратить мотоблок на колесах в снегоход можно, используя прицеп и зимние колеса . При помощи швеллера прицеп неподвижно закрепляют к раме. Вместо дорогих колес применяют бывшие в употреблении камеры от грузовиков. На каждом колесе спущенная камера закрепляется цепями и снова накачивается. Оборудовать снегоходную машину достаточно просто и самодельными санями.
Как сконструировать траншеекопатель?
Самодельный траншеекопатель представляет собой навесную насадку к мотоблоку, позволяющую быстро и без усилий вырыть траншеи, ямы. Это своего рода компактный экскаватор, обладающий маневренностью и экономичностью. Передвигается на колесном или гусеничном ходу.
Насадка-копатель позволяет рыть траншеи и ямы даже в мёрзлой земле . Стены траншей получаются ровными, без осыпания. Разработанная земля лёгкая и рассыпчатая, ее можно использовать для обратной засыпки.
Две фрезы закрепляются на передней подвеске, на задней – лопата для извлечения грунта из траншеи. На режущие диски и цепную передачу надо обязательно закрепить защитные кожухи по технике безопасности. По такому же принципу делается насадка бур из металлического стержня и пластин.
Изготовление других навесных конструкций
Мотоблок можно оснастить самыми разными полезными приспособлениями – плугом, граблями, всевозможными лопатами, косилками, лыжами, щетками. Желание, понятные схемы и описание работ помогут повторить магазинные аналоги навесных элементов и даже улучшить их, т. к. они будут соответствовать индивидуальным требованиям и условиям.
Так, для обработки земли необходим плуг, способный одолеть целину, поросшую травой, влажный или лежалый грунт. Для его изготовления потребуется стальная пластина толщиной около 5 мм. При помощи вальцов пластину сгибают в цилиндр. Края затачивают болгаркой.
Полученный самодельный плуг навешивают на стойку мотоблока через сцепку.
По такому же принципу легко сделать насадку, формирующую борозды. Хорошо, если есть стойки от культиватора. Их можно присоединить к уголку или изготовить две стойки из подручных материалов . Для этого из металлического листа толщиной 1,5-2 мм вырезаются пластины. Размер пластин должен соответствовать глубине и ширине борозды. Крепятся они при помощи болтов к стойкам конструкции. Использовать такую насадку можно для закапывания . Стоит лишь придать пластинам требуемую форму. Они должны быть в виде диска или круга, расположенными под определенным углом. Сверху такие пластины располагаются ближе, чем внизу. За счёт этого диски, вращаясь, раскрывают полости наружу.
Навеска к мотоблоку для сбора клюквы содержит самоходную платформу на гусеничном ходу. На поворотной раме платформы закрепляется заборник. Изготавливается он в виде короба с загнутыми параллельными зубьями. Двигаясь, устройство при помощи тяги из вентилятора захватывает ягоды в короб. Вентилятор работает от двигателя . В коробе устанавливаются винтообразные спирали.
Сорванная клюква тяжелее мусора, поэтому падает на дно ёмкости. Листочки, мелкие соринки, которые попадают вместе с клюквой, вместе с потоком воздуха от вентилятора удаляются через отверстие.
Щетка для мотоблока используется для уборки территории не только от листьев, но и от неглубокого снега. Простота, эффективность и универсальность использования – очевидные достоинства этого навесного элемента. К мотоблоку вертикально крепят вал для щетки. На него поочередно надеваются кольцо и диски со щетками. Диаметр колец – 350 мм. Ширину захвата такой щетки обычно делают не больше одного метра. Так мотоблок сохраняет маневренность и охватывает довольно большую площадь поверхности для очистки.
Длина щетины – 40-50 см, иначе она скоро начнет подминаться и заламываться. Восстановить свойства щетины не получится, только навесить новые диски. Скорость движения мотоблока с навесной щеткой колеблется в диапазоне 2-5 км/час в зависимости от мощности двигателя агрегата.
О том, как сделать плуг к мотоблоку своими руками, смотрите в следующем видео.
Как сделать самоделки для мотоблока (фреза, прицеп, грабли) можно узнать, просмотрев видеоролики, которые выкладывает Юрий Сербин.
Сельскохозяйственная мини-техника
К самоделкам для мотоблока специалисты относят:
- тележку-прицеп — для перевозки груза;
- фрезу — для перемешивания почвы и разбивки твердых комьев;
- грабли — навесное оборудование к мотоблокам;
- окучник — формирует ровные и высокие гребни на грядках с корнеплодными культурами;
- отвал — предназначен для уборки снега и песка, создавая оптимальные условия для последующей обработки почвы.
Прежде чем сделать самодельные приспособления для мотоблока, необходимо подготовить чертежи.
- Чтобы изготовить грабли с широким захватом, используют водопроводные трубы, втулки, стержень, рулетку. На стержень надевается втулка. Затем поверхность стержня простукивается и проворачивается. Для изготовления граблей к мотоблоку своими руками рекомендуется использовать круглый прут. Детали агрегата скрепляются электросваркой. Чтобы упростить конструкцию, поворотные детали самоделки на мотоблоки фиксируются без подшипников качения. Для легкой транспортировки изготавливаются складные грабли.
- С помощью мотоблока можно выравнивать грунт, очищать тротуары и дороги от снега. Для выполнения таких работ применяется специальное устройство — отвал. Самоделка на мотоблок изготавливается из листового металла (толщина 1-2 мм), внутри которой привариваются 4 ребра жесткости. Последние элементы изготавливаются из листового металла толщиной в 3-4 мм.Отвал фиксируется со штангами вертикально. Для этого в первой конструкции делаются отверстия. Снизу самоделка на мотоблок обшивается жестью (для предотвращения зарывания в почву).
- Можно очистить дорогу от снега и грязи с помощью лопаты-отвала. Подобные мотоблочные самоделки изготавливаются с помощью болгарки, дрели и сварочного аппарата. Лопата-отвал делается из стальной бочки на 200 л. Бочка разрезается на 3 части — сегменты лопаты. Две части свариваются по контуру. Толщина полученной лопаты-отвала равняется 3 мм.
Дополнительные аппараты
Прежде чем сделать сеялку для мотоблока своими руками, чертежи подготавливаются, определяется тип конструкции. Специалисты выделяют следующие виды сеялок:
- с учетом количества засеиваемых рядов — 1-5;
- овощные;
- для точного высева.
Чтобы пунктировать посев морковки, свеклы и лука, используют овощную сеялку. Семена подаются от опорно-приводных колес. За регулировку частоты вращения аппарата отвечают сменные звездочки. Мотоблочные самоделки-сеялки точного высева представлены в виде щеточных высевающих устройств. Семена вращаются в бункере, высыпаются в отверстие, которое закрывается специальным диском. В последнем элементе предусмотрены отверстия разного диаметра.
Чтобы изменить размер отверстий, поворачивается диск. Подобным методом меняется норма высева семян. Сеялка соединяется с мотоблоком за счет универсальной сцепки. Ящик для семян изготавливается из деревянных досок (толщина 15 мм). Стенки соединяются саморезами и уголками. Внизу стенок монтируются накладки. Для сбрасывания семян из ячеек в донышках предусмотрены пластинки. Диаметр колес равняется 200 мм. В ступицах делают отверстия. Для изготовления сошника используют стальной лист толщиной в 1,5 м. Ящик крепится к мотоблоку с помощью кронштейна.
Специалисты советуют изготавливать дисковые окучники из металлических крышек от кастрюль (диаметр 50 см). Следующий этап заключается в заточке лопастей крышек. Для этого используется шлифовальный станок. Плоские крышки предварительно загибают в одну сторону. Такую работу можно выполнить молотком. Следующий этап заключается в изготовлении тележки, к которой будут фиксироваться диски, сдвигающие землю. Чтобы ее сделать, используют трубы и втулки. Снизу устанавливаются колеса.
Можно укомплектовать мотоблок фрезой «гусиные лапки». Подобные мотоблочные самоделки, в отличие от обычных культиваторов, обладают большей прочностью.
Самодельное навесное оборудование можно использовать для обработки твердой почвы, профилактики вредителей. Главное — подходящая по диаметру ось мотоблока.
Прицепы и газоноступы
Чтобы сделать бороздонарезатель, используется заводский плуг-прицеп. К конструкции прикручивается уголок на 70 мм и 2 стойки от культиватора. Последние элементы должны находиться напротив колес мотоблока. Ножи культиватора обрезаются болгаркой. Для фиксации пластины используют болты.
Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, используется дрель и болгарка. Телега фиксируется с помощью жигулевского кардана. Основа конструкции — задний москвичевский мост. Предварительно из устройства демонтируется редуктор. Для фиксации полуосей используется труба. Мост соединяется с рамой трубами. Кузов прицепа делается из оцинковки толщиной в 0,8 мм. По краям телега укрепляется металлическими уголками. Чтобы на мотоблок оказывалась минимальная нагрузка, колеса должны располагаться посередине кузова.
Для изготовления такого навесного оборудования для мотоблока своими руками, как аэратор, используют газоноступы. Аппарат можно сделать с помощью обуви. К подошве крепят гвозди. Затем подготавливают деревянные доски (с учетом размера обуви). Для этого используют электрический лобзик.
Чтобы зафиксировать доску к обуви, применяется ремень. Изготовленный аэратор-навеска на мотоблок своими руками можно использовать для обработки маленького земельного участка. Если площадь земли большая, тогда делают аппарат из трубы (длина 50 см), железа, гвоздей.
Специалисты советуют изготавливать подобный аппарат из стали и трубы. Через цилиндр проходит вал и подшипники. Трубу заполняют песком либо гравием. С внешней стороны к трубе приваривают гвозди (острием наружу). Гвозди располагают в шахматном порядке.
Картофелесажалка и грунтозацепы
Легко изготавливается подъемный механизм картофелесажалка для мотоблока своими руками. Устройство состоит из 2 дисков и чаши. Клубни попадают в почву через отверстия, предусмотренные в чаше. Затем диски закапывают картофель. Для изготовления такого устройства используют раму, колеса, ось, штифты, бункер, регулировочный механизм. Главный элемент изделия — рама. На ней фиксируются все детали навеса. Колеса закрывают пластиной. В противном случае картофель будет выпадать из бункера в ненужный момент.
Грунтозацепы для мотоблока можно изготовить из сварочного аппарата и болгарки. Для этого используют старые автомобильные диски, уголок из стали. На полуось крепится подшипник. В центре диска приваривается квадратная пластина. Дополнительно пластина прикручивается к диску болтами. Каток готов. Следующий этап заключается в изготовлении зацепов. Уголок разрезается болгаркой на несколько частей. Элементы фиксируются сварочным аппаратом. Полученные зацепы размещают на ободке диска с шагом в 15 см.
Можно изготовить колеса для грунтозацепа из газового баллона. Для этого обрезается обод шириной в 5-7 см (диаметр 30 см). Из пластины делают зацепы, которые фиксируются с шагом в 15 см.
В центре каждого зацепа приваривается дополнительная пластина. К концу зацепов добавляется еще 60 см, чтобы полученное оборудование больше входило в почву. К ободку металлического диска приваривается пластина.
При использовании самодельных мотоблочных конструкций рекомендуется соблюдать технику безопасности.
Такая разновидность малогабаритных тракторов, как мотоблок, представляет собой универсальное средство малой механизации, которое облегчает ее владельцу решение большинства вопросов, связанных с уходом за земельным участком. Богатый набор навесного оборудования позволяет значительно расширить функционал подобной техники.
Еще одно преимущество, получаемое владельцами мотоблоков, — создание на их базе новых машин. Давайте рассмотрим, что можно сделать из мотоблока, и каким образом.
1 Варианты самоделок из мотоблока
Если вы обладаете мотоблоком и начальными навыками работы с техникой, имеете желание творить и небольшую сумму денег, свой мотоагрегат можно преобразовать собственноручно в полезные самоделки различного рода. Вариантов самоделок из мотоблока своими руками существует множество, все зависит от фантазий и потребностей хозяина. Например, можно сконструировать из мотоблока квадроцикл.
Переломка самоходных одноосных устройств одними обладателями используется охоты или рыбалки, другими для совершенствования обработки почвы, а третьи пользуются ими в качестве средств для развлечения. Наиболее распространенными являются следующие типичные конструкции:
- снегоход;
- мини-трактор;
- вездеход или каракат;
- болотоход;
- квадрацикл;
- мотособака;
- газонокосилка;
- отвал;
- , картофелесажалка и др.
Сооружение переделок из мотоблока требуют лишь элементарных знаний механики и наличие слесарного инструмента. Крепкая и удобная конструкция агрегата, грамотно разработанная российскими и зарубежными инженерами, позволяет усовершенствовать механизм, преобразовать его в обычный аппарат навесного типа или произвести капитальные реконструкции, когда мотоблок будет выступать в роли основного узла.
1.1 Мини-трактор и вездеход
Мини-тракторы, пожалуй, — самые популярные самоделки из мотоблока. Данные конструкции способны показывать в процессе эксплуатации больший уровень комфортабельности, нежели их оригинальные предшественники. Важным фактором, который следует учитывать при создании мини-трактора, является смещение центра тяжести. Решение проблемы происходит путем установки широкой второй ведомой оси (100-120 см) и увеличением передней, изначально установленной на мотоблоке.
Для этих целей целесообразно приобрести втулки или специальные удлинители. Их монтируют на ведущий вал. К тому же, может понадобиться монтаж дифференциала, что обусловлено его отсутствием в некоторых моделях. Установка дифференциала повысит маневренность и устойчивость самодельного устройства. Мини-трактор, по желанию, дополняется прицепом для мотоблока, сделанный собственноручно.
Производство данных агрегатов получило столь широкое распространение, что на сегодняшний день продаются целые комплекты для их более комфортного изготовления. Готовые комплекты включают:
- подножки с педалями;
- рама с креплением для мотора;
- рулевое управление с тягами;
- рычаги, выключающие блокировку полуосей;
- заднюю навеску с подъемным механизмом ручного типа;
- переднюю балку с колесными ступицами и тормозными дисками;
- крылья.
Стоимость данного комплекта, обычно, не превышает 22-25 тыс. рублей, зато при его наличии проблем с переделкой мотоблока в мини-трактор не возникнет. В результате получится машина, которая позволит обрабатывать землю гораздо быстрее и легче. Каждая деталь, входящая в комплект, прошла испытание в различных условиях, поэтому точно подогнана и вымерена, что избавляет его покупателя от лишних хлопот.
Переоборудование вездеходов из мотоблока также не сложная задача. Тем, кто имел опыт в создании на базе мототехники мини-трактора, смогут просто разобраться в том, как сделать примитивный вездеход. Для этого необходимо на колесную часть самодельного мини-трактора насадить широкую резину.
1.2 Каракат
Обычный пневматик или каракат не имеет сложной технической базы. На первом этапе нужно определиться, что послужит рамой для будущего изделия. В этом может помочь мотоцикл УРАЛ или ИЖ, у которого заимствуется приспособление. На втором этапе изготавливаются подвеска и задний мост. Соедините подкосом используемые лонжероны, рулевую втулку и специальную стойку. Показать достаточную маневренность и мягкость каракат сможет благодаря такой независимой задней и передней подвески.
Третий этап заключается в креплении колес. Обычно берут резину низкого давления от грузовых автомобилей Урала, КамАЗа и их прицепов. Металлическая ступица способствует креплению камеры к подвеске. На ней есть крепкие ленты, оплетающие поперек колесо. За счет этого рулевое управление получает легкость, увеличивает безопасность передвижения.
На заключительной стадии устанавливается движок и дополнительные системы. После того, как самодельный каракат оснащен подвесками и колесами, устанавливается мотор мотоблока. Помимо этого, подключаются сцепление, тормоза, система выброса отработанных газов.
Когда сборка окончена, протестируйте устройство. Если тестирование не выявило отклонений, каракат приводится в полную эксплуатацию. Такими вездеходами из мотоблока без труда преодолевается болотистая местность, территории в условиях грязи и русел рек. Они форсируют неглубокие водяные преграды и обладают плавучестью. К тому же, их используют для поездок на большое расстояние на рыбалку, охоту. Вездеходами из мотоблока можно передвигаться при скорости до 65-70 км/ч.
1.3 Болотоход и снегоход
Болотоход из мотоблока и снегоход имеют одно требование – минимальное давление на грунт. Для этого изготавливаются широкие колеса. В качестве приспособлений используются Буран. Они хорошо комплектуются со стандартными колесами мотоблока. Надевают грунтозацепы путем спускания колес и вставки их внутрь самодельных «лаптей».
После накачивания шин, они впиваются намертво в грунтозацепы. Если для и болотохода используется тяжелый агрегат, структура техника практически остается неизменной. Для снегохода нередко покупают приставку, которой оборудуется мотокультиватор. Конструкция состоит из несущей рамы, предусмотрено крепления мотоблока, цельнолитых гусениц и элементов подвески. Проделав вышеуказанные манипуляции, вы получите универсальное и многофункциональное средство, которое способно передвигаться по ухабам, снегу.
1.4 Мотобуксировщик
Учитывая конструктивные недоработки, низкое качество деталей и прочие недостатки заводских моделей мотобуксировщиков, практикуется создание подобного изделия своими руками. Переделанный мотоблок в мотобуксировщик или мото-собаку, предпочтительнее. Вследствие лучшего сцепления с дорогой, устройство будет экономить топливо, быстрее тянуть волокуши. Мотобуксировщик из мотоблока, к тому же, можно оборудовать дополнительными отделениями, предназначенными для хранения и перевозки снастей и рабочих инструментов.
Чтобы собрать модель самостоятельно, необходимо некоторые запчасти приобрести готовыми. Ролики и гусеницу берут от Бурана. Двигатель покупают отдельно. Предпочтение отдается японцу Honda (9-13 л.с.). Возможно использовать мотор, которым оснащается мотоцикл или мопед. Он будет мощнее бензопелы Урал, мощности которой недостаточно для полноценного мотобуксировщика. Однако слишком тяжелый двигатель тоже не подойдет.
Рама конструируется самостоятельно из квадратной формы трубы 20×40х120 см. Готовая рама нуждается в креплении для гусеницы, коробки скоростей и двигателя. Рычаги управления делают из того же материала, что и раму, отличие лишь в сечении трубы (в данном случае — круглое). Перемычками скрепляются две трубы, одна из которых служит для сцепления и газа.
Из жести формируется корпус, защищающий двигатель, установленный сзади. Если он стоит в передней части, обходятся и без корпуса. Сделанный агрегат будет иметь небольшую скорость, но легкую поворачиваемость.
1.5 Экскаватор
На базе моноблока сооружают и компактный экскаватор. Здесь не обойтись без чертежа, который в Интернете найти не составит труда. Нужны и расчеты, детальное прочерчивание кронштейнов крепления, основных узлов, ковша и манипулятора, закупка б/у оборудования, изготовление которого невозможно в домашних условиях.
Раму делают с помощью электросварки из швеллера типоразмера 8 либо 10. Балку от автомобильного прицепа или машины крепят к раме, причем без пружин и рессора. Упрощенный вариант — посадить колеса на самодельную ось. Таким образом, будет готово самоходное шасси. Балка понадобится около 12 м. Экскаватор не будет работать без манипулятора. Для создания двухколенного механизма требуются два сваренные швеллера и прямоугольный профиль, к которым необходимо прикрепить кронштейны из металла 10-мм толщины.
По инженерным расчетам, требуемым на данном этапе, выполняются пальцы, кронштейны, механизмы движения, элементы крепления гидроцилиндров. Придется прибегать к токарным, фрезерным и сверлильным работам. Ковш на экскаватор можно купить новый (около 300 долларов). Масляный насос для гидравлической системы подойдет типа НШ-10, НШ-150, НШ-32. Цилиндры берут от КаМАЗа или МАЗа. Гидрораспределитель МРС 70.4 с 3-4 секциями либо РГС 253 понадобится для управления.
Собираем на шасси конструкцию, в которой нуждается экскаватор. Через резиновую муфту или соединительный вал подключите ВОМ мотоблока и масляный насос, соедините гидравлическое оборудование рукавами высокого давления из резины между собой. Самодельный экскаватор окрашивается и заводится для подгонки и наладки.
1.6 Лодочный мотор
Лодочный мотор из мотоблока считается самым мощным. Лодка ПВХ не агрегируются с двигателями мотоблоков. К корпусу лодки достаточно прикрепить мотоблок, а фрезы заменить на алюминиевые лопасти. Они должны располагаться с валом в одной плоскости (перпендикулярно движению плавсредства).
Устройство гребневого колеса верхней частью перемещаются по воздуху, нижняя половина опущена в воду. Это позволит развивать высокую скорость в местах, где глубина превышает метр. Самодельный лодочный двигатель из мотоблока справляется с быстрым течением.
1.7 Дровокол
Мотоблок и его силовая установка служат также для конструкции самодельного виннового дровокола. Сооружение устройства начинается с вытачивания на токарном станке конуса и нарезки на нем левой упорной резьбы. Конус изготавливают самостоятельно благодаря болгарке. Готовое приспособление насаживают на вал с подшипниками соответствующего размера. На его конце устанавливают фланец со звездочкой, который берут от колеса такой техники, например, как мотоцикл.
Фиксация резьбового конуса на валу достигается за счет болта или штифта. Между двигателем и валом важно установить распорку из двух гаек и труб. Распорка поможет натянуть цепь. Для опоры вала применяют карданные опоры Жигулей. Электродвигатель замените на бензиновый мотор мотоблока, мощность которого не менее 6 л.с. Дровокол из мотоблока с успехом осуществит функцию раскола древесины.
1.8 Дровокол с приводом от мотоблока (видео)
Мотоблок – помощник в обработке почвы, в перевозке грузов, в сборе урожая. Для этих манипуляций его надо оборудовать дополнительными навесными приспособлениями. Но в магазине они стоят дорого, полный комплект по цене получается дороже самого мотоблока. Многие умельцы конструируют и делают самоделки для мотоблока своими руками. В этом помогают статьи, фото, инструкции из Интернета.
Обладая простейшими навыками в работе с болгаркой, сварочным аппаратом, дрелью, можно из подручного материала и вышедших из употребления деталей собрать полезные самоделки. Самодельные конструкции, часто, сделаны из более прочного металла, чем покупные, и служат дольше.
Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах
Самодельные приспособления для мотоблока
К необходимым в хозяйстве навескам можно отнести:
- землеобрабатывающие – плуги, фрезы, рыхлители;
- для ухода за культурами – окучиватели;
- грабли;
- снегоуборочные лопаты;
- сеялки, посадочные приспособления.
Грабли для мотоблока
Самодельные грабли к мотоблоку используют при заготовке сена для домашнего скота в небольшом хозяйстве. Их изготавливают своими руками из узких металлических труб и прутьев. Чтобы получилась прочная конструкция, детали собираются на сварку.
Грабли-самоделки делают складными для удобства транспортировки.
Самостоятельно конструируя грабли, можно сделать ширину захвата по своему усмотрению. Высота подбора валков регулируется. Прутья грабель делают под сбор сена или скошенной травы на участке. Во втором случае и ширина конструкции, и величина зубьев может быть уменьшена.
Самодельные фрезы «гусиные лапки» для мотоблока
Помогают глубоко взрыхлить почву, размельчить крупные комья земли.
Это приспособление представляет собой цельную сварную конструкцию, поэтому она крепче и прочнее обычных культиваторов для мотоблока. Фреза качественно обрабатывает твердую почву под посев картофеля. Ею можно вспахать землю под снег.
Качество вспашки зависит от степени заточки фрез-самоделок. Земля становится пышной, поднимается на 5-10 см, если края плоскорезов острые. Они размельчают крупные и мелкие корешки, уничтожают вредных жуков и проволочника, насыщают почву кислородом.
Самодельные «гусиные лапки» для стандартного входного крепления надо сделать диаметром 52 см, захватом – 1,25 м, количество лучей – 30 штук. Каждый луч крепится к катушке на болтах.
Плуг самодельный
Плуг-самоделку для вспашки несложно сделать даже человеку с минимальными навыками в работе с металлом. Фрезами пользуются для рыхления уже используемой земли. Плугом обрабатывают целину и слежавшуюся твердую почву. Он имеет больший запас прочности. Плуг стоит дорого, купить его может не каждый дачник, но можно попробовать сделать его своими руками.
Понадобится пластина толщиной 4-5 мм и труба со стенкой такой же толщины. Крепится конструкция на раму. Главным элементом приспособления является заточенная пластина, ее надо вырезать болгаркой в форме отвала. Лемех имеет форму вытянутой плоской трапеции. Закрепляем трубу и собираем конструкцию полностью. К мотоблоку она присоединяется через сцепку.
Оборотный плуг
Плуг этой конструкции немного сложнее. Сверху самоделки крепится закругленное перо. Происходит не только вспашка земли, но и отвал срезанного пласта – при обработке целины это бывает необходимо. Сложное строение оборотного плуга предполагает изготовление его профессиональным мастером, который может рассчитать точные параметры каждой детали.
Одной из разновидностей такой конструкций является плуг Зыкова. Для сборки своими руками потребуется стойка, с помощью которой он цепляется к мотоблоку, непосредственно корпус плуга с лемехом, доска для упора и загнутое лезвие для переворачивания пластов. Отвал плуга изготавливается из трубы диаметром 50 см.
Отвал-лопата
Мотоблоком можно выравнивать земельные участки для строительства хозяйственных сооружений. Он как бульдозер может чистить тротуары и дорожки от грязи и снежных сугробов. Для изготовления самодельного отвала надо взять металлический лист в 2 мм толщиной. Для прочности внутри отвала вертикально привариваются пластины из более толстого металла – они не дадут прогибаться задней стенке отвала. Еще нужна нижняя часть лопаты, ее обшивают жестью, чтобы низ не застревал в грунте или снегу. Низ лопаты к нижнему основанию располагают под прямым углом.
Самоделки для мотоблока своими руками можно изготавливать из отслуживших материалов.
Для изготовления самодельной лопаты понадобится пила по металлу, дрель и сварочный аппарат. В качестве материала подойдет 200-литровая стальная бочка. Ее надо разрезать вдоль высоты на 3 части и сварить между собой крайние две из них. Металл бочки имеет достаточную толщину для прочности приспособления.
Картофелесажалка
Очень востребованным и незаменимым оборудованием на огороде является самодельная картофелесажалка. Она имеет расширитель для клубней с отверстием внизу и дисками для закапывания их в землю. Заднее колесо с внутренней стороны надо закрыть пластиной, чтобы посадочный материал не попадал под колесо мотоблока. Вся конструкция крепится на стальной раме. Глубина его закрепления регулируется.
Бункер можно сделать из фанеры или оцинкованного тонкого листа. Деревянный ящик можно покрасить водостойкой краской. Чтобы клубни не повреждались, внутри бункер выстилают резиной.
Посадочное устройство состоит из металлической трубки диаметром 10 см, к которой крепится сошник для прорезывания борозды. Высота его, а значит и глубина борозды, регулируется вертикальным перемещением конструкции.
Борозды заделываются дисками, направленными навстречу друг другу под углом. Они двигаются за счет подшипников. Ширина ряда изменяется ослаблением болтов стремянок и сдвиганием дисков. Чтобы на земле не оставалось следов от колес сажалки, землю можно рыхлить культивационными лапками, приваренными к раме.
Сидение сеятеля-самоделки для мотоблока крепится к металлической раме основания.
Дисковый окучник
Из подручных материалов своими руками можно собрать удобное приспособление для окучивания посаженных рядами овощных культур. Основными элементами самодельной навески будут две металлические крышки от кастрюль или диски одинакового размера. Диаметр их – не меньше 50 см. Края крышек или металлических дисков надо заточить как фрезы. Это основные детали окучника. Плоские крышки закругляют внутрь с помощью молотка.
Диски, собирающие землю в валик вокруг стеблей картофеля или другой культуры, укрепляют на металлическую раму. К нижней части ее приваривают небольшие колесики для опоры. Надо закрепить стержни дисков подвижно, чтобы можно было регулировать угол наклона обрабатывающих поверхностей.