Правила технической эксплуатации речного транспорта. Правила технической эксплуатации речного флота

Набор текста – Олег Борискин oboriskin@

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЧНОГО ФЛОТА

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила технической эксплуатации речного транспорта раз-рабатываются, утверждаются и вводятся в действие Министерством речного флота в соответствии с Уставом внутреннего водного транс-порта Союза ССР и обязательны для всех подразделений и работ-ников речного транспорта.

1.2. Правила технической эксплуатации речного транспорта предусматривают строгое соблюдение всех требований, установлен-ных заводами-изготовителями технических средств в правилах, инструкциях, руководствах и наставлениях по их эксплуатации.

Издаваемые в системе Министерства речного флота специаль-ные правила, инструкции, руководства и указания, относящиеся к технической эксплуатации средств речного транспорта, должны строго соответствовать настоящим Правилам и базироваться на прогрессивном опыте в данной области.

1.3. Водные пути, гидротехнические сооружения, флот, судо-ремонтные и промышленные предприятия, порты-пристани, сред-ства связи и электрорадионавигации и другие технические средства речного транспорта по своим важнейшим технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам должны соответствовать друг другу и обеспечивать ритмичное выполнение плана грузо-вых и пассажирских перевозок, сохранность и своевременную до-ставку грузов, рациональное использование флота, безопасность движения судов и максимальное сокращение транспортных издер-жек.

1.4. Выполнение требований настоящих Правил обязательно при эксплуатации всех находящихся в действии технических средств речного транспорта. Требования Правил распространяются также на вновь проектируемые, строящиеся и переоборудуемые средства речного транспорта.

1.5. Эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответ-ствии с требованиями ГОСТов.

Запрещается также постановка в плановый ремонт технических средств, не обеспеченных ремонтной документацией, установленной

действующими положениями.

1.6. Ввод в эксплуатацию технических средств речного транс-порта после их постройки или ремонта должен производиться ко-миссией, создаваемой в установленном порядке.

1.7. При эксплуатации технических средств речного транспорта должны строго соблюдаться требования правил, норм, инструкций и указаний по технике безопасности и производственной санитарии, изложенные в соответствующих ведомственных, отраслевых и меж-отраслевых документах.

1.8. Во всех подразделениях Министерства речного флота дол-жен изучаться, обобщаться и распространяться.передовой опыт технической эксплуатации речного транспорта соответственно про-филю данного подразделения.

1.9. Правила могут быть изменены только приказом министра речного флота.

1.10. За нарушение настоящих Правил виновные несут ответст-венность в зависимости от степени и характера нарушений и вы-званных ими последствий. Незнание Правил не освобождает винов-ных от ответственности.

1.11. Правила технической эксплуатации речного транспорта должны находиться на каждом судне, земснаряде, шлюзе, а также во всех организациях и подразделениях, занимающихся техничес-кой эксплуатацией речного транспорта.

1.12. На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1960 г. № 647 в целях улучшения технического состояния флота, принадлежащего организациям, не подведомственным Ми-нистерству речного флота, повышения ответственности экипажей судов за техническое состояние флота и безопасность плавания по внутренним водным путям действие Правил технической эксплуа-тации речного транспорта распространяется на эти организации в отношении технического состояния, содержания, оснащения и ис-пользования судов.

РАЗДЕЛ 2

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Основной задачей работников речного транспорта является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских пе-ревозок при:

а) безусловном обеспечении безопасности плавания судов и на-ходящихся на них людей, сохранности перевозимых грузов, судо-ходных путей и сооружений;

б) соблюдении сроков доставки грузов и пассажиров, неуклонном повышении производительности труда, снижении себестои-мости перевозок, погрузочно-разгрузочных и других работ;

в) повышении эффективности работы технических средств реч-ного транспорта, достигаемом с наименьшими затратами трудовых, материальных и денежных средств.

2.2. Каждый работник речного транспорта несет по кругу своих обязанностей личную ответственность за полную безопасность су-дов и находящихся на них людей. Работники речного транспорта обязаны знать и неуклонно выполнять:

а) Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР;

б) Правила технической эксплуатации речного транспорта;

в) Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, местные правила плавания и Устав службы на судах Ми-нистерства речного флота РСФСР, Кодекс торгового мореплавания СССР;

г) Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР;

д) правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций;

е) должностные инструкции;

ж) трудовое законодательство;

з) правила, инструкции и другие руководящие документы по технической эксплуатации;

и) правила, нормы, требования, инструкции и указания по тех-нике безопасности и производственной санитарии;

к) правила и нормативные документы Речного Регистра РСФСР и Регистра СССР;

л) Правила пожарной безопасности на речном транспорте.

Объем знаний указанных правил, уставов и инструкций для каждой должности, порядок приемных и повторных испытаний устанавливаются Министерством речного флотаРСФСР.

2.3. Работники речного транспорта, на которых в порядке уплот-нения рабочего дня или совмещения профессий возлагается выпол-нение дополнительных обязанностей, должны допускаться к этой работе только после проверки знания ими соответствующих правил и инструкций.

2.4. Работники, для которых установлены форменная одежда и знаки различия, при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по форме (за исключением случаев выполнения работ в специально установленной производственной одежде).

Работники речного транспорта при исполнении служебных обя-занностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте и по-рядке свое рабочее место.

2.5. Работники речного транспорта должны сохранять социа-листическую собственность - имущество речного транспорта и пе-ревозимые грузы.

2.6. К занятию должности командного состава на судах внут-реннего плавания - капитана (командира земснаряда), его по-мощников, штурмана, механика, электромеханика и их помощни-ков, механика рефрижераторной установки, радиооператора, ра-

диета, шкипера (а также любых работников, совмещающих эти профессии) допускаются лица, имеющие диплом на право работы в. этих должностях, выданный в установленном порядке органами Министерства речного флота РСФСР.

2.7. В целях повышения личной ответственности комсостава за выполнение Правил плавания, Правил технической эксплуатации,. пожарной безопасности и Устава службы на судах, обеспечиваю-щих безопасность судоходства и укрепление дисциплины на флоте,. к дипломам (свидетельствам) должны выдаваться контрольные та-лоны. Изъятие контрольных талонов у командного состава и вос-становление изъятых талонов должны производиться в соответст-вии с действующим Положением.

2.8. Члены командного состава должны иметь удостоверение о проведенной проверке знаний по технике безопасности рядового состава (электрик, моторист, кочегар, лебедчик, матрос, рулевой и другие, а также работающие по совмещенным профессиям) - диплом или свидетельство на право занятия данной должности, а также отметку в личной карточке о допуске к работе после инструк-тажа по технике безопасности и противопожарной безопасности на рабочем месте.

2.9. Лица, поступающие работать на речной транспорт, должны подвергаться медицинскому освидетельствованию для определения годности их к выполнению данной работы. В дальнейшем периоди-ческое медицинское освидетельствование этих работников должно производиться в порядке, установленном Министерством речного флота.

Плавсостав подвергается ежегодному медицинскому освиде-тельствованию, результаты которого должны быть занесены в са-нитарный паспорт. В навигационный период санитарный паспорт должен находиться у капитана судна.

2.10. Порядок комплектования экипажей судов внутреннего. плавания, выходящих в морские и прибрежные морские районы плавания, должен полностью соответствовать согласованному междуведомственному протоколу, утвержденному Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР, о разрешении выхода судов внутреннего плавания Министерства реч-ного флота в море.

2.11. Работники речного транспорта обязаны повышать теоре-тические и практические знания по своей специальности самостоя-тельно и через соответствующую курсовую сеть, учебные комбина-ты и факультеты повышения квалификации при средних и высших учебных заведениях.

2.12. Руководители всех подразделений Министерства речного флота РСФСР обязаны содействовать изучению и выполнению ра-ботниками данного подразделения требований настоящих Правил и несут за это ответственность.

2.13. Командный и рядовой состав флота, руководящие и инже-нерно-технические работники и рабочие предприятий, организаций и управлений Министерства речного флота, непосредственно связанные с тех-нической эксплуатацией речного транспорта, должны изучать и беспрекословно выполнять пункты Правил, которые каса-ются их непосредственной работы, а также знать общее содержание настоящих Правил.

РАЗДЕЛ 3

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ пути И ПУТЕВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.1. Все внутренние водные пути и расположенные на них со-оружения (шлюзы, плотины, мосты, переправы, судоподъемники, дамбы, причалы, водозаборы, водосбросы, аварийно-ремонтные за-граждения, воздушные и подводные переходы) должны обеспечи-вать безопасное движение судов, составов и плотов и безопасные условия обслуживания сооружений.

Перечни внутренних водных путей, открытых для судоходства, и правила их использования устанавливаются в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР.

3.1.3. Границы водных путей, обслуживаемых управлениями пути и каналов, утверждаются министром речного флота;

обслуживаемых техническими участками и районами гидросоору-жений - Главным управлением водных путей и гидросооружений Министерства речного флота; прорабских и обстановочных участ-ков - управлениями пути и каналов.

3.1.4. В целях продления.навигации пароходствами и управле-ниями пути и каналов должны проводиться специальные мероприя-тия для ускорения вскрытия водоемов и более позднего их замер-зания, а также возможности работы путевых сооружении при отри-цательной температуре воздуха.

3.1.5. По каждому внутреннему водному пути (реке, каналу, во-дохранилищу, озеру) управлениями пути и каналов должны изда-ваться:

а) лоцманская карта или схема судового хода с лоцийным опи-санием (на листах карты, схемы), лоция или наставление для пла-вания с описанием характерных особенностей плавания в данном бассейне и его гидрологической характеристикой;

б) маршрутник, содержащий перечень прибрежных населенных пунктов, портов-пристаней, перекатов, островов, убежищ и т. п. с указанием их расположения (в километрах от условного начала отсчета);

в) атлас волнения на судоходных трассах и акваториях водо-хранилищ и озер в зависимости от направления и силы ветра.

3.1.6. На каждом самоходном судне должны быть лоцманские карты, схемы судовых ходов или лоции, наставления, маршрутники и атласы волнений участков водных путей, в пределах которых дан-ное судно плавает. Суда снабжаются указанными навигационными пособиями их владельцами через службу безопасности судовожде-ния и штурманского обеспечения пароходства или другие органы, издающие руководящие материалы.

3.1.7. Изменения состояния водных путей и судоходной обста-новки, происходящие в течение навигации, должны доводиться до сведения судоводителей с помощью извещений судоводителям, пу-тевых листков и радиобюллетеней, выпускаемых техническими уча-стками пути (районами гидросооружений) и управлениями пути (каналов). По этим материалам судоводители должны производить текущую корректировку лоцманских карт, схем, судовых ходов, маршрутников, наставлений.

В межнавигационный период, после утверждения схемы рас-становки знаков на предстоящую навигацию руководством управ-ления пути (канала), пароходства и судоходной инспекцией, лоц-манские карты, схемы судовых ходов и т. п. должны корректиро-ваться сотрудниками электронавигационных камер или специаль-ными бригадами, созданными из опытных штурманов в местах ба-зирования флота (ремонтно-эксплуатационная база, завод и т. п.), по экземплярам, полученным от управлений пути и каналов.

Суда внутреннего плавания при выходе в море должны иметь навигационные карты и руководства в соответствии с требования-ми Правил корректуры морских карт и руководств для плавания на судах Министерства морского флота СССР.

3.1.8. Суда и составы, плавающие по озерам, водохранилищам и низовым участкам крупных рек, должны.получать через диспет-черов движения или специальные службы информации долгосроч-ные и рейсовые прогнозы погоды и волнения, а также штормовые предупреждения.

3.1.9. Регулирование водного режима комплексных гидроузлов и шлюзованных систем (Условия пропуска половодья, попусков во-ды в нижний бьеф, режим уровней воды в бьефах гидроузлов в на-вигационный и межнавигационный периоды) должно производиться в соответствии с Основными положениями правил использования водных ресурсов, утвержденными Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР.

3.1.10. Разрешения на прокладку подводных и воздушных ли-ний электропередачи и связи, трубопроводов, возведение водопри-емных и сбросных сооружений, причалов, паромов, спортивных баз и других сооружений, разработку карьеров стройматериалов в рус-ле или на пойме реки на водных путях, эксплуатируемых Министер-ством речного флота, а также мостов на путях, кроме магистраль-ных, должны выдаваться управлением пути (канала) по согласова-нию с пароходством и бассейновой судоходной инспекцией.

Строительство шлюзов, каналов и мостов на магистральных водных путях и их габариты должны быть согласованы проекти-рующей организацией с Министерством речного флота РСФСР.

3.1.11. Для проверки условий судоходства на внутренних водных путях и качества содержащейся на них судоходной обстановки ежегодно и не менее двух раз (в начале навигации и осенью) долж-ны проводиться специальные инспекторские осмотры пути комис-сией из представителей управления пути (канала), судоходной инспекции и пароходства.

3.2. ГАБАРИТЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

3.2.1. На путях с развитым судоходством Министерством речно-го флота гарантируются габариты судового хода (глубина, ширина и радиус закругления его оси). Гарантированные габариты судово-го хода по глубине и ширине должны устанавливаться как мини-мальные, так и дифференцированные, в зависимости от фактиче-ского уровня воды.

Перечень водных путей с гарантированными габаритами, вели-чины минимальных гарантированных габаритов судового хода и судоходных уровней, при которых поддерживаются указанные га-бариты, должны утверждаться Министерством речного флота.

3.2.2. Суда, судовые составы и плотосоставы, плавающие по.внутренним водным путям, должны иметь величину осадки и раз-меры в плане, соответствующие габаритам судового хода, запасы под днищем и по ширине, а также предельную длину согласно Пра-вилам плавания по внутренним судоходным путям РСФСР.

3.2.3. Подмостовые габариты судоходных пролетов, которые определяются по ширине расстоянием между внутренними граня-ми опор или устоев при наинизшем судоходном уровне (с учетом конструкции подводной части) и по высоте - возвышением нижне-го пояса пролетного строения моста над расчетным (по нормам про-ектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основным требованиям к расположению мостов) судоход-ным уровнем воды, должны устанавливаться проектирующей орга-низацией в соответствии с действующими нормами проектирования подмостовых габаритов и утверждаться Главным управлением вод-ных путей и гидросооружений Министерства речного флота по согласованию с управлениями пути (каналов), пароходствами и су-доходными инспекциями (для мостов с криволинейным очертанием нижнего пояса габариты устанавливаются от нижней точки криво-линейной части пояса).

Должны также устанавливаться и утверждаться Главным управлением водных путей и гидросооружений Министерства реч-ного флота подмостовые габариты для разводных мостов (в зави-симости от конструкции их пролетного строения и высоты подъема) и трубопроводов, прокладываемых через судоходные реки.

3.2.4. Высота подвески воздушных проводов, линий электропе-редачи и связи, глубина заложения подводных кабелей и трубопро-водов устанавливаются проектной организацией по согласованию с управлениями пути (каналов).

3.2.5. Путевые работы (землечерпательные, выправительные, руслоочистительные, тральные и изыскательские), а также работы» по содержанию судоходной обстановки должны выполняться в со-ответствии с действующими положениями и техническими инструк-циями.

3.3. СУДОХОДНЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

3.3.1. Все судоходные гидротехнические сооружения в период навигации должны находиться в исправном рабочем состоянии и обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действую-щими Правилами технической эксплуатации судоходных гидротех-нических сооружений.

3.3.2. Запрещается движение судов по искусственным водным путям (каналам) со скоростями выше установленных местными. правилами плавания.

3.3.3. При строительстве каналов сопряжения прямолинейных и. криволинейных участков судовых ходов должны производиться в соответствии с Указаниями по проектированию судоходных ка-налов.

3.3.4. Между шлюзами, плотинами, насосными станциями, за-градительными воротами, паромными переправами на каналах, во-доспусками и водосбросами должна быть обеспечена исправно дей-ствующая связь; должна быть также обеспечена их связь с техни-ческими участками пути, районами гидросооружений, гидроузлами,. с диспетчерами движения, судами и энергодиспетчерами системы.

3.3.5. Порядок и сроки ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию весной и вывода из эксплуатации осенью, в связи с окончанием навигации, должны устанавливаться заблаговременно управлением пути (канала) по согласованию с пароходствами, а. для гидросооружений комплексного назначения в случае необхо-димости - и с другими заинтересованными ведомствами и орга-низациями.

3.3.6. Режим наполнения межшлюзовых бьефов и правила про-пуска паводков через сооружения, принадлежащие Министерству речного флота (плотины, водоспуски и др.), должны разрабаты-ваться и утверждаться управлением пути (канала) и, если это не-обходимо, заблаговременно сообщаться всем заинтересованным. организациям и предприятиям.

Порядок пропуска воды через сооружения, режим которых влияет на участки нескольких управлений пути (каналов), должен разрабатываться управлением, в ведении которого находится со-оружение, согласовываться с заинтересованными управлениями и ведомствами и утверждаться Главным управлением водных путей и гидросооружений Министерства речного флота.

3.3.7. Пропуск судов и плотов через шлюзы должен произво-диться согласно Правилам пропуска судов, составов и плотов через:

судоходные шлюзы Единой глубоководной системы европейской части РСФСР, Правилам плавания по внутренним судоходным пу-тям РСФСР, Правилам технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и местным правилам плавания для отдельных каналов и шлюзов.

3.3.8. Очередность пропуска различных категорий судов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы Единой глубоководной системы европей-ской части РСФСР.

3.3.9. Пропуском судов и плотов через шлюзы, расстановкой су-дов в камере шлюза и т. п. руководит вахтенный начальник (дис-петчер) шлюза; его распоряжения, связанные с порядком шлюзова-ния, должны строго выполняться вахтенными начальниками всех без исключения шлюзующихся судов.

3.3.10. Запрещается шлюзование судов и плотов с запасами по ширине и под днищем, не соответствующими требованиям Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, а также судов, имеющих грузотечность, водотечность или находящихся в аварий-ном состоянии.

3.3.11. Шлюзование гребных, моторных лодок и шлюпок, принад-лежащих государственным, кооперативным, спортивным организа-циям и частным лицам, производится только в исключительных слу-чаях по разрешению управлений пути (каналов).

Правила шлюзования маломерных судов должны быть вывеше-ны перед входом в шлюз.

3.3.12. Пропуск судов и плотов через гидроузлы в период их строительства или временной эксплуатации судоходных сооружений должен производиться по особым правилам, разрабатываемым ли-нейными организациями (управлением пути или канала, пароход-ством, судоходной инспекцией) Министерства речного флота и строительной организацией гидроузла.

3.3.13. Для проверки технического состояния и содержания гидросооружений ежегодно должны проводиться инспекторские осмотры в соответствии с Правилами технической эксплуатации су-доходных Гидротехнических сооружений.

3.4. СУДОХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

3.4.1. Судоходная обстановка Должна обеспечивать безопас-ное и беспрепятственное плавание судов на водных путях.

В зависимости от интенсивности и характера судоходства долж-на применяться следующая судоходная обстановка:

а) освещаемая, обеспечивающая круглосуточное движение;

б) неосвещаемая, обеспечивающая движение судов только в светлое время суток;

в) светоотражающая для возможности плавания в ночное вре-мя при условии использования судовых прожекторных установок.

3.4.2. Береговые знаки судоходной обстановки должны действо-вать с начала движения судов по водному пути до окончания рас-становки судов на зимний отстой.

Плавучие знаки (бакены, буи) должны выставляться не позд-нее, чем на третий день после очищения реки от льда, и действо-вать до появления ледяного сала (шуги).

3.4.3. Расстановка знаков судоходной обстановки и организа-ция всей работы по обстановке и ее содержанию должны удовлет-ворять требованиям Технической инструкции по содержанию судо-ходной обстановки на внутренних водных путях РСФСР и Правил техники безопасности при выполнении работ по обслуживанию су-доходной обстановки на внутренних водных путях.

Расстановка знаков судоходной обстановки по требованию организаций, не подведомственных Министерству речного флота РСФСР, производится техническими участками пути (районами гидросооружений) на договорных условиях.

3.4.4. Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на внутренних водных путях должны соответствовать действующим ГОСТам.

3.5. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА, ВЕДАЮЩЕГО ВНУТРЕННИМИ ВОДНЫМИ ПУТЯМИ

3.5.1. Ответственность за судоходную обстановку и поддержа-ние гарантированных габаритов пути, а также за техническое со-стояние, содержание судоходных сооружений и организацию про-пуска судов и плотов через них несут начальник и главный инженер технического участка пути (района гидросооружений).

Ответственность за состояние судовых ходов на отдельных уча-стках водного пути несет производитель путевых работ, за пра-вильность расстановки знаков и их исправное действие на обста-новочном участке - путевой мастер, а в пределах обстановочного поста - бригадир или старший постовой рабочий. Ответственность за выдачу своевременной исчерпывающей ин-формации для судоводителей о пропуске судов через шлюзы и пра-вильность шлюзования несет вахтенный начальник шлюза.

Документ

Приложение 3. Удостоверение руководящих и инженерно-технических работников предприятий и организаций морского транспорта о проверке знаний Правил безопасной эксплуатации оборудования

  • Правила плавания по внутренним водным путям российской федерации (2)

    Пояснительная записка

    Проект Правил выполнен специалистами кафедры Судовождения Новосибирской Государственной академии водного транспорта и специалистами Обского управления Госречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с участием специалистов

  • Содержание: о правилах технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов

    Документ

    ЗАО «ЦНИИМФ» разработал отраслевой документ РД 31.1.02-04 «Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов» на основе и взамен руководящего документа РД 31.

  • Правила пожарной безопасности в лесной промышленности ппбо-157-90

    Документ

    С вводом настоящих Правил действие “Правил пожарной безопасности лесной, деревообрабатывающей промышленности” (ППБО 117-81), утвержденных Минлеспромом СССР 26 июня 1981 г.

  • Рулевое устройство

    Рулевое устройство судна должно удовлетворять требованиями правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать надежное управление судном.

    Капитан самоходного судна (на несамоходном - шкипер) должен систематически не реже одного раза в неделю, осматривать рулевое устройство и проверять исправность всех его деталей и узлов. В случае касания судном грунта или удара рулем (насадкой) должен быть произведен внеочередной осмотр.

    При осмотрах рулевого устройства и технических уходах за ним необходимо следить за смазкой всех трущихся частей и исправностью деталей крепления и соединения рулевого устройства, а у гидравлического рулевого устройства – за наличием рабочей жидкости в гидравлической системе, плотностью соединений и исправностью уплотняющих элементов, проверять предохранительные клапаны.

    Осмотр и обслуживание электрооборудования рулевого устройства должны производиться в объемах и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составляемыми в соответствии с действующими правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.

    Результаты осмотра и исправность действия рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.

    Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или в зашлюзованную систему вахтенный начальник должен осмотреть и проверить в действии рулевое устройство.

    Результаты осмотра и проверки должны быть отражены в вахтенном журнале.

    Выпускать судно в эксплуатацию при неисправном рулевом устройстве (за исключением судов, эксплуатация которых предусмотрена без рулевого устройства) запрещается, если:

    а) время перекладки руля с борта на полном переднем ходе на самоходных судах с механизмами и электрическим приводом превышает 30 сек., с ручным приводом – 60 сек.;

    б) время перехода с одного управления рулем на запасное превышает 30 сек.;

    в) число разорванных проволок в штуртросе из стального каната превышает 10% от общего количества проволок на длине шесть диаметров или износ цепей цепкого штуртроса превышает 100%;

    г) неисправен аксиометр или погрешность показаний его превышает: 1° при положении руля в диаметральной плоскости; 1,5° при углах перекладки от 0 до 5°;2,5° при углах перекладки свыше 5°;

    д) при валиковой проводке от рулевой машины к рулю слышен стук валиков о палубу, износ шестерен препятствует нормальной работе рулевого устройства;

    е) слабина каната и цепи штуртроса вызывает самопроизвольное спадание каната и цепи с блоков или заклинивание штуртроса между блоками, звездочками и обоймой;

    ж) не обеспечена исправность электрических рулевых устройств, в том числе электроцепей контроля положения пера руля;

    з) обнаружена утечка рабочей жидкости у гидравлических рулевых устройств;

    и) не обеспечено нормальное движение любого элемента рулевого устройства, не закреплен кожух рулевой машины, стоящей в рулевой рубке;

    к) не включается немедленно автоматически аварийный электрический привод при неисправности основного привода электрического рулевого устройства (при подаче электроэнергии на рулевое устройство от буферных аккумуляторных батарей);

    л) при перекладке руля на предельный угол на один борт привод не отключается или не обеспечивается перекладка руля на другой борт;

    м) неисправны подруливающие устройства на судне.

    Якорные устройства

    Якорное устройство судна должно удовлетворять требованиям правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъем якорей и надежную стоянку на них судна, а для буксира- толкача- всего состава.

    На нефтеналивных судах якорное устройство должно дополнительно удовлетворять требованиям Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах.

    Якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть всегда готово к действию. Капитан самоходного судна (шкипер несамоходного) должен систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать якорное устройство, проверять техническое состояние всех его деталей и узлов.

    При осмотрах якорного устройства и технических уходах за ним необходимо особенно тщательно проверять наличие смазки на трущихся частях брашпилей и шпилей, а также уровень масла в редукторах, надежность крепления якорей тормозов и стопорами, надежность соединения коренных концов якорных концов якорных цепей с устройствами для их отдачи, исправность устройства для закрепления и отдачи коренного конца якорной цепи и самой якорной цепи, штыри соединительных звеньев.

    Необходимо следить за наличием и состоянием кожухов на якорных механизмах и постоянно поддерживать их в исправности.

    Осмотр и обслуживание электрооборудования якорных устройств должны производится в объеме и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составленными в соответствии с действующими Правилами обслуживания электрооборудования и ухода за ним.

    Осмотр и обслуживания мотобрашпилей должны производиться в объеме и в сроки, предусмотренные инструкцией по их эксплуатации.

    Результаты осмотра и исправность действия якорного устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.

    Запрещается выпускать судно в эксплуатацию при несоответствии якорного снабжения установленным нормам или неисправности якорного устройства, если:

    а) якорные цепи не помещаются в цепных ящиках (размеры последних не соответствуют длине укладываемой цепи), концы цепей ненадежно прикреплены к набору корпуса с помощью жвака-галса;

    б) уменьшение диаметра цепей вследствие их износа превышает 20%, а у судов смешанного плавания – 10%;

    в) обнаружены звенья с выпавшими контрфорсами (распорками);

    г) звенья, скобы и стопоры цепей, тормозы якорной машины имеют трещины или повреждения;

    д) якорная цепь проскакивает в звездочке брашпиля, шпиля или в щеколде стопора;

    е) неисправны стопоры цепей, тормозное устройство брашпиля и шпиля, а также узлы дистанционной отдачи якоря;

    ж) при отсутствии дистанционной отдачи якорной цепи не обеспечена возможность отдачи жвака-галса усилиями одного человека;

    з) износ клюзов и споров препятствует нормальной работе устройства;

    и) ненадежно действует дистанционная отдача якорей из рулевой рубки;

    к) якорные цепи не подвергались испытанию и не имеют соответствующего свидетельства (установка новых якорных цепей должны допускаться только при наличии паспорта, выданного заводом- изготовителем цепей).

    Швартовые устройства

    Швартовые устройства (швартовые лебедки, шпили, кнехты, киповые планки) должны быть прочно закреплены на фундаментах и на корпусе судна, обеспечивать надежное удержание судна при его стоянке у пирсов, причалах и других судов, а также сохранность тросов и безопасное выполнение швартовых работ.

    На нефтеналивных судах швартовые устройства должны также удовлетворять требованиям Правил пожарной безопасности на нефтеналивном флоте.

    Швартовые кнехты, киповые планки, утки, роульсы, клюзы и их крепление к корпусу судна должны быть исправными. Износ этих деталей, при котором образуются острые кромки, приводящие к изгибам, заломам или разрывам швартовых тросов, не допускается.

    Все стальные тросы и трущиеся части швартовых устройств должны быть своевременно смазаны канатной мазью, солидолом, техническим вазелином или другой равноценной смазкой, особенно на время длительного бездействия.

    Техническая эксплуатация автоматического швартового устройства должна производиться в полном соответствии с инструкцией по эксплуатации. Независимо от наличия и исправности действия автоматического швартовного устройства швартовные средства с ручным обслуживанием должны всегда быть готовы к действию.

    Для швартовых стальных тросов число разорванных проволок не должно превышать 20% общего количества проволок на длине шесть диаметров.

    При износе или коррозии проволок троса, достигающих 20% и долее первоначального диаметра проволок, швартовый трос должен быть забракован.

    Все соединения должны быть тщательно выполнены и защищены бензелями, все колышки выправлены. Ходовой конец швартовой должны иметь огон и находится на верху бухты, а концы швартовой должны быть защищены бензелями.

    Капроновые и пеньковые канаты, используемые в качестве швартовых и буксирных тросов, должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий на их поставку.

    При эксплуатации капроновых и пеньковых канатов должны быть соблюдены следующие требования:

    а) поверхность барабанов швартовых механизмов, шкивов, кнехтов, роульсов не должны иметь выбоин, заусениц, ржавчины;

    б) диаметр барабана, на который выбирается капроновый канат, должен быть не менее шестикратного диаметра каната, диаметр шкива – не менее 6-8 диаметров и по ширине – на 25% более диаметра каната;

    в) в качестве стопора необходимо использовать только растительный канат;

    г) на кнехты должно накладываться не менее восьми шлагов, причем верхние шлаги должны быть закреплены схватками из растительного троса;

    д) капроновые канаты использовать и хранить при температуре от – 20 до 40ْ С;

    е) периодически (не реже одного раза в два месяца) капроновый канат во избежание и искрения и вследствие накопления статического электричества необходимо обрабатывать двухпроцентным раствором хлористого натрия в течение суток.

    Капроновые и пеньковые канаты подлежат осмотру и выбраковке один раз в три месяца, а для судов, швартующихся ежедневно, - ежемесячно.

    Запрещается использовать капроновые канаты, если:

    а) обнаружены признаки истирания с разрывом волокон (разрезы, смещение прядей и другие явные дефекты);

    б) при рабочих нагрузках канат удлиняется более чем на 25% и после снятия нагрузки не восстанавливает свою первоначальную длину;

    в) канат до его использования на танкерах и судах, перевозящих огнеопасные грузы, не подвергся предварительной антистатической обработке.

    Запрещается использовать швартовые кнехты в качестве буксирных, если прочность их и способ крепления к корпусу не удовлетворяют соответствующим требованиям.

    Вывод

    После прохождения учебной плавательской практики мы ознакомились с:

      Правилами плавания на Внутренних Водных Путях РФ

    В этом разделе мы узнали основные термины и обозначения огней, схему их расположения на судне, а также дальность видимости судовых огней.

      Уставом службы на судах ВВП

    В уставе мы ознакомились с экипажем судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. Мы узнали об обязанностях каждого члена судового экипажа, о их повседневной службе, распорядке жизни и быте.

      Наставлениями по борьбе за живучесть судов

    То есть с общими положениями, такие как: живучесть судна, пожарная безопасность судна и живучесть судовой техники. Узнали организацию борьбы за живучесть судна и изучили перечень первичных мероприятий.

      Правилами технической эксплуатации речного транспорта

    Узнали о судовых устройствах, такие как: рулевое устройство, швартовые и якорные устройства.

    Список использованной литературы

      Правила плавания по ВВП РФ

      Устав службы на судах ВВП

      Наставление по борьбе за живучесть судна « НБЖС» РФ-86

      Организация борьбы за живучесть судна

      Правила технической эксплуатации речного транспорта.

    · Распространение требований ПТЭ (пр. 1.4).

    · Требования к лицам, поступающим работать на речной транспорт, в том числе к плавсоставу судов (пр.2.9).

    · Навигационные пособия, издаваемые по каждому внутреннему водному пути (реке, каналу, водохранилищу, озеру). Наличие пособий на судах, их корректировка (пр. 3.1.5,3.1.6,3.1.7).

    · Информация для судов и составов, плавающих на участках пути, отнесенных Российским Речным Регистром к разряду «М» и «О» (пр.3.1.8 с дополнениями).

    · Габариты внутренних водных путей. Судоходные гидротехнические сооружения.

    Судоходная обстановка (пр. 3.2-3.4).

    · Требованиям каких Правил должны удовлетворять характеристики и техническое состояние судов (пр. 4.1.1).

    · Сроки и документальное оформление осмотра судна, его механизмов, оборудования и устройств. Действия капитана при обнаружении повреждений (пр. 4.1.3,4.1.4).

    · Требования к судам, вводимым в эксплуатацию (пр. 4.1.5).

    · Обязанности судового экипажа и судовладельца по технической эксплуатации судов (пр. 4.1.11).

    · Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при выполнении ремонтных работ на судне (силами экипажа, береговыми работниками судовладельца) (пр. 4.1.16).

    · Ответственность за соблюдение правил техники безопасности во время несения вахт на судне (пр. 4.1.17).

    · Требованию к судовому (вахтенному) журналу (пр. 4.1.23).

    · Требования к корпусу судна. Обеспечение водонепроницаемости. Запрещения при эксплуатации (пр. 4.2).

    · Требования к рулевому устройству. Запрещение выпуска судна в эксплуатацию (пр. 4.3.1.1-4.3.1.4).

    · Требования к якорному устройству. Запрещения выпуска судна в эксплуатацию (пр. 4.3.2).

    · Требования к швартовным устройствам и стальному швартовному канату (пр. 4.3.3.1-4.3.3.4).

    · Требования к капроновым и пеньковым канатам, используемых в качестве

    швартовных и буксирных тросов (пр. 4.3.3.5 - 4.3.3.8).

    · Требования к буксирным и сцепным устройствам (пр. 4.3.5).

    · Требования к судовым мачтам (пр. 4.3.6).

    · Требования к средствам сигнализации и связи (пр. 4.3.7). Судовые радиостанции, правила пользования радиосвязью, прием и передача сообщений о бедствии, безопасности, срочной и навигационной информации. Внутрисудовая сигнализация, пиротехнические сигнальные средства.

    · Дельные вещи и требования к ним (пр. 4.3.8).

    · Основные требования при эксплуатации ССУ, систем, механизмов с позиций безопасности плавания (пр. 4.5.1.1).

    · Правила эксплуатации систем дистанционного управления главными двигателями и другими машинами и механизмами (пр. 4.5.1.2).

    · Порядок отправления судов в рейс. Запрещения на отправление в рейс (пр. 8.2.7­8.2.10).

    · Действия вахтенного начальника и капитана судна при угрозе вынужденной остановки судна или состава (пр. 8.2.18).

    · Требования к командному составу скоростных, пригородных и внутригородских линий и переправ при заступлении на вахту. Ответственность за организацию проверки и выход судов в рейс (пр. 8.3.4).


    Правила производства погрузо-разгрузочных работ,

    Организация перевозок пассажиров, багажа и почты

    · Основные требования к загрузке судна из условий обеспечения необходимой плавучести, остойчивости, прочности корпуса, максимального использования вместимости и последовательности загрузки партий различных грузов.

    · Номенклатура грузов. Тарифные нормы загрузки судов.

    · Понятие о грузовом плане. Подготовка судна (трюмов) к приему грузов.

    · Правила погрузки, укладки и крепления тарно-штучных грузов (ящики, мешки,

    бочки, контейнеры и др.),

    · Технология погрузки и разгрузки сыпучих грузов (угля, зерна и т.д.),

    · Особенности погрузки, размещения тяжеловесов, палубного груза и леса.

    · Правила приема к перевозке и сдачи грузов грузополучателю, оформления транспортных документов. Коммерческий акт. Акт общей формы. Кем составляются и подписываются.

    · Порядок посадки и высадки пассажиров. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок, обязанности и ответственность экипажа судна при перевозке пассажиров.

    · Нормы снабжения пассажирских судов спасательными средствами

    (коллективными, индивидуальными). Порядок поддержания спасательных средств и устройств в постоянной готовности.

    · Специальные требования к проходам, трапам и иллюминаторам на пассажирских судах.

    · Эвакуация пассажиров в различных условиях: пожар, потеря плавучести, на воду, на берег.

    · Порядок проведения судовых тревог на пассажирских судах.

    · Специальные требования Особенностей движения и стоянки судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна в части обеспечения безопасности плавания пассажирских судов.

    · Порядок приема, перевозки и сдачи багажа и почты, ответственность за их сохранность.

    Перевозка опасных грузов

    · Классификация опасных грузов.

    · Подготовка судна к перевозке опасных грузов. Технические требования к судам.

    · Совместная перевозка различных опасных грузов на одном судне. Маркировка грузов.

    · Организация погрузо-разгрузочных работ с опасными грузами в порту.

    · Правила техники безопасности при перевозках, хранении и перегрузке опасных грузов.

    · Индивидуальные средства защиты, применяемые при работе с опасными грузами.

    Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

    · Распространение Кодекса ВВТ РФ (п. 2 статьи 1).

    · Внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения, их использование в целях судоходства (ст. 7 п.Г).

    · Состав судовых документов (ст. 14).

    · Состав экипажа судна. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного

    судна (ст.26).

    · Требования, предъявляемые к экипажу судна (ст. 27).

    · Капитан судна (ст. 30).

    · Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне (ст. 31).

    · Обязанности капитана судна в случае рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне (ст. 32).


    · Обязанности судовладельца по обеспечению безопасности судоходства (ст. 34, пункты 1,2).

    · Основные права и обязанности бассейновых государственных управлений водных путей и судоходства (ст. 34 п. 4).

    · Классификация и технический надзор за судами (ст. 35).

    · Надзор за безопасностью эксплуатации судов. Бассейновые Управления государственного надзора на ВВТ. Цели и задачи осмотров судов работниками указанного надзорного органа (ст, 36).

    · Договор о спасании (ст. 124).

    · Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна (ст. 126).

    · Буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов (Ст.88 - 94)

    Кодекс

    Российской Федерации об административных правонарушениях

    Командный состав должен знать вид административных наказаний по фактам следующих нарушений Правил (административных правонарушений), а также порядок наложения административного наказания (составление протокола, постановления) и его обжалования.

    · Нарушение Правил плавания (ст. 11.7).

    · Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления (ст. 11.8).

    · Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9).

    · Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (ст. 11.6).

    · Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта (ст. 11.10).

    · Нарушения правил погрузки и разгрузки судов (ст. 11.11).

    · Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14).

    Положение

    О минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов

    · На какие суда распространяется Положение о минимальном составе экипажа.

    · Условия формирования минимального состава экипажа транспортных судов.

    · Что определяет минимальный состав экипажа судна; запрещения эксплуатации судов.

    · Порядок оформления Свидетельства о минимальном составе экипажа транспортного

    судна. Срок действия Свидетельства. Случаи утраты силы Свидетельства о

    минимальном составе и его переоформления.

    · В каких случаях в штат самоходного транспортного судна добавляется командный или рядовой состав.

    · Требования к составу вахты в соответствии со Свидетельством о минимальном составе экипажа.

    · Порядок (условия) формирования штатного расписания экипажа судна.


    Положение

    о диспетчерском регулировании движения судов по ВВП РФ (Утверждено приказом Минтранса РФ от 24 апреля 2002 года № 55)

    · Задачи диспетчерского регулирования движения судов по ВВП РФ. Орган регулирования. Диспетчерский (контрольный) пункт.

    · Порядок формирования несамоходных и буксирных судов в составы.

    · Обязанности капитана (вахтенного начальника) при подходе к регулируемому участку пути.

    · Порядок выхода судов класса «Р» и «О» на участки водного пути разряда «О».

    · Порядок выхода судов класса «О», «М» и выше на участки водного пути разряда «О» и «М»

    · Действия капитана при получении сигнала бедствия от диспетчера или другого судна.

    · Информация капитана судна класса «О» и «М» диспетчеру контрольного пункта при принятии самостоятельного решения о выходе на участок разряда «О» и «М» и плавании по данному участку.

    · Случаи запрещения или приостановления движения судов диспетчером органа

    регулирования.

    Утверждены

    и введены в действие

    Приказом министра

    речного флота РСФСР

    Переизданы

    с изменениями и дополнениями,

    внесенными Приказом

    Министерства транспорта РФ

    N 25 от 29.04.1999

    ПРАВИЛА

    ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

    Настоящие Правила изданы взамен ранее действовавших Правил технической эксплуатации

    Речного транспорта РСФСР, утвержденных в 1960 г.

    Правила устанавливают общие обязанности работников речного транспорта, основные

    Технические требования, предъявляемые к содержанию и эксплуатации флота, судоходной

    Обстановки, гидротехнических сооружений, портов-пристаней, судоремонтных и промышленных

    Предприятий, средств судовождения и связи, а также важнейшие принципы организации работы

    Транспортного, технического и специального флота портов-пристаней.

    Раздел 1

    Общие положения

    www.alppp.ru.

    1.1. Правила технической эксплуатации речного транспорта разрабатываются, утверждаются и

    Вводятся в действие Министерством речного флота в соответствии с Уставом внутреннего водного

    Транспорта Союза ССР и обязательны для всех подразделений и работников речного транспорта.

    1.2. Правила технической эксплуатации речного транспорта предусматривают строгое

    Соблюдение всех требований, установленных заводами - изготовителями технических средств в

    Правилах, инструкциях, руководствах и наставлениях по их эксплуатации.

    Издаваемые в системе Министерства речного флота специальные правила, инструкции,

    Руководства и указания, относящиеся к технической эксплуатации средств речного транспорта,

    Должны строго соответствовать настоящим Правилам и базироваться на прогрессивном опыте в

    Данной области.

    1.3. Водные пути, гидротехнические сооружения, флот, судоремонтные и промышленные

    Предприятия, порты-пристани, средства связи и электрорадионавигации и другие технические

    Средства речного транспорта по своим важнейшим технико-экономическим и эксплуатационным

    Характеристикам должны соответствовать друг другу и обеспечивать ритмичное выполнение плана

    Грузовых и пассажирских перевозок, сохранность и своевременную доставку грузов, рациональное

    Использование флота, безопасность движения судов и максимальное сокращение транспортных

    Издержек.

    1.4. Выполнение требований настоящих Правил обязательно при эксплуатации всех

    Находящихся в действии технических средств речного транспорта. Требования Правил

    Распространяются также на вновь проектируемые, строящиеся и переоборудуемые средства речного

    Транспорта.

    1.5. Эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено

    Эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.

    Запрещается также постановка в плановый ремонт технических средств, не обеспеченных

    Ремонтной документацией, установленной действующими положениями.

    1.6. Ввод в эксплуатацию технических средств речного транспорта после их постройки или

    Ремонта должен производиться комиссией, создаваемой в установленном порядке.

    1.7. При эксплуатации технических средств речного транспорта должны строго соблюдаться

    Требования правил, норм, инструкций и указаний по технике безопасности и производственной

    Санитарии, изложенные в соответствующих ведомственных, отраслевых и межотраслевых

    Документах.

    1.8. Во всех подразделениях Министерства речного флота должен изучаться, обобщаться и

    Распространяться передовой опыт технической эксплуатации речного транспорта соответственно

    Профилю данного подразделения.

    1.9. Правила могут быть изменены только приказом министра речного флота.

    1.10. За нарушение настоящих Правил виновные несут ответственность в зависимости от

    Степени и характера нарушений и вызванных ими последствий. Незнание Правил не освобождает

    Виновных от ответственности.

    1.11. Правила технической эксплуатации речного транспорта должны находиться на каждом

    Судне, земснаряде, шлюзе, а также во всех организациях и подразделениях, занимающихся

    Технической эксплуатацией речного транспорта.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    улучшения технического состояния флота, принадлежащего организациям, не подведомственным

    Министерству речного флота, повышения ответственности экипажей судов за техническое состояние

    Флота и безопасность плавания по внутренним водным путям действие Правил технической

    Эксплуатации речного транспорта распространяется на эти организации в отношении технического

    Состояния, содержания, оснащения и использования судов.

    Раздел 2

    Общие обязанности работников речного транспорта

    2.1. Основной задачей работников речного транспорта является выполнение государственного

    Плана грузовых и пассажирских перевозок при:

    а) безусловном обеспечении безопасности плавания судов и находящихся на них людей,

    Сохранности перевозимых грузов, судоходных путей и сооружений;

    б) соблюдении сроков доставки грузов и пассажиров, неуклонном повышении

    Производительности труда, снижении себестоимости перевозок, погрузочно-разгрузочных и других

    в) повышении эффективности работы технических средств речного транспорта, достигаемом с

    Наименьшими затратами трудовых, материальных и денежных средств.

    2.2. Каждый работник речного транспорта несет по кругу своих обязанностей личную

    Ответственность за полную безопасность судов и находящихся на них людей. Работники речного

    Транспорта обязаны знать и неуклонно выполнять:

    а) Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР;

    б) Правила технической эксплуатации речного транспорта;

    в) Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, местные правила плавания и

    Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР, Кодекс торгового мореплавания СССР;

    г) Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР;

    д) правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций;

    е) должностные инструкции;

    ж) трудовое законодательство;

    з) правила, инструкции и другие руководящие документы по технической эксплуатации;

    и) правила, нормы, требования, инструкции и указания по технике безопасности и

    Производственной санитарии;

    к) правила и нормативные документы Речного Регистра РСФСР и Регистра СССР;

    л) Правила пожарной безопасности на речном транспорте.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    Объем знаний указанных правил, уставов и инструкций для каждой должности, порядок

    Приемных и повторных испытаний устанавливаются Министерством речного флота РСФСР.

    2.3. Работники речного транспорта, на которых в порядке уплотнения рабочего дня или

    Совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, должны допускаться

    К этой работе только после проверки знания ими соответствующих правил и инструкций.

    2.4. Работники, для которых установлены форменная одежда и знаки различия, при исполнении

    Служебных обязанностей должны быть одеты по форме (за исключением случаев выполнения работ в

    Специально установленной производственной одежде).

    Работники речного транспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно

    2.5. Работники речного транспорта должны сохранять социалистическую собственность -

    Имущество речного транспорта и перевозимые грузы.

    2.6. К занятию должности командного состава на судах внутреннего плавания - капитана

    (командира земснаряда), его помощников, штурмана, механика, электромеханика и их помощников,

    Механика рефрижераторной установки, радиооператора, радиста, шкипера (а также любых

    Работников, совмещающих эти профессии) допускаются лица, имеющие диплом на право работы в

    Этих должностях, выданный в установленном порядке органами Министерства речного флота

    2.7. В целях повышения личной ответственности комсостава за выполнение Правил плавания,

    Правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и Устава службы на судах,

    Обеспечивающих безопасность судоходства и укрепление дисциплины на флоте, к дипломам

    (свидетельствам) должны выдаваться контрольные талоны. Изъятие контрольных талонов у

    Командного состава и восстановление изъятых талонов должны производиться в соответствии с

    Действующим Положением.

    2.8. Члены командного состава должны иметь удостоверение о проведенной проверке знаний

    По технике безопасности рядового состава (электрик, моторист, кочегар, лебедчик, матрос, рулевой и

    Другие, а также работающие по совмещенным профессиям) - диплом или свидетельство на право

    Занятия данной должности, а также отметку в личной карточке о допуске к работе после инструктажа

    По технике безопасности и противопожарной безопасности на рабочем месте.

    2.9. Лица, поступающие работать на речной транспорт, должны подвергаться медицинскому

    Освидетельствованию для определения годности их к выполнению данной работы. В дальнейшем

    Периодическое медицинское освидетельствование этих работников должно производиться в порядке,

    Установленном Министерством речного флота.

    Плавсостав подвергается ежегодному медицинскому освидетельствованию, результаты которого

    Должны быть занесены в санитарный паспорт. В навигационный период санитарный паспорт

    Должен находиться у капитана судна.

    2.10. Порядок комплектования экипажей судов внутреннего плавания, выходящих в морские и

    Прибрежные морские районы плавания, должен полностью соответствовать согласованному

    Междуведомственному протоколу, утвержденному Министерством морского флота СССР и

    Министерством речного флота РСФСР, о разрешении выхода судов внутреннего плавания

    Министерства речного флота в море.

    2.11. Работники речного транспорта обязаны повышать теоретические и практические знания

    По своей специальности самостоятельно и через соответствующую курсовую сеть, учебные

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    комбинаты и факультеты повышения квалификации при средних и высших учебных заведениях.

    2.12. Руководители всех подразделений Министерства речного флота РСФСР обязаны

    Содействовать изучению и выполнению работниками данного подразделения требований настоящих

    Правил и несут за это ответственность.

    2.13. Командный и рядовой состав флота, руководящие и инженерно-технические работники и

    Рабочие предприятий, организаций и управлений Министерства речного флота, непосредственно

    Связанные с технической эксплуатацией речного транспорта, должны изучать и беспрекословно

    Выполнять пункты Правил, которые касаются их непосредственной работы, а также знать общее

    Раздел 3

    Внутренние водные пути и путевые сооружения

    3.1. Общие положения

    3.1.1. Все внутренние водные пути и расположенные на них сооружения (шлюзы, плотины,

    Мосты, переправы, судоподъемники, дамбы, причалы, водозаборы, водосбросы, аварийно-

    Ремонтные заграждения, воздушные и подводные переходы) должны обеспечивать безопасное

    Движение судов, составов и плотов и безопасные условия обслуживания сооружений.

    3.1.2. Содержание в судоходном состоянии внутренних водных путей и путевых сооружений

    Должно обеспечиваться управлениями пути и каналов, техническими участками пути и районами

    Гидросооружений.

    Перечни внутренних водных путей, открытых для судоходства, и правила их использования

    Устанавливаются в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР.

    3.1.3. Границы водных путей, обслуживаемых управлениями пути и каналов, утверждаются

    Министром речного флота;

    Обслуживаемых техническими участками и районами гидросооружений - Главным

    Управлением водных путей и гидросооружений Министерства речного флота;

    Прорабских и обстановочных участков - управлениями пути и каналов.

    3.1.4. В целях продления навигации пароходствами и управлениями пути и каналов должны

    Проводиться специальные мероприятия для ускорения вскрытия водоемов и более позднего их

    Замерзания, а также возможности работы путевых сооружений при отрицательной температуре

    Воздуха.

    3.1.5. По каждому внутреннему водному пути (реке, каналу, водохранилищу, озеру)

    Управлениями пути и каналов должны издаваться:

    а) лоцманская карта или схема судового хода с лоцийным описанием (на листах карты, схемы),

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    лоция или наставление для плавания с описанием характерных особенностей плавания в данном

    Бассейне и его гидрологической характеристикой;

    б) маршрутник, содержащий перечень прибрежных населенных пунктов, портов-пристаней,

    Перекатов, островов, убежищ и т.п. с указанием их расположения (в километрах от условного начала

    Отсчета);

    в) атлас волнения на судоходных трассах и акваториях водохранилищ и озер в зависимости от

    Направления и силы ветра.

    3.1.6. На каждом самоходном судне должны быть лоцманские карты, схемы судовых ходов или

    Лоции, наставления, маршрутники и атласы волнений участков водных путей, в пределах которых

    Данное судно плавает. Суда снабжаются указанными навигационными пособиями их владельцами

    Через службу безопасности судовождения и штурманского обеспечения пароходства или другие

    Органы, издающие руководящие материалы.

    3.1.7. Изменения состояния водных путей и судоходной обстановки, происходящие в течение

    Навигации, должны доводиться до сведения судоводителей с помощью извещений судоводителям,

    Путевых листков и радиобюллетеней, выпускаемых техническими участками пути (районами

    Гидросооружений) и управлениями пути (каналов). По этим материалам судоводители должны

    Производить текущую корректировку лоцманских карт, схем, судовых ходов, маршрутников,

    Наставлений.

    В межнавигационный период, после утверждения схемы расстановки знаков на предстоящую

    Навигацию руководством управления пути (канала), пароходства и судоходной инспекцией,

    Лоцманские карты, схемы судовых ходов и т.п. должны корректироваться сотрудниками

    Электронавигационных камер или специальными бригадами, созданными из опытных штурманов в

    Местах базирования флота (ремонтно-эксплуатационная база, завод и т.п.), по экземплярам,

    Полученным от управлений пути и каналов.

    Суда внутреннего плавания при выходе в море должны иметь навигационные карты и

    Руководства в соответствии с требованиями Правил корректуры морских карт и руководств для

    Плавания на судах Министерства морского флота СССР.

    3.1.8. Суда и составы, плавающие по озерам, водохранилищам, отнесенным к разрядам "М" и "О"

    Правилами Российского Речного Реестра, и низовым участкам крупных рек, должны получать через

    Диспетчеров движения или специальные службы информации долгосрочные и рейсовые прогнозы

    Погоды и волнения, а также штормовые предупреждения.

    3.1.9. Регулирование водного режима комплексных гидроузлов и шлюзованных систем (условия

    Пропуска половодья, попусков воды в нижний бьеф, режим уровней воды в бьефах гидроузлов в

    Навигационный и межнавигационный периоды) должно производиться в соответствии с

    Основными положениями правил использования водных ресурсов, утвержденными Министерством

    Мелиорации и водного хозяйства РСФСР.

    3.1.10. Разрешения на прокладку подводных и воздушных линий электропередачи и связи,

    Трубопроводов, возведение водоприемных и сбросных сооружений, причалов, паромов, спортивных

    Баз и других сооружений, разработку карьеров стройматериалов в русле или на пойме реки на водных

    Путях, эксплуатируемых Министерством речного флота, а также мостов на путях, кроме

    Магистральных, должны выдаваться управлением пути (канала) по согласованию с пароходством и

    Бассейновой судоходной инспекцией.

    Строительство шлюзов, каналов и мостов на магистральных водных путях и их габариты

    Должны быть согласованы проектирующей организацией с Министерством речного флота РСФСР.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    3.1.11. Для проверки условий судоходства на внутренних водных путях и качества

    Осенью) должны проводиться специальные инспекторские осмотры пути комиссией из

    Представителей управления пути (канала), судоходной инспекции и пароходства.

    3.2. Габариты внутренних водных путей

    3.2.1. На путях с развитым судоходством Министерством речного флота гарантируются

    Габариты судового хода (глубина, ширина и радиус закругления его оси). Гарантированные габариты

    Судового хода по глубине и ширине должны устанавливаться как минимальные, так и

    Дифференцированные, в зависимости от фактического уровня воды.

    Перечень водных путей с гарантированными габаритами, величины минимальных

    Гарантированных габаритов судового хода и судоходных уровней, при которых поддерживаются

    Указанные габариты, должны утверждаться Министерством речного флота.

    3.2.2. Суда, судовые составы и плотосоставы, плавающие по внутренним водным путям,

    Должны иметь величину осадки и размеры в плане, соответствующие габаритам судового хода,

    Запасы под днищем и по ширине, а также предельную длину согласно Правилам плавания по

    Внутренним судоходным путям РСФСР.

    3.2.3. Подмостовые габариты судоходных пролетов, которые определяются по ширине

    Расстоянием между внутренними гранями опор или устоев при наинизшем судоходном уровне (с

    Учетом конструкции подводной части) и по высоте - возвышением нижнего пояса пролетного

    Строения моста над расчетным (по нормам проектирования подмостовых габаритов на судоходных и

    Сплавных реках и основным требованиям к расположению мостов) судоходным уровнем воды,

    Должны устанавливаться проектирующей организацией в соответствии с действующими нормами

    Проектирования подмостовых габаритов и утверждаться Главным управлением водных путей и

    Гидросооружений Министерства речного флота по согласованию с управлениями пути (каналов),

    Пароходствами и судоходными инспекциями (для мостов с криволинейным очертанием нижнего

    Пояса габариты устанавливаются от нижней точки криволинейной части пояса).

    Должны также устанавливаться и утверждаться Главным управлением водных путей и

    Гидросооружений Министерства речного флота подмостовые габариты для разводных мостов (в

    Зависимости от конструкции их пролетного строения и высоты подъема) и трубопроводов,

    Прокладываемых через судоходные реки.

    3.2.4. Высота подвески воздушных проводов, линий электропередачи и связи, глубина

    Заложения подводных кабелей и трубопроводов устанавливаются проектной организацией по

    Согласованию с управлениями пути (каналов).

    3.2.5. Путевые работы (землечерпательные, выправительные, руслоочистительные, тральные и

    Изыскательские), а также работы по содержанию судоходной обстановки должны выполняться в

    Соответствии с действующими положениями и техническими инструкциями.

    3.3. Судоходные гидротехнические сооружения

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    3.3.1. Все судоходные гидротехнические сооружения в период навигации должны находиться в

    Исправном рабочем состоянии и обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с

    Действующими Правилами технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений.

    Выше установленных местными правилами плавания.

    3.3.3. При строительстве каналов сопряжения прямолинейных и криволинейных участков

    Судовых ходов должны производиться в соответствии с Указаниями по проектированию судоходных

    Каналов.

    3.3.4. Между шлюзами, плотинами, насосными станциями, заградительными воротами,

    Паромными переправами на каналах, водоспусками и водосбросами должна быть обеспечена

    Исправно действующая связь; должна быть также обеспечена их связь с техническими участками

    Пути, районами гидросооружений, гидроузлами, с диспетчерами движения, судами и

    Энергодиспетчерами системы.

    3.3.5. Порядок и сроки ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию весной и вывода из

    Эксплуатации осенью, в связи с окончанием навигации, должны устанавливаться заблаговременно

    Управлением пути (канала) по согласованию с пароходствами, а для гидросооружений комплексного

    Назначения в случае необходимости - и с другими заинтересованными ведомствами и

    Организациями.

    3.3.6. Режим наполнения межшлюзовых бьефов и правила пропуска паводков через сооружения,

    Принадлежащие Министерству речного флота (плотины, водоспуски и др.), должны разрабатываться

    И утверждаться управлением пути (канала) и, если это необходимо, заблаговременно сообщаться всем

    Заинтересованным организациям и предприятиям.

    Порядок пропуска воды через сооружения, режим которых влияет на участки нескольких

    Управлений пути (каналов), должен разрабатываться управлением, в ведении которого находится

    Сооружение, согласовываться с заинтересованными управлениями и ведомствами и утверждаться

    Главным управлением водных путей и гидросооружений Министерства речного флота.

    3.3.7. Пропуск судов и плотов через шлюзы должен производиться согласно Правилам пропуска

    Судов, составов и плотов через судоходные шлюзы Единой глубоководной системы европейской

    Части РСФСР, Правилам плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, Правилам

    Технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и местным правилам плавания

    Для отдельных каналов и шлюзов.

    3.3.8. Очередность пропуска различных категорий судов через шлюзы определяется Правилами

    Пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы Единой глубоководной системы

    Европейской части РСФСР.

    3.3.9. Пропуском судов и плотов через шлюзы, расстановкой судов в камере шлюза и т.п.

    Руководит вахтенный начальник (диспетчер) шлюза; его распоряжения, связанные с порядком

    Шлюзования, должны строго выполняться вахтенными начальниками всех без исключения

    Шлюзующихся судов.

    Соответствующими требованиям Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, а

    Также судов, имеющих грузотечность, водотечность или находящихся в аварийном состоянии.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    3.3.11. Шлюзование гребных, моторных лодок и шлюпок, принадлежащих государственным,

    Кооперативным, спортивным организациям и частным лицам, производится только в

    Исключительных случаях по разрешению управлений пути (каналов).

    Правила шлюзования маломерных судов должны быть вывешены перед входом в шлюз.

    3.3.12. Пропуск судов и плотов через гидроузлы в период их строительства или временной

    Эксплуатации судоходных сооружений должен производиться по особым правилам,

    Разрабатываемым линейными организациями (управлением пути или канала, пароходством,

    Судоходной инспекцией) Министерства речного флота и строительной организацией гидроузла.

    3.3.13. Для проверки технического состояния и содержания гидросооружений ежегодно должны

    Проводиться инспекторские осмотры в соответствии с Правилами технической эксплуатации

    Судоходных гидротехнических сооружений.

    3.4. Судоходная обстановка

    3.4.1. Судоходная обстановка должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание

    Судов на водных путях.

    В зависимости от интенсивности и характера судоходства должна применяться следующая

    Судоходная обстановка:

    а) освещаемая, обеспечивающая круглосуточное движение;

    б) неосвещаемая, обеспечивающая движение судов только в светлое время суток;

    в) светоотражающая, для возможности плавания в ночное время при условии использования

    Судовых прожекторных установок.

    3.4.2. Береговые знаки судоходной обстановки должны действовать с начала движения судов по

    Водному пути до окончания расстановки судов на зимний отстой.

    Плавучие знаки (бакены, буи) должны выставляться не позднее чем на третий день после

    Очищения реки от льда и действовать до появления ледяного сала (шуги).

    3.4.3. Расстановка знаков судоходной обстановки и организация всей работы по обстановке и ее

    Судоходной обстановки на внутренних водных путях РСФСР и Правил техники безопасности при

    Выполнении работ по обслуживанию судоходной обстановки на внутренних водных путях.

    Расстановка знаков судоходной обстановки по требованию организаций, не подведомственных

    Министерству речного флота РСФСР, производится техническими участками пути (районами

    Гидросооружений) на договорных условиях.

    3.4.4. Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на

    Внутренних водных путях должны соответствовать действующим ГОСТам.

    3.5. Обязанности и ответственность персонала, ведающего

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

    внутренними водными путями

    3.5.1. Ответственность за судоходную обстановку и поддержание гарантированных габаритов

    Пути, а также за техническое состояние, содержание судоходных сооружений и организацию

    Пропуска судов и плотов через них несут начальник и главный инженер технического участка пути

    (района гидросооружений).

    Ответственность за состояние судовых ходов на отдельных участках водного пути несет

    Производитель путевых работ, за правильность расстановки знаков и их исправное действие на

    Обстановочном участке - путевой мастер, а в пределах обстановочного поста - бригадир или старший

    Постовой рабочий.

    Ответственность за выдачу своевременной исчерпывающей информации для судоводителей о

    Пропуске судов через шлюзы и правильность шлюзования несет вахтенный начальник шлюза.

    3.5.2. Обязанности и ответственность работников путевого хозяйства за своевременную

    Информацию судоводителей о состоянии пути и навигационной обстановки, а также за передачу на

    Суда гидрометеорологических прогнозов и штормовых предупреждений регламентируются

    Должностными инструкциями в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного

    Транспорта СССР.